Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"


Автор: Сулейманова Тамара Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ сош № 2
Населённый пункт: Елабуга, Татарстан
Наименование материала: доклад
Тема: "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Особая сфера воспитательной работы –

ограждение детей, подростков и юношей

от одной из самых больших бед –

пустоты души, бездуховности …

Настоящий человек начинается там ,

где есть святыни души…

Сухомлинский В.А.

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится

направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные

ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно

истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии,

толерантности. Перед школой, семьёй ФГОС второго поколения ставит

задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно

оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с

интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с

формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств

личности школьника. Большой потенциал для осуществления духовно-

нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и

эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут

быть реализованы на материале любого учебного предмета.

Планирование

формирования

основных

культурных

ценностей

должно

включать

проведение

внеурочных

воспитательных

мероприятий,

организовывать работу различных форм дополнительного образования:

кружков;

клубов по интересам;

секций.

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не

заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип

преемственности

и

сотрудничества,

устанавливать

тесные

взаимосвязи

между семьей и школой. Для этого рекомендуется:

проводить семейные праздники;

использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении

которых ребенку будет необходима помощь родителей;

приобщать

родителей

к

участию

во

внеурочных

школьных

мероприятиях;

включать родителей в органы управления образовательным заведением.

В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая

образования. В моей работе это всегда носило приоритетный характер,

значительное место занимает духовно-нравственное направление. Теперь эта

работа направлена на достижение модели выпускника начального общего

образования средней школы, которая отвечает требованиям ФГОС.

Выпускник начальной школы обладает такими качествами, как:

Любознательный, активно познающий мир;

Владеет основами умения учиться;

Знает свою родословную, любит свой дом и малую родину;

Доброжелательный, коммуникативный, толерантный;

Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни;

Готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой, товарищами.

В классе нужно создать такой уклад школьной жизни, в котором они активно

действуют, проживают ситуации, заставляющие их думать, сопереживать,

помогать, радоваться успехам других.

Передо мной стояла проблема, как в условиях нарастающей жестокости и

агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием,

воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных,

толерантных и активных детей. Как научить их видеть и решать проблемы

окружающей действительности, подготовить ученика, способного

самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и

деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом

интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из

главных педагогических задач моей деятельности. Решение данной задачи

тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности

школьника. Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в

начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности.

Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-

воспитательной деятельности: на уроках, в игре, в труде, в процессе

взаимоотношений с окружающими».

Так, например, в первом классе мы знакомим детей с пословицами,

поговорками, объясняем нравственный смысл пословиц и поговорок.

Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и

на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов,

стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле.

Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях,

друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь.

Начиная с 1 класса знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина,

Отечество, мать, матушка. Затем приступаю к их смысловым значениям:

-почему мы Россию называем Отечеством? (Потому что в ней испокон веков

жили наши деды и отцы.)

- почему мы зовем Россию Родиной?( Потому что в ней мы родились, в ней

говорят родным нам языком, все в ней для нас родное.)

- почему Россию называем матерью, матушкой? ( Потому что она вскормила

нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать,

она защищает нас от врагов.)

И пока мы с Родиной, мы счастливы.

Знакомлю детей с народным творчеством на уроках литературного чтения,

изо, технологии. Более полно наполнены краеведческим материалом уроки

окружающего мира.

Работа реализуется через организацию классных часов, конкурсов, игр,

проектов, внеклассных мероприятий. Большую помощь оказывают

родители.

Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и

открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит

детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям.

Когда дети готовили родословную своей семьи, очень заинтересовались

жизнью своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Ребята

подготовили рефераты и презентации о своих бабушках и дедушках и

рассказали о них в классе.

Дети узнали много нового о своих близких, стали задумываться о том, как мы

живем, как общаемся. Стали понимать – чтобы в семье было спокойствие и

взаимопонимание нужно любить и уважать друг друга, прощать любые

обиды, находить общие дела и увлечения. Семья - это мама, папа и ребёнок.

Как правило, именно отец прививает навыки, требующие напряжения,

волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в детях чувство долга,

выводит интересы ребёнка за порог собственного дома. Детям совершенно

необходим зримый пример мужского поведения.

К сожалению, последнее время утрачивается роль отца как главы семейства.

Одни уходят из семьи, другие ссылаются на занятость в работе. В результате

чего папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Теряется, конечно,

в глазах детей и авторитет отца, он становится для детей только источником

дохода.

И для того, чтобы поднять авторитет отца в глазах ребёнка, нужно укреплять

отношения между семьёй и школой, сплотить детей и родителей. Мои дети с

родителями принимали участие в спортивной игре «Папа, мама, я –

спортивная семья!», слушали, затаив дыхание, одного из пап , который

пришел в форме и рассказывал детям о своей работе.

В своей работе, по духовно-нравственному воспитанию, я знакомлю детей с

народными сказками, былинами, с хохломской росписью, гжелью, с

национальными костюмами, украшениями и традициями народов,

проживающих в Татарстане.

Однажды мы сравнивали современные дома, в которых мы живем с домами

наших прабабушек. Дети получили новые знания об архитектуре, украшении

домов.

На празднике «Масленица» ребята узнали множество народных игр, в

которых отображается образ жизни людей, труд, уклад, представление о

чести.

Почти все дети в классе посещают музейные уроки. Проведение экскурсий

по городу увеличивает познавательную активность детей.

В 2 классе учились осваивать проектную деятельность, эту работу

продолжаем в этом году.

Стараюсь прививать детям эстетический вкус, элементы фантазии. На уроках

технологии детей нацеливаю на то, чтобы они не повторяли работу по

образцу, а пофантазировали, придумали что-то свое. Работы получаются

очень интересными, не похожими одна на другую.

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не

воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно

человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и

важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу -

школу воспитания добрых чувств». Хочется верить, что именно школа и

педагог посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость,

доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств» и

наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.



В раздел образования