Автор: Веселова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Красноярский край, Березовский район, с. Зыково
Наименование материала: Перспективное планирование
Тема: Образовательная область "Речевое развитие" (средняя группа)
Раздел: дошкольное образование
Образовательная область: Речевое развитие
НОД: Развитие речи.
Цель: создание условия для формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на
основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи: Развивающая речевая среда: обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях,
выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения; выслушивать детей, уточнять их ответы, подска-
зывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка, помогать логично
и понятно высказывать суждения; способствовать развитию любознательности; помогать детям доброжелатель-
но общаться со сверстниками, подсказывать как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно выска-
зать свое недовольство его поступком, как извиниться;
Формирование словаря: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о бли-
жайшем окружении; расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их соб-
ственном опыте; активизировать в речи название предметов, их частей; учить использовать в речи наиболее упо -
требительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; вводить в словарь детей существительные обознача-
ющие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия; продолжать учить детей определять и называть
местоположение предмета ( слева, справа, рядом, около, между), время суток; помогать заменять часто использу-
емые детьми указательные местоимения и наречия ( там, туда, такой, этот) более точными выразительными сло-
вами; употреблять слова антонимы ( чистый-грязный, светло-темно); учить употреблять существительные с
обобщающим значением (мебель, овощи, животные).
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабаты-
вать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков; развивать артикуляционный аппарат; продол-
жать работу над дикцией; совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний; развивать фонема-
тический слух; учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; совершенство-
вать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи: продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложе-
нии, правильно использовать предлоги в речи; напоминать правильные формы повелительного наклонения неко-
торых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, ка-
као); поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый об -
разец слова.
Связная речь: совершенствовать диалогическую речь: учит участвовать в беседе, понятно для слушателей
отвечать на вопросы и задавать их; учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в состав-
лении рассказов по картине; учить детей в умении пересказывать.
Ознакомление с художественной литературой: продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы ,
стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалочки; помогать им, используя разные
приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его геро-
ям; зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая станов -
лению личностного отношения к произведению; поддерживать внимание и интерес к слову в литературном
произведении; продолжать работу по формированию интереса к книге; предлагать вниманию детей иллюстриро-
ванные издания знакомых произведений; объяснять, как важны в книге рисунки; показать как много интересного
можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации; познакомить с книжками, оформленными Ю.
Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Сентябрь
Сентябрь 2-6
Тема недели:
«Здравствуй, детский
сад» (игрушки,
комнатные растения,
труд работников
детского сада)
Адаптационная неделя
Цель: проведение мониторинга,
выявление проблемных зон,
построение образовательного маршрута
Методическая литература:
Диагностика
педагогического процесса
в средней группе 4-5 лет.
Детство-пресс, 2018
Сентябрь 9-20
Тема недели: «Во саду
ли, в огороде»
(Овощи, фрукты,
грибы, ягоды)
Тема НОД: «Тень – тень - потетень»
Цель: формирование умений запомнить песенку про урожай.
Обеспечить развитие умения пересказывать песенку.
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 33
Тема НОД: «Зина, коза и заяц»
Цель: подводить детей к составлению текста-повествования,
побуждать разыгрывать ролевой диалог, рассуждать.
Активизировать прилагательные. Формировать представление о
словесном составе предложения. Развивать фонематическое
Методическая литература:
Л. А. Парамонова стр. 79
восприятие. Уточнять и закреплять правильное произношение
свистящих звуков.
Сентябрь 23-27
Тема недели: «Все
работы хороши!»
Тема НОД: «Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: помочь детям вспомнить названия и содержание уже
известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и
бобовое зернышко».
.
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 61
Октябрь
Октябрь 1-4
Тема недели: «Мы –
пешеходы»
Тема НОД: «Дядя Степа – милиционер»
Цель: познакомить детей с произведениями детского писателя
С. Михалкова. Воспитывать интерес к художественной
литературе. Приучать детей внимательно слушать, понимать
содержание, соотносить услышанное с собственным опытом.
Развивать способность к целостному восприятию
произведения, эмоциональной отзывчивости на него.
Методическая литература:
Л. А. Парамонова стр. 53
Октябрь 7-11
Тема недели: «Что
изменилось осенью?»
Тема НОД: «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».
Составление рассказа о кукле.
Цель: продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке.
Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к
поэзии и развивая поэтический слух.
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 30
Октябрь 14-18
Тема недели:
«Домашние
животные»
Тема НОД: Чтение сказки «Три поросенка»
Цель: познакомить детей с английской сказкой (пер. С
Михалкова), помочь понять смысл и выделить слова,
передающие страхи поросят и страдания ошпаренного
кипятком волка.
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 35
Октябрь 21-25
Тема недели: «Дикие
животные»
Тема НОД: «Звуковая культура речи: звук «ц».
Цель: упражнять детей в произнесении звука «ц»
(изолированного, в слогах, словах). Совершенствовать
интонационную выразительность речи. Учить различать слова,
Методическая литература:
В.В Гербова стр. 36
начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а
на его звучание.
Октябрь 28-1
Тема недели:
«Любимый дом»
Тема НОД: «Как коза избушку построила»
Цель: обогащать содержание общения детей. Развивать
диалогическое общение со сверстниками. Активизировать
прилагательные. Побуждать соотносить глагол и выразительное
движение. Уточнять и закреплять правильное произношение
шипящих звуков.
Методическая литература:
Л. А. Парамонова стр. 148
Ноябрь
Ноябрь 5-8
Тема недели: «Мое
село»
НОД Тема: «Мое село родное»
Цели: формирование умений детей вызывать желание
описывать свое село Зыково, отвечать на вопросы, развивать
внимание, речь, память.
Методическая литература:
Конспект занятий (под.
ред. Н. Е. Вераксы)
стр.275
Ноябрь 11-15
Тема недели: «Я
вырасту здоровым»
Тема НОД: «Звуковая культура речи: звук «ш»
Цель: показать детям артикуляцию звука «ш», учить четко
произносить звук (изолированно, в логах, в словах); различать
слова со звуком «ш».
Методическая литература:
В.В. Гербова стр.46
Ноябрь 18-22
Тема недели: «Быть
воспитанным хочу»
(этикет)
Тема НОД: «Урок вежливости»
Цель: формирование умений детей подвести к пониманию, как
принято встречать гостей; формирование умения пользоваться
вежливыми словами.
Методическая литература:
В.В. Гербова стр.56
Ноябрь 25-29
Тема недели: « Я и
моя семья»
Тема НОД: «Описание семьи»
Цель: формирование умений детей описывать семью,
рассказывать о помощи родителям.
Методическая литература:
Комплексные занятия
(под. ред. Н. Е. Вераксы)
стр. 73
Декабрь
Декабрь 2-6
Тема НОД: «Обучение рассказыванию по картине «Таня не
Методическая литература:
Тема недели:
«Здравствуй,
Зимушка-зима!»
боится мороза»
Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней
в определенной последовательности; учить придумывать
название картины.
В.В. Гербова стр.50
Декабрь 9-31
Тема недели:
«Новый год у ворот»
Тема НОД: «Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
Цель: приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и
выразительно читать стихотворения.
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 44
Тема НОД: «Обучение рассказывания по картине «Вот это
снеговик!»
Цель: учить детей составлять рассказы по картине без повторов
и пропусков существенной информации. Обучать умению
придумывать названия картине.
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 45
Январь
Январь 9-17
Тема недели: «Устное
народное творчество»
(народная игрушка)
Тема НОД: «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду».
Цель: подводить детей к сочинению небольших рассказов по
содержанию русской народной прибаутки. Активизировать
глаголы. Учить образовывать формы родительного падежа,
множественного числа существительных. Развивать
фонематическое восприятие, дикцию. Уточнять и закреплять
правильное произношение звуков «р», «рь». Учить слушать их в
словах.
Методическая литература:
Л. А. Парамонова стр. 528
Январь 20-24
Тема недели:
«Животные и птицы
зимой»
Тема НОД: «Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».
Цель: помочь детям вспомнить известные им русские народные
сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье».
Методическая литература:
В. В Гербова стр.48
Январь 27-31
Тема недели:
«Зимние виды спорта»
Тема НОД: «Звуковая культура речи: звук «ж»
Цель: упражнять детей в правильном и чётком произнесении
звука «ж», в умении определять слова со звуком «ж».
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 49
Февраль
Февраль 3-7
Тема недели: «Зимние
чудеса»
Тема НОД: «Узоры на снегу».
Цель: обогащать опыт внеситуативного содержательного
общения детей. Развивать поэтический слух. Активизировать
точные глаголы, прилагательные. Побуждать образовывать
наименования детенышей животных в единственном и
множественном числе. Задавать вопросы об их характерных
признаках. Уточнять и закреплять правильное произношение
шипящих звуков.
Методическая литература:
Л.А. Парамонова стр.325
Февраль 10-21
Тема недели: «Мы-
защитники Родины»
Тема НОД: «Звуковая культура речи: звуки «с», «сь».
Цель: объяснить детям артикуляцию звука «с», упражнять в
правильном, отчетливом произнесении звука (в словах и
фразовой речи).
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 28
Тема НОД: «Смелый, сильный, волевой».
Цель: вовлекать детей в общий разговор. Побуждать
высказываться на темы из личного опыта. Обогащать и
активизировать словарь прилагательных. Учить пересказывать
короткий текст.
Методическая литература:
Л. А. Парамонова стр. 368
Март
Февраль 24 -6 марта
Тема недели:
« 8 марта»
Тема НОД: «Звуковая культура речи: звуки «щ-ч».
Цель: упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и
дифференциации звуков «щ-ч».
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 60
Тема НОД «Готовимся встречать весну и Международный
женский день»
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 59
Цель: познакомить детей со стихотворением А. Плещеева
«Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с
праздником.
Март 9-13
Тема недели:
«Изменения в природе
весной»
Тема НОД: «К нам весна шагает»
Цель: обогащать опыт содержательного внеситуативного
общения детей. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие
со сверстниками. Развивать интонационную выразительность
речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное
произношение звуков «л», «ль».
Методическая литература:
Л. А. Парамонова стр. 452
Март 16-20 Тема:
«Птицы и звери
весной
Тема НОД: «Заюшкина избушка»
Цель: обогащать опыт внеситуативного содержательного
общения. Стимулировать словообразование имен
существительных и прилагательных. Вовлекать в игровое и
речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать
составлять короткие тексты-описания.
Методическая литература:
Л. А. Парамонова стр. 468
Март 23-3 апреля
Тема недели «Неделя
театра и книги»
Тема НОД: «Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение
произведения «Федорино горе»
Цель: помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К.
Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 53
Тема НОД: «Мы едем в театр»
Цель: активизировать в речи детей слова на тему «Театр»:
афиша, билеты, гардероб, программа, зрители, артисты.
Закреплять умение давать характеристику, отвечая на вопросы
«Какой?», «Какая?». Учить разыгрывать сказку по ролям.
Интернет-ресурс
Апрель
Апрель 6-10
Тема недели:
«Волшебный мир
воды»
НОД Тема: «Заучивание русской народной песенки «Дед хотел
уху сварить»
Цель: помочь детям запоминать и выразительно читать
стихотворение.
Методическая литература:
В. В. Гербова стр. 67
Апрель 13-17
Тема недели: «Мир
природы»
Тема НОД: Составление рассказов по картине «На полянке».
Цель: помогать детям рассматривать и описывать картину в
определённой последовательности. Продолжать учить
придумывать названия картине.
Методическая литература:
В.В. Гербова стр.55
Апрель 20-30
Тема недели: «Неделя
музыки и творчества»
Тема НОД: «Колыбельные»
Цель: закрепить представления детей о жанре «колыбельная
песня», его особенности. Расширять словарный запас детей,
пояснить значение слов, встречающихся в колыбельных
(«зыбка», «люлька», «дремота» и др.). Учить читать
колыбельные тихим, напевным голосом с соответствующими
интонациями.
Методическая литература:
Л. А. Парамонова стр. 225
Тема НОД: «Урок вежливости»
Цель: рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как
и что лучше показать гостью, чтобы он не заскучал.
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 56
Май
Май 4-8
Тема недели: «День
Победы»
Тема НОД: «Заучивание стихотворения Т. Белозерова
«Праздник Победы»
Цель: выяснить, что знают дети об этом великом празднике.
Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т.
Белозерова «Праздник Победы».
Методическая литература:
В.В. Гербова стр. 68
Май 11-15
Тема недели:
«Что изменилось
летом?
Тема НОД: «Пчелки на разведках»
Цель: вовлекать детей в игровой и речевое взаимодействие со
сверстниками. Побуждать вести ролевой диалог, в речевой игре
аргументировать свои высказывания. Развивать речевое
внимание, артикуляционный аппарат детей. Уточнять и
закреплять правильное произношение звуков «р», «рь»; учить
различать их на слух и при произношении.
Методическая литература:
Л. А. Парамонова стр. 512
Май 18-22
Тема недели: «Летние
Тема НОД: «Мы в лесок пойдем»
Цель: вовлекать детей в содержательное общение, в игровое и
Методическая литература:
Л. А. Парамонова стр. 564
дары»
речевое взаимодействие со сверстниками. Учить рассуждать,
понимать смысл образования производных слов.
Май 25-29
Тема недели: «Летние
чудеса»
Тема НОД: «Чтение детям сказки К. И. Чуковского «Краденное
солнце»
Цель: познакомить детей со сказкой К. И. Чуковского
«Краденное солнце»
Методическая литература:
Интернет - ресурс