Напоминание

«Комплексная реабилитация детей, страдающих аутизмом и синдромом Дауна, стрессовые расстройства и преодоление их последствий».


Автор: Гуржуева Наталия Константиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ ТРОЦ
Населённый пункт: г. Москва, г. Троицк
Наименование материала: статья
Тема: «Комплексная реабилитация детей, страдающих аутизмом и синдромом Дауна, стрессовые расстройства и преодоление их последствий».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему:

«Комплексная реабилитация детей, страдающих аутизмом и

синдромом Дауна, стрессовые расстройства и преодоление их

последствий».

ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ

В современном мире стрессовые ситуации с геометрической

прогрессией увеличиваются и становятся скорее правилом, чем

исключением. Не только взрослые, но и дети не чувствуют себя в полной

безопасности. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у

человека мощнейший психологический стресс, последствия которого могут

тянуться многие годы. Все это особенно актуально в отношении детей.

В статье представлен теоретический анализ стрессовых ситуации и их

последствий, разъяснены механизмы и особенности реагирования ребенка на

различные стрессовые ситуации, представлены алгоритмы работы психолога

с детьми, переживающими стресс.

Ребенок, как и взрослый человек, развивается неравномерно; есть периоды

относительно спокойные и стабильные, а есть так называемые критические

периоды. Во время критических периодов ребенок меняется весь, целиком.

Внутренняя

жизнь

ребенка

сопровождается

в

это

время

мучительными

переживаниями

и

если

в

это

время

ребенок

попадает

в

какую-нибудь

стрессовую ситуацию,

возникает множество психологических проблем, а

уже имеющиеся проблемы обостряются. Во время стресса личность ребенка,

как

открытая

система,

становится

неустойчивой

и

даже

на

слабые

раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами, что иногда

приводит к непрогнозируемым эффектам.

В ситуации, когда семья ребенка и социальная среда вокруг него

неблагополучны, когда существует риск потери здоровья, жизни, нормальных

условий,

ребенок

сталкивается

с

кризисами,

вызванными

травмами,

утратами, разлуками. Находясь зачастую в нестабильном состоянии, ребенок

особенно тяжело переживает последствия травматических ситуаций насилия,

брошенности, отвержения.

Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребенком:

Физическое

жесткое

обращение

(любое

неслучайное

нанесение

телесного повреждения ребенку).

Сексуальное насилие.

Пренебрежение

нуждами

ребенка.

(

хроническая

неспособность

родителя

или

лица,

осуществляющего

уход,

обеспечить

основные

потребности

не

достигшего

18

летнего

возраста

ребенка

в

пище,

одежде, жилье, медицинским уходе, обучении, защите и присмотре.

Психологическое насилие. Оно может быть двух видов:

1.

Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность

родителя

или

лица,

осуществляющего

уход,

обеспечить

ребенку

необходимую

поддержку,

внимание,

психологическую

защиту,

отсутствие привязанности к ребенку.

2.

Психологическое

жесткое

обращение

(хронические

действия,

совершаемые взрослыми с целью

издевательства над ребенком,,, его

унижения, оскорбления, высмеивания).

Любое

насилие

может

быть

явным

и

скрытым.

Оно

может

быть

также

актуальным (происходящим в настоящее время) и случившимся в прошлом.

Насилие над ребенком может происходить:

- дома – со стороны родственников или соседей,

- в ДОУ, в школе,

- на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

Поскольку насилие может быть скрытым, определить сам факт его наличия в

жизни ребенка не просто. В связи с этим педагогам и психологам имеет

смысл представлять основные признаки и симптомы, проявляемые

после

кризиса у ребенка.

Физическое насилие

Могут наблюдаться следующие признаки:

изменения на коже (царапины, следы ударов);

гематомы;

кровоизлияние сетчатки глаз;

ушибы тела;

определенные типы ожогов или рубцов после них;

Психологические признаки:

- наличие у ребенка стресс-синдромов, например, недостаточной циркуляции

крови и, как следствие, холодных рук и ног, «мраморной» кожи, бледности;

-

характерное

выражение

лица

ребенка,

его

называют

«постоянной

бдительностью», «взглядом косули»;

- наличие в поведении ребенка рефлекторных жестов и поз защиты.

В целом подвергшийся физическому насилию ребенок имеет «забитый» вид,

демонстрирует замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное

поведение.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие

родителей

(опекунов)

и

других

взрослых

на

ребенка,

приводящее

к

формированию у него патологических черт характера или же тормозящее

развитие его личности.

Психологическое

насилие

складывается

из

психологического

пренебрежения и психологического жестокого обращения.

К этим формам насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- оскорбление ребенка и унижение его достоинства;

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического

насилия;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту

или возможностям;

- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

-

однократное

грубое

психическое

воздействие,

вызвавшее

у

ребенка

психическую травму.

Последствиями

кризисов

связанных

с

применением

психологического

насилия, является нарушение развития детей и их социальной адаптации.

Поведение

таких

детей

характеризуется

гиперагре ссивно стью,

вспыльчивостью,

мнительностью,

повышенным

вниманием

к

мелочам

и

эмоциональной черствостью.

Продолжительность периода от начала возникновения кризиса до выхода

из

кризисной

ситуации

зависит

от

тяжести

травмирующего

события,

индивидуальной реакции ребенка, от тяжести

заболевании имеющихся у

ребенка

и

его

окружения

ресурсов.

В

среднем

состояние

активного

дисбаланса адаптации продолжается до четырех – шести недель.

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие

или критическую ситуацию (кратковременную или продолжительную)

угрожающего или катастрофического характера.

Следствием таких ситуации могут быть различные нарушения:

1.

Кратковременное

психотическое

нарушение

(психотические

симптомы с внезапным началом и продолжительностью менее одного

месяца. Это нарушение заканчивается возвратом в обычное состояние.)

2.

Ночные кошмары – (частые пробуждения во время сна вследствие

кошмарных снов. Началом обычно бывает пронзительный панический

крик, интенсивный страх.)

3.

Страх разлуки – (резкое повышение тревожности, возникающее как

реакция на снижение заботы со стороны близких.)

4.

Конверсионное нарушение – (нарушение одной из физических или

сенсорных функций (псевдопаралич, внезапная слепота, глухота или

потеря голоса) при отсутствии объективных медицинских показаний к

этому.)

5.

Деперсонализация – (расстройство самосознания, чувство изменения

своего Я, отчуждение собственных мыслей и действий (наблюдается у

подростков).

6.

Специфические

страхи

(изолированные

фобии)

(боязнь

каких-то

конкретных факторов (они всегда связаны с травмой).

7.

Панические

атаки

(вспышки

интенсивного

беспокойства,

возникающие

без

каких-либо

внешних,

понятных

наблюдателю

причин.)

8.

Депрессивные эпизоды обычно следуют за насильственной смертью

близкого

человека.

(Признаками

депрессивного

состояния

у

детей

являются повышенная раздражительность, недостаточное прибавление

веса, ослабление интереса к жизни, снижение настроения, нарушение

сна, усталость, ухудшение концентрации внимания._

9.

Соматизация

(повторяющиеся

и

множественные

жалобы

на

здоровье.)

Посттравматическое стрессовое расстройство протекает по-разному в

разных возрастах. Детям, пережившим психологическую травму, достаточно

трудно понять, что с ними произошло. Это, прежде всего, связано с их

возрастом

и

тяжестью

заболевания.

Им

не

хватает

социальной

и

психологической

зрелости.

Ребенок

не

в

состоянии

осознать

смысл

происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в

этот миг.

В основу коррекционной работы с детьми страдающими аутизмом и

синдром Дауна положены следующие принципы:

- принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает

формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок;

уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его

возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его

потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее

благоприятной для ребенка атмосферы);

- принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка,

однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет

особое значение, так как такой ребенок без специально организованной

помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и

физического развития);

- принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок

имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими

особенностями; его реализация предполагает возможность достичь ребенком

потенциального уровня развития через приведение содержания, методов,

средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его

индивидуальными возможностями);

- принцип единства медицинских и психолого-педагогических

воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для

психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут

обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с

каждым ребенком);

- принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в

семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований,

предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его

физическому и психическому развитию).

Коррекционную работу характеризуют такие черты, как:

- целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности

ребенка в целом);

- системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг

с другом и рассчитаны на длительное время);

- комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность

оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка,

так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой

сферы, личности ребенка в целом);

- связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-

воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той

социальной среды, в которой воспитывается ребенок).

Литература.

1. Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под. ред.

С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). – М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.

2. Аутизм: Практические рекомендации для родителей. – М.: Изд-во «СигналЪ»,

2002.

3. Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга, или у него

травма мозга, умственная отсталость, детский церебральный паралич (ДЦП),

эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания,

задержка развития, синдром Дауна. – М.: Издательство: Теревинф, 2007 г.

4. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых

расстройствах // Российский психиатрический журнал. - 1998. - № 3. - С. 50-56.

5. Каган В.Е. Ребенок и травма. Детские реакции на травму // Методическое пособие

по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. - СПб.: Ин-т

Гармония, 2001.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

7. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные

нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

8. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевской, А.И.

Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 248 с.

9. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии

детей. - Мн.: БелАПДИ, 1997.



В раздел образования