Автор: Цыденова Аюна Александровна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУДО "Детская Школа Искусств п.г.т. Шерловая Гора"
Населённый пункт: п.г.т. ШерловаяГора, Борзинский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Друдлы-графическая головоломка"
Раздел: дополнительное образование
1
Друдлы – это графическая головоломка.
Научная статья.
Воображение-важнейшая сторона нашей жизни. Без воображения люди не совершали
бы никаких открытий, не возникали бы новые идеи, без воображения невозможно даже на -
писать письмо! Всё это заслуги фантазии, без которых человек не стал бы так многогранен
и не был бы так восприимчив к окружающему миру.
Давайте представим, что было бы, если воображения не было бы? Мы лишились бы по -
чти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайши -
ми писателями и изобретений конструкторов, не было бы написано ни одной сказки, не
было бы даже детских игр. Учёба тоже отсутствовала бы. Ведь ученик сначала представ-
ляет, воображает то, что говорит учитель и уже понимает суть сказанного. Благодаря вооб-
ражению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитив -
ное направление развития. Поэтому важно применять различные методы развития вообра-
жения, например - решение головоломок, ребусов, логических задач.
В словаре С.И. Ожегова, известно, головоломка – головоломная загадка, задача. По
определению Т.Ф. Ефремовой, головоломка – специально подобранная загадка, для реше-
ния которой требуется сообразительность.
Так вот, друдлы являются одним из интересных методов развития воображения, как у
детей, так и у взрослых. Определение этого слова в толковых словарях С.И. Ожегова, Т.Ф.
Ефремовой нет. Определение есть в интернете.
Друдлы – это загадки – головоломки. Друдлы – определение более современное и моло-
дое. Происхождение слова английское, состоит из нескольких комбинаций слов:
Droodle =
doodle (абстрактные каракули, которые человек рисует неосознанноо разговаривая по
телефону) + riddle (riddle- загадка)+ drawing (рисовать).
Автор друдлов, американец Роджер Прайс, который на основе незаконченных картинок
придумал игру-головоломку. Сначала друдлами увлеклись в одной стране, в Америке, это
было в 1953 году. Именно в этом году Роджер Прайс издал книгу под названием «Droo-
dles». И вскоре началась друдломания. Для разгадывания друдлов организовывались теле-
передачи; в институтах, школах собирались команды друдломанов, вскоре эта головоломка
нашла применение в других странах.
Любители головоломок-друдлов придумывают много ответов, на одну картинку-задач-
ку. Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше названий и определе-
ний. Стоит иметь в виду, что правильного ответа в друдлах нет. Побеждает тот, кто приду -
мает больше определений или игрок, который придумает наиболее необычный ответ.
Смотреть на друдлы можно с любой стороны.
Возможны три направления использования друдлов:
2
-Для приятного времяпрепровождения;
-В исследовании познавательных способностей ребенка;
-Для развития гибкости мышления и умения подойти к ситуации с разных сторон.
Однако, еще в 16 веке друдлы,
или загадочные рисунки, были известны человечеству,
но под другим названием. В эпоху Ренесанса их именовали индовинелийской графикой.
Первым художником, который придумал первый друдл был Агостино Карраччи (1557-
1602гг.) - итальянский живописец и гравер. Он назывался «Слепой нищий на углу улицы».
Сейчас эту головоломку считают самой древней.
Многие писатели и учёные в черновиках своих великих творений делали беглые на-
броски- эта техника очень похожа на друдлы и носит название грифонаж.
Подобную методику настройки на творчество описывал и Леонардо да Винчи – ита-
льянский художник и ученый, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших
представителей искусства Высокого Возрождения.
Когда Леонардо да Винчи было необходимо оживить течение творческой энергии, он
садился и долго вглядывался в облака или скалы… «Если вы посмотрите на старую стену,
покрытую грязью, или на причудливую поверхность испещрённых прожилками камней»,
писал он, «вы можете вдруг открыть для себя целые картины, как например, пейзажи, бит-
вы, облака, необычные позы людей, забавные лица, узоры…».
Да Винчи искренне рекомендовал этот «новый метод» творческих открытий как практи -
ческую технику для того, чтобы «открыть душу и усилить аромат новых идей».
Леонардо Да Винчи друдлы называл «гиригоро» или «скарабоччио».
Друдлы – это графическая головоломка. Графика – вид изобразительного искусства,
включающий
рисунок
и
печатные
художественные
произведения.
Термин
«графика»
происходит от греческого глагола «graphtin», что означает скрести, царапать, писать, рисо-
вать. Огромный вклад в развитие графики внесли Альберт Дюрер, Франсиско Гойя, Мике-
ланджело Буанарроти и другие.
Цвет в графике не является главным, как например в живописи, что на первый взгляд
может дать определение графике как «мрачный» вид искусства. В друдлах тоже рисунки
черно-белые, плоскостные, так как графика допускает условность изображения, основной
акцент сделан на форме и содержании, позволяет каждому додумывать созданный образ,
здесь есть возможность импровизировать.
Вывод: друдлы не имеют смысла, они не закончены, в них минимум деталей, совре-
менные друдлы отличаются от тех, которые были придуманы ранее, их отличает простота
и графичность.
Друдлы бывают разные, их можно распределить по группам.
3
Друдлы
хокку
Музыкальные
друдлы
Друдлы –
картинки
Визуальные
друдлы
Предлагается прочи-
тать две строчки,
придумать третью-
хокку стихотворение
Здесь можно дофан-
тазировать мелодию
Дорисовать картинку
Придумать название
Авторы друдлов не обязательно профессиональные художники и мастера, это могут
быть и просто любители. Обычно авторы изначально закладывают в рисунок несколько ва-
риантов определений.
Основой друдла могут быть любые пятна, узоры, каракули, кляксы, линии, точки.
Техники создания друдлов нет, но можно составить алгоритм действий, следуя кото-
рым можно придумать собственные друдлы:
- Возьмите листок бумаги, ручку или карандаш;
- Вспомните знакомый вам предмет, его отличительные особенности, характерные призна -
ки;
- Нарисуйте их, рисунок можно не дорисовывать;
- Осталось дофантазировать и придумать ему название.
Вот еще алгоритм, следуя которому можно придумать собственные друдлы:
-Можно провести линии в любом направлении, рисуя петли и изгибы, стараясь не отры -
вать карандаш от бумаги. Получились каракули;
- Рассмотрите каракули и поищите образы знакомых предметов, рыб, птиц, животных, т.д;
-Можете отыскать несколько объектов;
-Найденные вами образы выделите фломастером и дорисуйте.
На уроках изобразительного искусства, я также нередко использую эти графические голо -
воломки- друдлы.
Заключение
Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение.
Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, ко -
торый человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и
подходить ко всему креативно.
Изначально друдлы имели только развлекательный характер, а встретить их можно
было в основном в газетах и журналах, для повышения интереса читателя к изданию.
Ведь, наверное, любому человеку всегда хочется разгадать простую и интересную загадку.
Постепенно друдлы перекочевали и в другие сферы человеческого времяпрепровождения:
в рекламу, в психологию, в искусство, часто друдлы загадываются именно детям для
расширения их кругозора, и поэтому нередко друдлы-картинки можно встретить в различ -
ных детских книжках.
4
Итак, друдлы являются не только интересным занятием, но и развивают образное мыш -
ление, воображение, фантазию, логику, память так необходимых на всех занятиях в школе.
Друдлы заставляют прокручивать в голове множество картинок, чтобы соотнести образ с
тем, который человек видит на картинке. Применяя друдлы в системе, можно сделать заня -
тие творческим, интересным; друдлы помогут отдохнуть от умственной деятельности, от -
влечься и провести время с пользой.
5
1