Автор: Карапетян Александр Арташевич
Должность: Педагог-психолог высшей категории
Учебное заведение: ГБОУ ТРОЦ
Населённый пункт: г. Москва, г. Троицк
Наименование материала: статья
Тема: «Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР»
Раздел: дополнительное образование
«Концептуальные основы коррекционно-развивающего
обучения и воспитания детей с ЗПР»
В последние годы обсуждение проблем общеобразовательной и
специальной
(коррекционной)
школы
приобрело
достаточно
широкий
характер, так как, повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не
готовых к обучению (т.е. не готовых осваивать определенный объем знаний,
умений и навыков в определенные сроки).
Поиск новых подходов в общей педагогике к обучению неуспевающих
школьников,
в
специальной
педагогике,
велось
комплексное
изучение
проблем и причин неуспеваемости силами специалистов разного профиля:
клиницистами,
физиологами,
психологами,
дефектологами.
Это
способствовало рождению в 70-е годы нового направления в специальной
психологии и педагогике – психологии и педагогики детей с ЗПР.
К началу 90-х годов было установлено, что даже при органической
природе ЗПР школьники, обучающих в спец. коррекционных школах, могут
успешно освоить образовательный стандарт (нижнюю границу требования к
знаниям, умениям и навыкам) и продолжить обучения после 9-го класса в
техникумах,
училищах,
других
учреждениях,
дающих
среднее
проф.
образование.
На основании Приказа № 103 уже открываются классы выравнивания для
детей с ЗПР, в которые учащиеся принимаются только на основании
заключения ПМПК. В состав консилиума приказом директора учреждения
вводятся логопед, специальный педагог-дефектолог, практический психолог,
врач, воспитатель или учитель.
Согласно Положению о классах коррекционно-развивающего обучения в
них принимаются дети, имеющие заключение
ПМПК (МПК) о задержке
психического развития различного происхождения:
1. ЗПР конституционального происхождения
(При
этом
виде
задержки
психического
развития
эмоционально-волевая
сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического
становления.
Наблюдается
преобладание
игровой
мотивации
поведения,
поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже
при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых
интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать
главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко
выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере);
2. ЗПР соматогенного происхождения
(Причинами
данного
типа
задержки
психического
развития
являются
различные
хронические
заболевания,
инфекции,
детские
неврозы,
врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. Детям
присуща
боязливость,
стеснительность,
неуверенность
в
себе.
Дети
этой
категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, ко-
торые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения,
поэтому у них занижен порог межличностных связей);
3. ЗПР психогенного генеза
(Центральным
ядром
данной
формы
задержки
психического
развития
является
семейное
неблагополучие
(благополучная
или
неполная
семья,
различного род психические травмы). Если с раннего возраста на психику
ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных
условий,
то
это
может
привести
к
серьезному
нарушению
в
нервно-
психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных
функций,
а
следом
и
психических.
В
этом
случае
можно
говорить
об
аномалии
в
развитии
личности.
Данную
форму
ЗПР
нужно
правильно
дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим
состоянием
не
характеризуется,
а
возникает
на
фоне
недостатка
знаний,
умений и интеллектуального недоразвития);
4. ЗПР церебрально-органического генеза
(Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто
обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и
познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает
наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот
вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных,
инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т. п. Дети с этим
видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью);
Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов
состоит
в
их
эмоциональной
незрелости
и
нарушении
познавательной
деятельности.
Кроме
того,
нередко
могут
возникать
осложнения
в
сома-
тической и неврологической сферах, но основное отличие — в особенности и
характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития:
структуры
инфантилизма
и
особенностей
развития
всех
психических
функций.
Изучение состава дошкольных групп и классов КРО показывает, что
до 50-60% детей имеют ЗПР церебрально-органической неосложненной и
осложненной формы;
от
16
до
25%
-
это
ЗПР
трех
других
видов:
конституционального,
соматогенного и психогенного происхождения;
от
7
до
12%
составляют
иноязычные
дети,
где
трудности
в
обучении
возникают из-за языкового барьера;
более
6% - дети, находившиеся в дошкольном возрасте в логопедических
группах;
около 10 – 12% - педагогически запущенные дети.
Если сравнить детей нормально развивающихся с этой категорией детей,
то
у
вторых
отмечается
низкий
уровень
восприятия.
Представление
об
окружающем мире они способны получить только на основе понимания и
ощущения свойств предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны при-
нять и переработать поступающую к ним через органы чувств информацию.
К
особенностям
восприятия
относится
и
неспособность
ребенка
найти
необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится. Такие дети
страдают
недостатком
пространственного
восприятия
и
недостатками
в
мыслительной деятельности.
Для детей с ЗПР представляет трудность целостное восприятие. Детям
этой категории с большим трудом удается или вообще не удается вычленить
отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.
Им
трудно быстро определить предмет и его свойства, если этот предмет стоит
не
так,
как
они
привыкли,
такое
же
действие
может
оказать
плохая
освещенность либо одновременная подача нескольких сигналов, трудности
в
ориентации
влево
и
вправо,
а
также
то,
что
у
этой
категории
детей
целенаправленность и поэтапность в обследовании предмета отсутствуют, их
действия при этом импульсивны и непоследовательны .
У детей с ЗПР страдает
процесс
сложно-логического
мышления.
Наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально
развивающимися детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем
детям, в этой категории есть дети, которые лучше справляются с заданием, а
есть те, которые не могут в полном объеме его выполнить.
Дети
этого
вида
дефицитарного
развития
характеризуются
эмоциональной нестойкостью, аффективностью (возбудимостью) поведения,
неустойчивостью
волевых
установок,
вялостью,
апатичностью
либо,
наоборот, двигательной неограниченностью. Отсутствие самостоятельности,
наивности, внушаемости у таких детей сочетается с эмоционально-волевой
незрелостью.
Детям с недоразвитием эмоционально-волевой сферы неинтересны
предлагаемые задания или какая-либо работа, у них отмечается слабость
механизмов побуждения к деятельности, нечеткость проделываемой работы,
нет четкого плана действий. В связи с этим наблюдается низкий уровень
интеллектуальной деятельности.
Проблемы в поведении детей с ЗПР, возникающие из-за своеобразия
развития
их
эмоциональной
сферы,
появляются
чаще
всего
в
ситуации
обучения, в период адаптации к детскому саду или школ.
Для этой категории детей создаются специальные коррекционные школы
VII вида. Поступление детей в данные школы возможно только при наличии
заключения
психолого-медико-педагогической
комиссии
и
с
согла сия
родителей
либо
опекунов
ребенка.
Прием
детей
по
возрасту
происходит
таким
образом:
если
ребенок
до
поступления
в
коррекционную
школу
обучался в массовой школе с 6-летнего возраста, то он принимается в 1-й
класс данной школы, а если с 7 лет пошел в общеобразовательную школу, то
зачисляется
во
2-й
класс
коррекционного
учреждения.
Если
же
ребенок
показывает неспособность к освоению программы массовой школы и не
обучался в ней, то он зачисляется в 1-й класс коррекционной школы данного
вида с 7-летнего возраста со сроком обучения 4 года, а с 6 лет дети идут в
класс подготовки со сроком обучения 5 лет. Для более успешной работы
преподавателя в классе должно быть не более 12 человек.
В ходе коррекционно-педагогической работы детям с задержкой
психического
развития
должна
оказываться
помощь
в
познании
окружающего мира. Преподавателю необходимо индивидуально подходить к
каждому ученику, чтобы понять, где его слабое место, и затем еще раз
объяснить, показать и донести до ученика не понятый им материал. Также
учителю необходимо учитывать время работоспособности детей, зачастую
утомление наступает очень быстро и , как следствие, материал ими усвоен в
полном объеме не будет.
В данных школах дети обучаются по базовым учебным предметам —
таким, как развитие речи, русский язык, математика, ритмика, труд — и
предметам, предусматривающим знакомство с окружающим миром. Кроме
учебной
коррекционной
работы
проводится
и
лечебно-профилактическая
работа с данными детьми. Она включает различные лечебно-физкультурные
занятия.
Вся учебно-воспитательная работа в данной школе должна основываться
на
принципах
коррекционной
педагогики
и
понимании
первопричины
отклонений в психическом развитии у этих детей, должна обеспечиваться
подготовка
в
личностно-развивающей
сфере
ребенка.
При
правильно
организованном
подходе
к
каждому
ребенку
такие
дети
способны
на
значительный
прогресс
в
знаниях,
умениях
и
навыках.
Положительная
динамика дает возможность детям нормально адаптироваться в обществе.
Следовательно, образовательные учреждения в вопросах преодоления
трудностей в обучении детей должны взаимодействовать с дошкольными
учреждениями
и
с
параллельными
службами
(ПМПК.
Диагностические
центры, центры психолого-социальной службы),
что позволяет не только
решить вопросы диагностики ребенка, но и проблемы оказания реальной
помощи логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом.
Организация комплексного динамического наблюдения за продвижением
ребенка
позволяет
практически
реализовать
важнейшее
положение
концепции
–
интеграцию
учащихся
классов КРО
(коррекционно-
образовательное учреждение) в традиционные формы обучения, в классы,
работающие по основным образовательным программам. Перевод детей из
классов КРО возможен только при положительной динамике в развитии и
обученности ученика, что, собственно, выявляют и фиксируют специалисты
школьного консилиума.
В тех случаях, когда ЗПР неосложненная, если ее основанием служат
неблагоприятные условия воспитания или задержка в развитии связана с
соматогенной прогноз преодоления ЗПР весьма благоприятный.
Через 1 – 2 года дети, обучавшиеся по III варианту учебного плана, и
в 50 – 60% случаев после 4-го класса дети, обучавшиеся по
I варианту
учебного плана (2 – 4 кл.), переводятся в традиционные классы и успешно в
них обучаются.
Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым
базисным
учебным
планом
образовательного
учреждения
с
классами
коррекционно-развивающего
обучения,
утвержденными
для
них
Министерством образования РФ программами образовательных учреждений
YII
вида
и
классов
коррекционно-развивающего
обучения
в
общеобразовательной школе.
Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего
обучения предусматривает:
-
использование
программно-методических
материалов,
разработанных
Институтом коррекционной педагогики РАО.
-
активное обновление содержания образования, повышение его уровня,
создание стандарта требований к знаниям учащихся.
Сроки индивидуальных и групповых коррекционных занятий,
кратковременного
пребывания
в
группах
зависят
от
индивидуальных
недостатков развития и могут ограничиваться 56 занятиями и продолжаться
да 120 занятий (2 - 6 месяцев) при ежедневном посещении одного занятия
длительностью 25 – 30 минут.
При ранжировании критериев отбора детей в классы КРО учителя и
администрация школ поставили:
- на 1-е место – психофизическое развитие ребенка;
-
на
2-е
–
способности
к
обучению
(особенности
познавательной
деятельности);
-
на
3-е
–
уровень
общего
развития
и
соматическое
здоровье
(это—
состояния и работоспособности внутренних органов.);
- на 4-е – неуспеваемость.
Поведение учащихся и социальная среда не являются, по мнению
администрации и учителей школы, показателем для вывода ребенка в класс
КРО.
Успешность обучения, повышение степени обученности и качества
знаний
учащихся
классов
КРО
доказывают,
что
при
правильном
комплектовании, соответствующем рекомендациям по отбору детей в классы
КРО, при необходимом внимании к повышению квалификации учителей,
работающих с указанной категорией детей, значительная часть учащихся
может быть подготовлена к успешному обучению в 5 – 9 классах.
На основной ступени обучения при выявлении профессиональных
наклонностей и интересов следует привлекать психологов и социологов, что
обеспечит своевременность психологической рекомендации учащимся и их
родителям по профориентации.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Диагностика и коррекция ЗПР у детей. – М.: АРКТИ., 2004г.
2.
Дети с ЗПР/ Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. –
М.: Педагогика, 1984г.
3.
Концепция коррекционно-развивающего обучения в образовательных
учреждениях г. Москвы. – М.:Центр иноваций и в педагогике, 1997г.
4.
Московский
базисный
учебный
план
классов
коррекционно-
развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях. -
М.:
Центр инноваций в педагогике, 1998г.
5.
Обучение детей С ЗПР: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994г.
6.
Программно-методические
материалы.
Коррекционно-развивающее
обучение. – М.: Дрофа, 1998г.
7.
Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в
общеобразовательных учреждениях г. Москвы. 1997г. - №29.
8.
Шевченко
С.Г.
Организация
и
содержание
корр.
развивающего
обучения
в
условиях
общеобразовательных
учреждений.
–
Тула:
Родничок, 1999г.