Автор: Попова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 47"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Социально ориентированный урок
Раздел: начальное образование
Конспект социально ориентированного урока
Урок русского языка по теме
«Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов», 2 класс
(учебник А.В. Полякова)
Тема: «Уважение и дружбу надо заслужить»
Автор: Попова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 47»
1
Тема: «Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов»
Цель:
формирование
умения
применять
изученные
понятия:
однокоренные
слова, корень слова, фиксировать собственные затруднения в определении
признаков однокоренных слов, выделении корня слова;
формирование
умения
уважительно
относиться
к
окружающим,
адекватно оценивать собственные и чужие поступки
Задачи:
выделять в речи однокоренные слова,
подбирать однокоренные слова различных частей речи,
выделять корень слова;
развивать коммуникативные качества;
воспитывать нравственные качества личности
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся
научатся
выделять
в
речи
однокоренные
слова,
опираясь на признаки однокоренных слов, образовывать однокоренные слова
различных частей речи, выделять корень слова
Личностные: формирование понимания нравственного содержания поступков
окружающих людей и своих собственных, этических чувств на основе анализа
поступков; принятия и освоения социальной роли; навыков сотрудничества
Метапредметные:
Регулятивные: овладение
способностью
принимать
и
сохранять
учебную
задачу,
планировать,
контролировать
и
оценивать
свою
деятельность
в
соответствии с поставленной задачей
Познавательные: активное
использование
речевых
средств,
овладение
навыками анализа, синтеза, классификации, смыслового чтения
Коммуникативные:
о вл а д е н и е
ум е н и е м
и з л а г ат ь
с в о е
м н е н и е
и
аргументировать
свою
точку
зрения,
слушать
собеседника,
умением
договариваться, работать в паре, группе
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности
Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, проблемный
2
Технология развивающего обучения
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями
Ход урока
1.Организационный момент. Актуализация знаний
- Ребята, как вы понимаете выражение: «Уважение и дружбу надо заслужить»?
О чем мы сегодня будем говорить на уроке. Начинаем работать и не забываем
об уважительном отношении друг к другу.
1 слайд. (минутка чистописания, словарная работа)
- Назовите лишнюю букву (на доске написаны буквы в, з, д, м, б)
Дети: «Буква м, потому что она обозначает непарный звонкий согласный»
- Пропишите заглавную и строчную букву. Найдите в словаре слово на букву М.
Это существительное, в нем 2 слога, второй слог ударный.
Дети: «Это слово - мечта».
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Прочитайте
слова на доске и выберите лишнее слово (мечта, мечтатель, мечтательный, меч,
мечтает, помечтает).
Дети: «Лишнее слово меч, все остальные слова являются однокоренными».
- Запишите однокоренные слова, выделите корень. Как вы определили, что
слова однокоренные? Какие признаки однокоренных слов вы знаете?
Дети: «Имеют общую часть, близки по смыслу»
2. Формулирование темы урока
2 слайд.
- Сформулируйте тему урока. (Однокоренные слова. Признаки однокоренных
слов).
3. Применение изученного
- Ребята, кто из вас любит мечтать? О чем вы мечтаете?
- Мечты у людей бывают разные. Кто- то мечтает о великом, кто-то о мелком. А
может ли мечта сбыться сама по себе? Или от человека что- то зависит? (ответы
детей).
- Сейчас я хочу вам рассказать о трех мечтателях.
Гусенок Петя жил на утином дворе. Ежик Колючка в лесу под старой сосной. А
мышонок Мышь в норке на огромном поле. Жили они далеко друг от друга и
были незнакомы. Но мечтали об одном. У них была мечта – иметь много
3
друзей,
они
очень
хотели,
чтобы
окружающие
их
уважали.
И
никак
не
понимали, почему с ними никто не дружит.
Гусенок думал: «Я сильный, а
друзей у меня нет». Ежик думал: «Я умный и запасливый, а друзей у меня нет».
А мышонок думал: «Я умею мечтать, я очень веселый, а друзей у меня нет».
- Назовите главных героев.
3 слайд.
Гусенок,
ежик
и
мышонок.
Выберите
любое
из
слов
и
запишите
к
ним
однокоренные слова, выделите корень. (самопроверка, самооценка).
- Какими они себя считали? Чему удивлялись?
4 слайд.
- Подберите к прилагательным сильный, умный, веселый однокоренные имена
существительные, запишите, выделите корень. (взаимопроверка с опорой на
эталон).
5, 6, 7 слайды.
А сейчас давайте познакомимся с нашими героями поближе.
Гусенок
Жил да был гусенок Петя.
Вряд ли есть еще на свете
Как наш Петя забияка:
Где гусенок, там и драка!
Все вокруг его боялись
И, увидев, разбегались!
Никого он не любил:
Всех, кого увидит – бил!
Ежик
Топал ежик по тропинке,
Торопился – спать пора.
На его колючей спинке
Масса всякого добра.
Целый день по лесу ходит,
Все берет без спроса еж.
4
То, что этот еж находит,
Ни за что уж не вернешь!
Мышонок
Однажды летом под кустом
В тени листвы прохладной
Лежал мечтал о сем, о том
Мышонок очень жадный.
Эх, если б мне по морю плыть
Почти до края мира
И остров чудный бы открыть,
Чтоб был он весь из сыра!
Я съем весь этот остров сам!
Ни крошки, ни кусочка,
Ни дырки сырной не отдам!
Весь остров мой, и точка!
- Ребята, правильно ли оценивали себя наши герои? А что не так? Кому из них
вы сказали бы такие слова?
8 слайд.
Одного ума для дружбы мало.
Развеселить друга можно тогда, когда он этого хочет.
Силой дружить не заставишь.
- Заслуживают ли наши герои уважения? Могут ли они быть настоящими
друзьями? Какие человеческие качества достойны уважения? (ответы детей).
9 слайд.
-
От
данных
корней
(добр-,
чест-,
забот-,
верн-)
образуйте
имена
прилагательные указанного рода, которые обозначают положительные качества.
Составьте с этими прилагательными словосочетания (работа в парах).
-
Ребята,
смогут
ли
наши
герои
когда-нибудь
пользоваться
уважением
у
окружающих? В каком случае?
-
Давайте
им
поможем
исправиться.
Познакомим
их
с
правилами
крепкой
дружбы.
5
Дети работают по карточкам в четверках. Заменяют слова, данные в скобках
однокоренными словами так, чтобы получилось правило.
1.
Умей (слух) собеседника.
2.
Не завидуй, умей (радость) успехам других.
3.
Будь бескорыстным и (вежливость).
4.
Останови друга, если он (дело) что-то плохое.
5.
Умей (просьба) прощение. (фронтальная проверка)
4. Итог урока
-
Какими
знаниями
вы
воспользовались,
чтобы
выполнить
задание?
Назовите признаки однокоренных слов.
- Какие правила для друзей вы запомнили? Для чего их нужно знать и
помнить?
5.
Рефлексия «Солнышко, тучка»
-
Нарисуйте
на
полях
солнышко
или
тучку
в
соответствии
с
вашим
настроением после урока.
6
7
8
9