Автор: Гуржуева Наталия Константиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ ТРОЦ
Населённый пункт: г. Москва, г. Троицк
Наименование материала: статья
Тема: «Комплексная реабилитация детей, страдающих аутизмом и синдромом Дауна, стрессовые расстройства и преодоление их последствий».
Раздел: дополнительное образование
Статья на тему:
«Комплексная реабилитация детей, страдающих аутизмом и
синдромом Дауна, стрессовые расстройства и преодоление их
последствий».
ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ
В современном мире стрессовые ситуации с геометрической
прогрессией увеличиваются и становятся скорее правилом, чем
исключением. Не только взрослые, но и дети не чувствуют себя в полной
безопасности. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у
человека мощнейший психологический стресс, последствия которого могут
тянуться многие годы. Все это особенно актуально в отношении детей.
В статье представлен теоретический анализ стрессовых ситуации и их
последствий, разъяснены механизмы и особенности реагирования ребенка на
различные стрессовые ситуации, представлены алгоритмы работы психолога
с детьми, переживающими стресс.
Ребенок, как и взрослый человек, развивается неравномерно; есть периоды
относительно спокойные и стабильные, а есть так называемые критические
периоды. Во время критических периодов ребенок меняется весь, целиком.
Внутренняя
жизнь
ребенка
сопровождается
в
это
время
мучительными
переживаниями
и
если
в
это
время
ребенок
попадает
в
какую-нибудь
стрессовую ситуацию,
возникает множество психологических проблем, а
уже имеющиеся проблемы обостряются. Во время стресса личность ребенка,
как
открытая
система,
становится
неустойчивой
и
даже
на
слабые
раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами, что иногда
приводит к непрогнозируемым эффектам.
В ситуации, когда семья ребенка и социальная среда вокруг него
неблагополучны, когда существует риск потери здоровья, жизни, нормальных
условий,
ребенок
сталкивается
с
кризисами,
вызванными
травмами,
утратами, разлуками. Находясь зачастую в нестабильном состоянии, ребенок
особенно тяжело переживает последствия травматических ситуаций насилия,
брошенности, отвержения.
Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребенком:
Физическое
жесткое
обращение
(любое
неслучайное
нанесение
телесного повреждения ребенку).
Сексуальное насилие.
Пренебрежение
нуждами
ребенка.
(
хроническая
неспособность
родителя
или
лица,
осуществляющего
уход,
обеспечить
основные
потребности
не
достигшего
18
летнего
возраста
ребенка
в
пище,
одежде, жилье, медицинским уходе, обучении, защите и присмотре.
Психологическое насилие. Оно может быть двух видов:
1.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность
родителя
или
лица,
осуществляющего
уход,
обеспечить
ребенку
необходимую
поддержку,
внимание,
психологическую
защиту,
отсутствие привязанности к ребенку.
2.
Психологическое
жесткое
обращение
(хронические
действия,
совершаемые взрослыми с целью
издевательства над ребенком,,, его
унижения, оскорбления, высмеивания).
Любое
насилие
может
быть
явным
и
скрытым.
Оно
может
быть
также
актуальным (происходящим в настоящее время) и случившимся в прошлом.
Насилие над ребенком может происходить:
- дома – со стороны родственников или соседей,
- в ДОУ, в школе,
- на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
Поскольку насилие может быть скрытым, определить сам факт его наличия в
жизни ребенка не просто. В связи с этим педагогам и психологам имеет
смысл представлять основные признаки и симптомы, проявляемые
после
кризиса у ребенка.
Физическое насилие
Могут наблюдаться следующие признаки:
изменения на коже (царапины, следы ударов);
гематомы;
кровоизлияние сетчатки глаз;
ушибы тела;
определенные типы ожогов или рубцов после них;
Психологические признаки:
- наличие у ребенка стресс-синдромов, например, недостаточной циркуляции
крови и, как следствие, холодных рук и ног, «мраморной» кожи, бледности;
-
характерное
выражение
лица
ребенка,
его
называют
«постоянной
бдительностью», «взглядом косули»;
- наличие в поведении ребенка рефлекторных жестов и поз защиты.
В целом подвергшийся физическому насилию ребенок имеет «забитый» вид,
демонстрирует замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное
поведение.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие
родителей
(опекунов)
и
других
взрослых
на
ребенка,
приводящее
к
формированию у него патологических черт характера или же тормозящее
развитие его личности.
Психологическое
насилие
складывается
из
психологического
пренебрежения и психологического жестокого обращения.
К этим формам насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление ребенка и унижение его достоинства;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического
насилия;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту
или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
-
однократное
грубое
психическое
воздействие,
вызвавшее
у
ребенка
психическую травму.
Последствиями
кризисов
связанных
с
применением
психологического
насилия, является нарушение развития детей и их социальной адаптации.
Поведение
таких
детей
характеризуется
гиперагре ссивно стью,
вспыльчивостью,
мнительностью,
повышенным
вниманием
к
мелочам
и
эмоциональной черствостью.
Продолжительность периода от начала возникновения кризиса до выхода
из
кризисной
ситуации
зависит
от
тяжести
травмирующего
события,
индивидуальной реакции ребенка, от тяжести
заболевании имеющихся у
ребенка
и
его
окружения
ресурсов.
В
среднем
состояние
активного
дисбаланса адаптации продолжается до четырех – шести недель.
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)
возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие
или критическую ситуацию (кратковременную или продолжительную)
угрожающего или катастрофического характера.
Следствием таких ситуации могут быть различные нарушения:
1.
Кратковременное
психотическое
нарушение
–
(психотические
симптомы с внезапным началом и продолжительностью менее одного
месяца. Это нарушение заканчивается возвратом в обычное состояние.)
2.
Ночные кошмары – (частые пробуждения во время сна вследствие
кошмарных снов. Началом обычно бывает пронзительный панический
крик, интенсивный страх.)
3.
Страх разлуки – (резкое повышение тревожности, возникающее как
реакция на снижение заботы со стороны близких.)
4.
Конверсионное нарушение – (нарушение одной из физических или
сенсорных функций (псевдопаралич, внезапная слепота, глухота или
потеря голоса) при отсутствии объективных медицинских показаний к
этому.)
5.
Деперсонализация – (расстройство самосознания, чувство изменения
своего Я, отчуждение собственных мыслей и действий (наблюдается у
подростков).
6.
Специфические
страхи
(изолированные
фобии)
–
(боязнь
каких-то
конкретных факторов (они всегда связаны с травмой).
7.
Панические
атаки
–
(вспышки
интенсивного
беспокойства,
возникающие
без
каких-либо
внешних,
понятных
наблюдателю
причин.)
8.
Депрессивные эпизоды обычно следуют за насильственной смертью
близкого
человека.
(Признаками
депрессивного
состояния
у
детей
являются повышенная раздражительность, недостаточное прибавление
веса, ослабление интереса к жизни, снижение настроения, нарушение
сна, усталость, ухудшение концентрации внимания._
9.
Соматизация
–
(повторяющиеся
и
множественные
жалобы
на
здоровье.)
Посттравматическое стрессовое расстройство протекает по-разному в
разных возрастах. Детям, пережившим психологическую травму, достаточно
трудно понять, что с ними произошло. Это, прежде всего, связано с их
возрастом
и
тяжестью
заболевания.
Им
не
хватает
социальной
и
психологической
зрелости.
Ребенок
не
в
состоянии
осознать
смысл
происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в
этот миг.
В основу коррекционной работы с детьми страдающими аутизмом и
синдром Дауна положены следующие принципы:
- принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает
формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок;
уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его
возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его
потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее
благоприятной для ребенка атмосферы);
- принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка,
однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет
особое значение, так как такой ребенок без специально организованной
помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и
физического развития);
- принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок
имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими
особенностями; его реализация предполагает возможность достичь ребенком
потенциального уровня развития через приведение содержания, методов,
средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его
индивидуальными возможностями);
- принцип единства медицинских и психолого-педагогических
воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для
психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут
обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с
каждым ребенком);
- принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в
семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований,
предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его
физическому и психическому развитию).
Коррекционную работу характеризуют такие черты, как:
- целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности
ребенка в целом);
- системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг
с другом и рассчитаны на длительное время);
- комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность
оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка,
так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой
сферы, личности ребенка в целом);
- связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-
воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той
социальной среды, в которой воспитывается ребенок).
Литература.
1. Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под. ред.
С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). – М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.
2. Аутизм: Практические рекомендации для родителей. – М.: Изд-во «СигналЪ»,
2002.
3. Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга, или у него
травма мозга, умственная отсталость, детский церебральный паралич (ДЦП),
эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания,
задержка развития, синдром Дауна. – М.: Издательство: Теревинф, 2007 г.
4. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых
расстройствах // Российский психиатрический журнал. - 1998. - № 3. - С. 50-56.
5. Каган В.Е. Ребенок и травма. Детские реакции на травму // Методическое пособие
по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. - СПб.: Ин-т
Гармония, 2001.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
7. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные
нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
8. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевской, А.И.
Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 248 с.
9. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии
детей. - Мн.: БелАПДИ, 1997.