Автор: Котегова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: разработка урока
Тема: Изобразительное искусство. 1 класс. Изображать можно в объёме.
Раздел: начальное образование
У р о к
5
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО В ОБЪЕМЕ
Ц е л и :
помочь
овладеть
навыками
работы
с
пластилином
(изображение
в
объеме);
дать
представление
об
использовании объемности как средства изображения; развивать воображение и аналитические способности глаза,
поэтического видения.
О б о р у д о в а н и е : пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка; иллюстрации и фотографии природных объемов
выразительных форм; настоящие камешки, форма которых напоминает изображение каких-либо предметов; загадки.
Х о д
у р о к а
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е.
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок!
2. П р о в е р к а
г о т о в н о с т и
у ч а щ и х с я
к
у р о к у.
II. Сообщение темы и цели урока.
– При помощи чего вы учились изображать на прошлом уроке?
– Сегодня я помогу вам узнать об изображении в объеме, научу вас изображать различных животных из пластилина.
Вы сможете побыть в роли настоящих художников-скульпторов.
III. Введение в тему урока.
1. В с т у п и т е л ь н а я
б е с е д а.
– До сегодняшнего урока вы изображали на плоскости свои рисунки. Оказывается, изображать что-то можно и в
объеме.
– Кто знает, что такое объем?
Объем – это такая форма предмета, которую можно рассматривать с разных сторон, обходить, даже обнимать. Такую
подсказку нам предлагает Мастер Изображения.
– Посмотрите на доску, что вы видите на картинке? (Геометрические фигуры.)
– Чем они отличаются? (Плоскостные и объемные.)
– Какие фигуры можно рассмотреть с разных сторон, подержать в руках? (Объемные.)
– Сейчас у вас есть такая возможность.
Дети рассматривают объемные фигуры.
– Рассмотрим иллюстрации в учебнике на с. 24 и 25.
2. Р а б о т а
п о
у ч е б н и к у.
– На что похожи корни и ветви растений? (На сказочных животных.)
– Как вы думаете, это объемное изображение? (Да.)
– Художники-скульпторы создают уникальные произведения искусства. Вы убедились в этом, рассматривая их
произведения. Какие изображения они создают? (Объемные изображения.)
– Отгадайте з а г а д к у:
Что за диво, посмотри!
Плывут по небу корабли,
Легкие, пушистые,
Могут измениться,
В зверей превратиться.
– Что это? (Облака.)
– Кто из вас наблюдал за облаками?
– Чей облик вам виделся в облаках?
– Рассмотрите фотографию на с. 25 учебника.
– Кого вам напоминают эти скалы?
– Встречали ли вы в природе скалы, камни или другие предметы, напоминающие живых существ?
– Послушайте сказку про камешки Мастера Изображения.
– Какая мечта была у камешков?
– Как вы думаете, превратилась ли они в кого-нибудь?
– Можно ли комок пластилина превратить в зверушку?
– Какое это будет изображение? (Объемное.)
У п р а ж н е н и е для рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
(Ладони вверх и вниз.)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Сжимание и разжимание пальцев.)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Прыжки.)
IV. Показ учителем приемов работы с пластилином.
– Разомните пластилин. В ваших руках комок пластилина легко изменит форму путем вытягивания. Например, когда
вам нужно будет вылепить шею, туловище, ноги, нужно воспользоваться приемом вытягивания, а путем вдавливания
можно изобразить глаза, рот, нос и др. Вытянутую форму можно заломить и сделать защипы.
Учитель напоминает детям этапы и правила работы с пластилином.
V. Практическая творческая деятельность учащихся.
– Сегодня вы будете работать с пластилином. Хотите хоть на миг превратиться в волшебников? Предлагаю вам
сотворить чудо: сделать из комочка пластилина зверушку.
– Посмотрите рисунки на с. 26 учебника. Как справились с заданием другие ребята.? Каких зверушек они лепили?
– Кого хотите вылепить вы?
VI. Итог урока.
1. В ы с т а в к а работ учащихся и их обсуждение.
– У всех получились замечательные зверушки. Это потому, что вы воспользовались советами работы с пластилином,
правильно выполняли приемы пластилиновой техники.
2. О б о б щ е н и е.
– Что нового узнали на уроке? (Изображение может быть объемным.)
– Чему учились на уроке? (Изображать фигуры животных из пластилина.)
3. У б о р к а
р а б о ч е г о
м е с т а.