Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ"


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Ахуньянова А.А., г. Уфа

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи

начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных

норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно воспитать ребенка,

но не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному

развитию. Отношения родителей между собой, их отношение к детям,

внутрисемейная

атмосфера

все

это

уже

само

по

себе

воспитывает

личность. Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует

времени, сил, знаний, определенных навыков, высокой требовательности

отца и матери к самим себе. Между тем жизнь свидетельствует о том, что

немало родителей по неопытности, незнанию, по легкомыслию допускают

серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в

воспитании детей – это первейший и главный показатель неблагополучия

семьи. Семья передает свой духовный опыт, трудолюбие. Именно в семье

познаются

такие

понятия

как

отцовство,

материнство,

семейные

отношения. Поэтому от семьи зависит многое, и очень жаль, что из года в

год увеличивается количество неблагополучных семей.

Под

неблагополучной

семьей

мы

понимаем

семью,

в

которой

наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого,

постоянный психологический надрыв.

Как

правило,

в

таких

семьях

дети,

родители,

дедушки,

бабушки

проходили через сильную боль, страдания, переживают физическое или

сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ

жизни своей семьи как единственно нормальный.

Семьи,

переживающие

постоянный

кризис,

находятся

в

особом

состоянии

страдания.

Вместо

того

чтобы

становиться

уязвимыми

и

подвергаться

влиянию

перемен,

семьи

группы

риска

учатся

по-своему

защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том,

что

возбуждение,

ярость

приносят

им

определенный

комфорт

как

доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние

естественно.

Такое

состояние

семьи

группы

риска

поддерживают

с

помощью

разных

средств:

алкоголь,

наркотики

скандалы,

аморальное,

вызывающее поведение, хулиганство, насилие.

Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком

случае

в

сферу

влияния

на

неблагополучную

семью

вовлекаются

социальные службы. Этот факт является сам по себе успокаивающим;

подключение

к

ситуации,

в

которой

оказалась

неблагополучная

семья,

новых

сил,

осуществляющих

контроль,

несколько

облегчает

состояние

одиночества семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к

тому,

чтобы

их

ситуация

была

под

контролем

со

стороны.

Когда

они

чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении

окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что провоцирует

усиление контроля над ними. В таких семьях растут заброшенные дети,

беспризорные,

грязные,

голодные,

прячущиеся

во

время

прихода

специалиста, как правило, своим видом и поведением отражающие нужду,

пустоту и отчаяние. Во время работы с такой семьей специалист сначала

сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть

отрицание,

обвинение,

желание

клеймить

кого-то,

импульсивность

родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи,

сопротивление социальному педагогу. Поведение родителей в таких семьях

напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта с

взрослыми. Такие взрослые остаются на той стадии развития, когда они

сами пережили невосполнимую утрату или тяжелейшую травму. Часто

родители в такой семье – это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся

в глубокой депрессии. Подобное состояние взрослых делает невозможным

формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи

и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей

со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в

частности,

в

снижении

уверенности

в

себе

у

детей

и

подростков.

Отсутствие

материальных

средств

отражается

на

питании

семьи,

что

снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их

организма,

истощению.

Социальная

и

психологическая

отстраненность

оборачивается

апатичным

отношением

к

жизни,

пассивностью

семьи,

саморазрушением

личности

членов

семьи.

Неблагополучная

семья

утрачивает всякую веру в само изменение и продолжает поступательное

движение к полному краху.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1) превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное

проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;

2) семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют

взаимоотношения

членов

семьи

друг

с

другом

и

окружением

до

критического уровня;

3) семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по

отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.

Возможна и следующая квалификация неблагополучных семей:

по наличию родителей – полная, неполная, опекунская, приемная,

семья усыновителей;

по количеству детей – малодетная, многодетная, бездетная;

по

материальному

благополучию

малообеспеченная,

среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;

по

проблемам

родителей

семья

алкоголиков,

наркоманов,

безработная,

криминогенная,

лишенная

родительских

прав,

социально

дезадаптивная.

Особенно

выделяются

семьи

п ед а го г и ч е с к и

несостоятельные;

чаще

всего

они

обнаруживаются

тогда,

когда

в

них

имеются дети подросткового возраста.

Работа

специалиста

с неблагополучной семьей направлена на

осознание существующих проблем, а также на поиск ресурсов семьи. Мы

знаем, что семьи группы риска имеют очень ограниченный круг общения:

часто это некоторые сохранившие

с ними отношения родственники и

друзья, работники школы и других служб, оказывающие им помощь и

поддержку.

Специалист

должен

рассмотреть

все

сохранившиеся

отношения, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо

в этом окружении и с его помощью воздействовать на ребенка, а через него

на

родителей

и

всех

членов

семьи.

Оказание

помощи

из

ближайшего

социального окружения может привести к положительным результатам и

способствовать изменению семьи и отношения к ребенку.

В

оказании

помощи

неблагополучной

семье

необходимо

объединение

всех

организаций

по

месту

ее

жительства.

Это

тесное

сотрудничество

с

отделением

по

делам

несовершеннолетних,

Центром

общественной безопасности, комиссией по делам несовершеннолетних,

наркологиче ским

кабинетом,

учреждениями

образования

и

здравоохранения. Только взаимное сотрудничество даст положительные

результаты.



В раздел образования