Автор: Скобелева Нина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ им.Г.И.Россолимо
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей с ТМНР через моделирование игровых моментов (из опыта работы).
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
ИМЕНИ Г.И.РОССОЛИМО
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Социализация детей с ТМНР через
моделирование игровых моментов»
/из опыта работы/.
Воспитатель: Скобелева Н.А.
Москва
2019г.
Одной из главных целей государственной социальной политики по
улучшению положения детей в Российской Федерации является создание
условий, позволяющих устроить их на семейное воспитание.
Жизнь каждого человека связана с семьей. Семья – естественная и
необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в систему
социальных отношений и его успешную жизнедеятельность.
Отделение «Милосердие» работает с детьми с тяжелыми множественными
нарушениями развития. Возраст детей моей группы - 14-17 лет.
Скажем честно, что наши дети
на первый взгляд, совсем не
привлекательны
для
усыновления
или
опекунства:
их
внешний
вид,
неадекватное
поведение,
несформированность
навыков
самообслуживания,
опрятности, культуры приема пищи, вредные привычки – все это не вызывает
желание у будущих родителей взять таких детей домой. Еще одна большая
проблема в усыновлении наших детей - это постоянный контроль взрослых и
медицинских работников на протяжении всей их жизни.
Поэтому целью коррекционно-воспитательной работы в нашем
учреждении является социальная адаптация детей: содействие развитию и
выявлению
положительных
сторон
личности,
с гл а ж и в а н и е
отрицательных, воспитание детей более трудоспособными.
Основное внимание в работе с детьми мы уделяем воспитанию
навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Ученые
установили,
что
самой
эффективной
деятельностью
для
вхождения в мир других людей является игра.
Ей принадлежит немалая роль в
жизни
и
развитии
детей.
Игра
обеспечивает
ребенку
самореализацию
и
эмоциональный комфорт.
Главное достоинство игры состоит в том, что ребенок
является ее участником. Играя, дети учатся следовать правилам, постигать
социальные отношения, познают окружающий мир, развивается речь ребенка,
память,
внимание,
сообразительность.
Игра
способствует
формированию
личности ребенка, его общения и социализации в общество.
Используя естественную потребность детей в игровой деятельности, мы
реализуем задачи коррекционно-воспитательной работы через моделирование
игровых моментов, включая их в повседневную жизни и на занятиях:
-игровые
ситуации,
направленные
на
социальное
развитие
детей,
такие как: «Испечем оладушки», « Кто спрятался», « Кто там?», « Вот я», « Я
- Ты», « Ласковый ребенок», « Вместе играем», « Чья игрушка?», « Улыбнись,
поклонись», « Вместе пляшем» и др.;
- игровые ситуации, направленные на физическое развитие: «Собери
колечки», « Проползем по мостику», «Цыплята и наседка», « Целься и кидай»,
« Попади в цель», « Догони мяч», « Самолетик», « Карусель» и т.д.;
- игровые ситуации, направленные на познавательное развитие: «
Катится
–
не
катится»,
«
Выложи
дорожку»,
«
Собери
зайку»,
«Посадим
цветочек на лужок», « Построй башню», « Собери пирамидки», « Матрешка», «
Волшебный мешочек» и т.д.;
- игровые ситуации, развивающие ориентировку на цвет: «Посади
бабочку», «Цветовые горки», «Дорожки для неваляшек», «Цветные горки»,
«Подбери ленточку» «Дорисуй ниточку» и др.:
-
игровые
ситуации,
развивающие
ориентировку
на
количество:
«Заполни
кувшин»,
«Собери
шишки»,
«Посади
елочки»,
«Набери
воды»,
«Надень шапочки»:
- игровые ситуации на ориентировку на звук: «Звени колокольчиком»,
«Заведи юлу», «Поиграем на дудочке», «Спой песенку», «Кто как кричит»,
«Угадай, кто в домике живет?»;
-
игровые
ситуации
на
развитие
ориентировки
на
формирование
образа: «Познакомимся с птичкой», «Свети солнышко», «Дождик», «Зоопарк»,
«Красивый цветочек» и др.;
-
игровые
ситуации
на
развитие
общения:
«Позови
петрушку»,
«Дружная семейка», «Кто в домике живет?», «Поехали, поехали», «Кукла Катя»
и др.;
- игровые ситуации, формирующие предметно и предметно-игровые
действия: « Поймай мяч», «Спрячь игрушку», «Покатай матрешку», «Подарки
мишкам», «Позвони по телефону», «Домики для зверушек»;
-
игровые
ситуации,
направленные
на
формирование
навыков
самообслуживания
и
культурно-гигиенических
навыков:
«Водичка-
водичка»,
«Вымой
руки»,
«Мыльные
перчатки»,
«Сделаем
лодочки»,
«Умывалочка»,
«Фонтанчики»,
«Почистим
зубки»,
«Носики-курносики»,
«Приведи куклу в порядок», «Обед у кукол», «Убери со стола», «Подготовь
постель ко сну» и др.;
- игровые ситуации, направленные на формирование предпосылок к
продуктивным видам деятельности: «Баранки для матрешек», «Витаминки
для матрешек», «Булочки», «Королева-кисточка», «Выросли грибочки» др.
Моделирование
-
это
конструирование
и
обыгрывание
стереотипных
ситуаций,
закрепленных
в
бытовой
культуре.
В
своей
работе
используем
обыгрывание ситуаций известных обрядов и традиций, например празднование
дня
рождения
или
встречу
Нового
года.
Именно
бытовые,
традиционные
события,
наблюдаемые
детьми
с
раннего
возраста,
имеют
опору
на
их
собственный опыт.
Игра в « День рождения» строится по следующей схеме: «Именинник»
- «Гости» - «Угощение» - «Поздравление» - «Подарки» - «Развлечение».
Если
на место именинника подставлять разных персонажей, то на основе этой схемы
можно смоделировать множество ситуаций.
1.Придумать:
• кто празднует день рождения (Котенок, Матрешка, Мишка, кукла Таня,
Колобок и др.)?
•кто приглашен в гости?
•какие подарки принесут гости?
•какое будет приготовлено угощение?
•в какие игры все будут играть?
•сочинить конец.
2.Придумать и изготовить:
• костюмы;
•атрибуты для игры;
•декорации (или их элементы).
3. Подобрать музыку.
Модель «День рождения» чрезвычайно удобна для серии занятий по культуре
поведения, развитию социально - эмоционального и нравственно -
коммуникативного развития детей.
2. Игровой сюжет «Встреча Нового года»
Известно, что в современной традиции новогодний праздник не обходится без
нарядной елки, хороводов вокруг нее, прихода Деда Мороза со Снегурочкой и,
конечно, без подарков и поздравлений.
Модель «Встреча Нового года» имеет очень много самых разных вариантов.
Эта игровая ситуация обогащает сенсорный и жизненный опыт детей,
активизирует положительные эмоции.
3. Игры в семью.
Эта модель наиболее сложная для воспроизведения ее детьми из-за отсутствия
личного опыта, поэтому она требует участия взрослого: показа образца
предметно-игровых действий, социального поведения и положительного
эмоционального общения.
- Игры «Дочки – матери», «Дочка заболела», «Купание куклы», «Оденем куклу
на прогулку» и др. дают модель поведения мамы с ребенком, формирует
положительное отношение к взрослому человеку.
4. Игры в «Путешествия»
Пожалуй, данная модель — самая распространенная в практике педагогов.
Добавим, что это еще и одна из самых удобных, универсальных и доступных
игр, на основе которой можно построить и занятие и праздник. Для
путешествия необходимо определить:
• цель — зачем организовано путешествие (например, что-то достать, кому-то
помочь, что-то узнать и т. д.);
• маршрут;
• транспортные средства;
• попутчиков;
• что с собой нужно взять для достижения цели и др.;
• непредвиденные обстоятельства;
• выход из ситуации и завершение путешествия.
Какие же игры-путешествия можно совершить с детьми? Приведу несколько
примеров.
1. Поход в лес, где можно найти поляну «Музыкальную», «Таинственную»,
«Сказочную», «Веселую», «Грустную», «Спортивную», «Сладкую» и т. д.
Каждая поляна будет по-особенному оформлена: на Музыкальной поляне
разместятся различные музыкальные предметы и, конечно, будет звучать
приятная музыка. А на Сладкой поляне будут расти удивительные деревья и
кусты, на ветках которых дети увидят пряники, конфеты и др. В общем, для
фантазирования нет предела. Данный сюжет используется в организации
досугов и утренников с детьми.
2. Путешествие может быть на «машине», «самолете», «поезде», « пароходе» по
сказкам, мультфильмам, потешкам и стихам для маленьких.
5. Игры – драматизации.
В основе игры-драматизации может быть сюжет известной всем сказки.
Постановка начинается с выбора произведения. Мотивация этого выбора
определяется многими моментами. Прежде всего, педагог выбирает только тот
материал, который нравится и детям, и ему самому. Безусловно, литературное
произведение должно быть высокохудожественным (это в первую очередь
народные сказки, стихи А.Л. Барто, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др.).
Кроме того, важна злободневность проблематики сюжета, ее соответствие
актуальным педагогическим задачам.
Иногда выбор материала определяется конкретными возможностями и
условиями.
И, наконец, выбор произведения может быть продиктован побуждением
подготовить детей к празднику, смысл и значение которого лучше всего
раскрыть через драматизацию литературного произведения.
В социально-коммуникативном взаимодействии с детьми через игру
активно участвуют все сотрудники группы и Центра: устанавливаются прочные
эмоциональные
контакты
с
близкими
взрослыми,
«заряженные»
эмоциями
радости,
удовольствия,
удовлетворения
и
поддержания
состояния
психологического
комфорта,
укрепляются
положительные
эмоциональные
связи.
Усвоение
элементарного
игрового
опыта
в
различных
видах
игровой
деятельности является важнейшей целью обучения наших детей. Для усвоения
детьми различных способов взаимодействия с предметным миром, познания его
свойств
и
качеств,
накопления
опыта
межличностных
коммуникаций
с
взрослыми
и
сверстниками
проводились предметно-практические
и
дидактические игры. Играли с детьми в
подвижные игры для повышения
двигательной
активности
детей,
формирования
двигательных
умений
и
навыков,
усвоения
правил
поведения
в
игровой
ситуации.
В
работе
использовали
бессюжетные
игры типа «ловишек» для создания радостного
настроения у детей. Основным условием организации игровой деятельности
является
для
нас
формирование
способности
детей
к
подражанию.
Моделировали игровые ситуации для усвоения функционального назначения
предмета
и
способов
его
использования,
для
ориентировки
в
быту,
установления контакта с другими детьми и взрослыми, учили детей усваивать
и выполнять правила игры. Отсутствие речи у детей усложняет использование
в
работе игр-драматизаций. Но отводя главную роль взрослому, используя
мимику
и
жесты,
которыми
владеют
дети,
мы
смогли
применять
игры-
драматизации в своей работе.
В течение года уделяли большое внимание наиболее сложной форме игры –
сюжетной игре.
Особое место занимали сюжетные игры с куклами: дети знакомились с
куклой,
усваивали
игровые
действия
и
ними,
развивали
эмоциональные
реакции на игровые действия с различными куклами, формировали умение
выражать ласковое, заботливое отношение к кукле.
Организовывали
игровое
взаимодействие
детей
со
взрослым
через
сюжетные игры: «Мы шоферы», «Автобус», «Доктор», «В гостях у куклы»,
«Мы – строители», «Парикмахерская», «Мы играем» и др.
Таким образом, моделирование игровых ситуаций в повседневной
жизни и на занятиях способствует добиться положительных результатов в
социальной адаптации детей и дает им шанс на приобретение родной или
приемной семьи.