Автор: Набойченко Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ им.Г.И.Россолимо
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: « Подготовка детей к передаче в семью через моделирование игровых моментов».
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ
СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ ИМЕНИ Г.И.РОССОЛИМО
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Проект
« Подготовка детей к передаче в семью через
моделирование игровых моментов».
Семья – это труд, друг о друге забота,
Воспитатель ГБУ ЦССВ им. Г.И. Россолимо
Набойченко Ольга Николаевна
Семья – это много домашней работы!
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это усыновление, опека
(попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не
полный, так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих
возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства детей и способы
решения проблемы сиротства.
Одной
из
главных
целей
государственной
социальной
политики
по
улучшению
положения детей в Российской Федерации является создание условий,
позволяющих устроить
их на семейное воспитание.
Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку
возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс
социализации.
Группа детей с ТМНР чрезвычайно неоднородна по своему составу. В неё включены
лица с тяжёлой или глубокой интеллектуальной недостаточностью; лица, имеющие нарушения
развития
сенсорных
функций
(зрения,
слуха)
в
сочетании
с
интеллектуальной
недостаточностью; лица, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения или имеется
сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными
расстройствами
и
др.
Но
их
объединяет
общая
характеристика
-
многофункциональный
характер нарушения развития. У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и
коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности.
Актуальность проекта
У
детей
с
ТМНР
к
дошкольному
возрасту
оказываются
несформированными
даже
элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности в игре, не проявляют
интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Поэтому единственно возможный
способ
овладения
игровой
деятельностью
-
их
обучение. Сейчас
все
большее
число
специалистов приходит к заключению о возможности и необходимости обучения всех детей вне
зависимости от характера и тяжести нарушений: «необучаемых не бывает», все дети способны
обучаться; чем тяжелее состояние ребенка, тем в большей мере он нуждается в обучении.
Цель
проекта: формировать
познавательный
интерес
к
окружающему
миру
через
представления игровых ситуаций в повседневной жизни с опорой на эмоциональную базу
воспитанников с ТМНР, для достижения положительных результатов в социальной адаптации
детей на приобретение родной или приемной семьи.
Задачи:
- Формировать личность ребенка, его общения и социализации в общество.
- Познакомить с традициями семьи и праздниками.
- Развивать представления об окружающем мире.
- Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность.
- Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
- Развивать игровую деятельность.
- Развивать эмоциональную сферу.
Продукт проекта: презентация на тему «
Подготовка детей к передаче в семью через
моделирование игровых моментов
», материалы для оформления тематического уголка и
помещения группы.
Формы реализации проекта:
- Игры.
- Чтение сказок, стихотворений, рассказов.
- Музыкально-ритмические движения, слушание музыки.
- Просмотр мультфильмов.
- Совместная творческая деятельность.
- Тематические мероприятия, развлечения.
Предмет исследования: создание условий, позволяющих устроить их на семейное воспитание.
Продолжительность проекта: долгосрочный, с мая 2017 по апрель 2018 года.
Доминирующая деятельность: игровая, творческая, учебная.
Тип проекта: информационно - творческий
Участники проекта: воспитатели и воспитанники группы 1А, специалисты ЦССВ.
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:
. составление плана работы.
. подбор
необходимых
наглядных
материалов,
дидактических
пособий,
игр,
музыкальных
материалов.
. вовлечение воспитанников в проектную деятельность.
. стремление и желание участников проекта.
Этапы реализации проекта:
1-ый этап. Подготовительный.
- Разработка проектного задания (цели проекта и его актуальность)
-
Подбор
наглядных
материалов,
сказок,
стихов,
загадок,
мультфильмов
и
музыкального
материала.
2-ой этап. Реализация проекта.
- Просмотр мультфильмов.
- Чтение художественной литературы.
- Восприятие музыки.
- Игры: дидактические, подвижные, музыкально-ритмические, сюжетно-ролевые.
- Проведение творческих мероприятий.
- Изготовление и подбор материалов для оформления группы и тематического уголка.
3-ий этап. Заключительный.
- Подведение итогов реализации проекта.
- Создание презентации.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное
светлое
окно,
через
которое
в
духовный
мир
ребенка
вливается
живительный
поток
представлений,
понятий.
Игра
-
это
искра,
зажигающая
огонек
пытливости
и
любознательности» - писал. В. А. Сухомлинский.
Используя
естественную
потребность
детей
в
игровой
деятельности,
мы
реализуем
задачи коррекционно-воспитательной работы через моделирование игровых моментов, включая
их в повседневную жизни и на занятиях.
Навыки
самообслуживания
(умение
одеваться
и
раздеваться,
ухаживать
за
собой,
пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, мыться, умываться и т. п.) напрямую
влияет на самооценку ребенка, является важным шагом пути к его социализации, как фактор
успешной
социальной
адаптации
умственно-отсталых
детей. Игры
направленные
на
формирование
навыков
самообслуживания
и
культурно-гигиенических
навыков:
«Водичка-
водичка», «Вымой руки», «Мыльные перчатки», «Сделаем лодочки»,
«Почистим зубки»,
«Наведи порядок в группе», «Обед у кукол», «Убери со стола», «Подготовь постель ко сну» и
др.
Физическое
развитие
воспитанников
не
соответствует
их
биологическому
возрасту,
двигательные нарушения детей значительно отличаются друг от друга уровнем моторного
развития, тяжестью нарушений.
Коррекционно-развивающие
занятия
строятся
на
основе
предметно-практической
деятельности
детей
и
осуществляются
через
систему
специальных
упражнений
и
адаптационно-компенсаторных
технологий,
включают
большое
количество
игровых
и
занимательных моментов. Игры направленные на физическое развитие: «Проползи в ворота»,
«Позвони в колокольчик», « Кидай и лови», « Попади в цель», « Догони мяч», «В бассейне», «
Перелезь-перешагни», «Паровозик» и т.д
П р е д м е т н о - м а н и п у л я т и в н а я и г р а - направлена на организацию
эмоционального общения в процессе моделирования игровых ситуаций, ознакомление ребенка
со способами предметного взаимодействия с окружающим миром. Предметно- манипулятивные
игры : « Поиграем в кубики», « Покатаем куклу Катю», « Наполни баночку», « Ловись рыбка»,
«Пустая-полная», «Бусы для Маши» и др.
Знакомство с традициями семьи и праздниками - формирование представления о:
членах семьи, родственных отношениях в семье, бытовой и досуговой деятельности членов
семьи, профессиональной деятельности членов семьи. В своей работе используем обыгрывание
ситуаций известных праздников и традиций, например празднование дня рождения или встречу
Нового
года.
Именно
бытовые,
традиционные
события,
наблюдаемые
детьми
с
раннего
возраста, имеют опору на их собственный опыт. Игры направленные на конструирование и
обыгрывание стереотипных ситуаций, закрепленных в бытовой культуре: « Здравствуй, новый
год», «День рожденье», « 8 марта», «23 февраля» и др.
Сюжетно-ролевые
игры
направлены
на
формирование
уважительного
отношения
и
чувства принадлежности к семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивных
установок к различным видам труда и творчества.
В соответствии с современными требованиями к образованию и воспитанию, целью
нашей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой
деятельности,
формирование у
воспитанников
межличностных
отношений
в
процессе
сюжетно - ролевых игр, а так же безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность
к
совместной
деятельности
со
сверстниками. Сюжетно
–
ролевые
игры:
«Чаепитие»,
«Спокойной ночи», «Купание куклы Ани», «Доктор», «Садовник» и др.
Художественное
слово:
потешки
«Моем
руки»,
«Просыпаемся!»,
русские
народные
сказки
«Колобок»,
«Теремок»,
сказки
«Мойдодыр»
К.И.Чуковский,
«Кошкин
дом»
С.Я.Маршак. Стихотворения «Мой Веселый, Звонкий Мяч» С.Маршак, «Берегите игрушки!»
Э.Успенский, «Я расту» А.Барто.
Восприятие
музыки:
«Мама
(первое
слово)
»
Ю.Энтин,
«Пусть
бегут
неуклюже»
А.
Тимофеевский,
«Эстафета»
Н.Добронравов,
«Улыбка»
М.
Пляцковский,
русские
народные
песенки «Каравай», «Во поле береза стояла».
Просмотр мультфильмов: «Чебурашка», «Маша и Медведь», «Крошка Енот», «Мойдодыр»,
«Бременские музыканты», «Осьминожки», «Мама для мамонтенка».
Список литературы:
1.
Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и
навыков
самообслуживания
у
глубоко
умственно
отсталых
детей//
Воспитание
и
обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.
2.
Александрова, Барто, Берестов: Сто стихов малышам. АСТ,2013г.
3.
Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
4.
Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
5.
Хромова С. А. Игровые уроки общения для детей/ С. А. Хромова.-Москва: Рипол
Классик: Дом XXI век, 2008.
6.
Сластенин В. А. и др. Педагогика/ Под ред. В. А. Сластенина.- М., 2002.
7.
Пикулева Н. В. Слово на ладошке: [Воспитание культуры поведения в игровой форме].-
М.: Новая шк., 1994.
8.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.
9.
Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978.
10. Бгажнокова
И.М.
Воспитание
и
обучение
детей
и
подростков
с
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы. – М.:
ВЛАДОС,2007.
11. Интернет-ресурсы.