Напоминание

"Кукла как средство приобщения к народному культурному опыту"


Автор: Колташева Наталья Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Центр детского творчества" город Касли
Населённый пункт: город Касли, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кукла как средство приобщения к народному культурному опыту"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Кукла как средство приобщения к народному культурному опыту

Игрушки

приятное

воспоминание

о

раннем

детстве.

Давайте

сегодня

погрузимся в мир детства, поговорим о наших любимых игрушках - о куклах.

Куклу можно назвать самой лучшей и преданной подружкой. Такая подруга

никогда тебя не осудит и не откроет твою самую сокровенную тайну. А еще

куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Вот

уже и легче стало. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой

древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен

строительства египетских пирамид до наших дней. Возраст древнейшей на

земле куклы более 4 тысяч лет!

Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменная его спутница. Она

проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама:

ее

создает

человек.

Кукла

-

посредник

между

миром

детства

и

миром

взрослых Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами

общества, а для взрослых—это единственная возможность вернуться в мир

детства.

Уже несколько лет я работаю над темой по самообразованию- «Традиции и

современность».

Учащиеся моего кружка «Рукодельница» всегда любили не только играть в

игрушки и куклы, но и с большим интересом изготавливают их сами. Тогда

возникла необходимость узнать о кукле побольше.

Русская кукла может многое рассказать о нашем народе: о его внешнем

виде, о нарядах, о характере, о таких качествах, как скромность. Кукла -

одна из интереснейших страниц в истории культуры.Мы начали

изготовлять кукол из ткани и ниток.

Так же проводятся занятия на тему «куклы- обереги». На тему

«Славянские обрядовые куклы» были проведены открытые уроки,

учащиеся делали проекты, участвовали в международных конкурсах.

Пальчиковые куклы из разных сказок. В дальнейшем мы играем в сказку,

показывали представление в других кружках, дарили кукол в детские сады

и в детский дом.

Объемные куклы, их огромное количество.

Это сказочные куклы, которые принимали участие в районных, областных,

всероссийских и международных конкурсах, занимали призовые места.

Традиционные куклы:

Наш город славится чугунным литьем. К одному из праздников, дня

города, на выставку мы обвязывали куклу в традициях каслинских

мастеров чугунного литья. Вот такая Родина- Мать у нас получилась:

В нашем кабинете есть настоящий Домовенок Кузя, который по старым

традиция охраняет дом от врагов, болезней, разной нечести:

Куклы-Клоуны

Еще давно шаманы раскрашивали лица и разыгрывали сценки из жизни общины,

стараясь развлечь богов.

Древнегреческая театральная традиция тоже сильно напоминает клоунаду, в

хорошем смысле.

Славянские скоморохи вообще были закрытой артелью, куда было очень сложно

вступить, и ходило множество слухов о их сверхестественных способностях.

Наши клоуны часто веселят нас, загадывают загадки, рассказывают сказки на

занятиях.

.

Матрос- Вася, с которым мы отправляемся в далекое плавание за новыми

историями:

К празднику Нового года на занятиях ежегодно вяжем ангелочков

Новогодние игрушки и куклы ежегодно принимают участие в

Рождественских выставках.

Каркасные куклы: С ними особенно любят играть дети, ведь у таких

кукол можно двигать руками и ногами.

Так же мы изготовляем кукол из носок: на эту тему проводились мастер-

классы. Дети и родители с большим интересом принимали участие и

изготавливали по несколько кукол.

Куклы из капроновых чулок: эту идею я привезла из г. Челябинска после

посещения выставки-ярмарки в 2003 году.

Вяжем одежду на любимых кукол.

Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и

этнографически. На ранних ступенях культуры кукла играет роль в жизни

не только pe6eнкa, но и взрослой женщины, матери.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает

огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во

взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл

переворот.

Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и

очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние

данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через

вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества

потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок

сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по

законам общества потребления.

Если сравнить: как у традиционной русской народной куклы, так и у

современной куклы массового производства есть свои преимущества и

свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло

детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы

и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление,

она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая

добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и

рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве

хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть,

причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с

куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно

мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. У современной куклы

двигаются голова, руки, ноги и талия. Недостатком современных кукол

является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое

производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не

приучают детей к труду и рукоделию.

Мне необходимо шагать в ногу с временем, т.е. знать современных героев

сказок и фильмов, которые любят дети, но стараюсь приобщать учащихся

к традициям и культурному опыту в частности через куклу.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Касли

Методическое сообщение

Тема:

«Кукла как средство приобщения

к народному опыту»

Разработала:

Колташева Наталья Васильевна

педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

2019 г



В раздел образования