Автор: Власова Юлия Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр искусств"
Населённый пункт: г.Салавата, Республика Башкортостан
Наименование материала: Открытое занятие по музыкальному инструменту
Тема: "Работа над музыкальным образом в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр искусств» городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Открытое занятие
педагога дополнительного образования
Власовой Юлии Алексеевны
Место проведения: СОШ № 4, каб.101
Дата проведения: 25.10.18
Время проведения: 16.00
Учащаяся III года обучения.
Тема: «Работа над музыкальным образом
в классе фортепиано»
Цель:
Формирование представлений о музыкальном образе, средствах музыкальной
выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить основные средства музыкальной выразительности, необходимые для
создания музыкального образа;
Продолжить
освоение
приемов
звукоизвлечения,
закрепить
ритмическую
формулу - нота с точкой;
Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения,
обучать выразительному исполнению.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять
общий кругозор;
Развивать образное мышление, слуховое внимание.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус;
Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических
задач при работе над музыкальным произведением.
Тип занятия: закрепление учебного материала
Вид: комбинированный
Методы:
Словесный, наглядный, практический
Репродуктивный, частично – поисковый.
Оборудование:
Фортепиано
Ноутбук
Дидактический материал
Наглядные пособия
План занятия:
1.
Организационный момент:
- разминка: упражнения по чтению нот с листа;
- сообщение темы и постановка задач;
2.
Основной этап:
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств
выразительности;
- практическая часть: работа над произведениями К. Гурлитт «Болеро»,
рус.нар. песня «Пойду ль я, выйду ль я» (ансамблевое музицирование).
3.
Заключение:
- подведение итогов;
- оценивание;
- домашнее задание.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
- Здравствуй, Сабина. Приготовь ноты, дневник, садись правильно. Наше занятие мы
начнём с небольшой разминки. Выполним несколько упражнений по чтению нот с
листа:
Определение
нот
в
скрипичном
и
басовом
ключах,
нахождение
их
на
инструменте;
Отыскание нот определённой высоты;
Определение мелодии на слух;
Игра ритмических фигур.
- Молодец!
- Сегодня на занятии мы поговорим о музыкальном образе. Чтобы донести образ до
слушателя, мы должны понять, какие средства музыкальной выразительности нам в
этом помогут.
- Обратимся к нашему произведению. Как оно называется?
- Болеро.
- А что такое болеро?
- Это танец.
- А что ты знаешь об этом танце?
- Это испанский танец.
- Давай посмотрим небольшую презентацию об этом танце.
(просмотр презентации и видео)
- Вот видишь, какой это красивый и грациозный танец. Сочинил его нем. композитор
Густав Корнелиус Гурлитт, который написал много интересных произведений для
фортепиано. (портрет)
- А теперь давай послушаем болеро в твоём исполнении и поработаем над образом
этого танца, используя средства музыкальной выразительности.
(исполнение пьесы)
- Ну, что же, Сабина. У тебя были небольшие неточности в исполнении. Мы вернёмся
к ним позже. А сейчас вспомним, какая форма у произведения?
- Трёхчастная.
- Покажи каждую часть. Есть ли повторения?
- Да, повторяются 1 и 3 части.
- Давай вспомним, какие средства муз. выразительности ты знаешь? (ответ)
- Посмотри на таблицу. В ней указаны все эти средства.
- Обратимся к первой части. Начнём с мелодии. Она какая?
- Скачки в сочетании с плавным движением.
- Вспомни, мы читали, что в танце сочетаются гибкие, плавные движения женщин и
резкие, чёткие движения мужчин. Всё это отражается в мелодии.
(найти в тексте и сыграть).
- В танце много кружений. Как эти кружения передаются в мелодии?
- Первая заканчивается витиеватой фигурой из шестнадцатых нот, а вторая – изящной
трелью.
- А штрихи какие использует композитор?
- Нон легато и легато. Почему нет стаккато?
- В этом танце нет прыжков. Движения основаны на шагах и плавных скольжениях.
- Верно. Прикосновение к клавишам д. б.упругим, собранным, пальчики не вялые. Всё
– таки это танец.
( исполнение мелодии)
- А лад какой? Мажорный или минорный?
- Минорный.
- А что даёт нам минорный лад? Некоторый драматизм – это ведь сражение с быком,
очень часто быка закалывают. Поэтому композитор использует минор, а не мажор.
- А что ты можешь сказать о ритме? Он ровный или острый, пунктирный?
- В 1 части относительно ровный, а во второй – пунктирный.
- А какой характер придаёт пунктирный ритм?
- Решительный, энергичный, мужественный.
- Давай с тобой прохлопаем этот ритм. рисунок. Ты будешь исполнять партию правой
руки, а я – левой. Потом поменяемся. Представь, что это коррида – матадор и бык. Кто
кого?
(работа над ритмом: прохлопывание, затем игра)
- Следующее средство – динамика. Как ты думаешь, динамика помогает в создании
образа? Как? Какие динамические оттенки здесь использованы?
- mf, f, p, pp, sf.
- Разброс динамики очень большой и он передаёт накал страстей: от спокойного
состояния до резких выпадов (удары шпагой на sf). Давай сыграем это место.
- А что ты можешь сказать о темпе?
- Темп умеренный
MODERATO. Он даёт уверенность, чёткость, грациозность. Ведь
сложные движения рук и ног не позволяют двигаться слишком быстро, это будет
суетливо.
- А штрихи какие использует композитор для создания образа?
- Нон легато и легато.
- Почему не стаккато?
- В этом танце нет прыжков. Движения основаны на шагах и плавных скольжениях.
- Верно. Прикосновение к клавишам д. б. упругим, собранным, пальчики активные, не
вялые. Всё – таки это танец.
- И, наконец, тембр. Каждому человеку присущ свой тембр голоса. Музыкальные
инструменты тоже имеют свою окраску. Мы исполняем болеро на фортепиано, а
раньше его исполняли под звуки гитары и барабана. И это будет совсем другое
звучание.
Дома
вместе
с
мамой
послушайте
болеро
в
исполнении
других
инструментов.
- А теперь давай сыграем произведение ещё раз. При игре ты должна будешь помнить
о том образе, который мы нарисовали.
(исполнение произведения)
- Теперь небольшая разминка.
- У нас осталось немного времени. Мы займёмся ансамблевым музицированием и
пригласим к нам Камиллу.
- Как называется произведение, которое вы исполняете?
- Рус. нар. песня « Пойду ль я, выйду ль я».
- Давайте сыграем её.
(исполнение)
- Какой характер у песни?
- Это плясовая.
- А как поют народные песни, чем сопровождаются?
- Игрой на баяне или гармошке, балалайке, девушки и парни водят хороводы.
- Обычно песни имеют куплет и припев. В нашей песне нет припева, а куплет
повторяется трижды. Мелодия звучит то в одном регистре, то в другом. Меняется
сопровождение.
В
музыке
это
называется ВАРИАЦИИ. Сначала
песню
запевают
девушки, потом поют парни, а девушки водят хоровод, а в последней вариации пение
сопровождается аккордами как при игре на гармони.
- Сейчас мы ещё раз проиграем это произведение. Мелодию нужно показать ярче,
чуть тише – аккомпанемент. Нужно, чтобы песня лилась непрерывно, без остановок.
И, конечно же, не забудьте о характере.
( исполнение произведения)
- Дома нужно будет поработать над текстом, научиться играть уверенно, чуть сдвинуть
темп. Это плясовая. А сейчас посмотрите фрагмент мультфильма « Сказка о попе и
работнике его Балде», в котором звучит эта песня.
(просмотр мультфильма)
- Давайте подведём итоги.
-
Сегодня
мы
с
Сабиной
с
помощью
средств
музыкальной
выразительности
попытались создать образ испанского танца болеро. Какие средства мы использовали?
- А дома нужно ещё поработать над образом, научиться играть уверенно, досчитывая
каждый такт, в характере. Попробуй нарисовать этот образ красками или карандашами.
- Ты хорошо потрудилась, я ставлю тебе пятёрку. А Камилле спасибо за помощь.
- Занятие закончено, до свидания.