Напоминание

"Методы обучения игре на фортепиано начинающих пианистов"


Автор: Синельникова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: р.п. Романовка Романовского р-на Саратовской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы обучения игре на фортепиано начинающих пианистов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методы обучения игре на фортепиано начинающих пианистов.

Задача начального этапа обучения – введение ребенка в мир музыки, ее

выразительных средств и инструментального воплощения в художественно -

увлекательной и доступной для этого возраста форме.

Искусство обучения начинающих пианистов заключается в умении найти

на

каждом

этапе

необходимый

комплекс

средств

для

гармонического

развития ученика.

Раскрывая основную направленность обучения начинающих пианистов,

Г. Нейгауз отмечал: «Учитель игры на любом инструменте должен быть,

прежде всего, учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем.

Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже

совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель…

должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем

сольфеджио…и игры на фортепиано».

Главным положением в системе комплексного обучения начинающих

пианистов

является

соединение

принципов

музыкально-эстетического

воспитания с исполнительским обучением. Стремление к содержательности,

правдивости исполнения, естественному и красивому звучанию инструмента

в

сочетании

с

последовательным

усвоением

исполнительских

навыков

девиз комплексного обучения.

Методы и приемы, наиболее действенные на начальном этапе обучения:

подготовка

к

восприятию

новых

для

учащегося

художественных

и

пианистических явлений и задач;

исполнительский показ;

прочное закрепление приобретаемых навыков и знаний;

наведение;

словесное пояснение;

прием вычленения простого в сложном.

Каждое новое произведение выдвигает перед учеником новые

исполнительские задачи. Поэтому уже на начальной стадии изучения нового

материала необходима помощь педагога, направленная на подготовку слуха,

сознания и игрового аппарата к активному усвоению нового произведения,

как в целом, так

и отдельных вычлененных деталях (трактовка мелодии,

ритма,

голосоведения,

исполнительского

приема).

Все

эти

средства

направлены на то, чтобы новое стало близким и интересным, сложное -

простым, непонятное – понятным.

Начиная работать над новым произведением, педагог должен, прежде

всего,

увлечь

ученика,

заставить

его

пережить

новую

для

него

музыку.

Исполнение педагогом произведения целиком (не проигрывание, а подлинно

художественное

исполнение)

является

началом

подготовки

ученика

к

восприятию

новой

музыки,

и

если

нужно,

то

дополнить

исполнение

образным словесным пояснением.

В первые месяцы занятий лучше пользоваться методом вычленения

простого из сложного (временно фиксировать внимание ученика на одних

заданиях, допуская при этом лишь приблизительное выполнение других).

Дальнейшее усложнение музыкальной ткани и фортепианной фактуры

выдвигает

новые

трудности.

В

таких

условиях

велика

роль

метода

исполнительского показа, как средства, подсказывающего пути овладения

конкретными исполнительскими задачами и трудностями.

В зависимости от уровня способностей ученика, его быстроты реакций

на

новое

задание,

формы

показа

могут

быть

различными,

например:

гипербализированный

показ,

то

есть

преувеличенное

исполнение,

подчеркнуто демонстрирующее ученику не удающиеся ему звуковые или

технические детали исполнения. Такой показ Г. Нейгауз рекомендовал как

средство, активизирующее образно-эмоциональное восприятие музыки.

При обучении маленьких пианистов можно прибегнуть к преувеличенной

замедленности

темпа

в

метрически

подвижных

фигурах,

то

есть

к

своеобразному

распеванию

пассажа;

заострению

динамической

и

артикуляционной

окраски

ярких

ритмо

-

интонаций;

преувеличению

двигательно – технического приема или тактильного ощущения клавиатуры.

Подчеркивая значение показа произведения в классе, следует

остановиться и на роли связанных с ним словесных пояснений. Их гибкое

сочетание

дает

наиболее

эффективные

результаты

в

развитии

исполнительских навыков ученика и устранении недочетов. Словами можно

дополнить

представления

ребенка

о

художественно-образном

содержании

произведения.

Чем

менее

эмоционален

ребенок,

тем

в

большей

степени

пробуждение исполнительской инициативы и его интереса

к изучаемому

произведению.

Особенно существенна роль показа в соединении со словесными

комментариями при выработке у ученика технических навыков.

Демонстрируя ученику технический прием, мы одновременно включаем

в

показ

выработку

дифференцированного

тактильного

ощущения

клавиатуры, являющегося проводником между внутренним слышанием и его

воспроизведением на инструменте.

Наряду с показом решающая роль в развитии двигательных навыков у

учащихся младших классов принадлежит закреплению технических приемов.

Прибегая

к

неоднократному

показу,

разъяснениям,

утрированию

отрицательных

двигательных

проявлений

ученика,

педагог

добивается

автоматизированного владения движениями.

Описанные выше методы и приемы работы педагога направлены на

активизацию подражательных реакций ученика, характерных для детей 6-7

летнего возраста.

Чем ярче художественно-исполнительская индивидуальность ученика и

его

интеллектуальные

способности,

тем

больший

акцент

в

обучении

переносится с прямых на косвенные приемы педагогического воздействия.

В приеме наведения могут быть использованы близкие детям конкретно-

образные сопоставления данного нового задания с уже ранее усвоенным.

Точно также новый технический прием будет воспринят учеником нагляднее

при его сопоставлении с уже закрепленным ранее пианистическим приемом.

В воспитании самостоятельности ученика прием наводящих вопросов

может

быть

использован

в

таких

заданиях,

как

обозначение

учеником

аппликатуры

в

отдельных

отрывках

произведения

или

цезур

между

мелодическими построениями.

Еще больше активизирует самостоятельность исполнительских решений

анализ исполненного учеником произведения. Нужно выяснить, что удалось в

исполнении, а что нет, и, как, по мнению ученика это нужно сыграть.

Эти методы работы с учащимися младших классов помогут еще больше

укрепить связь обучения с воспитанием и развитием ученика.



В раздел образования