Автор: Белокосова Ирина Васильевна Должность: педагог дополнительного образования кружка "мастерская Самоделкина" Учебное заведение: МУДО "Центр детского творчества №2" Населённый пункт: Республика Мордовия, город Саранск Наименование материала: Конспект открытого занятия Тема: Экологическая игра "Открываем тайны моря" Раздел: дополнительное образование
на тему: Экологическая игра « Открываем тайны моря».
Цель занятия: познакомить и обобщить знания детей о море и его обитателях.
Задачи занятия:
Обучающие: активизировать знания детей о море и подводном мире;
формировать умение размышлять, закреплять коммуникативные навыки.
Развивающие: развивать смекалку, творческие способности, умение работать в
команде;
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира,
взаимовыручку, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: морская фуражка, 2 корабля с флагами, штурвал, якорь,
спасательный круг, карточки с загадками, конверты с заданием из квадратов,
ракушки, наглядность морские обитатели, СД-диск с музыкальным
сопровождением, термо-салфетки , клей
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, творческое
задание, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
План занятия:
1.
Организационный момент-проверка готовности к занятию
2.
Сообщение темы занятия
3.
Вступительное слово педагога
4.
Введение в тему занятия:
а)1 Конкурс « Названия морей»
б)2 Конкурс « Загадки о морских обитателей»
в)Легенда о Седне-хозяйке морей
г)3 Конкурс « Узнай по силуэту!»
д)4 Конкурс Капитанов- танцевальный « морской танец « Яблочко!»
5.
Физ-минутка
е) 5 Конкурс « Практическая работа учащихся-выполнение коллективной
аппликации « Подводный мир»
6.
Вводный инструктаж
7.
Выставка и анализ творческих работ учащихся
е) 6 Конкурс « Призыв в защиту моря !»
8.
Итог и выводы занятия с элементами рефлексии
9.
Слово жюри
10. Награждение сладкими призами
11. Уборка рабочих мест
1. Организационный момент ( проверка готовности к занятию).
2. Сообщение темы занятия: Ребята, сегодня у вас будет необычный урок, а
экологическая игра « Открываем тайны моря!». Где нас ждут приключения,
открытия и даже испытания, преодолеть которые вам помогут ваши знания,
смелость, ловкость и конечно дружба!.А чтобы нам было интересней мы будем
соревноваться друг с другом, а жюри вам будет ставить баллы, за выполненные
задания. У кого баллов будет больше, тот и будет победитель в нашей игре.
3.Вступительное слово педагога:
Итак, мы сегодня вместе с вами
Побываем моряками,
Не секрет ни для кого
Моряком быть не легко:
Должен в море плыть он смело,
Должен знать морское дело,
С дисциплиною дружить
И смекалку проявить!
Ну, так что же, испугались,
или это не беда?
Вы готовы выйти в море?
Дети: отвечают хором: Да!
Педагог: Ну, тогда поторопитесь,
На команды разделитесь,
Каждый тянет жребий свой
Из фуражки из морской. ( дети вытягивают скрученные бумажки с названиями
команды: либо « Алый парус», либо « Альбатрос» и расходятся на белый и
алый корабли.
Получилось две команды,
Две команды моряков.
Та , что справа
Дети хором: « Алый парус!» ( наклеиваю на доску в виде фона -море корабль с
алыми парусами)
Та, что слева
Дети другой команды хором : « Альбатрос!»( наклеиваю корабль с белыми
парусами)
А теперь командам нужно
Капитанов выбрать дружно. ( дети выбирают капитанов и называют)
Все дети одеты в морские костюмы.
Педагог : Все моряки носят головные уборы, которые называются бескозырки,
такие как у вас, а капитаны -морские фуражки. Капитаны подойдите ко
мне( одеваю на головы капитанов морские фуражки).Ну вот, теперь вы
настоящие капитаны.- Пройдите на свои корабли.
-Капитаны! Корабли готовы к отплытию?
-Да!
Я вам желаю хорошего плаванья. А по-морскому это звучит так:
Семь футов под килем желаю я вам,
Пускай корабли мчатся вдаль по волнам! ( звучит музыка « Пираты Карибского
моря»- дети плывут, капитан держит штурвал).
Ну, вот мы и в море( показываю на доску на которой изображено море)
3. Введение в тему :
Итак, начнем, мои друзья,
И первый конкурс объявляю я.
Много на Земле морей
Назовите их скорей!
Конкурс1: « Названия морей» ( команды поочередно произносят вслух по
одному названию моря, не повторяясь, время на раздумье не более 5 сек.,
побеждает та команда, которая произнесла название моря последней).
Дети называют моря.
Молодцы! Справились с этим заданием.
Педагог: Море бывает разным
Черным бывает и Красным
Бывает море веселым
Чаще бывает соленым,
А я люблю синее море,
С ласковой, нежной волною.( показываю на море).
А вот загадки, для азартных игроков,
На смекалку мы проверим
Наших юных моряков!
Конкурс 2 : « Загадки про морских обитателях»
А вы знаете , как появились морские обитатели?
Тогда послушайте одну легенду о Седне- хозяйке морей и морских животных
( наклеиваю изображение Седны на доску).
Легенда о Седне- хозяйке морей и морских животных.
Жила с отцом в одной деревушке девочка по имени Седна. Вместе с отцом она
рыбачила в море. Однажды возвращаясь домой, море разбушевалось и грозило
потопить их вместе с кораблем. Отец решает принести Седну в жертву морю и
сбрасывает ее за борт корабля. Но Седна успевает ухватится руками за борт. Но
отец отрубает ей пальцы, которые падая в море, превратились в разных морских
животных, а девочка опустилась на дно и превратилась в морское божество. Так
по легенде появились морские обитатели.
Это очень грустная легенда, но мы продолжаем наш 2 конкурс » Загадок про
морских обитателей». Я загадываю загадки , а команды поочередно должны
отгадать их. Итак, первая загадка для команды « Алый парус!»
1.
Известен он во многих странах:
Живет в морях и океанах,
Ему не нужен тесный пруд,
Его второе имя- спрут.
Он может камня вид принять-
Умеет быстро цвет менять
У него есть 8 ног
Головоногий ( осьминог - наклеиваю на доску)
А еще у осьминога есть 3 сердца, 2 глаза похожих на человеческие, щупальцы
которыми он ест крабов. При виде акул и дельфинов-это его враги он выпускает
в воду струю чернил или отбрасывает одну из щупалец, оставляя его извиваться
в зубах врага.
2.Загадка для команды « Альбатрос!»
Море синее прекрасно
Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не « хватанула»
Кровожадная ( акула -наклеиваю на доску)
Акула - одна из самых грозных хищниц. У нее шершавая кожа, похожая на
наждачную бумагу. Она нападает на рыб, дельфинов и морских черепах, часто
ломает зубы, которые тут же появляются. За свою жизнь акула может сменить
несколько тысяч зубов.
3.
На дне морском звезда лежит,
Не двигаясь-наверно, спит.
5 ручек у звезды той есть-
Звезда руками может есть
И для нее рачок, креветка-
Как будто для ребят конфетка!
Кто, это? ( морская звезда -наклеиваю на доску)
_
Морская звезда ест рачков, мидий, креветок и может как ящерица отбрасывать
щупальцы, которые затем отрастают.
4.
В день детеныш получает
300 литров молока,
И в длину он достигает
10 метров лишь пока.
Став огромным, многотонным,
Он питается планктоном.
В море плавает и спит
Ну, а имя носит ( кит - наклеиваю на доску)
Это горбатый кит, он часто выпрыгивает из воды и со страшным грохотом
падает обратно. Так он избавляется от мелких паразитов, которые поселились
на его коже. Своих детенышей они кормят жирным молоком. И очень любят
петь. Их мелодичные песни разносятся под водой на десятки километров.
Давайте послушаем как они поют.( включаю звук кита в море).
5.
Студень прозрачный, беспозвоночный:
Мягкий и скользкий, очень непрочный.
Щупальца, тело водою налиты.
Есть беззащитные, есть ядовиты.
В море , при встрече, не нужен конфуз.
Лучше не трогать руками ( медуз - наклеиваю на доску).
У медуз нет глаз и ушей, но она отличает свет от тьмы и слышит гул
приближающегося шторма. Щупальцами она ловит креветок и рыб и
защищается от врагов.
6.
Над морской звездой победу
Соревнуясь, одержал:
За минуту я 2 метра
На иголках пробежал.
Кто это( морской еж - наклеиваю на доску)
Морской еж очень похож на нашего ежика. Под иголками у него есть
прозрачные ножки, с помощью которых он передвигается по дну и закапывается
в песок. У него острые зубы, которыми он соскребает с камней водоросли.
7.
Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают.
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
Разговаривать умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим- ( дельфины -наклеиваю на доску).
Это очень дружелюбные животные. Увидев корабль, они окружают его со всех
сторон, и словно приветствуя моряков начинают высоко выпрыгивать из воды.
Питаются рыбой, кальмарами. А еще они очень любят разговаривать. Давайте
послушаем как они разговаривают ( Включаю звуки дельфинов).
8.
В море синем, и в песочке,
Ты меня отыщешь точно.
Дом таскаю на себе,
И знакома я тебе.
Плавать я умею быстро,
Обожаю песок чистый.
В клетку на спине рубаха,
А зовусь я ( черепаха -наклеиваю на доску)
Морские черепахи всю жизнь проводят в воде. Лишь иногда, чтобы отложить
яйца выходят на берег. По суше они передвигаются медленно, за то под водой
плавают легко и грациозно. А еще они умеют плакать, с их слезами выходит
накопившаяся в организме соль.
Молодцы! Вы очень хорошо отгадывали загадки. А мы продолжаем наши
испытания дальше.
Красив подводный мир морей,
Но там значительно темней.
Ты из квадратиков сложи
Кто движется в морской тени.
3Конкурс называется « Узнай по силуэту» . ( каждая команда, как только
прозвучит музыка, должны сложить из квадратиков морское животное и назвать
его).
Итак, начали( звучит песня « Осьминожки — команды складывают фигурки)
Что получилось у команды « Алый парус?
Дети:
Морской конек ( наклеиваю на доску)
1.
Есть лошадка, что не пашет,
И го-го она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве.
Что получилось у команды « Альбатрос?»
Дети: Краб ( наклеиваю на доску)
2.
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом
Круглый панцирь, 10 лап
Ну конечно, это краб.
И с этим заданием вы справились.
Для капитанов конкурс настает,
Теперь от вас команда баллов ждет.
Знаете ли вы, какой главный танец у моряков?
Правильно, морской танец « Яблочко! »
А умеют ли танцевать его наши капитаны мы сейчас проверим. Каждый
капитан должен под музыку станцевать танец « Яблочко!». И так, начали.
( звучит музыка танец « Яблочко! , а капитаны выходят и танцуют).
Какие молодцы у нас капитаны, не подвели свою команду. Команды
поапплодируйте им.
Капитаны пройдите на свои корабли.
А на море- штиль! Тихо и спокойно, давайте выйдем на берег и немного
прогуляемся, соберем красивые ракушки. Команды встаем и повторяем за мной
движения.
4. Физминутка:
Над волнами чайки кружат( показываю на летящих чаек)
Полетим за ними дружно, ( машем руками)
Что там чудится в тумане( руки вытягиваем вперед)
Волны плещут в океане( изображаем волны руками)
Это мачты кораблей( руки тянем вверх)
Пусть плывут сюда скорей( машем руками приветствуя)
Мы по берегу гуляем
Мореходов поджидаем( ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке( наклон вперед)
И сжимаем в кулаке( сжимаем кулак)
Чтоб побольше их собрать-
Надо чаще приседать( приседания).
Вот как много мы ракушек набрали( показываю детям наборы с ракушками).
5. Практическая работа учащихся под музыкальное сопровождение:
А теперь командам дружно
Аппликацию придумать нужно
И в поделке рассказать:
Как дельфины в море плавают,
И плавают киты,
И рыбки разноцветные необычной красоты.
Этот конкурс называется аппликация « Подводный мир».
Каждая команда, все дружно должны придумать аппликацию из ракушек и
декоративных элементов и оживить вот этот подводный мир ( показываю на 2
фона морских куда дети будут приклеивать ракушки).
Но прежде, чем ее сделать кто мне из моряков напомнит . Что такое
аппликация?
Правильно.
Аппликация -это способ создания определенного рисунка, путем наклеивания
на фон деталей из ткани, ракушек и других материалов.
А также не забываем про технику безопасности при работе с клеем.
6. Вводный инструктаж по технике безопасности
Клеем мы детали не над работой, а на специальных термо-салфетках, а затем
переносим их на фон. Клей прикрываем крышкой, чтобы он не пролился.
Ракушки смазываем тонким слоем и прижимаем слегка пальчиками к работе.
Руки вытираем салфетками.
Итак, начали.( звучит музыка « Разные моря», На морском дне лучше», «
Волна» - дети выполняют все дружно аппликацию, педагог следит за
правильностью ее выполнения).
Все команды закончили свою работу?
Дети: да!
А теперь тихо без забот
Организуем выставку ваших работ
7. Выставка и анализ детских творческих работ :
Итак, первая команда « Алый парус»( дети показывают и рассказывают , что
они изобразили). Затем , вторая команда « Альбатрос».
Какой красивый подводный мир получился у вас. Наше море ожило, благодаря
вашей слаженной работе.
8. Итог занятия и выводы с элементами рефлексии:
Понравилась ли вам ваша работа? А аппликация другой команды?
Давайте все вместе похлопаем друг другу.( дети хлопают).
Что вы узнали сегодня нового о морских животных?( дети отвечают).
Молодцы!
Но известны морякам и беды моря
Их много, даже трудно сосчитать
Какие беды моря вы знаете?( ответы детей)
Давайте посмотрим какие же беды бывают у моря:
Первая беда : -это мусор на пляже, которые люди оставляют после отдыха, а
животные думают, что это еда, едят и в итоге погибают( наклеиваю морского
котика умершего от мусора на пляжах), бутылки и бочки с караблей тоже
сбрасывают в море ( наклеиваю на доску картинки морское дно засорено
бутылками и бочка плывет по морю).
Вторая беда: -это сточные воды( наклеиваю картинку) , которые сливают в моря
и от них гибнут осьминоги и морская рыба ( наклеиваю картинки).
Третья беда: -это браконьерство( наклеиваю на доску картинку) — массовый
отлов крабов приводит к их исчезновению.
Четвертая беда: -это нефтяные пятна( наклеиваю на доску картинку).
Танкеры везут в своих трюмах нефть, но нечайно наскакивают на подводную
скалу и получают пробоину. Нефть разливается по воде скользкой пленкой и
птицы из нее не могут вылетить и тоже погибают ( наклеиваю картинку).
И вот поэтому
Я предлагаю нашим двум командам
Призыв в защиту моря написать.
Чтоб берегли глубины моря,
Его растения, животный мир,
Чтоб человек разнообразие морское
Для будущих потомков сохранил.
е) Конкурс « Призыв в защиту моря»
Последний конкурс называется « Призыв в защиту моря»( каждая команда
придумывает в стихах призыв, вписывает его на лист, а затем озвучивает, на это
задание вам дается 1 минута).
Итак, начали( звучит музыка» Дорогою добра»)
Затем команды озвучивают свои призывы, которые наклеиваются на доску.
Молодцы, ребята! Очень хорошие призывы вы сочинили.
Морские животные-беззащитны. Жизнь на планете Земля невозможна без них.
Если они исчезнут, то исчезнет и красота нашей природы.
-Помните это! Не истребляйте, охраняйте и любите их.
Давайте будем к тому стремится,
Чтоб нас любили и морские животные и птиц( наклеиваю картинку на доску)
И доверяли повсюду нам , как самым верным своим друзьям.( наклеиваю
картинку)
Учитесь любоваться красотой природы, будьте добры и милосердны не только к
животным, но и к окружающим вас людям.
Ребята сегодня вам пришлось вынести нелегкие испытания. В этом
соревновании окрепла ваша дружба, взаимовыручка, сплоченность и отвага,
которые помогли вам преодолеть все преграды. Желаю вам оставаться такими
же дружными, смелыми, и находчивыми.
Семь футов под килем
Желала я вам,
И вот приближаемся
Мы к берегам.
Семь конкурсов сложных
Уже позади
Итог подведет
Беспристрастно жюри.
9. Слово жюри ( Победила-дружба!)
10. Награждение и поощрение детей сладкими призами( вручение конфет в
виде морских обитателей)
11.Уборка рабочих мест.
МОУДОД « Центр детского творчества№2»
Открытое занятие
на тему:
Экологическая игра « Открываем