Автор: Ястребова Елена Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО СЮТ
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Тема: управление образовательным учреждением
Раздел: дополнительное образование
Ястребова Елена Владимировна,
директор,
МБУ ДО СЮТ,
г. Нижний Новгород
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Сфера образования на сегодняшний день достаточно разнообразна. Среди
различных
форм
современного
образования
мы
особо
выделяем
дополнительное образование детей.
К специфическим особенностям данного типа образования мы относим
следующие:
дополнительное образование наиболее открытая, гуманитарная и
демократичная часть всего непрерывного образования, а потому тяготеет к
построению
и
расширению
открытого
информационного
образовательного
пространства
в
условиях
расширенного
функционирования
открытого
образования;
диалоговый
характер
взаимоотношений
между
педагогами
и
воспитанниками
в
учреждениях
дополнительного
образования
позволяет
осуществлять индивидуальную педагогическую помощь детям по широкому
кругу проблем;
дополнительное образование призвано предоставлять возможность
свободно
не
только
выбирать
дело
своей
жизни,
но
и
принимать
на
себя
ответственность за сделанный выбор, т.е. изначально персонифицировано.
одной из сущностных характеристик дополнительного образования
является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей.
Таким образом, дополнительное образование органично сочетает в себе
обучение,
воспитание
и
развитие
личности.
В
отличие
от
школы
главный
результат
образовательного
процесса
декларируемый
в
дополнительном
образовании - личностное развитие детей.
В
настоящее
время
наблюдается
усиление
внимания
со
стороны
государства и общества к дополнительному образованию детей как к системе
разностороннего
развития
личности
ребенка
через
активные
формы
деятельности,
к
сфере
реализации
его
потенциальных
возможностей
и
интересов.
Закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
закрепил
статус
дополнительного
образования,
сформулировал
ответственность
субъектов
Федерации за его развитие.
Указы
Президента
Российской
Федерации
сформулировали
задачи
по
увеличению охвата детей дополнительным образованием и определили, что к
2020 году до 75 процентов детей от 5 до 18 лет должны быть охвачены
программами дополнительного образования.
С
целью
расширения
возможностей
дополнительного
образования,
разностороннего
развития,
социальной
адаптации
и
самореализации
подрастающего
поколения,
удовлетворения
потребностей
семей,
интересов
государства
и
общества
Министерством
образования
РФ
разработана
«Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
в
Российской
Федерации».
Данный документ определяет векторы развития системы дополнительного
образования
детей
до
2020
года
и
включает базовые
принципы
совершенствования системы дополнительного образования детей, обеспечение
доступности услуг дополнительного образования для всех групп детей, в том
числе требующих особого внимания государства и общества.
Среди задач:
увеличение охвата детей услугами дополнительного образования;
повышение качества дополнительного образования;
обновление содержания дополнительного образования в соответствии с
задачами
развития
государства,
интересами
детей
и
потребностями
семей,
изменениями технологического и социального уклада;
создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в
программах дополнительного образования, независимо от места проживания,
социально-экономического положения семей, а также статуса здоровья через
персонифицированные обязательства;
формирование
эффективной
межведомственной
системы
управления
дополнительным образованием;
создание
условий
для
плодотворного
сотрудничества
и
гармоничного
удовлетворения потребностей семей, организаций общего и дополнительного
образования, ВУЗов и работодателей.
Учреждения дополнительного образования детей в современных условиях
предъявляют
повышенные
требования
к
способности
руководителей
адаптироваться
к
меняющейся
социальной
среде,
что
обусловливает
необходимость
выработки
новых
подходов
к
управлению
педагогическим
персоналом.
Проблема мотивации, являясь одной из ключевых в психологии личности,
находит свое прикладное выражение в психологии управления. Разработка и
использование
эффективных
технологий
мотивирования
педагогического
персонала
учреждений
дополнительного
образования
являются
важной
проблемой, от которой зависит успех данного вида образования. Обратимся к
анализу
психологических
особенностей
педагогов
дополнительного
образования, являющихся ключевыми в разработке данной проблемы.
В
дополнительном
образовании
детей
спектр
целей
и
задач
образовательного
процесса
предельно
разнообразен.
Их
определение
не
отличается
устойчивостью
и
может
меняться
в
процессе
реализации
программы. Каждый новый набор детей в группу (программу) вносит задачи
учета
запросов,
интересов,
уровня
способностей
обучающихся.
Отсутствие
строгой
посещаемости
занятий
задает
особую
непредсказуемость
и
в
организации
занятий
и
оценке
ее
результатов.
Этот
вид
образования
в
значительной
степени
апеллирует
к
неповторимому
своеобразию
индивидуальности
каждого
ребёнка,
что
ставит
перед
педагогами
задачи
глубокого анализа, самоосмысления и самоопределения в деятельности.
Анализируя
специфику
деятельности
современных
учреждений
дополнительного
образования,
важно
отметить
следующие требования
к
педагогическому персоналу подобных образовательных организаций:
высокая компетентность в своем направлении детского творчества;
выраженные
лидерские
качества,
педагог
должен
заинтересовать
учащихся и вести их за собой;
развитое
логическое
мышление,
высокий
уровень
рефлексивного
осмысления основ своей деятельности, понимание внутренних мотивов своего
труда;
высокий уровень личностного развития педагогов;
высокие требования к способностям (интеллектуальным, творческим);
высокий уровень развития волевых качеств, прежде всего способность к
самоорганизации своей деятельности;
дивергентность
мышления,
способность
к
адаптации,
гибкость
когнитивных структур психики;
ориентация работников не на пресловутую «успеваемость», а на развитие
личности учащихся.
Таким образом, педагог дополнительного образования должен обладать
высоким
уровнем
профессионального,
интеллектуального
и
личностного
развития.
Управление таким персоналом, в свою очередь, предъявляет к личности
руководителя
образовательного
учреждения
высокие
требования.
Менеджер
здесь
носитель
особой
личностной
активности:
это
уже
не
организатор
(корректор поведения), обладающий лидерскими качествами, ведущий за собой.
При работе с таким персоналом на первый план выходят совершенно новые
проблемы. Тональность
общения
с
сотрудниками
меняется,
менеджер
уже
скорее
провокатор
проблем,
человек,
создающий
условия
для
личностного
развития педагогического персонала, а тем самым возможности для развития
образовательной
организации.
Обеспечить
эффективное
управление
современными учреждениями дополнительного образования детей способны
профессионально
и
психологически
готовые
к
новаторской
деятельности
специалисты.
Необходима
осознанная
и
целенаправленная
работа
менеджера
по
мотивированию
педагогического
персонала учреждений
дополнительного
образования на основе гуманистической парадигмы.
Такая работа, выстраиваемая с учетом специфики конкретной организации,
должна опираться на реализацию следующих общих принципов, описанных
далее.
Принцип гуманизации. Признание ценности человеческого капитала как
доминантного
ресурса
в
эффективном
менеджменте
организации,
обеспечивающем
возможность
деятельности
современного
учреждения
дополнительного
образования
детей.
Очевидна
особая
важность
каждого
педагога, как носителя уникального направления дополнительного образования.
Принцип индивидуального подхода. Взаимодействие с педагогами требует
индивидуализированной кадровой политики. Речь идет о диалоге руководителя
с
л и ч н о с т я м и ,
а
н е
с
б е з л и к и м
п е р с о н а л о м .
И з б е г а н и е
«забюрократизированности» системы управления, максимально демократичный
стиль
руководства
(отсутствие
«психологической
дистанции»,
отсутствии
в
стиле управления «детско-родительских отношений» с их ярко выраженным
превосходством
«отца-руководителя»
и
психологической
пассивностью
и
послушанием «ребенка-подчиненного», прямое общение «на равных», «на ты»),
динамичность в принятии решений.
Принцип
сотрудничества.
В
силу
высокой
квалификации
и
осознания
собственной
«эксклюзивности»
педагог
дополнительного
образования
изначально
претенциозен
и
честолюбив. Специфика деятельности педагогов
дополнительного образования как особой профессиональной группы выражается
в том, что они являются носителями и трансляторами уникальных направлений
творчества, с которыми они личностно связаны.
Учитывая эти факторы, следует стремиться к тому, чтобы наилучшим
образом совместить интересы конкретного детского объединения и интересы
учреждения, организуя взаимовыгодное сотрудничество.
Принцип самоконтроля и самоорганизации. Это предполагает отсутствие
внешнего контроля и высокую степень доверия к самоорганизации персонала.
Важно предоставлять организационную свободу педагогам - руководителям
ведущих детских объединений в построении образовательного процесса.
Принцип непрерывного роста и развития.
Большая часть педагогов не
имеют педагогического образования. Кроме того, отсутствие в дополнительном
образовании
типовых
программ
вынуждает
педагогов
самим
проектировать
образовательные
программы.
Разновозрастный
и
разнонаправленный
состав
обучающихся предъявляет высокие требования к вариативности программного
материала.
Все
эти
факторы
обуславливают
приоритетность
непрерывного
личностного
и
профессионального
развития
педагогов
в
комплексе
с
программой самообразования и повышения квалификации.
Принцип
управленческой
этики.
Следует
избегать
имитационных
и
заведомо манипулятивных методик управления персоналом. Главная опасность
здесь – превращение реальной работы в игру, заорганизованность, непонимание
истинных
мотивов
собственной
деятельности.
Это
принцип
находит
свое
отражение
в
ясной
корпоративной
культуре,
базирующейся
н а
общечеловеческих принципах.
Перечисленные
принципы
в
сочет ании
с
п с и хо л о г и ч е с ко й
компетентностью
руководителя
современного
учреждения
дополнительного
образования
могут
стать
необходимым
фундаментом,
на
котором
будет
базироваться
подбор
конкретных
культурных
средств
(управленческих
технологий)
для
организации
эффективной
работы
с
педагогическим
персоналом.
Библиографический список
1.
Захарова, Л.Н. Психология управления человеческими ресурсами в
организации/ Л.Н. Захарова. Н. Новгород: НОК, 1999. 110 с.
2.
Захарова, Л.Н. Психология управления/ Л.Н. Захарова. Н. Новгород:
ИГ, 2005. 327 с.
3.
Розанова В.А. Психология управления/ В.А. Розанова М.: Интел-
Синтез, 2002. 384 с.