Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ"
Раздел: дополнительное образование
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи
начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных
норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно воспитать ребенка,
но не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному
развитию. Отношения родителей между собой, их отношение к детям,
внутрисемейная
атмосфера
–
все
это
уже
само
по
себе
воспитывает
личность. Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует
времени, сил, знаний, определенных навыков, высокой требовательности
отца и матери к самим себе. Между тем жизнь свидетельствует о том, что
немало родителей по неопытности, незнанию, по легкомыслию допускают
серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в
воспитании детей – это первейший и главный показатель неблагополучия
семьи. Семья передает свой духовный опыт, трудолюбие. Именно в семье
познаются
такие
понятия
как
отцовство,
материнство,
семейные
отношения. Поэтому от семьи зависит многое, и очень жаль, что из года в
год увеличивается количество неблагополучных семей.
Под
неблагополучной
семьей
мы
понимаем
семью,
в
которой
наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого,
постоянный психологический надрыв.
Как
правило,
в
таких
семьях
дети,
родители,
дедушки,
бабушки
проходили через сильную боль, страдания, переживают физическое или
сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ
жизни своей семьи как единственно нормальный.
Семьи,
переживающие
постоянный
кризис,
находятся
в
особом
состоянии
страдания.
Вместо
того
чтобы
становиться
уязвимыми
и
подвергаться
влиянию
перемен,
семьи
группы
риска
учатся
по-своему
защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том,
что
возбуждение,
ярость
приносят
им
определенный
комфорт
как
доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние
естественно.
Такое
состояние
семьи
группы
риска
поддерживают
с
помощью
разных
средств:
алкоголь,
наркотики
скандалы,
аморальное,
вызывающее поведение, хулиганство, насилие.
Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком
случае
в
сферу
влияния
на
неблагополучную
семью
вовлекаются
социальные службы. Этот факт является сам по себе успокаивающим;
подключение
к
ситуации,
в
которой
оказалась
неблагополучная
семья,
новых
сил,
осуществляющих
контроль,
несколько
облегчает
состояние
одиночества семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к
тому,
чтобы
их
ситуация
была
под
контролем
со
стороны.
Когда
они
чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении
окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что провоцирует
усиление контроля над ними. В таких семьях растут заброшенные дети,
беспризорные,
грязные,
голодные,
прячущиеся
во
время
прихода
специалиста, как правило, своим видом и поведением отражающие нужду,
пустоту и отчаяние. Во время работы с такой семьей специалист сначала
сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть
отрицание,
обвинение,
желание
клеймить
кого-то,
импульсивность
родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи,
сопротивление социальному педагогу. Поведение родителей в таких семьях
напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта с
взрослыми. Такие взрослые остаются на той стадии развития, когда они
сами пережили невосполнимую утрату или тяжелейшую травму. Часто
родители в такой семье – это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся
в глубокой депрессии. Подобное состояние взрослых делает невозможным
формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи
и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей
со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в
частности,
в
снижении
уверенности
в
себе
у
детей
и
подростков.
Отсутствие
материальных
средств
отражается
на
питании
семьи,
что
снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их
организма,
истощению.
Социальная
и
психологическая
отстраненность
оборачивается
апатичным
отношением
к
жизни,
пассивностью
семьи,
саморазрушением
личности
членов
семьи.
Неблагополучная
семья
утрачивает всякую веру в само изменение и продолжает поступательное
движение к полному краху.
Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:
1) превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное
проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;
2) семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют
взаимоотношения
членов
семьи
друг
с
другом
и
окружением
до
критического уровня;
3) семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по
отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.
Возможна и следующая квалификация неблагополучных семей:
по наличию родителей – полная, неполная, опекунская, приемная,
семья усыновителей;
по количеству детей – малодетная, многодетная, бездетная;
по
материальному
благополучию
–
малообеспеченная,
среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;
по
проблемам
родителей
–
семья
алкоголиков,
наркоманов,
безработная,
криминогенная,
лишенная
родительских
прав,
социально
дезадаптивная.
Особенно
выделяются
семьи
п ед а го г и ч е с к и
несостоятельные;
чаще
всего
они
обнаруживаются
тогда,
когда
в
них
имеются дети подросткового возраста.
Работа
специалиста
с неблагополучной семьей направлена на
осознание существующих проблем, а также на поиск ресурсов семьи. Мы
знаем, что семьи группы риска имеют очень ограниченный круг общения:
часто это некоторые сохранившие
с ними отношения родственники и
друзья, работники школы и других служб, оказывающие им помощь и
поддержку.
Специалист
должен
рассмотреть
все
сохранившиеся
отношения, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо
в этом окружении и с его помощью воздействовать на ребенка, а через него
на
родителей
и
всех
членов
семьи.
Оказание
помощи
из
ближайшего
социального окружения может привести к положительным результатам и
способствовать изменению семьи и отношения к ребенку.
В
оказании
помощи
неблагополучной
семье
необходимо
объединение
всех
организаций
по
месту
ее
жительства.
Это
тесное
сотрудничество
с
отделением
по
делам
несовершеннолетних,
Центром
общественной безопасности, комиссией по делам несовершеннолетних,
наркологиче ским
кабинетом,
учреждениями
образования
и
здравоохранения. Только взаимное сотрудничество даст положительные
результаты.