Автор: Синельникова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: р.п. Романовка Романовского р-на Саратовской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы обучения игре на фортепиано начинающих пианистов"
Раздел: дополнительное образование
Методы обучения игре на фортепиано начинающих пианистов.
Задача начального этапа обучения – введение ребенка в мир музыки, ее
выразительных средств и инструментального воплощения в художественно -
увлекательной и доступной для этого возраста форме.
Искусство обучения начинающих пианистов заключается в умении найти
на
каждом
этапе
необходимый
комплекс
средств
для
гармонического
развития ученика.
Раскрывая основную направленность обучения начинающих пианистов,
Г. Нейгауз отмечал: «Учитель игры на любом инструменте должен быть,
прежде всего, учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем.
Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже
совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель…
должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем
сольфеджио…и игры на фортепиано».
Главным положением в системе комплексного обучения начинающих
пианистов
является
соединение
принципов
музыкально-эстетического
воспитания с исполнительским обучением. Стремление к содержательности,
правдивости исполнения, естественному и красивому звучанию инструмента
в
сочетании
с
последовательным
усвоением
исполнительских
навыков
–
девиз комплексного обучения.
Методы и приемы, наиболее действенные на начальном этапе обучения:
подготовка
к
восприятию
новых
для
учащегося
художественных
и
пианистических явлений и задач;
исполнительский показ;
прочное закрепление приобретаемых навыков и знаний;
наведение;
словесное пояснение;
прием вычленения простого в сложном.
Каждое новое произведение выдвигает перед учеником новые
исполнительские задачи. Поэтому уже на начальной стадии изучения нового
материала необходима помощь педагога, направленная на подготовку слуха,
сознания и игрового аппарата к активному усвоению нового произведения,
как в целом, так
и отдельных вычлененных деталях (трактовка мелодии,
ритма,
голосоведения,
исполнительского
приема).
Все
эти
средства
направлены на то, чтобы новое стало близким и интересным, сложное -
простым, непонятное – понятным.
Начиная работать над новым произведением, педагог должен, прежде
всего,
увлечь
ученика,
заставить
его
пережить
новую
для
него
музыку.
Исполнение педагогом произведения целиком (не проигрывание, а подлинно
художественное
исполнение)
является
началом
подготовки
ученика
к
восприятию
новой
музыки,
и
если
нужно,
то
дополнить
исполнение
образным словесным пояснением.
В первые месяцы занятий лучше пользоваться методом вычленения
простого из сложного (временно фиксировать внимание ученика на одних
заданиях, допуская при этом лишь приблизительное выполнение других).
Дальнейшее усложнение музыкальной ткани и фортепианной фактуры
выдвигает
новые
трудности.
В
таких
условиях
велика
роль
метода
исполнительского показа, как средства, подсказывающего пути овладения
конкретными исполнительскими задачами и трудностями.
В зависимости от уровня способностей ученика, его быстроты реакций
на
новое
задание,
формы
показа
могут
быть
различными,
например:
гипербализированный
показ,
то
есть
преувеличенное
исполнение,
подчеркнуто демонстрирующее ученику не удающиеся ему звуковые или
технические детали исполнения. Такой показ Г. Нейгауз рекомендовал как
средство, активизирующее образно-эмоциональное восприятие музыки.
При обучении маленьких пианистов можно прибегнуть к преувеличенной
замедленности
темпа
в
метрически
подвижных
фигурах,
то
есть
к
своеобразному
распеванию
пассажа;
заострению
динамической
и
артикуляционной
окраски
ярких
ритмо
-
интонаций;
преувеличению
двигательно – технического приема или тактильного ощущения клавиатуры.
Подчеркивая значение показа произведения в классе, следует
остановиться и на роли связанных с ним словесных пояснений. Их гибкое
сочетание
дает
наиболее
эффективные
результаты
в
развитии
исполнительских навыков ученика и устранении недочетов. Словами можно
дополнить
представления
ребенка
о
художественно-образном
содержании
произведения.
Чем
менее
эмоционален
ребенок,
тем
в
большей
степени
пробуждение исполнительской инициативы и его интереса
к изучаемому
произведению.
Особенно существенна роль показа в соединении со словесными
комментариями при выработке у ученика технических навыков.
Демонстрируя ученику технический прием, мы одновременно включаем
в
показ
выработку
дифференцированного
тактильного
ощущения
клавиатуры, являющегося проводником между внутренним слышанием и его
воспроизведением на инструменте.
Наряду с показом решающая роль в развитии двигательных навыков у
учащихся младших классов принадлежит закреплению технических приемов.
Прибегая
к
неоднократному
показу,
разъяснениям,
утрированию
отрицательных
двигательных
проявлений
ученика,
педагог
добивается
автоматизированного владения движениями.
Описанные выше методы и приемы работы педагога направлены на
активизацию подражательных реакций ученика, характерных для детей 6-7
летнего возраста.
Чем ярче художественно-исполнительская индивидуальность ученика и
его
интеллектуальные
способности,
тем
больший
акцент
в
обучении
переносится с прямых на косвенные приемы педагогического воздействия.
В приеме наведения могут быть использованы близкие детям конкретно-
образные сопоставления данного нового задания с уже ранее усвоенным.
Точно также новый технический прием будет воспринят учеником нагляднее
при его сопоставлении с уже закрепленным ранее пианистическим приемом.
В воспитании самостоятельности ученика прием наводящих вопросов
может
быть
использован
в
таких
заданиях,
как
обозначение
учеником
аппликатуры
в
отдельных
отрывках
произведения
или
цезур
между
мелодическими построениями.
Еще больше активизирует самостоятельность исполнительских решений
анализ исполненного учеником произведения. Нужно выяснить, что удалось в
исполнении, а что нет, и, как, по мнению ученика это нужно сыграть.
Эти методы работы с учащимися младших классов помогут еще больше
укрепить связь обучения с воспитанием и развитием ученика.