Автор: Хайрулина Марина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6" Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра Наименование материала: конспект урока Тема: урок ОРКСЭ по теме "Дружба" Раздел: начальное образование
Открытый урок по теме «Дружба»
Учитель: Хайрулина Марина Николаевна
Цель:
формирование представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе;
Развивать мышление, речь.
Оборудование:
словарь синонимов, толковые словари, карточки с определениями дружбы для
работы в парах,
карточки с пословицами для работы в парах, карточки продолжи
для работы в группах, презентация,
карточки с ситуациями для работы в группах,
учебник.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Ход урока.
1.
Актуализация знаний.
- Послушайте притчу. В притче встретится слово овчарня. Кто знает значение этого
слова? Определите тему урока.
(На доске: овчарня - загон для овец.)
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и
столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. Ночью проникли воры и угнали всех овец.
Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, ни одной овцы там не оказалось. Он
тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в
одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овец. Прошёл
день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и
увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его
друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое
стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему
помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз,
1
по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей,
которые спасли жизнь его семьи».
- О чём говорится в притче?
(Как друзья помогли. О дружбе.)
2. Сообщение темы урока.
- Кто может сформулировать тему урока? Тема нашего урока дружба. Эпиграфом к
нашему уроку я взяла такие слова. Слайд
- Как вы понимаете слово дружба?
3. Беседа о дружбе.
- В толковом словаре Ожегова даётся такое определение дружбы . Слайд
ОЖЕГОВ:
«Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов».
Слайд
- Владимир Даль в своём «Толковом словаре» приводит такое определение
дружбы:
«Дружба - … это бескорыстная при я знь».
- Как вы это понимаете? (приязнь – это устаревшее слово - дружба)
4. Работа в парах.
- Поработаем в парах.
- На белой карточке у вас записаны эти определения.
«Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов».
«Дружба - … это бескорыстная приязнь».
- Подчеркните признаки дружбы (то есть, что является главным в дружбе) в
данных определениях.
2
(У учителя заготовлен лист
5. Проверка.
- Зачитайте, какие признаки вы выбрали. (Учитель записывает за детьми на доске)
- Все ли слова понятны?
бескорыстность - не преследуя никакой выгоды
6. Работа с афоризмами, пословицами.
-
О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли
поэты, и писатели, и учёные, и философы.
Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми
невозможно без дружбы». Слайд
Поэт Сол о н Афинский говорил так: «Друзей заводить не спеши, а если завёл, не
бросай» Слайд
Древнеримский философ Цицерон писал «Без истинной дружбы жизнь – ничто»
Слайд
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
7. Работа в паре.
- Возьмите жёлтую карточку, соедините начало и конец пословицы.
Человек без друзей,
Нет друга – ищи,
Друзья познаются
Не имей сто рублей,
а имей сто друзей
что дерево без корней.
в беде.
а нашёл – береги.
Проверка через документ камеру.
- Какую пословицу можно соотнести с притчей?
8. Выяснение лексического значения слов.
Выключить доску
А) подбор синонимов.
- Кого мы называем другом?
3
Признаки дружбы
(
Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь
недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка)
или (кто не предаст, можно доверить секреты и т.д.)
- Подберите синонимы к слову друг? Если сложно обратитесь к словарю
синонимов. (приятель, товарищ)
- Почему это слова синонимы? (слова близкие по значению)
Б)Работа в группах.
- Используя толковый словарь, объясните значение слов.
1 группа - ПРИЯТЕЛЬ, - Близкий знакомый, с которым состоят в дружеских
отношениях.
2 группа - ТОВАРИЩ, - Человек, близкий кому-нибудь по взглядам,
деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к
кому-нибудь.
3 группа - ДРУГ, - Человек, который связан с кем-нибудь дружбой, близкий по
интересам.
- А ещё есть устаревшее слово. ЗНАКОМЕЦ, - (устар.). Почему оно устаревшее?
Знакомый человек. (показываю слово)
Проверка. На доску вывешиваются определения.
В)
- А теперь потренируемся, когда и какое слово можно употребить. Работаем в
группах. Включить доску.
- Возьмите зелёную карточку. Записано начало предложения, вам нужно закончить
его, вставив слова приятель, знакомый, товарищ, друг.
Человек, которого ты знаешь - это … знакомый.
Человек, с которым приятно поговорить, пообщаться – это … приятель.
Человек, с которым ты посещаешь спортивную секцию, кружок, обсуждаешь
какие – то события, просмотренный фильм… товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и
печали, скажете… друг.
- Почему вы так решили? Есть другие мнения?
Г)
Проверка через документ камеру.
4
Д)
Разрешение ситуаций. Работа в группах.
- Хорошо иметь идеального друга, но в жизни мы часто попадаем в ситуацию
выбора. Бывает очень сложно решить, как поступить в той или иной ситуации. Я
предлагаю вам решить некоторые из таких ситуаций. Возьмите карточку,
прочитайте, обсудите в группе. Раздать карточки.
1.Ты обещал другу сходить с ним в кино, но у тебя внезапно заболела мама. Поход
в кино не состоялся, а друг обиделся.
-Всегда ли важно держать своё слово?
-Можно ли считать данные отношения настоящей дружбой?
- Почему?
2.Друг пригласил тебя прогуляться, но ты отказался, потому что решил хорошо
подготовиться к контрольной работе. Друг решил, что не может и дальше считать
тебя настоящим другом.
- Можно ли считать данные отношения настоящей дружбой?
- Почему?
3.Ты обещал другу помочь подготовиться к уроку, но твои соседи попросили тебя
забрать из химчистки их вещи и даже предложили за это заплатить, ты согласился.
-Правильный ли выбор сделан в этой ситуации?
- Можно ли считать данные отношения настоящей дружбой?
- Почему?
4.У тебя заболел друг, ты обещал зайти к нему, но родители предложили сходить в
боулинг. Друг напрасно ждал тебя, ты развлекался в боулинге.
-Правильный ли выбор сделан в этой ситуации?
- Можно ли считать данные отношения настоящей дружбой?
- Почему?
Проверка у доски.
- А как бы вы поступили?
Е) - Продолжите фразу: Слайд
Настоящий друг – это тот, кто ….
(Понимает меня, с кем мне хорошо, кто мне всегда поможет, верный человек, с кем
я могу поделиться с секретом)
9. Работа с текстом.
– Высоко ценил дружбу древнегреческий философ Пифагор и его ученики. Слайд
- Пифагор – знаменитый математик. Вы с ним познакомитесь в средней школе на
уроках геометрии.
5
- Учеников Пифагора называли пифагор е йцами. Прочитаем рассказ о
пифагорейской дружбе на с.162.
- Почему Дионисий приказал схватить философа Финтия? (решил проверить,
правда ли друзья сохраняют верность, крепка ли дружба)
- Как вы думаете, почему Дамон согласился остаться заложником? (он был уверен в
Финтии)
- Почему Дионисий просил принять его в дружеский союз?(таких друзей каждый
хотел бы иметь, были верными, преданными)
- Что являлось главным в дружбе пифагорейцев? (преданность, верность,
честность, не отрекаться от друга из – за беды)
- А вы бы хотели иметь таких друзей, как Финтий и Дамон? (они не бросят в беде,
помогут)
- Какая пословица подходит к этому рассказу? (Друзья познаются в беде.)
Слайд «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе
жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага» - говорил
Аристотель о дружбе.
10. Предлагаю посмотреть видео о дружбе.
11. Итог урока.
- Я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не
только в школе, но и перенесёте её во взрослую жизнь.
12. Домашнее задание.
1)- Написать мини сочинение о своём друге или стихотворение о друге, красиво его
оформить.
2) - Узнать у родителей о школьных друзьях.
6