Автор: Слепцова Наталия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Арылахская СОШ" Верхоянского района РС(Я)
Населённый пункт: с.. Бала Верхоянского района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие универсальных учебных действий посредством динамической игры "Сонор"
Раздел: начальное образование
Работа над универсальными учебными действиями младших
школьников
посредством динамической игры «Сонор»
Слепцова Наталия Алексеевна
Учитель начальных классов МБОУ
«Арылахская СОШ» Верхоянского райлна
Республики Саха «(Якутия)
Цель исследования:
Определить
эффективность
применения
динамической игры «Сонор» в развитии универсальных учебных действий
младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Раскрыть значение якутских настольных игр в развитии универсальных
учебных действий школьников;
2.
Разработать содержание работы по развитию универсальных учебных
действий через кружок «Сонор»;
3.
Показать эффективность использования динамической игры «Сонор» в
развитии универсальных учебных действий школьников.
Игра «Сонор» широко известна в Якутии как средство привлечения
интереса учащихся к математике, информатике, компьютеризации и развитию
творческих способностей. Простота правил делает игру доступной для всех
возрастов
и
в
любой
ситуации.
Вместе
с
тем
–
игра
богата
в
интеллектуальном и стратегическом плане. Она дает темы для размышлений
детям любого возраста и ученым высокого уровня знаний. Кроме того, игра
обширна
и
в
плане
творчества;
она
стимулирует
воображение,
как
в
отношении анализа возможных вариантов.
В 1-4 классах веду кружок «Сонор». Тематическое планирование в 1
классе рассчитано на 33 часа в год, во 2,3, 4 классах 34 часа. Количество
часов в неделю – 1.
В конце учебного года планируется проведение турниров и обобщение
итогов года– 2 часа;
На занятиях кружка «Сонор» школьники знакомились с 4 вариантами
игры:
настольная,
графическая,
подвижная
компьютерная.
1
Настольный вариант является базовой частью игры. Партия игры
проходит на прямоугольной, плоской доске шириной в 30 см, длиной 40 см.
Имеются 8 игровых фигур: два «преследователя» и шесть «убегающих».
Игровые фигуры могут быть сделаны из пластмассы, глины, дерева. Сюжеты
для игр заимствованы из якутских и русских народных сказок. Воплощаясь в
героев этих сказок, дети передают содержание путем различных языковых
средств. Вначале игры обязательно знакомим детей с содержанием сказки,
учим слова. Также разучиваем различные народные пословицы, поговорки,
придумываем свои сюжеты игр. Игра способствует формированию у детей
способности
«прослеживать»
последовательность
развития
сюжета
при
различных приемах игры.
Таким образом, приводим детей к пониманию пространственного
моделирования
как
одного
из
важных
средств
развития
мыслительной
деятельности.
После освоения базового варианта переходим к графической версии
игры «Сонор». Детям предлагается изобразить партию игры «Сонор» на
листке бумаги с помощью специальных трафаретов (круга). Таким образом,
мы стремимся приучить детей выбирать из нескольких возможных позиций
самый наилучший ход. Подсчет баллов дети проводят самостоятельно. По
общему количеству набранных очков и определяется победитель игры.
При графическом изображении «Сонор» дети прослеживают свой ход
игры, наглядно анализируют свои ошибки или наиболее удачные партии.
Весьма интересно и увлекательно проходит подвижный вариант игры
«Сонор»,
для
которой
используются
специальные
атрибуты:
картонные
круги,
маски
различных
сказочных
героев
и
музыкальный
фон.
При
подвижной
игре
дети
обычно
бывают
более
эмоциональными,
у
них
появляется чувство сопереживания, спортивный азарт, взаимовыручки. Игра
проходит интересно, увлекательно способствует повышению положительных
эмоций у детей, развивает нравственные качества игроков.
Правила подвижного варианта игры
такие же, как в настольном
варианте, только вместо игровых фигурок дети сами становятся героями
игры.
Оборудование: Игровое поле с длиной 630 см, шириной-450 см каждому
ребенку по два кружочка. Кружочки «убегающих» с диаметром 25-30 см, а
«преследующих»- 38-40 см. По теме игры можно в атрибутах использовать
разные костюмы и шапочки.
1 Игроки по полю передвигаются по игровому полю по кружочкам.
2
2.Кто начинает игру выбирают жеребьевкой. «Убегающие» стоят на своей
стороне игрового поля как хотят, «преследующие» тоже.
3. У каждого игрока по два кружочка. Один кружок ставит на поле (землю) и
встает туда, второй – держит в руках. Ходы выполняют по кружочкам. Если
«преследующий» делает 1 шаг, то «убегающие» тоже все вместе делают шаг.
Иногда по ходу игры могут пропустить ход (стоят на месте).
4. Если «убегающего» поймали, то он стоит на месте, не делает ход. При этом
если другой «убегающий» дотронется до его кружочка, то он дальше может
выполнять ходы.
5. Очки засчитываются так же, как и в настольной игре.
После
усвоения
всех
этих
трех
вариантов,
можно
перейти
к
компьютерному варианту игры «Сонор». Компьютерный вариант имеет
определенную
программу,
ориентированную
на
развитие
познавательной
активности
учащихся,
их
самостоятельности
в
принятии
оптимальных
решений в различных ситуациях, которые требуют повышенного внимания,
изобретательности
в
оценке
разнообразных
факторов.
В
компьютерной
версии
дети
могут
одновременно
играть
с
несколькими
соперниками.
Каждый
ребенок
после
игры
может
проанализировать
свой
ход
игры
и
выбрать для себя наиболее лучший вариант. Кроме того, дети сами могут
создавать компьютерные варианты игры ДИП «Сонор».
После обучения всех вариантов игры проводятся соревнования. В игре
«Сонор» дети имеют все возможности реализовать свои интеллектуальные,
творческие,
психические,
социальные,
нравственные
возможности
в
зависимости от возраста и индивидуальных возможностей.
Очень важно в процессе обучения игры научить детей преодолевать
трудности.
Строя
занятия
по
дидактическим
принципам:
от
простого
к
сложному,
от
легкого
к
более
трудному,
от
известного
к
неизвестному,
необходимо время от времени вносить в занятия элементы занимательности и
новизны. И немаловажное значение имеет воспитание нравственных качеств
игроков,
чувство
сплоченности,
сопереживания,
взаимовыручки,
взаимоуважения и т. д.
Динамические игры преследования (ДИП), основанные на близких
детям
сюжетах,
моделируют
реальные
или
вымышленные
процессы,
сочетающие
увлекательность
с
простотой
правил,
являются
наиболее
оптимальными
средствами
для
использования
в
учебной
процессе.
С
помощью «Сонор» ребенок непринужденно, в форме игры знакомится и
овладевает основными математическими понятиями; такими как свойство
3
предмета,
число,
состав
числа,
пространство,
время,
отсчет
числа,
порядковый счет и т. д.
На базе ДИП разработаны логические и математические задачи разной
степени трудности, кроссворды, ребусы, викторины, плоскостной логический
материал «Собери поле игры Сонор», логические лабиринты. На занятиях
ДИП
создаются
благоприятные
условия
для
развития
интеллектуальных
способностей и творческого мышления детей. Формируются такие качества
творческого мышления, как гибкость, глубина, критичность, обоснованность
мышления,
которые
в
свою
очередь
являются
главными
показателями
качества игры «Сонор».
Кроме того, игра обширна и в плане творчества: она стимулирует
воображение,
как
в
отношении
анализа
возможных
вариантов,
так
и
в
отношении
создания
художественных
наборов
для
игры.
ДИП
доступны
людям разного возраста, приобщение к ним не зависит от национальности,
вероисповедания, материального положения, политических взглядов и т. п.
В творческом направлении используем различные проекты, такие как
«Через
игру
Сонор
–
к
творчеству»,
который
базируется
на
трех
содержательных блоках: мастерство педагога, творчество детей, творчество
родителей.
Цель
проекта
направлена
на
развитие
творчества
через
игру
Сонор,
создание
благоприятных
условий
для
развития
творческих
способностей, развитие мотивации на создание творческих продуктов.
Таким образом, использование ДИП «Сонор» способствует решению
следующих важных проблем образования:
- раннее приобщение детей к интеллектуальному спорту;
- развитие творческих способностей у детей;
-
воспитание
у
детей
культуры
мышления,
которая
характеризуется
возможностью
самостоятельно
управлять
мыслительной
деятельностью,
проявлять
инициативу
в
постановке
целей
и
находить
способы
их
достижения;
- развитие интеллектуальных способностей.
- знакомство с устным народным фольклором.
Внедрение
и
распространение
игры
позволит
целенаправленно
использовать «Сонор» в процессе воспитания и обучения детей дошкольного
и младшего школьного возраста. Используя инновационные методы, такие,
как сетевая интернет-игра можно приобщить детей к познанию электронного
пространства, которому нет предела для творческих поисков. Это позволит
ввести
в
стандартное
обучение
новые
технологии,
позволяющие
игре
улучшить качество образования.
4
Научные исследования - это высшая ступень творческой деятельности
учащихся
студии.
Исследовательский
метод
направлен
на
развитие
у
учащихся
не
только
самостоятельности,
фантазии
и
творчества,
а
также
приближают процесс обучения к научному поиску.
Родители моих учеников являются помощниками в проведении кружка
«Сонор». Они делают фигурки для игры из разных материалов.
Разработанная методика использования настольной игры «Сонор»
показала
планируемые
результаты
развития
универсальных
учебных
действия.
Настольные игры саха отражают образ жизни народа, уважение
к
народным
традициям,
обычаям.
Настольные
игры
народа
саха
имеют
глубокие корни. Данные игры с помощью своеобразных заданий и умелого
применения
принципа
саморазвития,
когда
ребенок
занимается
сам,
так успешно влияет на умственное развитие детей. Они развивают у детей
смекалку, логику, быстроту мышления.
При помощи динамической игры «Сонор» развивались познавательные
УУД: дети понимают знаки, символы, модели, схемы; анализируют ход игры
с
выделением
их
отличительных
признаков;
устанавливают
причинно-
следственные связи в изучаемом круге явлений; учатся обобщать (выделять
ряд объектов по заданному признаку).
Настольная игра является важным
эффективным средством, с помощью которого можно решать развивающие
задачи в работе с младшими школьниками, где от них требуется выделение
существенного
и
обобщение
изучаемого
материала,
формирование
представления
о
структуре,
взаимосвязях
и
отношениях
явлений
в
окружающем мире.
Наша воспитанница Ньургустана Слепцова провела исследование о
пользе игры «Сонор» для здоровья и написала доклад «Чел олох аныгы саха
ейдебулугэр». Она участввовала в научно-практической конференции «Шаг в
будущее» регионального уровня и заняла 2 место.
Для повышения интереса к игре «Сонор» мы ставили инсценировки
сказок.
Применение
якутских
настольных
игр
позволяет
сделать
уроки
привлекательными и по-настоящему современными. Развивающий эффект
при
этом
зависит
от
оформления
игры,
доступности
для
ребенка
дидактического материала, соответствия его уровню развития и интересу.
Очень
важно
в
процессе
обучения
игры
научить
детей
преодолевать
трудности,
строя
занятия
по
дидактическим
принципам:
от
простого
к
сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, время
от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.
5
На уроках родного и русского языков я проводила повторение тем с
использованием
игры
«Сонор».
В
результате
наблюдалось
хорошее
запоминание
пройденной
темы,
расширение
словарного
запаса
детей.
–
В ключ ение
элементов
игры
« С о н о р »
помогло
осуществлять
индивидуализацию
обучения,
объективно
и
своевременно
проводить
контроль и подведение итогов.
Развиваются коммуникативные универсальные
действия: оформляют свою мысль в устной речи; допускают существование
различных точек зрения, принимают другое мнение и позицию, формулируют
собственное мнение и позицию.
На уроках литературного чтения включаю игру «Сонор» при чтении
сказок. Тогда ученик играя сам входит в роль героя сказки. Такой прием
использования элементов игры «Сонор» на уроках литературного чтения
способствует развитию речи, памяти, умению запоминать содержание сказки.
Развиваются личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентируются
в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков
окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
регулируют свое поведение на основе усвоенных норм и правил;
Наряду с этим, даю задание детям нарисовать героев сказки. В результате
развивается
творческое
воображение,
фантазия.
Дети
сами
начинают
сочинять сказки. При отгадывании загадок школьники
учатся слушать и
понимать
речь
других.
При
объяснении
пословиц
обучающиеся
самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех
людей правила поведения.
При правильной организации процесса интеллектуальное развитие
младшего
школьника
посредством
якутских
настольных
игр
приводит
не только к усвоению детьми знаний, умений, навыков, но и к формированию
мыслительных процессов, развитию интеллектуальных умений ребенка.
Овладевая интеллектуальными умениями посредством настольных игр,
дети получают целостное представление о мире, которые являются истоком
проявления
любознательности,
умственной
пытливости,
стремящейся
проникнуть в явлений, способности удивляться.
В честь 10-летия создания игры «Сонор» поставили театрализованное
представление
игры
«Сонор»
на
трёх
языках:
на
якутском,
русском
и
французском языках. Представление было показано на семинаре молодых
педагогов.
Театрализованное представление способствовало формированию
коммуникативных
УУД
:
умению
договариваться,
приходить
к
общему
решению; использовать в общении правила вежливости.
6
Выступила на педагогических чтениях с докладом «Использование игры
«Сонор»
при
изучении
устного
народного
творчества
нарда
саха»
и
познакомила
своих
коллег
с
методикой
работы.
На
форуме
учителей
Верхоянского района показала мастер класс «Использование игры «Сонор»
при изучении устного народного творчества нарда саха».
Мы пришли к выводу, что результаты работы по целенаправленному
применению
якутской
настольной
игры
«Сонор»
для
развития
универсальных
УУД
школьников
доказывают
эффективность
проведения
методики,
что
позволяет
говорить
о
целесообразности
её
дальнейшего
использования в учебно-воспитательном процессе.
7