Напоминание

урок ОРКСЭ по теме "Дружба"


Автор: Хайрулина Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: конспект урока
Тема: урок ОРКСЭ по теме "Дружба"
Раздел: начальное образование





Назад





Открытый урок по теме «Дружба»
Учитель: Хайрулина Марина Николаевна Цель: формирование представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности. Задачи:  расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе;  Развивать мышление, речь. Оборудование: словарь синонимов, толковые словари, карточки с определениями дружбы для работы в парах, карточки с пословицами для работы в парах, карточки продолжи для работы в группах, презентация, карточки с ситуациями для работы в группах, учебник. Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. Ход урока.
1.

Актуализация знаний.
- Послушайте притчу. В притче встретится слово овчарня. Кто знает значение этого слова? Определите тему урока. (На доске: овчарня - загон для овец.) «Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. Ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, ни одной овцы там не оказалось. Он тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овец. Прошёл день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, 1
по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи». - О чём говорится в притче? (Как друзья помогли. О дружбе.)
2. Сообщение темы урока.
- Кто может сформулировать тему урока? Тема нашего урока дружба. Эпиграфом к нашему уроку я взяла такие слова.
Слайд
- Как вы понимаете слово дружба?
3. Беседа о дружбе.
- В толковом словаре Ожегова даётся такое определение дружбы
. Слайд
ОЖЕГОВ: «Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Слайд
- Владимир Даль в своём «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - … это бескорыстная при
я
знь». - Как вы это понимаете? (приязнь – это устаревшее слово - дружба)
4. Работа в парах.
- Поработаем в парах. - На белой карточке у вас записаны эти определения. «Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». «Дружба - … это бескорыстная приязнь». - Подчеркните признаки дружбы (то есть, что является главным в дружбе) в данных определениях. 2
(У учителя заготовлен лист
5. Проверка.
- Зачитайте, какие признаки вы выбрали. (Учитель записывает за детьми на доске) - Все ли слова понятны? бескорыстность - не преследуя никакой выгоды
6. Работа с афоризмами, пословицами.
- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, и писатели, и учёные, и философы. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
Слайд
Поэт Сол
о
н Афинский говорил так: «Друзей заводить не спеши, а если завёл, не бросай»
Слайд
Древнеримский философ Цицерон писал «Без истинной дружбы жизнь – ничто»
Слайд
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
7. Работа в паре.
- Возьмите жёлтую карточку, соедините начало и конец пословицы. Человек без друзей, Нет друга – ищи, Друзья познаются Не имей сто рублей, а имей сто друзей что дерево без корней. в беде. а нашёл – береги.
Проверка через документ камеру.
- Какую пословицу можно соотнести с притчей?
8. Выяснение лексического значения слов.

Выключить доску

А) подбор синонимов.
- Кого мы называем другом? 3 Признаки дружбы
( Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка) или (кто не предаст, можно доверить секреты и т.д.) - Подберите синонимы к слову друг? Если сложно обратитесь к словарю синонимов. (приятель, товарищ) - Почему это слова синонимы? (слова близкие по значению)
Б)Работа в группах.
- Используя толковый словарь, объясните значение слов. 1 группа - ПРИЯТЕЛЬ, - Близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях. 2 группа - ТОВАРИЩ, - Человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь. 3 группа - ДРУГ, - Человек, который связан с кем-нибудь дружбой, близкий по интересам. - А ещё есть устаревшее слово. ЗНАКОМЕЦ, - (устар.). Почему оно устаревшее? Знакомый человек. (показываю слово)
Проверка. На доску вывешиваются определения.

В)
- А теперь потренируемся, когда и какое слово можно употребить.
Работаем в

группах. Включить доску.
- Возьмите зелёную карточку. Записано начало предложения, вам нужно закончить его, вставив слова приятель, знакомый, товарищ, друг. Человек, которого ты знаешь - это … знакомый. Человек, с которым приятно поговорить, пообщаться – это … приятель. Человек, с которым ты посещаешь спортивную секцию, кружок, обсуждаешь какие – то события, просмотренный фильм… товарищ. О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг. - Почему вы так решили? Есть другие мнения?
Г)

Проверка через документ камеру.
4

Д)

Разрешение ситуаций. Работа в группах.
- Хорошо иметь идеального друга, но в жизни мы часто попадаем в ситуацию выбора. Бывает очень сложно решить, как поступить в той или иной ситуации. Я предлагаю вам решить некоторые из таких ситуаций.

Возьмите карточку, прочитайте, обсудите в группе.
Раздать карточки.
1.Ты обещал другу сходить с ним в кино, но у тебя внезапно заболела мама. Поход в кино не состоялся, а друг обиделся. -Всегда ли важно держать своё слово? -Можно ли считать данные отношения настоящей дружбой? - Почему? 2.Друг пригласил тебя прогуляться, но ты отказался, потому что решил хорошо подготовиться к контрольной работе. Друг решил, что не может и дальше считать тебя настоящим другом. - Можно ли считать данные отношения настоящей дружбой? - Почему? 3.Ты обещал другу помочь подготовиться к уроку, но твои соседи попросили тебя забрать из химчистки их вещи и даже предложили за это заплатить, ты согласился. -Правильный ли выбор сделан в этой ситуации? - Можно ли считать данные отношения настоящей дружбой? - Почему? 4.У тебя заболел друг, ты обещал зайти к нему, но родители предложили сходить в боулинг. Друг напрасно ждал тебя, ты развлекался в боулинге. -Правильный ли выбор сделан в этой ситуации? - Можно ли считать данные отношения настоящей дружбой? - Почему?
Проверка у доски.
- А как бы вы поступили?
Е)
- Продолжите фразу:
Слайд
Настоящий друг – это тот, кто …. (Понимает меня, с кем мне хорошо, кто мне всегда поможет, верный человек, с кем я могу поделиться с секретом)
9. Работа с текстом.
– Высоко ценил дружбу древнегреческий философ Пифагор и его ученики.
Слайд

-
Пифагор – знаменитый математик. Вы с ним познакомитесь в средней школе на уроках геометрии. 5
- Учеников Пифагора называли пифагор
е
йцами. Прочитаем рассказ о пифагорейской дружбе на с.162. - Почему Дионисий приказал схватить философа Финтия? (решил проверить, правда ли друзья сохраняют верность, крепка ли дружба) - Как вы думаете, почему Дамон согласился остаться заложником? (он был уверен в Финтии) - Почему Дионисий просил принять его в дружеский союз?(таких друзей каждый хотел бы иметь, были верными, преданными) - Что являлось главным в дружбе пифагорейцев? (преданность, верность, честность, не отрекаться от друга из – за беды) - А вы бы хотели иметь таких друзей, как Финтий и Дамон? (они не бросят в беде, помогут) - Какая пословица подходит к этому рассказу? (Друзья познаются в беде.)
Слайд
«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага» - говорил Аристотель о дружбе.
10.
Предлагаю посмотреть видео о дружбе.
11. Итог урока.
- Я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте её во взрослую жизнь.
12. Домашнее задание.
1)- Написать мини сочинение о своём друге или стихотворение о друге, красиво его оформить. 2) - Узнать у родителей о школьных друзьях. 6


В раздел образования