Напоминание

Социализация детей с ТМНР через моделирование игровых моментов (из опыта работы).


Автор: Скобелева Нина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ им.Г.И.Россолимо
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей с ТМНР через моделирование игровых моментов (из опыта работы).
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ

ИМЕНИ Г.И.РОССОЛИМО

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«Социализация детей с ТМНР через

моделирование игровых моментов»

/из опыта работы/.

Воспитатель: Скобелева Н.А.

Москва

2019г.

Одной из главных целей государственной социальной политики по

улучшению положения детей в Российской Федерации является создание

условий, позволяющих устроить их на семейное воспитание.

Жизнь каждого человека связана с семьей. Семья – естественная и

необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в систему

социальных отношений и его успешную жизнедеятельность.

Отделение «Милосердие» работает с детьми с тяжелыми множественными

нарушениями развития. Возраст детей моей группы - 14-17 лет.

Скажем честно, что наши дети

на первый взгляд, совсем не

привлекательны

для

усыновления

или

опекунства:

их

внешний

вид,

неадекватное

поведение,

несформированность

навыков

самообслуживания,

опрятности, культуры приема пищи, вредные привычки – все это не вызывает

желание у будущих родителей взять таких детей домой. Еще одна большая

проблема в усыновлении наших детей - это постоянный контроль взрослых и

медицинских работников на протяжении всей их жизни.

Поэтому целью коррекционно-воспитательной работы в нашем

учреждении является социальная адаптация детей: содействие развитию и

выявлению

положительных

сторон

личности,

с гл а ж и в а н и е

отрицательных, воспитание детей более трудоспособными.

Основное внимание в работе с детьми мы уделяем воспитанию

навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Ученые

установили,

что

самой

эффективной

деятельностью

для

вхождения в мир других людей является игра.

Ей принадлежит немалая роль в

жизни

и

развитии

детей.

Игра

обеспечивает

ребенку

самореализацию

и

эмоциональный комфорт.

Главное достоинство игры состоит в том, что ребенок

является ее участником. Играя, дети учатся следовать правилам, постигать

социальные отношения, познают окружающий мир, развивается речь ребенка,

память,

внимание,

сообразительность.

Игра

способствует

формированию

личности ребенка, его общения и социализации в общество.

Используя естественную потребность детей в игровой деятельности, мы

реализуем задачи коррекционно-воспитательной работы через моделирование

игровых моментов, включая их в повседневную жизни и на занятиях:

-игровые

ситуации,

направленные

на

социальное

развитие

детей,

такие как: «Испечем оладушки», « Кто спрятался», « Кто там?», « Вот я», « Я

- Ты», « Ласковый ребенок», « Вместе играем», « Чья игрушка?», « Улыбнись,

поклонись», « Вместе пляшем» и др.;

- игровые ситуации, направленные на физическое развитие: «Собери

колечки», « Проползем по мостику», «Цыплята и наседка», « Целься и кидай»,

« Попади в цель», « Догони мяч», « Самолетик», « Карусель» и т.д.;

- игровые ситуации, направленные на познавательное развитие: «

Катится

не

катится»,

«

Выложи

дорожку»,

«

Собери

зайку»,

«Посадим

цветочек на лужок», « Построй башню», « Собери пирамидки», « Матрешка», «

Волшебный мешочек» и т.д.;

- игровые ситуации, развивающие ориентировку на цвет: «Посади

бабочку», «Цветовые горки», «Дорожки для неваляшек», «Цветные горки»,

«Подбери ленточку» «Дорисуй ниточку» и др.:

-

игровые

ситуации,

развивающие

ориентировку

на

количество:

«Заполни

кувшин»,

«Собери

шишки»,

«Посади

елочки»,

«Набери

воды»,

«Надень шапочки»:

- игровые ситуации на ориентировку на звук: «Звени колокольчиком»,

«Заведи юлу», «Поиграем на дудочке», «Спой песенку», «Кто как кричит»,

«Угадай, кто в домике живет?»;

-

игровые

ситуации

на

развитие

ориентировки

на

формирование

образа: «Познакомимся с птичкой», «Свети солнышко», «Дождик», «Зоопарк»,

«Красивый цветочек» и др.;

-

игровые

ситуации

на

развитие

общения:

«Позови

петрушку»,

«Дружная семейка», «Кто в домике живет?», «Поехали, поехали», «Кукла Катя»

и др.;

- игровые ситуации, формирующие предметно и предметно-игровые

действия: « Поймай мяч», «Спрячь игрушку», «Покатай матрешку», «Подарки

мишкам», «Позвони по телефону», «Домики для зверушек»;

-

игровые

ситуации,

направленные

на

формирование

навыков

самообслуживания

и

культурно-гигиенических

навыков:

«Водичка-

водичка»,

«Вымой

руки»,

«Мыльные

перчатки»,

«Сделаем

лодочки»,

«Умывалочка»,

«Фонтанчики»,

«Почистим

зубки»,

«Носики-курносики»,

«Приведи куклу в порядок», «Обед у кукол», «Убери со стола», «Подготовь

постель ко сну» и др.;

- игровые ситуации, направленные на формирование предпосылок к

продуктивным видам деятельности: «Баранки для матрешек», «Витаминки

для матрешек», «Булочки», «Королева-кисточка», «Выросли грибочки» др.

Моделирование

-

это

конструирование

и

обыгрывание

стереотипных

ситуаций,

закрепленных

в

бытовой

культуре.

В

своей

работе

используем

обыгрывание ситуаций известных обрядов и традиций, например празднование

дня

рождения

или

встречу

Нового

года.

Именно

бытовые,

традиционные

события,

наблюдаемые

детьми

с

раннего

возраста,

имеют

опору

на

их

собственный опыт.

Игра в « День рождения» строится по следующей схеме: «Именинник»

- «Гости» - «Угощение» - «Поздравление» - «Подарки» - «Развлечение».

Если

на место именинника подставлять разных персонажей, то на основе этой схемы

можно смоделировать множество ситуаций.

1.Придумать:

• кто празднует день рождения (Котенок, Матрешка, Мишка, кукла Таня,

Колобок и др.)?

•кто приглашен в гости?

•какие подарки принесут гости?

•какое будет приготовлено угощение?

•в какие игры все будут играть?

•сочинить конец.

2.Придумать и изготовить:

• костюмы;

•атрибуты для игры;

•декорации (или их элементы).

3. Подобрать музыку.

Модель «День рождения» чрезвычайно удобна для серии занятий по культуре

поведения, развитию социально - эмоционального и нравственно -

коммуникативного развития детей.

2. Игровой сюжет «Встреча Нового года»

Известно, что в современной традиции новогодний праздник не обходится без

нарядной елки, хороводов вокруг нее, прихода Деда Мороза со Снегурочкой и,

конечно, без подарков и поздравлений.

Модель «Встреча Нового года» имеет очень много самых разных вариантов.

Эта игровая ситуация обогащает сенсорный и жизненный опыт детей,

активизирует положительные эмоции.

3. Игры в семью.

Эта модель наиболее сложная для воспроизведения ее детьми из-за отсутствия

личного опыта, поэтому она требует участия взрослого: показа образца

предметно-игровых действий, социального поведения и положительного

эмоционального общения.

- Игры «Дочки – матери», «Дочка заболела», «Купание куклы», «Оденем куклу

на прогулку» и др. дают модель поведения мамы с ребенком, формирует

положительное отношение к взрослому человеку.

4. Игры в «Путешествия»

Пожалуй, данная модель — самая распространенная в практике педагогов.

Добавим, что это еще и одна из самых удобных, универсальных и доступных

игр, на основе которой можно построить и занятие и праздник. Для

путешествия необходимо определить:

• цель — зачем организовано путешествие (например, что-то достать, кому-то

помочь, что-то узнать и т. д.);

• маршрут;

• транспортные средства;

• попутчиков;

• что с собой нужно взять для достижения цели и др.;

• непредвиденные обстоятельства;

• выход из ситуации и завершение путешествия.

Какие же игры-путешествия можно совершить с детьми? Приведу несколько

примеров.

1. Поход в лес, где можно найти поляну «Музыкальную», «Таинственную»,

«Сказочную», «Веселую», «Грустную», «Спортивную», «Сладкую» и т. д.

Каждая поляна будет по-особенному оформлена: на Музыкальной поляне

разместятся различные музыкальные предметы и, конечно, будет звучать

приятная музыка. А на Сладкой поляне будут расти удивительные деревья и

кусты, на ветках которых дети увидят пряники, конфеты и др. В общем, для

фантазирования нет предела. Данный сюжет используется в организации

досугов и утренников с детьми.

2. Путешествие может быть на «машине», «самолете», «поезде», « пароходе» по

сказкам, мультфильмам, потешкам и стихам для маленьких.

5. Игры – драматизации.

В основе игры-драматизации может быть сюжет известной всем сказки.

Постановка начинается с выбора произведения. Мотивация этого выбора

определяется многими моментами. Прежде всего, педагог выбирает только тот

материал, который нравится и детям, и ему самому. Безусловно, литературное

произведение должно быть высокохудожественным (это в первую очередь

народные сказки, стихи А.Л. Барто, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др.).

Кроме того, важна злободневность проблематики сюжета, ее соответствие

актуальным педагогическим задачам.

Иногда выбор материала определяется конкретными возможностями и

условиями.

И, наконец, выбор произведения может быть продиктован побуждением

подготовить детей к празднику, смысл и значение которого лучше всего

раскрыть через драматизацию литературного произведения.

В социально-коммуникативном взаимодействии с детьми через игру

активно участвуют все сотрудники группы и Центра: устанавливаются прочные

эмоциональные

контакты

с

близкими

взрослыми,

«заряженные»

эмоциями

радости,

удовольствия,

удовлетворения

и

поддержания

состояния

психологического

комфорта,

укрепляются

положительные

эмоциональные

связи.

Усвоение

элементарного

игрового

опыта

в

различных

видах

игровой

деятельности является важнейшей целью обучения наших детей. Для усвоения

детьми различных способов взаимодействия с предметным миром, познания его

свойств

и

качеств,

накопления

опыта

межличностных

коммуникаций

с

взрослыми

и

сверстниками

проводились предметно-практические

и

дидактические игры. Играли с детьми в

подвижные игры для повышения

двигательной

активности

детей,

формирования

двигательных

умений

и

навыков,

усвоения

правил

поведения

в

игровой

ситуации.

В

работе

использовали

бессюжетные

игры типа «ловишек» для создания радостного

настроения у детей. Основным условием организации игровой деятельности

является

для

нас

формирование

способности

детей

к

подражанию.

Моделировали игровые ситуации для усвоения функционального назначения

предмета

и

способов

его

использования,

для

ориентировки

в

быту,

установления контакта с другими детьми и взрослыми, учили детей усваивать

и выполнять правила игры. Отсутствие речи у детей усложняет использование

в

работе игр-драматизаций. Но отводя главную роль взрослому, используя

мимику

и

жесты,

которыми

владеют

дети,

мы

смогли

применять

игры-

драматизации в своей работе.

В течение года уделяли большое внимание наиболее сложной форме игры

сюжетной игре.

Особое место занимали сюжетные игры с куклами: дети знакомились с

куклой,

усваивали

игровые

действия

и

ними,

развивали

эмоциональные

реакции на игровые действия с различными куклами, формировали умение

выражать ласковое, заботливое отношение к кукле.

Организовывали

игровое

взаимодействие

детей

со

взрослым

через

сюжетные игры: «Мы шоферы», «Автобус», «Доктор», «В гостях у куклы»,

«Мы – строители», «Парикмахерская», «Мы играем» и др.

Таким образом, моделирование игровых ситуаций в повседневной

жизни и на занятиях способствует добиться положительных результатов в

социальной адаптации детей и дает им шанс на приобретение родной или

приемной семьи.



В раздел образования