Напоминание

«Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР»


Автор: Карапетян Александр Арташевич
Должность: Педагог-психолог высшей категории
Учебное заведение: ГБОУ ТРОЦ
Населённый пункт: г. Москва, г. Троицк
Наименование материала: статья
Тема: «Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Концептуальные основы коррекционно-развивающего

обучения и воспитания детей с ЗПР»

В последние годы обсуждение проблем общеобразовательной и

специальной

(коррекционной)

школы

приобрело

достаточно

широкий

характер, так как, повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не

готовых к обучению (т.е. не готовых осваивать определенный объем знаний,

умений и навыков в определенные сроки).

Поиск новых подходов в общей педагогике к обучению неуспевающих

школьников,

в

специальной

педагогике,

велось

комплексное

изучение

проблем и причин неуспеваемости силами специалистов разного профиля:

клиницистами,

физиологами,

психологами,

дефектологами.

Это

способствовало рождению в 70-е годы нового направления в специальной

психологии и педагогике – психологии и педагогики детей с ЗПР.

К началу 90-х годов было установлено, что даже при органической

природе ЗПР школьники, обучающих в спец. коррекционных школах, могут

успешно освоить образовательный стандарт (нижнюю границу требования к

знаниям, умениям и навыкам) и продолжить обучения после 9-го класса в

техникумах,

училищах,

других

учреждениях,

дающих

среднее

проф.

образование.

На основании Приказа № 103 уже открываются классы выравнивания для

детей с ЗПР, в которые учащиеся принимаются только на основании

заключения ПМПК. В состав консилиума приказом директора учреждения

вводятся логопед, специальный педагог-дефектолог, практический психолог,

врач, воспитатель или учитель.

Согласно Положению о классах коррекционно-развивающего обучения в

них принимаются дети, имеющие заключение

ПМПК (МПК) о задержке

психического развития различного происхождения:

1. ЗПР конституционального происхождения

(При

этом

виде

задержки

психического

развития

эмоционально-волевая

сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического

становления.

Наблюдается

преобладание

игровой

мотивации

поведения,

поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже

при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых

интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать

главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко

выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере);

2. ЗПР соматогенного происхождения

(Причинами

данного

типа

задержки

психического

развития

являются

различные

хронические

заболевания,

инфекции,

детские

неврозы,

врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. Детям

присуща

боязливость,

стеснительность,

неуверенность

в

себе.

Дети

этой

категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, ко-

торые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения,

поэтому у них занижен порог межличностных связей);

3. ЗПР психогенного генеза

(Центральным

ядром

данной

формы

задержки

психического

развития

является

семейное

неблагополучие

(благополучная

или

неполная

семья,

различного род психические травмы). Если с раннего возраста на психику

ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных

условий,

то

это

может

привести

к

серьезному

нарушению

в

нервно-

психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных

функций,

а

следом

и

психических.

В

этом

случае

можно

говорить

об

аномалии

в

развитии

личности.

Данную

форму

ЗПР

нужно

правильно

дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим

состоянием

не

характеризуется,

а

возникает

на

фоне

недостатка

знаний,

умений и интеллектуального недоразвития);

4. ЗПР церебрально-органического генеза

(Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто

обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и

познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает

наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот

вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных,

инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т. п. Дети с этим

видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью);

Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов

состоит

в

их

эмоциональной

незрелости

и

нарушении

познавательной

деятельности.

Кроме

того,

нередко

могут

возникать

осложнения

в

сома-

тической и неврологической сферах, но основное отличие — в особенности и

характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития:

структуры

инфантилизма

и

особенностей

развития

всех

психических

функций.

Изучение состава дошкольных групп и классов КРО показывает, что

до 50-60% детей имеют ЗПР церебрально-органической неосложненной и

осложненной формы;

от

16

до

25%

-

это

ЗПР

трех

других

видов:

конституционального,

соматогенного и психогенного происхождения;

от

7

до

12%

составляют

иноязычные

дети,

где

трудности

в

обучении

возникают из-за языкового барьера;

более

6% - дети, находившиеся в дошкольном возрасте в логопедических

группах;

около 10 – 12% - педагогически запущенные дети.

Если сравнить детей нормально развивающихся с этой категорией детей,

то

у

вторых

отмечается

низкий

уровень

восприятия.

Представление

об

окружающем мире они способны получить только на основе понимания и

ощущения свойств предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны при-

нять и переработать поступающую к ним через органы чувств информацию.

К

особенностям

восприятия

относится

и

неспособность

ребенка

найти

необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится. Такие дети

страдают

недостатком

пространственного

восприятия

и

недостатками

в

мыслительной деятельности.

Для детей с ЗПР представляет трудность целостное восприятие. Детям

этой категории с большим трудом удается или вообще не удается вычленить

отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.

Им

трудно быстро определить предмет и его свойства, если этот предмет стоит

не

так,

как

они

привыкли,

такое

же

действие

может

оказать

плохая

освещенность либо одновременная подача нескольких сигналов, трудности

в

ориентации

влево

и

вправо,

а

также

то,

что

у

этой

категории

детей

целенаправленность и поэтапность в обследовании предмета отсутствуют, их

действия при этом импульсивны и непоследовательны .

У детей с ЗПР страдает

процесс

сложно-логического

мышления.

Наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально

развивающимися детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем

детям, в этой категории есть дети, которые лучше справляются с заданием, а

есть те, которые не могут в полном объеме его выполнить.

Дети

этого

вида

дефицитарного

развития

характеризуются

эмоциональной нестойкостью, аффективностью (возбудимостью) поведения,

неустойчивостью

волевых

установок,

вялостью,

апатичностью

либо,

наоборот, двигательной неограниченностью. Отсутствие самостоятельности,

наивности, внушаемости у таких детей сочетается с эмоционально-волевой

незрелостью.

Детям с недоразвитием эмоционально-волевой сферы неинтересны

предлагаемые задания или какая-либо работа, у них отмечается слабость

механизмов побуждения к деятельности, нечеткость проделываемой работы,

нет четкого плана действий. В связи с этим наблюдается низкий уровень

интеллектуальной деятельности.

Проблемы в поведении детей с ЗПР, возникающие из-за своеобразия

развития

их

эмоциональной

сферы,

появляются

чаще

всего

в

ситуации

обучения, в период адаптации к детскому саду или школ.

Для этой категории детей создаются специальные коррекционные школы

VII вида. Поступление детей в данные школы возможно только при наличии

заключения

психолого-медико-педагогической

комиссии

и

с

согла сия

родителей

либо

опекунов

ребенка.

Прием

детей

по

возрасту

происходит

таким

образом:

если

ребенок

до

поступления

в

коррекционную

школу

обучался в массовой школе с 6-летнего возраста, то он принимается в 1-й

класс данной школы, а если с 7 лет пошел в общеобразовательную школу, то

зачисляется

во

2-й

класс

коррекционного

учреждения.

Если

же

ребенок

показывает неспособность к освоению программы массовой школы и не

обучался в ней, то он зачисляется в 1-й класс коррекционной школы данного

вида с 7-летнего возраста со сроком обучения 4 года, а с 6 лет дети идут в

класс подготовки со сроком обучения 5 лет. Для более успешной работы

преподавателя в классе должно быть не более 12 человек.

В ходе коррекционно-педагогической работы детям с задержкой

психического

развития

должна

оказываться

помощь

в

познании

окружающего мира. Преподавателю необходимо индивидуально подходить к

каждому ученику, чтобы понять, где его слабое место, и затем еще раз

объяснить, показать и донести до ученика не понятый им материал. Также

учителю необходимо учитывать время работоспособности детей, зачастую

утомление наступает очень быстро и , как следствие, материал ими усвоен в

полном объеме не будет.

В данных школах дети обучаются по базовым учебным предметам —

таким, как развитие речи, русский язык, математика, ритмика, труд — и

предметам, предусматривающим знакомство с окружающим миром. Кроме

учебной

коррекционной

работы

проводится

и

лечебно-профилактическая

работа с данными детьми. Она включает различные лечебно-физкультурные

занятия.

Вся учебно-воспитательная работа в данной школе должна основываться

на

принципах

коррекционной

педагогики

и

понимании

первопричины

отклонений в психическом развитии у этих детей, должна обеспечиваться

подготовка

в

личностно-развивающей

сфере

ребенка.

При

правильно

организованном

подходе

к

каждому

ребенку

такие

дети

способны

на

значительный

прогресс

в

знаниях,

умениях

и

навыках.

Положительная

динамика дает возможность детям нормально адаптироваться в обществе.

Следовательно, образовательные учреждения в вопросах преодоления

трудностей в обучении детей должны взаимодействовать с дошкольными

учреждениями

и

с

параллельными

службами

(ПМПК.

Диагностические

центры, центры психолого-социальной службы),

что позволяет не только

решить вопросы диагностики ребенка, но и проблемы оказания реальной

помощи логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом.

Организация комплексного динамического наблюдения за продвижением

ребенка

позволяет

практически

реализовать

важнейшее

положение

концепции

интеграцию

учащихся

классов КРО

(коррекционно-

образовательное учреждение) в традиционные формы обучения, в классы,

работающие по основным образовательным программам. Перевод детей из

классов КРО возможен только при положительной динамике в развитии и

обученности ученика, что, собственно, выявляют и фиксируют специалисты

школьного консилиума.

В тех случаях, когда ЗПР неосложненная, если ее основанием служат

неблагоприятные условия воспитания или задержка в развитии связана с

соматогенной прогноз преодоления ЗПР весьма благоприятный.

Через 1 – 2 года дети, обучавшиеся по III варианту учебного плана, и

в 50 – 60% случаев после 4-го класса дети, обучавшиеся по

I варианту

учебного плана (2 – 4 кл.), переводятся в традиционные классы и успешно в

них обучаются.

Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым

базисным

учебным

планом

образовательного

учреждения

с

классами

коррекционно-развивающего

обучения,

утвержденными

для

них

Министерством образования РФ программами образовательных учреждений

YII

вида

и

классов

коррекционно-развивающего

обучения

в

общеобразовательной школе.

Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего

обучения предусматривает:

-

использование

программно-методических

материалов,

разработанных

Институтом коррекционной педагогики РАО.

-

активное обновление содержания образования, повышение его уровня,

создание стандарта требований к знаниям учащихся.

Сроки индивидуальных и групповых коррекционных занятий,

кратковременного

пребывания

в

группах

зависят

от

индивидуальных

недостатков развития и могут ограничиваться 56 занятиями и продолжаться

да 120 занятий (2 - 6 месяцев) при ежедневном посещении одного занятия

длительностью 25 – 30 минут.

При ранжировании критериев отбора детей в классы КРО учителя и

администрация школ поставили:

- на 1-е место – психофизическое развитие ребенка;

-

на

2-е

способности

к

обучению

(особенности

познавательной

деятельности);

-

на

3-е

уровень

общего

развития

и

соматическое

здоровье

(это—

состояния и работоспособности внутренних органов.);

- на 4-е – неуспеваемость.

Поведение учащихся и социальная среда не являются, по мнению

администрации и учителей школы, показателем для вывода ребенка в класс

КРО.

Успешность обучения, повышение степени обученности и качества

знаний

учащихся

классов

КРО

доказывают,

что

при

правильном

комплектовании, соответствующем рекомендациям по отбору детей в классы

КРО, при необходимом внимании к повышению квалификации учителей,

работающих с указанной категорией детей, значительная часть учащихся

может быть подготовлена к успешному обучению в 5 – 9 классах.

На основной ступени обучения при выявлении профессиональных

наклонностей и интересов следует привлекать психологов и социологов, что

обеспечит своевременность психологической рекомендации учащимся и их

родителям по профориентации.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Диагностика и коррекция ЗПР у детей. – М.: АРКТИ., 2004г.

2.

Дети с ЗПР/ Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. –

М.: Педагогика, 1984г.

3.

Концепция коррекционно-развивающего обучения в образовательных

учреждениях г. Москвы. – М.:Центр иноваций и в педагогике, 1997г.

4.

Московский

базисный

учебный

план

классов

коррекционно-

развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях. -

М.:

Центр инноваций в педагогике, 1998г.

5.

Обучение детей С ЗПР: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994г.

6.

Программно-методические

материалы.

Коррекционно-развивающее

обучение. – М.: Дрофа, 1998г.

7.

Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в

общеобразовательных учреждениях г. Москвы. 1997г. - №29.

8.

Шевченко

С.Г.

Организация

и

содержание

корр.

развивающего

обучения

в

условиях

общеобразовательных

учреждений.

Тула:

Родничок, 1999г.



В раздел образования