Автор: Пермякова Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №56"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: сценарий мероприятия
Тема: Моя семья
Раздел: начальное образование
Сценарий открытого воспитательного мероприятия
на тему: «Моя семья»
для учащихся 4 классов
Цель урока:
Показать, что семья - мир самых близких людей.
Задачи:
- раскрывать значение понятия «семья»;
- воспитывать ценностное отношение к себе и другим.
Актуальность:
- Могущество народа – в семье.
- Силен тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и
доброжелательно
Ход занятия.
1. Вступление: показ притчи.
2. Определение темы занятия.
3. Определение целей.
4. Приветствие
У-ль:
Молодцы ребята, которые показали нам притчи. Ребят, а можем мы
предположить,
какая
тема
нашего
занятия.
Что
хотели
показать
Вам
наши
"актёры"?
Ответы детей.
У-ль: Абсолютно верно. Семья - наша тема. А что мы хотим узнать, получить из
нашего занятия?
Ответы детей.
5. Беседа — работа над понятием «Семья»
У-ль: Сегодня мы не напрасно собрались здесь, ведь говорить мы будем о самом
дорогом - о семье. Прекрасное слово семья! Может быть вместе попробуем дать
определение этому слову? Что же такое Семья?
Ответы детей.
У-ль: Семья - это группа живущих вместе близких родственников
.
Семья – это люди,
объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу
единомышленников, друзей. Наша семья – это самые близкие люди, которые
помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на
свете. Каждая семья – это свой мир, свои законы, порядки и увлечения. Кто же
входит в состав семьи?
Ответы детей.
У-ль: Ребята, а какими простыми словами опишем слово "Семья"? Что должно
присутствовать в семье
Ответы детей.
У-ль:
А
чтобы
нам
лучше
узнать,
что
же
такое
семья,
мы
попросим
Вас
разделиться на группы. Вы сказали, что в состав семьи входят: мама, папа,
дедушка, бабушка, ну и, конечно же, Вы. Поэтому вы делитесь на 4 команды под
названиями "Мама", "Папа", "Бабушка", "Дедушка".
6. Работа в группах (командах).
1 задание: «Шкатулка с сюрпризом».
Уч-ль: Каждой команде, по очереди мы будем показывать необычный предмет,
который лежит в шкатулке. Но вы не должны громко называть его. Запомните его,
а потом обсудите в группе, почему же ИМЕННО этот предмет лежит в шкатулке?
Как этот предмет связан с нашей темой "Семья". Может, мы что-то напутали, и
этого предмета не должно быть у нас на занятии?
Дети
обсуждают
предмет.
По
одному
человеку
из
команды
выходят
и
объясняют привязанность предмета в коробке к теме "Семья"
(Материал: коробка, зеркало)
Уч-ль: А как вы думаете, почему ЗЕРКАЛО? (выходят по одному ученику от
команды).
- Пока Вы не научитесь любить себя такими, какие Вы есть, нам не суждено (и
будет очень трудно) любить других людей. А значит, не научитесь любить близких
людей. Но это не значит, что надо возгордиться. Мы должны научиться в семье
любить друг друга, а значит научимся любить окружающих. Семья начинается с
Любови в сердце человека, которое светит в его глазах.
На доске появляется слово Любовь.
У-ль: Далее Вас ждёт не менее увлекательное задание. На столах у каждой
команды лежит необычные пакеты с заданиями. Открывайте!
Уч-ль: Второе упражнение называется «Семья как солнце».
- Сначала, ребята, ответьте на вопрос Кому можно подарить свою любовь? А кого
в семье мы любим?
Ответы детей
Уч-ль: А за что мы их любим?
Ответы детей
Уч-ль: Вот мы сейчас и проверим Ваши ответы. На столах каждой команды лежат
круги с надписями членов семьи, а именно названия ваших команд и пустые
лучики - ладошки. Как вы уже догадались, будем «мастерить» Солнышко. Мы
притягиваемся друг другу в семье, как мы тянемся к солнышку. Солнышко нас
обогревает и наши родители и бабушки-дедушки нас обогревают и защищают. На
этих лучиках - ладошках Вам необходимо описать, какие ваши члены семьи!
(Дети разбирают листочки и самостоятельно описывают качества членов семьи.
Далее, эти лучики - ладошки прикладывают к кругу).
Ответы детей: Дети описывают своих членов семьи (смотря, как называется их
команда)
Уч-ль:
Здорово!
Посмотрите,
как
мы
любим
своих
родителей
и
бабушек
и
дедушек. А наши близкие проявляют к вам любовь? А как они проявляют?
Попробуйте догадаться, как можно одним словом определить их любовь к вам.
Ответы детей
У-ль: Всё нуждается в нашей любви и заботе. Не забывайте это!
На доске появляется слово Забота
Уч-ль: Следующее упражнение необычное.
Прослушайте легенду.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в
ней
лад,
любовь
и
уважение.
Слава
о
семье
дошла
до
самого
императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего
не преувеличила, император спросил у старшины семьи: “Как вам
удаётся жить в мире согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?” В
ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
(Терпение)
Какое слово старшина семьи назвал императору? Обсудите!
- Что ещё должно быть в семье, чтоб все жили в мире и согласии?
Ответы детей:
На доске появляется слово Терпение.
Итак,
ребята!
Посмотрите:
чтоб
жить
в
семье
в
мире
и
согласии,
не
ссориться, всегда тянуться в свою семью, что же должно в первую очередь
присутствовать в семье.
1.
Любовь
(мы
должны
любить
своих
близких,
тогда
научимся
любить
окружающих)
2. Забота (как о нас заботятся старшие, так и мы должны заботиться о них, мы
должны быть ответственными за свои поступки, постараться сделать всё, чтоб на
нас старшие могли положиться)
3. Терпение (всякое случается в семье: и ссоры, и несогласие, беды, поражения -
но мы должны быть терпимее к нашим близким, уважать их, где-то попытаться
промолчать, а не кричать и драться, где-то пожалеть).
6. Рефлексия.
Какая тема была занятия?
Какой вывод мы можем сделать по теме? (невозможно жить без семьи)
7. Чтение стихотворения девочками:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья
8. Ресурсный круг.
Уч-ль: Для завершения нашего урока предлагаю Вам образовать большой круг,
как
мы
всегда
делаем.
Наш
любимый
ресурсный
круг.
Символ
семьи
–
это
зернышко, семечко. Ваши семьи большие, но сначала они были маленькие: потом
росли, и стали такими, какие есть. Передаем семечко друг другу. Вы знаете, что
ответы Ваши могут совпадать, не надо расстраиваться и отчаиваться. Так же
наоборот, Вам, может быть, совсем нечего нам ответить – передайте сердце
следующему человеку. А вопрос такой: За что нас любят в семье?
(Дети встают в круг.
Начинает учитель. Говорим о семье. Дети передают
символ друг другу по кругу. Высказываются все, в тишине воспринимая
мнения каждого. Завершается ресурсный круг на том человеке, кто начинал
первый).
Каждой группе выдается открытка с рецептом счастья:
Рецепт счастья
Возьмите
чашу
терпения,
влейте в нее полное сердце
любви, добавьте две горсти
щ е д р о с т и ,
п о с ы п ь т е
добротой, плесните немного
юмора и добавьте как можно
б ол ь ш е
в е р ы .
В с е
э т о
х о р о ш о
п е р е м е ш а й т е .
Н а м а ж ь т е
н а
к у с о к
отпущенной
вам
жизни
и
предложите
каждому,
кого
встретите на своем пути.