Напоминание

"Работа над музыкальным образом в классе фортепиано"


Автор: Власова Юлия Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр искусств"
Населённый пункт: г.Салавата, Республика Башкортостан
Наименование материала: Открытое занятие по музыкальному инструменту
Тема: "Работа над музыкальным образом в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Центр искусств» городского округа город Салават

Республики Башкортостан

Открытое занятие

педагога дополнительного образования

Власовой Юлии Алексеевны

Место проведения: СОШ № 4, каб.101

Дата проведения: 25.10.18

Время проведения: 16.00

Учащаяся III года обучения.

Тема: «Работа над музыкальным образом

в классе фортепиано»

Цель:

Формирование представлений о музыкальном образе, средствах музыкальной

выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить основные средства музыкальной выразительности, необходимые для

создания музыкального образа;

Продолжить

освоение

приемов

звукоизвлечения,

закрепить

ритмическую

формулу - нота с точкой;

Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения,

обучать выразительному исполнению.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять

общий кругозор;

Развивать образное мышление, слуховое внимание.

Воспитательные:

Воспитывать эстетический вкус;

Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических

задач при работе над музыкальным произведением.

Тип занятия: закрепление учебного материала

Вид: комбинированный

Методы:

Словесный, наглядный, практический

Репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование:

Фортепиано

Ноутбук

Дидактический материал

Наглядные пособия

План занятия:

1.

Организационный момент:

- разминка: упражнения по чтению нот с листа;

- сообщение темы и постановка задач;

2.

Основной этап:

- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств

выразительности;

- практическая часть: работа над произведениями К. Гурлитт «Болеро»,

рус.нар. песня «Пойду ль я, выйду ль я» (ансамблевое музицирование).

3.

Заключение:

- подведение итогов;

- оценивание;

- домашнее задание.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

- Здравствуй, Сабина. Приготовь ноты, дневник, садись правильно. Наше занятие мы

начнём с небольшой разминки. Выполним несколько упражнений по чтению нот с

листа:

Определение

нот

в

скрипичном

и

басовом

ключах,

нахождение

их

на

инструменте;

Отыскание нот определённой высоты;

Определение мелодии на слух;

Игра ритмических фигур.

- Молодец!

- Сегодня на занятии мы поговорим о музыкальном образе. Чтобы донести образ до

слушателя, мы должны понять, какие средства музыкальной выразительности нам в

этом помогут.

- Обратимся к нашему произведению. Как оно называется?

- Болеро.

- А что такое болеро?

- Это танец.

- А что ты знаешь об этом танце?

- Это испанский танец.

- Давай посмотрим небольшую презентацию об этом танце.

(просмотр презентации и видео)

- Вот видишь, какой это красивый и грациозный танец. Сочинил его нем. композитор

Густав Корнелиус Гурлитт, который написал много интересных произведений для

фортепиано. (портрет)

- А теперь давай послушаем болеро в твоём исполнении и поработаем над образом

этого танца, используя средства музыкальной выразительности.

(исполнение пьесы)

- Ну, что же, Сабина. У тебя были небольшие неточности в исполнении. Мы вернёмся

к ним позже. А сейчас вспомним, какая форма у произведения?

- Трёхчастная.

- Покажи каждую часть. Есть ли повторения?

- Да, повторяются 1 и 3 части.

- Давай вспомним, какие средства муз. выразительности ты знаешь? (ответ)

- Посмотри на таблицу. В ней указаны все эти средства.

- Обратимся к первой части. Начнём с мелодии. Она какая?

- Скачки в сочетании с плавным движением.

- Вспомни, мы читали, что в танце сочетаются гибкие, плавные движения женщин и

резкие, чёткие движения мужчин. Всё это отражается в мелодии.

(найти в тексте и сыграть).

- В танце много кружений. Как эти кружения передаются в мелодии?

- Первая заканчивается витиеватой фигурой из шестнадцатых нот, а вторая – изящной

трелью.

- А штрихи какие использует композитор?

- Нон легато и легато. Почему нет стаккато?

- В этом танце нет прыжков. Движения основаны на шагах и плавных скольжениях.

- Верно. Прикосновение к клавишам д. б.упругим, собранным, пальчики не вялые. Всё

– таки это танец.

( исполнение мелодии)

- А лад какой? Мажорный или минорный?

- Минорный.

- А что даёт нам минорный лад? Некоторый драматизм – это ведь сражение с быком,

очень часто быка закалывают. Поэтому композитор использует минор, а не мажор.

- А что ты можешь сказать о ритме? Он ровный или острый, пунктирный?

- В 1 части относительно ровный, а во второй – пунктирный.

- А какой характер придаёт пунктирный ритм?

- Решительный, энергичный, мужественный.

- Давай с тобой прохлопаем этот ритм. рисунок. Ты будешь исполнять партию правой

руки, а я – левой. Потом поменяемся. Представь, что это коррида – матадор и бык. Кто

кого?

(работа над ритмом: прохлопывание, затем игра)

- Следующее средство – динамика. Как ты думаешь, динамика помогает в создании

образа? Как? Какие динамические оттенки здесь использованы?

- mf, f, p, pp, sf.

- Разброс динамики очень большой и он передаёт накал страстей: от спокойного

состояния до резких выпадов (удары шпагой на sf). Давай сыграем это место.

- А что ты можешь сказать о темпе?

- Темп умеренный

MODERATO. Он даёт уверенность, чёткость, грациозность. Ведь

сложные движения рук и ног не позволяют двигаться слишком быстро, это будет

суетливо.

- А штрихи какие использует композитор для создания образа?

- Нон легато и легато.

- Почему не стаккато?

- В этом танце нет прыжков. Движения основаны на шагах и плавных скольжениях.

- Верно. Прикосновение к клавишам д. б. упругим, собранным, пальчики активные, не

вялые. Всё – таки это танец.

- И, наконец, тембр. Каждому человеку присущ свой тембр голоса. Музыкальные

инструменты тоже имеют свою окраску. Мы исполняем болеро на фортепиано, а

раньше его исполняли под звуки гитары и барабана. И это будет совсем другое

звучание.

Дома

вместе

с

мамой

послушайте

болеро

в

исполнении

других

инструментов.

- А теперь давай сыграем произведение ещё раз. При игре ты должна будешь помнить

о том образе, который мы нарисовали.

(исполнение произведения)

- Теперь небольшая разминка.

- У нас осталось немного времени. Мы займёмся ансамблевым музицированием и

пригласим к нам Камиллу.

- Как называется произведение, которое вы исполняете?

- Рус. нар. песня « Пойду ль я, выйду ль я».

- Давайте сыграем её.

(исполнение)

- Какой характер у песни?

- Это плясовая.

- А как поют народные песни, чем сопровождаются?

- Игрой на баяне или гармошке, балалайке, девушки и парни водят хороводы.

- Обычно песни имеют куплет и припев. В нашей песне нет припева, а куплет

повторяется трижды. Мелодия звучит то в одном регистре, то в другом. Меняется

сопровождение.

В

музыке

это

называется ВАРИАЦИИ. Сначала

песню

запевают

девушки, потом поют парни, а девушки водят хоровод, а в последней вариации пение

сопровождается аккордами как при игре на гармони.

- Сейчас мы ещё раз проиграем это произведение. Мелодию нужно показать ярче,

чуть тише – аккомпанемент. Нужно, чтобы песня лилась непрерывно, без остановок.

И, конечно же, не забудьте о характере.

( исполнение произведения)

- Дома нужно будет поработать над текстом, научиться играть уверенно, чуть сдвинуть

темп. Это плясовая. А сейчас посмотрите фрагмент мультфильма « Сказка о попе и

работнике его Балде», в котором звучит эта песня.

(просмотр мультфильма)

- Давайте подведём итоги.

-

Сегодня

мы

с

Сабиной

с

помощью

средств

музыкальной

выразительности

попытались создать образ испанского танца болеро. Какие средства мы использовали?

- А дома нужно ещё поработать над образом, научиться играть уверенно, досчитывая

каждый такт, в характере. Попробуй нарисовать этот образ красками или карандашами.

- Ты хорошо потрудилась, я ставлю тебе пятёрку. А Камилле спасибо за помощь.

- Занятие закончено, до свидания.



В раздел образования