Напоминание

"Воспитание сказкой"


Автор: Енакиева Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 31"
Населённый пункт: города Норильска, Красноярский край
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Воспитание сказкой"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №31»

Воспитание сказкой

Автор Енакиева Ирина Юрьевна

г. Норильск

2019 г.

Поскольку

сказки,

равно

как

и

многие

художественные

произведения,

не

в

полной мере используются в системе семейного и школьного воспитания для развития

детей,

нами

применяется

универсальная

схема,

помогающая

ликвидировать

этот

пробел. Она выглядит следующим образом:

Название сказки.

Нравственный урок

Воспитание добрых чувств

Речевая зарядка

Развитие мышления и воображения

Сказка и математика

Сказка развивает руки

Предложенные разделы выбраны условно и не претендуют на полноту использования

сказочных произведений. Каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию

выдвигает на первый, главный план лишь одну – две из поставленных проблем, а

остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими.

Разберем несколько примеров.

1.

В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть

пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не

может служить примером для подражания. Разве можно подражать тому, кто зачастую

так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем

неповинных героев сказки? Не лучше ли провести беседу с учениками в таком русле?

Ведь содержание уже давно знакомо (и читают, и по телевизору показывают). Важно не

опоздать с главным – научить младших школьников оценивать своих любимых героев с

этической позиции.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок

предлагаем раскрывать с помощью

следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб

кому-то. Вот тут – то и начинаются противоречия.

2.

Рассмотрим

следующий

из

шести

разделов

«Воспитание

добрых

чувств». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам

понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В

целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют

сказки.

По

многим

причинам:

дети

любят

героев,

они

им

становятся

родными,

близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно

тактично направить мысли и чувства

малышей в нужное русло. Следует обратить

внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то, что сюжет

сказки:

- учит детей сравнивать и сопоставлять;

- формирует привычку доказывать, что это так, а не иначе;

- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, дает возможность

выбора собственной позиции.

К примеру:

Кого тебе жалко в этой сказке?

Докажи, что Аленушка лучше всех.

Как бы ты поступил на месте…

Мне очень не нравится….. и конец сказки. Угадайте, почему?

Какими

другими

словами

можно

назвать

Василису,

Хаврошечку,

Золушку?

Кому вы хотите подарить доброе словечко?

Как движениями похвалить петушка?

Нередко здесь используем игру «Хорошо – плохо». Развести в стороны хорошие и

плохие поступки, явления – значит, сделать еще один шаг в формировании доброты,

пусть пока на уровне представлений.

3.

Трудно

отрицать

роль

сказок

и

художественных

произведений

в

воспитании правильной устной речи. Тексты расширяют словарный запас, помогают

верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо этих

задач

не

менее

важно

сделать

нашу

устную,

письменную

речь

эмоциональной,

образной, красивой. На решение этих проблем направлен 3 раздел нашей схемы –

«Речевая зарядка». Вместе с детьми можно:

- придумать несколько однокоренных слов;

- рифмовать слова;

-

составить

распространенное

предложение

в

игре

«От

каждого

по

словечку».

Например: - Колобок. – Колобок катится. – Колобок катится по дорожке и так далее.

- придумать записку, телеграмму главному герою. Телеграмма, как и записка, могут

быть

по

своему

эмоциональному

настрою

различны

и

выражать

восхищение,

благодарность, порицание. Значит тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и

нравственного

начала,

которые

формируются

параллельно.

(Сказка

«Рукавичка».

Пошлем телеграмму, но кому лучше: деду или рукавичке?)

- работа с фразеологизмами и пословицами. Чтобы уяснить идею сказки и переносный

смысл

форм

малого

фольклора,

почти

к

каждому

произведению

предлагаются

подобранные пословицы и фразеологизмы. Одни из них точно соотносятся с основным

смыслом

сказки,

другие

менее

подходят.

Разбирая

их

вместе

со

школьниками

и

обсуждая смысл каждой из них, мы помогает ребенку запомнить поговорки, учиться

применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. (Подходит ли

к сказке «Лиса и Заяц» фразеологизм и пословицы «Сесть в калошу», «От добра добра

не ищут», «Будет тихо – будет и лихо»).

-

придумывание

иных,

новых

названий

известных

сказок,

не

искажая

идеи

произведения;

- введение вместо привычного главного героя, придуманного нового персонажа. Это

нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные

стереотипы. На решение этих задач направлен метод «Введение частицы «не» (Не репа

выросла на грядке, а…, не Красная Шапочка, а…).

- прочитать сказку без глаголов;

- из сказки убежали главные герои. Узнаем ли мы сказку без них?

4.

Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика

«Развитие

мышления

и

воображения».

Воображение

очень

полезно

и

важно

для

школьников:

оно

делает

их

жизнь

индивидуально-творческой,

неповторимой,

нестандартной.

Здесь

предлагается

ученикам

впервые

отойти

от

привычных

стереотипов и

- изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод;

- «киднэпинг». Момент похищения присутствует и в сказках, и, как ни печально, в

реальной жизни. Есть проблема – значит нужно ее решать. Поэтому можно приучить

школьников придумать пароль для героев сказок, который воспрепятствует всяческим

похищениям

(Петушку,

семерым

козлятам

и

другим

героям,

которые

в

этом

нуждаются), а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской

практике любой семьи. Ведь совершенно не помешает, если в вашей семье будет

действовать какой-либо пароль, знакомый лишь ее членам.

- зашифровать название сказки, имена героев или отдельные слова из произведений

(перевернуть слово слева направо, изобразить вверх ногами всего 2 буквы, зашифровать

слово или фразу с помощью флажковой грамоты или с помощью азбуки Морзе).

- перевирание сказки или сказки – наоборот. Перевирание сказки воспитывает чувство

юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Кроме того, условия

такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют

сосредотачиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых.

5.

Теперь

о

связи

сказки

и

математики.

Математику

рекомендуется

максимально

связать

с

окружающей

жизнью,

тем

более

что

во

многих

сказках

математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка»,

«Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик»). Детям предлагаются необычные

математические

задания

и

вопросы,

требующие

смекалки,

умения

устанавливать

взаимосвязи и взаимозависимости.

- чем похожи и чем отличаются (простое и золотое яйцо);

-

моделирование

сказки

(зашифруйте

сказку

с

помощью

геометрических

фигур,

предметов); (см приложение №1).

- превратим сказку в задачку;

- упражнения для формирования кинестетических способностей (восприятие времени,

ощущение веса, тактильное запоминание): сколько весит булава, сколько иголок у

ежика, полночь, почему соломинка переломилась?

6.

Наконец,

последняя

рубрика

«Сказка

развивает

руки».

Неслучайно

говорится:

«Когда

я

слушаю

узнаю,

когда

делаю

запоминаю».

Ученикам

предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или

методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики или жестов. Кроме

того,

весьма

часто

предлагается

изобразить

что-то

или

кого-то

из

сказки,

но

нестандартно.

- объемная аппликация;

- пальцевая живопись;

- монотопия (целлофан); (см. приложение №2).

- волшебный рисунок (свечка); (см. приложение №3).

- «живая» капля;

Хотелось бы вашему вниманию предложить

несколько творческих методов

работы со сказками, формами малого фольклора:

Коллаж из сказок

Сказка от стишка, загадки, считалки (см. приложение №4). Смешные

стишки, как правило, короткие, помогают детям сочинять невероятные сказки. Они

помогают развить в детях чувство юмора; текст стишка служит ребенку отправной

точкой для сочинительства.

Цветные сказки (см. приложение №5). Для того, чтобы обратить внимание

на цвета, рекомендуем придумать сказку о волшебных красках, которые путешествуют

и приходят друг к другу в гости. После этого договариваемся с детьми, что сказка будет

одного цвета, к примеру: «Зеленая сказка», и значит, в ней должно быть очень много

предметов зеленого цвета.

Частица НЕ и новая сказка

Сказка про самого себя (см. приложение №6). Этот метод полезен, прежде

всего тем, что дети любят слушать, что же случалось или могло случиться с ними или

их

близкими.

Это

творческая

деятельность

помогает

понимать

сочинение

как

дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности.

Сказка продолжается. В данном виде работы очень полезно использовать

метод «А что потом?». Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили;

Колобка съела лиса – а может быть, Колобок в животе у лисы с помощью волшебных

слов превратился в великана; как живут Золушка и принц – может, им опять мешает

мачеха с дочерьми и т.д.

Перевирание сказки (см. приложение №7)

Нет предела направлениям и методам при сочинении сказок. Важно вовремя

обратить на это внимание и не опоздать. У наших детей совсем иные трудности, чем

когда-то были у нас. Ведь теперь детям приходится сталкиваться с «переизбытком

жизни».

И

тут

им

могут

прийти

на

помощь

сказки,

отвечающие

многим

граням

личности

ребенка.

Сказки

помогут

легче

переносить

стрессы,

быстрее

приспосабливаться к новой обстановке, они будут верными спутниками ребенка на всех

этапах его развития в любом возрасте.

Список литературы.

Брокет З., Шрейбер Г. Целительня сила сказок. - М.: ООО «Аквариум Бук», 2003.

304с.

Джежелей О. Помогайка. - М.: АО «Столетие», 1994.

Добсон Д. Непослушный ребенок. - Б.м.: Т-Око, 1992.

Русские волшебные сказки. - М.: Сов.Россия, 1988.

Фесюкова Л. От трех до семи. Харьков: Фолио, 1996.

Фесюкова Л., Гончарова Л. Игры и упражнения. Бишкек: Мектен, 1991.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники