Автор: Воробьева Валентина Леонидовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 2 г. Вельска"
Населённый пункт: город Вельск Архангельской области
Наименование материала: Индивидуальная программа
Тема: Индивидуальная программа сопровождения обучающегося
Раздел: начальное образование
Индивидуальная программа сопровождения
обучающегося
1. Ф.И.ребёнка (изменена): Иванов Иван
Дата рождения:
2. Дата поступления в 1 класс:
3. Заключение врачей-специалистов:
Невролог: ОНР, дизартрия
ЛОР: слух в норме
Окулист: гиперметропия, зрение 0,8/0,6
Педиатр: анамнез (токсикоз беременности, во II половине угроза
прерывания беременности), физическое развитие ниже среднего, дефицит
веса, II группа здоровья.
4. Заключение ПМПК: обучение в специальном (коррекционном) классе IV
вида общеобразовательной школы.
5. Заключение школьного ПМПк:
а)учитель-логопед: работа по исправлению нарушений чтения и письма,
обусловленных ОНР III уровня;
б) учитель-дефектолог (тифлопедагог): занятия по развитию зрительного
восприятия, контроль за проведением курса аппаратного лечения по
гиперметропии;
в) педагог-психолог: развитие психических процессов, повышение уровня
учебной мотивации, формирование устойчивой адекватной самооценки;
г) учитель нач. классов: формирование учебных навыков, развитие
познавательных способностей.
Педагогическая характеристика ребёнка.
Иванов Иван обучается во 2 классе. Воспитывается в неблагополучной семье.
Между родителями постоянные конфликты. Отец уклоняется от участия в
воспитании ребёнка. Мать воспитанию сына уделяет мало времени
(находится в отпуске по уходу за вторым ребёнком), успехами сына в школе
не интересуется. Иван учится без желания, интереса к учёбе не проявляет.
Учебные навыки не сформированы. Требуется постоянный контроль со
стороны учителя. Программу 1 класса освоил с трудом. Испытывает большие
трудности по математике, чтению и письму. Имеет значительные нарушения
в речевом развитии. Слабо развита мелкая моторика. В тетради пишет
небрежно, каллиграфически неправильно. На уроках не активен, при ответах
говорит тихо, неуверенно.
Не умеет устанавливать контакты с одноклассниками, поэтому привлекает к
себе внимание шумными играми, иногда ведёт себя неадекватно. На
переменах эмоционально вспыльчивый. Легко поддаётся чужому влиянию.
Авторитетом среди одноклассников не пользуется.
6. Образовательный маршрут.
Иванов Иван обучается в специальном (коррекционном) классе IV вида
общеобразовательной школы. Учебный план составлен в соответствии с
ФГОС и реализуется через УМК «Перспективная начальная школа».
Учебный год 34 недели. Продолжительность каникул не менее 30
календарных дней. Учебные занятия проходят в одну смену с 6-ти дневной
учебной неделей. Продолжительность уроков 45 минут, после 2 и 3 уроков
большая перемена по 20 минут. В классе 12 человек, осуществляется
индивидуальный подход. Коррекционно-развивающие занятия проводятся во
II половине дня (в группе продлённого дня).
Программа 2 класса СКК IV вида
Образовательный компонент
Количество часов в
неделю
Примечание
Русский язык
5
занятие с логопедом
Литературное чтение
4
занятие с логопедом
Английский язык
2
Математика
5
занятие с психологом
Окружающий мир
2
Музыка
1
Изобразительное искусство
1
Технология
1
Физкультура
3
Минимальный объём
нагрузки
24
Компонент
2
Максимально допустимая
недельная нагрузка
26
Коррекционно-развивающая работа (ЛФК, ритмика, мимика и пантомимика,
развитие осязания и мелкой моторики, социально-бытовая ориентировка,
развитие зрительного восприятия, массаж, предметно-практическая
деятельность) - 10 часов.
7. Организация сопровождения.
Направления работы
Основное содержание
Методы и приёмы
1) учитель-логопед
Пополнение активного и
пассивного словаря.
Развитие артикуляции.
Формирование
грамматического строя
речи. Исправление
дефектов
произношения. Работа
по увеличению скорости
чтения
Логопедическая
гимнастика, работа с
предметами, сюжетные
картинки, диалоговое
общение, дыхательная
гимнастика.
Профилактическая
работа по
предупреждению
нарушений устной и
письменной речи.
2) учитель-дефектолог
(тифлопедагог)
Выполнение
рекомендаций врача-
офтальмолога. Развитие
зрительного восприятия.
Формирование
пространственно-
временных восприятий
и представлений.
Контроль за
прохождением
аппаратного лечения.
Дидактические игры и
пособия.
Классификация фигур
по форме и цвету,
конструирование из
бумаги, из кубиков и
цветных палочек,
раскрашивание
разноцветных фигур.
3) педагог-психолог
Диагностика
познавательной,
эмоционально-волевой и
личностной сферы
ребёнка. Развитие
психических процессов.
Работа над
особенностями
эмоциональной сферы.
Развитие навыков
межличностного
общения. Формирование
моторно-графических
навыков. Работа над
развитием личностных
характеристик
(уверенность в себе,
самооценка,
самоконтроль..)
Индивидуальные
занятия по программе
«Учись учиться».
Пальчиковая
гимнастика.
Познавательные
дидактические игры.
Дыхательная
гимнастика. Приёмы
арттерапии, сюжетные
картинки, графические
диктанты, приёмы АТ
для снятия напряжения.
Включение ребёнка в
общение в малых
группах.
4) социальный педагог
Анализ условий
проживания ребёнка.
Выполнение режима
дня. Психологический
климат семьи.
Обеспечение и защита
прав ребёнка, развитие
навыков социального
поведения.
Посещения семьи с
целью выявления
проблем воспитания.
Составление актов
обследования семьи.
Консультация с
психологом.
Планирование
совместных
мероприятий семьи и
школы.
5) учитель начальных
классов
Математика:
формирование
вычислительных
Устранение пробелов в
знаниях, помощь в
усвоении учебных
навыков; решение задач;
развитие логического
мышления.
Чтение: работа над
беглостью чтения,
понимания содержания
прочитанного; учить
отвечать полными
ответами.
Письмо: умение писать
грамотно под диктовку;
написание изложений и
сочинений; знание
правил орфографии.
предметов. Социальная
адаптация в классе.
Консультация
специалистов.
Взаимосвязь с
родителями ребёнка.
9. Организация взаимодействия с семьёй.
Учитель начальных классов совместно с социальным педагогом предлагает
семье посещать занятия семейного клуба, родительские собрания и
праздники в школе. Через беседу повышать уровень родительской
компетентности в воспитании ребёнка. По необходимости обращаться на
консультацию к психологу и логопеду школы.
10. Примерный прогноз развития ребёнка и рекомендации педагогам на
последующую ступень развития.
В результате реализации Индивидуальной программы сопровождения
ожидаем улучшение психического и физического развития,
сформированность положительных качеств личности, улучшение
самоконтроля, снижение уровня тревожности, развитие навыков общения,
успешная социальная адаптация, повышение уровня познавательных
способностей. В результате коррекционно-развивающей работы наметилась
положительная динамика развития ребёнка.
Необходимо сохранить познавательную и мотивационную направленность
ребёнка на последующие ступени развития. Создать условия для контроля за
состоянием здоровья ребёнка. Проанализировать семейную ситуацию,
изменить меры наказания и поощрения ребёнка. Ежегодно проводить
сравнительную характеристику данных медико-психолого-педагогической
диагностики ребёнка.