Напоминание

Образовательная область "Речевое развитие" (средняя группа)


Автор: Веселова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Красноярский край, Березовский район, с. Зыково
Наименование материала: Перспективное планирование
Тема: Образовательная область "Речевое развитие" (средняя группа)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательная область: Речевое развитие

НОД: Развитие речи.

Цель: создание условия для формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на

основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи: Развивающая речевая среда: обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях,

выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения; выслушивать детей, уточнять их ответы, подска-

зывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка, помогать логично

и понятно высказывать суждения; способствовать развитию любознательности; помогать детям доброжелатель-

но общаться со сверстниками, подсказывать как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно выска-

зать свое недовольство его поступком, как извиниться;

Формирование словаря: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о бли-

жайшем окружении; расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их соб-

ственном опыте; активизировать в речи название предметов, их частей; учить использовать в речи наиболее упо -

требительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; вводить в словарь детей существительные обознача-

ющие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия; продолжать учить детей определять и называть

местоположение предмета ( слева, справа, рядом, около, между), время суток; помогать заменять часто использу-

емые детьми указательные местоимения и наречия ( там, туда, такой, этот) более точными выразительными сло-

вами; употреблять слова антонимы ( чистый-грязный, светло-темно); учить употреблять существительные с

обобщающим значением (мебель, овощи, животные).

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабаты-

вать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков; развивать артикуляционный аппарат; продол-

жать работу над дикцией; совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний; развивать фонема-

тический слух; учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; совершенство-

вать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи: продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложе-

нии, правильно использовать предлоги в речи; напоминать правильные формы повелительного наклонения неко-

торых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, ка-

као); поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый об -

разец слова.

Связная речь: совершенствовать диалогическую речь: учит участвовать в беседе, понятно для слушателей

отвечать на вопросы и задавать их; учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в состав-

лении рассказов по картине; учить детей в умении пересказывать.

Ознакомление с художественной литературой: продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы ,

стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалочки; помогать им, используя разные

приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его геро-

ям; зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая станов -

лению личностного отношения к произведению; поддерживать внимание и интерес к слову в литературном

произведении; продолжать работу по формированию интереса к книге; предлагать вниманию детей иллюстриро-

ванные издания знакомых произведений; объяснять, как важны в книге рисунки; показать как много интересного

можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации; познакомить с книжками, оформленными Ю.

Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Сентябрь

Сентябрь 2-6

Тема недели:

«Здравствуй, детский

сад» (игрушки,

комнатные растения,

труд работников

детского сада)

Адаптационная неделя

Цель: проведение мониторинга,

выявление проблемных зон,

построение образовательного маршрута

Методическая литература:

Диагностика

педагогического процесса

в средней группе 4-5 лет.

Детство-пресс, 2018

Сентябрь 9-20

Тема недели: «Во саду

ли, в огороде»

(Овощи, фрукты,

грибы, ягоды)

Тема НОД: «Тень – тень - потетень»

Цель: формирование умений запомнить песенку про урожай.

Обеспечить развитие умения пересказывать песенку.

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 33

Тема НОД: «Зина, коза и заяц»

Цель: подводить детей к составлению текста-повествования,

побуждать разыгрывать ролевой диалог, рассуждать.

Активизировать прилагательные. Формировать представление о

словесном составе предложения. Развивать фонематическое

Методическая литература:

Л. А. Парамонова стр. 79

восприятие. Уточнять и закреплять правильное произношение

свистящих звуков.

Сентябрь 23-27

Тема недели: «Все

работы хороши!»

Тема НОД: «Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Цель: помочь детям вспомнить названия и содержание уже

известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и

бобовое зернышко».

.

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 61

Октябрь

Октябрь 1-4

Тема недели: «Мы –

пешеходы»

Тема НОД: «Дядя Степа – милиционер»

Цель: познакомить детей с произведениями детского писателя

С. Михалкова. Воспитывать интерес к художественной

литературе. Приучать детей внимательно слушать, понимать

содержание, соотносить услышанное с собственным опытом.

Развивать способность к целостному восприятию

произведения, эмоциональной отзывчивости на него.

Методическая литература:

Л. А. Парамонова стр. 53

Октябрь 7-11

Тема недели: «Что

изменилось осенью?»

Тема НОД: «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

Составление рассказа о кукле.

Цель: продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке.

Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к

поэзии и развивая поэтический слух.

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 30

Октябрь 14-18

Тема недели:

«Домашние

животные»

Тема НОД: Чтение сказки «Три поросенка»

Цель: познакомить детей с английской сказкой (пер. С

Михалкова), помочь понять смысл и выделить слова,

передающие страхи поросят и страдания ошпаренного

кипятком волка.

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 35

Октябрь 21-25

Тема недели: «Дикие

животные»

Тема НОД: «Звуковая культура речи: звук «ц».

Цель: упражнять детей в произнесении звука «ц»

(изолированного, в слогах, словах). Совершенствовать

интонационную выразительность речи. Учить различать слова,

Методическая литература:

В.В Гербова стр. 36

начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а

на его звучание.

Октябрь 28-1

Тема недели:

«Любимый дом»

Тема НОД: «Как коза избушку построила»

Цель: обогащать содержание общения детей. Развивать

диалогическое общение со сверстниками. Активизировать

прилагательные. Побуждать соотносить глагол и выразительное

движение. Уточнять и закреплять правильное произношение

шипящих звуков.

Методическая литература:

Л. А. Парамонова стр. 148

Ноябрь

Ноябрь 5-8

Тема недели: «Мое

село»

НОД Тема: «Мое село родное»

Цели: формирование умений детей вызывать желание

описывать свое село Зыково, отвечать на вопросы, развивать

внимание, речь, память.

Методическая литература:

Конспект занятий (под.

ред. Н. Е. Вераксы)

стр.275

Ноябрь 11-15

Тема недели: «Я

вырасту здоровым»

Тема НОД: «Звуковая культура речи: звук «ш»

Цель: показать детям артикуляцию звука «ш», учить четко

произносить звук (изолированно, в логах, в словах); различать

слова со звуком «ш».

Методическая литература:

В.В. Гербова стр.46

Ноябрь 18-22

Тема недели: «Быть

воспитанным хочу»

(этикет)

Тема НОД: «Урок вежливости»

Цель: формирование умений детей подвести к пониманию, как

принято встречать гостей; формирование умения пользоваться

вежливыми словами.

Методическая литература:

В.В. Гербова стр.56

Ноябрь 25-29

Тема недели: « Я и

моя семья»

Тема НОД: «Описание семьи»

Цель: формирование умений детей описывать семью,

рассказывать о помощи родителям.

Методическая литература:

Комплексные занятия

(под. ред. Н. Е. Вераксы)

стр. 73

Декабрь

Декабрь 2-6

Тема НОД: «Обучение рассказыванию по картине «Таня не

Методическая литература:

Тема недели:

«Здравствуй,

Зимушка-зима!»

боится мороза»

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней

в определенной последовательности; учить придумывать

название картины.

В.В. Гербова стр.50

Декабрь 9-31

Тема недели:

«Новый год у ворот»

Тема НОД: «Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Цель: приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и

выразительно читать стихотворения.

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 44

Тема НОД: «Обучение рассказывания по картине «Вот это

снеговик!»

Цель: учить детей составлять рассказы по картине без повторов

и пропусков существенной информации. Обучать умению

придумывать названия картине.

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 45

Январь

Январь 9-17

Тема недели: «Устное

народное творчество»

(народная игрушка)

Тема НОД: «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Цель: подводить детей к сочинению небольших рассказов по

содержанию русской народной прибаутки. Активизировать

глаголы. Учить образовывать формы родительного падежа,

множественного числа существительных. Развивать

фонематическое восприятие, дикцию. Уточнять и закреплять

правильное произношение звуков «р», «рь». Учить слушать их в

словах.

Методическая литература:

Л. А. Парамонова стр. 528

Январь 20-24

Тема недели:

«Животные и птицы

зимой»

Тема НОД: «Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».

Цель: помочь детям вспомнить известные им русские народные

сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье».

Методическая литература:

В. В Гербова стр.48

Январь 27-31

Тема недели:

«Зимние виды спорта»

Тема НОД: «Звуковая культура речи: звук «ж»

Цель: упражнять детей в правильном и чётком произнесении

звука «ж», в умении определять слова со звуком «ж».

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 49

Февраль

Февраль 3-7

Тема недели: «Зимние

чудеса»

Тема НОД: «Узоры на снегу».

Цель: обогащать опыт внеситуативного содержательного

общения детей. Развивать поэтический слух. Активизировать

точные глаголы, прилагательные. Побуждать образовывать

наименования детенышей животных в единственном и

множественном числе. Задавать вопросы об их характерных

признаках. Уточнять и закреплять правильное произношение

шипящих звуков.

Методическая литература:

Л.А. Парамонова стр.325

Февраль 10-21

Тема недели: «Мы-

защитники Родины»

Тема НОД: «Звуковая культура речи: звуки «с», «сь».

Цель: объяснить детям артикуляцию звука «с», упражнять в

правильном, отчетливом произнесении звука (в словах и

фразовой речи).

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 28

Тема НОД: «Смелый, сильный, волевой».

Цель: вовлекать детей в общий разговор. Побуждать

высказываться на темы из личного опыта. Обогащать и

активизировать словарь прилагательных. Учить пересказывать

короткий текст.

Методическая литература:

Л. А. Парамонова стр. 368

Март

Февраль 24 -6 марта

Тема недели:

« 8 марта»

Тема НОД: «Звуковая культура речи: звуки «щ-ч».

Цель: упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и

дифференциации звуков «щ-ч».

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 60

Тема НОД «Готовимся встречать весну и Международный

женский день»

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 59

Цель: познакомить детей со стихотворением А. Плещеева

«Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с

праздником.

Март 9-13

Тема недели:

«Изменения в природе

весной»

Тема НОД: «К нам весна шагает»

Цель: обогащать опыт содержательного внеситуативного

общения детей. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие

со сверстниками. Развивать интонационную выразительность

речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное

произношение звуков «л», «ль».

Методическая литература:

Л. А. Парамонова стр. 452

Март 16-20 Тема:

«Птицы и звери

весной

Тема НОД: «Заюшкина избушка»

Цель: обогащать опыт внеситуативного содержательного

общения. Стимулировать словообразование имен

существительных и прилагательных. Вовлекать в игровое и

речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать

составлять короткие тексты-описания.

Методическая литература:

Л. А. Парамонова стр. 468

Март 23-3 апреля

Тема недели «Неделя

театра и книги»

Тема НОД: «Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение

произведения «Федорино горе»

Цель: помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К.

Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 53

Тема НОД: «Мы едем в театр»

Цель: активизировать в речи детей слова на тему «Театр»:

афиша, билеты, гардероб, программа, зрители, артисты.

Закреплять умение давать характеристику, отвечая на вопросы

«Какой?», «Какая?». Учить разыгрывать сказку по ролям.

Интернет-ресурс

Апрель

Апрель 6-10

Тема недели:

«Волшебный мир

воды»

НОД Тема: «Заучивание русской народной песенки «Дед хотел

уху сварить»

Цель: помочь детям запоминать и выразительно читать

стихотворение.

Методическая литература:

В. В. Гербова стр. 67

Апрель 13-17

Тема недели: «Мир

природы»

Тема НОД: Составление рассказов по картине «На полянке».

Цель: помогать детям рассматривать и описывать картину в

определённой последовательности. Продолжать учить

придумывать названия картине.

Методическая литература:

В.В. Гербова стр.55

Апрель 20-30

Тема недели: «Неделя

музыки и творчества»

Тема НОД: «Колыбельные»

Цель: закрепить представления детей о жанре «колыбельная

песня», его особенности. Расширять словарный запас детей,

пояснить значение слов, встречающихся в колыбельных

(«зыбка», «люлька», «дремота» и др.). Учить читать

колыбельные тихим, напевным голосом с соответствующими

интонациями.

Методическая литература:

Л. А. Парамонова стр. 225

Тема НОД: «Урок вежливости»

Цель: рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как

и что лучше показать гостью, чтобы он не заскучал.

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 56

Май

Май 4-8

Тема недели: «День

Победы»

Тема НОД: «Заучивание стихотворения Т. Белозерова

«Праздник Победы»

Цель: выяснить, что знают дети об этом великом празднике.

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т.

Белозерова «Праздник Победы».

Методическая литература:

В.В. Гербова стр. 68

Май 11-15

Тема недели:

«Что изменилось

летом?

Тема НОД: «Пчелки на разведках»

Цель: вовлекать детей в игровой и речевое взаимодействие со

сверстниками. Побуждать вести ролевой диалог, в речевой игре

аргументировать свои высказывания. Развивать речевое

внимание, артикуляционный аппарат детей. Уточнять и

закреплять правильное произношение звуков «р», «рь»; учить

различать их на слух и при произношении.

Методическая литература:

Л. А. Парамонова стр. 512

Май 18-22

Тема недели: «Летние

Тема НОД: «Мы в лесок пойдем»

Цель: вовлекать детей в содержательное общение, в игровое и

Методическая литература:

Л. А. Парамонова стр. 564

дары»

речевое взаимодействие со сверстниками. Учить рассуждать,

понимать смысл образования производных слов.

Май 25-29

Тема недели: «Летние

чудеса»

Тема НОД: «Чтение детям сказки К. И. Чуковского «Краденное

солнце»

Цель: познакомить детей со сказкой К. И. Чуковского

«Краденное солнце»

Методическая литература:

Интернет - ресурс



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники