Напоминание

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс.


Автор: Романенко Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по литературному чтению 4 класс.
Раздел: начальное образование





Назад




ППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (2009г.), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 8, утвержденной приказом от 01.09.2015г.

№ 355-од; примерной программы начального общего образования литературному (М.: Просвещение, 2010г.), авторской программы Л.Ф.Климановой,

Бойкиной М.В. Литературное чтение 1-4 классы: программа, планирование, контроль/ А. А. Плешаков, М. В. Бойкина, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова

и др. М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1.

Учебник «Литературное чтение»: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Г. Горецкий,

Л.Ф.Климанов-М.: Просвещение, 2018.

2.

Рабочая

тетрадь

к

учебнику

«Литературное

чтение»:

1

класс:

для

учащихся общеобразовательных

учреждений/

М.В.

Бойкина,

Л.А.

Виноградская.-М.:Просвещение, 2019.

3.Учебник «Литературное чтение»: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Г. Горецкий,

Л.Ф.Климанов-М.: Просвещение, 2018

4.

Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное

чтение»:

2

класс:

для

учащихся общеобразовательных

учреждений/

М.В.

Бойкина,

Л.А.

Виноградская.-М.:Просвещение, 2019

5.

Учебник «Литературное чтение»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.

Голованова. -М.: Просвещение, 2018.

6.

Рабочая

тетрадь

к

учебнику

«Литературное

чтение»:

3

класс:

для

учащихся общеобразовательных

учреждений/

М.В.

Бойкина,

Л.А.

Виноградская.-М.:Просвещение, 2019.

7.

Учебник «Литературное чтение»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Г. Горецкий,

Л.Ф. Климанов - М.: Просвещение, 2018.

8. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение»: 4 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская.

- М.: Просвещение,2019.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего

образования МБОУ СОШ № 8.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и

книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе ственных произведений;

формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав ственных представлений о

добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и

других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

1.

Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного

содержания

литературного

чтения

учащиеся

приобретают

общеучебное

умение

осознанно

читать

тексты,

работать

с

различной

информацией,

интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

2.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний

об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений

и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя

информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3.

Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его

художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с

другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные

художественные произведения на основе прочитанных.

4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой

задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-

этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения

эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки

собственного поведения в жизни.Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают

наиболее важныеи интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

1.Раздел« Круг детского чтения» включает произведения устного народного творчества народов России зарубежных стран, произведения

классиков

отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России. Программа включает все основные литературные жанры:

сказки ,стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

2.Раздел«Виды речевой деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности и работу с разными видами текстов. Раздел

направлен на формирование речевой культуры, на совершенствование коммуникативных навыков , главным из которых является навык чтения.

Чтениепонимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения

(зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона,

пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста. Увеличивается скорость чтения, постепенно вводится чтение про себя с

воспроизведением содержания прочитанного.

На основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге, отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог,

отбирать и использовать изобразительно выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания, передавая основную мысль

текста.

3.Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать

художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.Чтение по ролям.Определение фрагмента для чтения по ролям.

Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Инсценирование.Определение фрагмента для

инсценированные, освоение ролей . Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования.Устное сочинение. Определение темы

прочитанного произведения (то, о чём хотел сказать автор). Определение главной мысли произведения (что главное хотел бы сказать автор).

Определение темы и главной мысли устного высказывания. Презентация высказывания окружающим.

Содержание данного курса заключается в том, что предметом изучения является художественная литература. Которая благодаря своей нравственной

сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося, формирование основ гражданской идентичности, усвоение моральных

норм принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине).

Актуальностьпрограммы решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней

школе не только по курсу данной программы, но и по другим предметам. Освоение содержания данной программы осуществляется с опорой на

межпредметные связи с русским языком, окружающим миром, риторикой и сочетается с внеурочной деятельностью: внеклассные мероприятия,

предметные конкурсы и олимпиады.

При организации учебного процессаособое внимание будет уделено использованию следующихтехнологий:

- информационно-коммуникационнойтехнологии;

-проблемное обучение;

-технология уровневой дифференциации;

различным

формам

проведения

уроков

(обобщающие

уроки-игры,

уроки

словотворчества,

библиотечные

уроки,

читательские

конференции),

использованию интерактивных методов обучения (ролевые игры, творческие лаборатории, проблемные

ситуации) и занимательного материала),

технология коллективного способа обучения (работа в парах).

Организационныеформы обучения: индивидуальные, коллективные, работа в паре, в группе.

Контроль обученностиучащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы над

проектами,

подготовки

творческих

работ,

тестирования,

систематической

проверки

навыка

чтения,

индивидуальных

бесед

по

вопросам

самостоятельного чтения учащихся.

МЕСТО КУРСА « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс « Литературное чтение рассчитан на 414ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных

недель), во 2-3 классах по 136ч (4ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе 102 ч (3 ч в неделю 34 учебные недели).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Обучениелитературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры; средство

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; фор мирование представлений о

Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий, о добре и зле, дружбе, честности; формирование

потребности в систематическом чтении.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

1)формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;

2)формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и

религий;

3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания

наизусть произведений художественной литературы;

4)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

5)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям

иной национальной принадлежности;

6)овладениеначальныминавыками адаптации икшколе, к школьному коллективу;

7)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;

8)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать

поступки героев;

10)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на

безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях

неуспеха;

5)использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6)активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

7)использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях в соответствии с коммуникативными

и познавательными задачами;

8)овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в

соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9)овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации

по

родовидовым

призна кам,

установления

причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10)готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11)умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,

первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. е. овладение

чтением

вслух

и

про

себя,

элементарными

приёмами

анализа

художественных,

научно-познавательных

и

учебных

текстов

с

использованием

элементарных литературоведческих понятий;

4)

использование

разных

видов

чтения

(изучающее

(смысловое),

выборочное,

поисковое);

умение

осознанно

воспринимать

и

оценивать

содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5)

умение

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу,

пользоваться

справочными

источниками

для

понимания

и

получения

дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре делять главную мысль

произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7)

умение

работать

с

разными

видами

текстов,

находить

характерные

особенности

научно-познавательных,

учебных

и

художественных

произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение —

письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про изведения, репродукции

картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей

речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого

высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст.

Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным

выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие

поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться

к выразительному чтению

небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении просебя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения

(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания

этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность произведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их

озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по

ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно - изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало печатания.

Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,

словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, четного и тематического каталога. Самостоятельное

пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия

произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков

героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на

примеpe

народов

России).

Схожесть

тем

и

героев

в

фольклоре

разных народов. Самостоятельное

воспроизведение

текста

с

использованием

выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфи -

ки данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов

и

выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по

аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского

отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, Озаглавливание каждой части и

всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, Озаглавливание; план (в виде назывных предложений из

текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте,

позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание основе

текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характерупоступков героев.

Развитие

наблюдательности

при

чтении

поэтических

текстов.

Развитие

умения

предвосхищать

(предвидеть)

ход

развития

сюжета,

последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного

текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей,

определение

главной

мысли

текста.

Деление

текста

на

части.

Определение

микротем.

Ключевые

или

опорные

слова.

Построение

алгоритма

деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста, Краткий

пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным

материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического произношения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно

задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения обсуждаемому

произведению

(художественному,

учебному,

научно-познавательному).

Умение

проявлять

доброжелательность

к

собеседнику.

Доказательство

собственной тоски зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями

национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного

запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме

ответа

на

вопрос.

Формирование

грамматически

правильной

речи,

эмоциональной

выразительности.

Передача

содержания

прочитанного

или

прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений в рассказе. Самостоятельное

построение

плана

собственного

высказывания.

Отбор

и

использование

выразительных

средств

(синонимы,

антонимы,

сравнения)

с

учётом

особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на

заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы

письменной

речи:

соответствие

содержания

заголовку

(отражение

темы,

места

действия,

характеров

героев),

использование

в

письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),

рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8»

муниципального образования г. Ноябрьск», утвержденным приказом МБОУ СОШ №8 от 01.09.2015г.№ 354-од.

Годовая промежуточная аттестация по литературному чтению проводится в форме мониторингового исследования образовательных достижений

учащихся.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

№ п/п

Дата

Тема, тип урока

Кол

-во

ча-

сов

Элемент содержания

Контрольно-

оценочная

деятельность

план

факт

вид

форма

Раздел 1 « Вводный урок по курсу литературного чтения» (1 ч)

1

1.1

Вводный урок по курсу

литературного чтения.

В мире книг.

Комбинированный урок

1

Знакомство

с

учебником.

Система

условных

обозначений. Содержание учебника.

Текущий

УО

Раздел 2 «Летописи, былины, жития» ( 9 ч)

2

2.1

Былина и ее герои. Былина

«Ильины три поездочки».

Комбинированный урок

1

Развитие речи: составление рассказа об Илье

Муромце, подготовка к пересказу эпизода былины.

Находить историческую правду и литературный

вымысел в произведениях. Языковой анализ текста.

Текущий

УО

3

2.2

Былина «Три поездки Ильи

Муромца».

Комбинированный урок

1

Особенности былины как жанра. Сравнивать текст

летописи с художественным текстом. Поэтический

текст былины. Сказочный характер былины.

Текущий

УО

4

2.3

Летопись «И повесил Олег

щит свой на вратах

Царьграда».

Комбинированный урок

1

Различать жанр «летопись». Особенности летописи

как исторического произведения. События летописи

— основные события Древней Руси. Сравнение

текста летописи и исторических источников.

Текущий

УО

5

2.4

Летопись «И вспомнил Олег

коня своего».

Комбинированный урок

1

Летопись — источник исторических фактов.

Сравнивать текст летописи с художественным

текстом.

Текущий

УО

6

7

2.5

2.6

В. Клыков. «Житие Сергия

Радонежского».

Комбинированный урок

2

Особенности жития как жанра. Находить в тексте

слова, описывающие внешний вид героя, его

характер и поступки

Текущий

УО

8

2.7

Рассказ о битве на Куликовом

поле на основе опорных слов

и репродукций известных

картин.

Комбинированный урок

1

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе

опорных слов и репродукций известных картин.

Текущий

УО

9

2.8

Проект «Создание календаря

исторических событий».

Комбинированный урок

1

Результаты проектной деятельности. Отличительные

особенности летописи, былины, жития

Текущий

П

10

2.9

Оценка достижений.

Комбинированный урок

1

Тематическ

ий

ПР

Раздел 3 «Чудесный мир классики» (19 ч)

11

12

13

14

15

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Что уже знаем и умеем. В

мире книг.

А. С. Пушкин. Стихотворения:

«Няне», «Унылая пора! Очей

очарованье», «Туча».

Комбинированный урок

5

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование

содержания раздела.

Наблюдать за особенностями языка сказок.

Рассказывать о герое произведения, сравнивать его с

другими героями. Авторское отношение к

изображаемому. Интонация стихотворения.

Сравнение произведений словесного

и изобразительного искусства. Заучивание наизусть.

Текущий

УО

16

3.6

Стартовая контрольная

работа.

Урок контроля, коррекции и

оценки знаний.

1

Выявить уровень знаний на начало учебного года.

КР

17

18

19

20

3.7

3.8

3.9

3.10

А. С. Пушкин «Сказка о

мертвой царевне и о семи

богатырях».

Комбинированный урок

4

Мотивы

народной

сказки

в

литературной.

Герои

пушкинской сказки. Характеристика героев сказки,

отношение

к

ним.

Деление

сказки

на

части.

Составление

плана.

Пересказ

основных

эпизодов

сказки.

Текущий

Ч

21

22

23

3.11

3.12

3.13

М. Ю. Лермонтов. Турецкая

сказка «Ашик-Кериб».

Комбинированный урок

3

Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои

турецкой сказки. Характеристика героев,

отношение к ним. Развитие речи: написание отзыва

на произведение

Текущий

УО

24

25

3.14

3.15

Л. Н. Толстой. Повесть

«Детство».

Комбинированный урок

2

Составление характеристики героя. Осознанное,

выразительное чтение текста.

Текущий

УО

26

3.16

А. П. Чехов Детство писателя.

Комбинированный урок

1

Жизнь и творчество А.П.Чехова; смысл

произведения.

Текущий

УО

27

28

3.17

3.18

А. П. Чехов. Рассказ

«Мальчики».

Комбинированный урок

2

Характеристика героев на основе их поступков.

Сравнение характеров главных действующих лиц в

рассказе.

Текущий

УО

29

3.19

Обобщение по разделу

«Чудесный мир классики».

1

Оценка достижений

Тематическ

ий

ПР

Раздел 4 «Поэтическая тетрадь» ( 10 ч)

30

31

4.1

4.2

Что уже знаем и умеем. Как

составлять рассказ по картине.

К. Ушинский «Четыре

желания».

Комбинированный урок

1

2

Находить в тексте средства художественной

выразительности. Соотносить произведения

словесного и изобразительного искусства.

Сравнивать картины природы, созданные художниками

и писателями.

Текущий

УО

32

4.3

Ф. И. Тютчев «Еще земли

печален вид», «Как

неожиданно и ярко».

Комбинированный урок

1

Отбор средств художественной выразительности для

создания картины природы. Познакомятся

с творчеством Ф. И. Тютчева и содержанием его

произведений «Еще земли печален вид», «Как

неожиданно и ярко».

Текущий

Ч

33

4.4

А. А. Фет «Весенний дождь»,

«Бабочка».

Комбинированный урок

1

Картины природы в лирическом стихотворении.

Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп)

стихотворения.

Текущий

Ч

34

4.5

Е. А. Баратынский «Весна,

весна! как воздух чист!», «Где

сладкий шепот моих лесов?».

Комбинированный урок

1

Передача настроения и чувства в стихотворении

Текущий

Ч

35

4.6

И. С. Никитин «В синем небе

плывут над полями…».

Комбинированный урок

1

Изменение картин природы в стихотворении.

Текущий

Ч

36

4.7

Н. А. Некрасов «Саша» (В

сокращении).

1

Выразительное чтение.

Текущий

Ч

Комбинированный урок

37

4.8

И. А. Бунин «Листопад».

Комбинированный урок

1

Картина осени в стихах И. Бунина.

Слово как средство художественной

выразительности. Сравнения, эпитеты.

Текущий

Ч

38

4.9

Оценка достижений.

Комбинированный урок

1

Обобщить знания по данному разделу.

Самостоятельно оценивать своё чтение.

Тематическ

ий

ПР

39

4.10

Контрольная работа за I

полугодие.

Урок контроля, коррекции и

оценки знаний.

1

Оценка достижений

Тематическ

ий

КР

Раздел 5 «Литературные сказки» ( 13 ч)

40

41

42

43

5.1

5.2

5.3

5.4

Что уже знаем и умеем. Как

работать с текстом.

В. Ф. Одоевский «Городок в

табакерке».

Комбинированный урок

4

Сравнивать народные и литературные сказки по

теме, событиям и по главной мысли. Работать со

словом. Использовать художественные приёмы для

создания своих сказок.

Особенности данного литературного жанра. Заглавие

и главные герои литературной сказки. Текст-

описание в содержании художественного

произведения. Деление текста на части. Составление

плана сказки. Подробный пересказ.

Текущий

УО

44

45

46

47

5.5

5.6

5.7

5.8

П. П. Бажов «Серебряное

копытце».

Комбинированный урок

4

Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Заглавие. Герои художественного произведения.

Авторское отношение к героям произведения.

Текущий

УО

48

49

50

51

5.9

5.10

5.11

5.12

С. Т. Аксаков «Аленький

цветочек».

Комбинированный урок

4

Мотивы народных сказок в литературном тексте.

Заглавие. Герои художественного текста. Деление

текста на части. Составление плана. Выборочный

пересказ сказки. Словесное иллюстрирование

Текущий

УО

52

5.13

Оценка достижений.

Урок контроля, коррекции и

оценки знаний.

1

Обобщить знания по данному разделу. Проверять

себя и самостоятельно оценивать свои достижения

на основе диагностической работы, представленной

в учебнике.

Тематическ

ий

ПР

Раздел 6 «Делу время – потехе час» (9 ч)

53

54

55

6.1

6.2

6.3

Что уже знаем и умеем. Как

сочинить весёлый рассказ.

Е. Л. Шварц «Сказка о

потерянном времени».

Комбинированный урок

3

Находить нужный материал в справочной литературе

и рассказывать о творчестве писателя. Рассказывать

об особенностях юмористического произведения.

Самостоятельно сочинять весёлый рассказ.

Знакомство с названием раздела учебника по

литературному чтению. Нравственный смысл

произведения. Жанр произведения. Инсценирование

произведения.

Текущий

УО

56

57

6.4

В. Ю. Драгунский «Главные

реки».

Комбинированный урок

2

Особенности юмористического текста. Авторское

отношение к изображаемому. Пересказ текста от

лица героев. Юмористические рассказы В.

Драгунского.

Текущий

УО

58

6.5

В. Ю. Драгунский «Что любит

Мишка».

Комбинированный урок

1

Особенности юмористического текста. Авторское

отношение к изображаемому. Пересказ текста от

лица героев. Юмористические рассказы В.

Текущий

УО

Драгунского.

59

6.6

Рассказы В. Ю. Драгунского.

Комбинированный урок

1

Рассказ о своих впечатлениях о произведении.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Умение

составлять простейшие задания для викторины.

Текущий

УО

60

6.7

Как хорошо уметь читать. В.

Голявкин «Никакой горчицы я

не ел».

Комбинированный урок

1

Рассказ о своих впечатлениях о произведении.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Умение

составлять простейшие задания для викторины.

Текущий

УО

61

6.8

Оценка достижений.

Урок контроля, коррекции и

оценки знаний.

1

Проверка умений и знаний в практических

упражнениях.

Тематическ

ий

ПР

Раздел 7 «Страна детства» ( 6 ч)

62

63

64

7.1

7.2

7.3

Что уже знаем и умеем. Виды

пересказа.

Б. С. Житков «Как я ловил

человечков».

Комбинированный урок

3

Что уже знаем и умеем. Виды пересказа.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование

содержания раздела. Особенности развития сюжета.

Герой произведения.

Текущий

УО

65

66

7.4

7.5

К. Г. Паустовский «Корзина с

еловыми шишками».

Комбинированный урок

2

Особенности развития событий: выстраивание их

в

тексте.

Герои

произведения.

Музыкальное

сопровождение произведения.

Текущий

УО

67

7.6

М. М. Зощенко «Елка».

Комбинированный урок

1

Герои произведения. Составление плана. Пересказ.

Текущий

УО

Раздел 8 «Как хорошо уметь читать» ( 3 ч)

68

8.1

М. И. Цветаева «Бежит

тропинка с бугорка», «Наши

царства».

Комбинированный урок

1

Тема детства в произведениях М. Цветаевой.

Текущий

УО

69

8.2

С. А. Есенин «Бабушкины

сказки».

Комбинированный урок

1

Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом

произведении.

Текущий

УО

70

8.3

Оценка достижений.

Урок контроля, коррекции и

оценки знаний.

1

Конкурс чтецов.

Тематическ

ий

Конкурс

Раздел 9 «Природа и мы» ( 9 ч)

71

72

9.1

9.2

Что уже знаем и умеем.

Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Приемыш».

Комбинированный урок

2

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование

содержания раздела. Анализ заголовка. Подготовка

выборочного пересказа. Отношение человека к

природе.

Текущий

УО

73

74

9.3

9.4

С. Есенин «Лебёдушка»

Комбинированный урок

2

Мотивы народного творчества в авторском

произведении.

Текущий

УО

75

9.5

М. М. Пришвин «Выскочка».

Комбинированный урок

1

Анализ заголовка. Герои произведения.

Характеристика героя на основе поступка.

Текущий

УО

76

9.6

А. И. Куприн «Барбос и

Жулька».

Комбинированный урок

1

Герои произведения о животных. Поступок как

характеристика героя произведения.

Текущий

УО

77

78

9.7

9.8

В. П. Астафьев «Стрижонок

Скрип».

Комбинированный урок

2

Герои рассказа. Деление текста на части.

Составление плана. Выборочный пересказ.

Текущий

УО

79

9.9

Оценка достижений.

Урок контроля, коррекции и

оценки знаний.

1

Проверка умений и знаний в практических

упражнениях.

Тематическ

ий

ПР

Раздел 10: «Родина» ( 7 ч)

80

81

82

10.1

10.2

10.3

Что уже знаем и умеем. Как

подготовить презентацию на

тему «Россия – великая

держава».

И. С. Никитин «Русь».

Комбинированный урок

3

Рассказывать родине, используя прочитанные

произведения. Делать сообщения по итогам

самостоятельной исследовательской работы.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование

содержания раздела. Образ Родины в поэтическом

тексте. Ритм стихотворения.

Текущий

УО

83

10.4

С. Д. Дрожжин «Родине».

Комбинированный урок

1

Авторское отношение к изображаемому.

Текущий

УО

84

10.5

А. В. Жигулин «О, Родина».

Комбинированный урок

1

Тема стихотворения. Авторское отношение к изо-

бражаемому. Оценка планируемых достижений

Текущий

УО

85

10.6

Проект «Они защищали

Родину».

1

Презентация проектов.

Тематическ

ий

П

86

10.7

Оценка достижений.

1

Проверка умений и знаний в практических

упражнениях.

Тематическ

ий

Конкурс

Раздел 11: «Страна Фантазия» ( 5 ч)

87

88

11.1

11.2

Что уже знаем и умеем.

Е. С. Велтистов

«Приключения Электроника».

Комбинированный урок

2

Знакомство с названием раздела учебника по

литературному чтению. Прогнозирование

содержания раздела. Особенности фантастического

жанра. Необычные герои фантастического рассказа.

Текущий

УО

89

90

11.3

11.4

Кир Булычёв «Путешествие

Алисы».

Комбинированный урок

2

Сравнение героев фантастических рассказов.

Развитие речи: пересказ от лица главного героя

Текущий

УО

91

11.5

Оценка достижений.

Урок контроля, коррекции и

оценки знаний.

1

Проверка умений и знаний в практических

упражнениях.

Тематическ

ий

ПР

Раздел 12: «Зарубежная литература» ( 11 ч)

93

93

94

12.1

12.2

12.3

Что уже знаем и умеем. Как

составить список литературы.

Джонатан Свифт

«Путешествие Гулливера»

(отрывок).

Комбинированный урок

3

Пользоваться списком литературы для выбора книги.

Давать своё мнение о прочитанном произведении.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование

содержания раздела. Планирование работы учащихся

и учителя по усвоению содержания раздела. Особое

развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои

приключенческой литературы. Особенности их

характеров.

Текущий

УО

95

96

97

98

12.4

12.5

12.6

12.7

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

Комбинированный урок

4

Общие и отличительные черты сказок русского

народа и других народов. Сочинение сказки по

опорным словам, выражениям.

Текущий

УО

99

100

12.8

12.9

Марк Твен «Приключения

Тома Сойера».

Комбинированный урок

2

Жанр произведения. Главные герои рассказа.

Нравственный смысл рассказа.

Текущий

УО

101

12.10

Промежуточная аттестация.

Урок

контроля,

коррекции

и

оценки знаний.

1

Проверка умений и знаний в практических

упражнениях.

Тематическ

ий

102

12.11

Итоговый урок «Что читать

летом»

1

Подбор книг по рекомендованному списку и

собственному выбору. Дневник чтения: название,

автор произведения, аннотация, отзыв. Книга и ее

значение в жизни человека. Чтение отрывков

произведений. Отзыв о понравившемся

произведении.

Текущий

УО

Итого

102 ч.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Книгопечатная продукция

Основная литература для учителя.

1.

Учебник «Литературное чтение»: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Г. Горецкий,

Л.Ф.Климанов-М.:Просвещение, 2011.

2.

Рабочая

тетрадь

к

учебнику

«Литературное

чтение»:

1

класс:

для

учащихся общеобразовательных

учреждений/

М.В.

Бойкина,

Л.А.

Виноградская.-М.:Просвещение, 2015.

3.Учебник «Литературное чтение»: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Г. Горецкий,

Л.Ф.Климанов-М.:Просвещение, 2012

4.

Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное

чтение»:

2

класс:

для

учащихся общеобразовательных

учреждений/

М.В.

Бойкина,

Л.А.

Виноградская.-М.:Просвещение, 2015

1.

Учебник «Литературное чтение»: 3 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.

Голованова. -М.:Просвещение, 2013.

2.

Рабочая

тетрадь

к

учебнику

«Литературное

чтение»:

3

класс:

для

учащихся общеобразовательных

учреждений/

М.В.

Бойкина,

Л.А.

Виноградская.-М.:Просвещение, 2014.

3.

Учебник «Литературное чтение»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Г. Горецкий,

Л.Ф. Климанов - М.: Просвещение, 2015.

8. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение»: 4 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская.

- М.: Просвещение, 2015-2016

Дополнительная литература для учителя.

1.

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011

2. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.

3. Электронное приложение к учебнику ,Москва «Просвещение» 2011

4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению; 2 класс. – М.: ВАКО 2012

5. Н.А. Стефаненко Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений-М.:

Просвещение 2012

6.

Контрольно- измерительные материалы ФГОС «Литературное чтение» - М. – «Вако»,- 2013.-80 с.

7.

Словари: В. И. Даль «Толковый», Большой фразеологический, В. И. Даль «Словообразовательный», словарь синонимов- антонимов, С.

Максимова «Крылатые слова», О. Д. Ушакова «Этимологический» словарь»; О. Д. Ушакова «Говори правильно»

8.

Л.В. НазаренкоХрестоматия по литературе для 1-2х классов. – Ростов н/д изд. РОСТ

9.

Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь-справочникпо литературному чтению:для младших школьников/Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф,

2011. – 144с.

10. Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская.Детская литература. Хрестоматия. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987

11. Контрольно- измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс/ сост. С.В. Кулявина. – М. :Вако, 2013 – 80с.

12. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы.3 класс. Стандарты второго поколения. – М.:

Просвещение, 2013.

13. Е.В. Бунеева. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы.

14. Литературное чтение. Методические рекомендации . Л.Ф.Климанова. М.: Просвещение, 2013г.

15. -Климанова

Л.

Ф.,

Уроки

литературного

чтения:

метод.

Пособие

к

учебнику

«Литературное

чтение

4

класс»/

Л.

Ф.

Климанова.-

М.:Просвещение, 2013.

Основная литература для учащихся.

1. Учебник «Литературное чтение»: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Г. Горецкий,

Л.Ф.Климанов-М.:Просвещение, 2011.

2.

Рабочая

тетрадь

к

учебнику

«Литературное

чтение»:

1

класс:

для

учащихся общеобразовательных

учреждений/

М.В.

Бойкина,

Л.А.

Виноградская.-М.:Просвещение, 2015.

3. Учебник «Литературное чтение»: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Г. Горецкий,

Л.Ф.Климанов-М.:Просвещение, 2012

4.

Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное

чтение»:

2

класс:

для

учащихся общеобразовательных

учреждений/

М.В.

Бойкина,

Л.А.

Виноградская.-М.:Просвещение, 2015

5.

Учебник «Литературное чтение»: 3 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.

Голованова. -М.:Просвещение, 2013.

6.

Рабочая

тетрадь

к

учебнику

«Литературное

чтение»:

3

класс:

для

учащихся общеобразовательных

учреждений/

М.В.

Бойкина,

Л.А.Виноградская.-М.:Просвещение, 2014.

7.

Учебник «Литературное чтение»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Г. Горецкий,

Л.Ф. Климанов - М.: Просвещение, 2015.

8. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение»: 4 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская.

- М.: Просвещение, 2015-2016

Печатные пособия

1.

Карточки для индивидуальной работы

2.

Словари: В. И. Даль «Толковый», Большой фразеологический, В. И. Даль «Словообразовательный», словарь синонимов- антонимов, С.

Максимова «Крылатые слова», О. Д. Ушакова «Этимологический»

3.

Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие.

Словарь-

справочник «Книгочей»(на CD)Издательский центр «Вентана –

Граф», 2011 ISBN 978-5-360-02711-9

4.

О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы.2 класс. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2012

5.

Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ Крылова О.Н. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство «Экзамен», 2013. – 93с.

6.

О.Б. Панкова. Проверочные работы по литературному чтению. 2 класс.- М.: изд. «Экзамен».

О.Н. Крылова. Чтение. Работа с текстом:2 класс-4-е изд. –М.: изд. «Экзамен», 2012

7.

Ефросинина

Л.А. Литературноечтениев

начальной

школе.

Контрольные

работы,

тесты,литературныедиктанты,тексты

для

проверки

навыковчтения, диагностические задания. Ч.1 – М.: Вентана Граф, 2007. – 207 с.

8.

Портреты писателей

9.

Репродукции картин и художественные фотографии

10. Иллюстрации к литературным произведениям

Технические средства обучения

1.

Мультимедийный комплекс;

2.

Нетбуки для учащихся (26 штук);

3.

МФУ (принтер, сканер, ксерокс);

4.

Выход в Интернет;

5.

Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь- справочник «Книгочей»(на CD)Издательский центр «Вентана –

Граф», 2011 ISBN 978-5-360-02711-9



В раздел образования