Автор: Колташева Наталья Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Центр детского творчества" город Касли
Населённый пункт: город Касли, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кукла как средство приобщения к народному культурному опыту"
Раздел: дополнительное образование
Кукла как средство приобщения к народному культурному опыту
Игрушки
–
приятное
воспоминание
о
раннем
детстве.
Давайте
сегодня
погрузимся в мир детства, поговорим о наших любимых игрушках - о куклах.
Куклу можно назвать самой лучшей и преданной подружкой. Такая подруга
никогда тебя не осудит и не откроет твою самую сокровенную тайну. А еще
куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Вот
уже и легче стало. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой
древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен
строительства египетских пирамид до наших дней. Возраст древнейшей на
земле куклы более 4 тысяч лет!
Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменная его спутница. Она
проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Кукла не рождается сама:
ее
создает
человек.
Кукла
-
посредник
между
миром
детства
и
миром
взрослых Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами
общества, а для взрослых—это единственная возможность вернуться в мир
детства.
Уже несколько лет я работаю над темой по самообразованию- «Традиции и
современность».
Учащиеся моего кружка «Рукодельница» всегда любили не только играть в
игрушки и куклы, но и с большим интересом изготавливают их сами. Тогда
возникла необходимость узнать о кукле побольше.
Русская кукла может многое рассказать о нашем народе: о его внешнем
виде, о нарядах, о характере, о таких качествах, как скромность. Кукла -
одна из интереснейших страниц в истории культуры.Мы начали
изготовлять кукол из ткани и ниток.
Так же проводятся занятия на тему «куклы- обереги». На тему
«Славянские обрядовые куклы» были проведены открытые уроки,
учащиеся делали проекты, участвовали в международных конкурсах.
Пальчиковые куклы из разных сказок. В дальнейшем мы играем в сказку,
показывали представление в других кружках, дарили кукол в детские сады
и в детский дом.
Объемные куклы, их огромное количество.
Это сказочные куклы, которые принимали участие в районных, областных,
всероссийских и международных конкурсах, занимали призовые места.
Традиционные куклы:
Наш город славится чугунным литьем. К одному из праздников, дня
города, на выставку мы обвязывали куклу в традициях каслинских
мастеров чугунного литья. Вот такая Родина- Мать у нас получилась:
В нашем кабинете есть настоящий Домовенок Кузя, который по старым
традиция охраняет дом от врагов, болезней, разной нечести:
Куклы-Клоуны
Еще давно шаманы раскрашивали лица и разыгрывали сценки из жизни общины,
стараясь развлечь богов.
Древнегреческая театральная традиция тоже сильно напоминает клоунаду, в
хорошем смысле.
Славянские скоморохи вообще были закрытой артелью, куда было очень сложно
вступить, и ходило множество слухов о их сверхестественных способностях.
Наши клоуны часто веселят нас, загадывают загадки, рассказывают сказки на
занятиях.
.
Матрос- Вася, с которым мы отправляемся в далекое плавание за новыми
историями:
К празднику Нового года на занятиях ежегодно вяжем ангелочков
Новогодние игрушки и куклы ежегодно принимают участие в
Рождественских выставках.
Каркасные куклы: С ними особенно любят играть дети, ведь у таких
кукол можно двигать руками и ногами.
Так же мы изготовляем кукол из носок: на эту тему проводились мастер-
классы. Дети и родители с большим интересом принимали участие и
изготавливали по несколько кукол.
Куклы из капроновых чулок: эту идею я привезла из г. Челябинска после
посещения выставки-ярмарки в 2003 году.
Вяжем одежду на любимых кукол.
Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и
этнографически. На ранних ступенях культуры кукла играет роль в жизни
не только pe6eнкa, но и взрослой женщины, матери.
Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает
огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во
взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл
переворот.
Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и
очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими.
Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние
данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.
Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через
вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества
потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок
сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по
законам общества потребления.
Если сравнить: как у традиционной русской народной куклы, так и у
современной куклы массового производства есть свои преимущества и
свои недостатки.
Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло
детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы
и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление,
она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая
добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и
рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве
хозяйки.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть,
причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с
куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно
мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. У современной куклы
двигаются голова, руки, ноги и талия. Недостатком современных кукол
является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое
производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не
приучают детей к труду и рукоделию.
Мне необходимо шагать в ногу с временем, т.е. знать современных героев
сказок и фильмов, которые любят дети, но стараюсь приобщать учащихся
к традициям и культурному опыту в частности через куклу.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Касли
Методическое сообщение
Тема:
«Кукла как средство приобщения
к народному опыту»
Разработала:
Колташева Наталья Васильевна
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
2019 г