Организация проектной деятельности в начальной школе
Автор: Кашапова Флюра Габдулловна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ СОШ № 35 Населённый пункт: Республика Татарстан, город Набережные Челны Наименование материала: статья Тема: Организация проектной деятельности в начальной школе Раздел: начальное образование
Организация проектной деятельности в начальной школе.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным
условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений
о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации
проекта,
включая
его
осмысление
результатов
деятельности.
Возможности
метода
проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ
структуры
деятельности
учителя
и
школьника,
которая
существенно
отличается
от
структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
При
организации
проектной
деятельности
в
начальной
школе
необходимо
учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
В младшем школьном возрасте у ребенка происходит становление различных личностных
и
интеллектуальных
функций,
которые
при
правильной
организации
учебно-
воспитательного процесса могут обеспечивать успешную проектно-исследовательскую
деятельность. Эти психологические предпосылки развиваются в различных сферах.
В
мотивационно-потребностной
сфере
формируется
группа
учебно-познавательных
мотивов, которые заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и
процессом учения. Это познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в
процессе
познания,
проявлять
интеллектуальную
активность.
Развитие
мотивов
этой
группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в
школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса, с другой.
Существенный прогресс наблюдается и в волевой сфере младшего школьника. Так на
протяжении
младшего
школьного
возраста
идет
развитие
настойчивости,
у
детей
формируется стремление доводить начатое дело до конца, длительно преследовать цель,
продолжать деятельность при нежелании ею заниматься.
В
процессе
учебной
деятельности
идет
развитие
самостоятельности
младшего
школьника.
Самостоятельность
–
это
умение
не
поддаваться
влияниям
различных
факторов,
которые
могут
отвлечь
от
достижения
поставленной
цели,
действовать
на
основе собственных взглядов и убеждений.
Но, конечно, наиболее важные предпосылки складываются в интеллектуальной сфере
младшего школьника. Наблюдательность, т.е. способность замечать предметы и явления и
обращать на них внимание, распознавать их качества воспитываются с раннего детства и
создают основу для дальнейшего умственного развития ребенка. В наблюдательности как
совокупности личностных качеств и способностей человека выделяют несколько наиболее
важных черт: инициативность, любознательность, сообразительность, настойчивость и
повышенную
чувствительность
к
воздействиям
внешнего
мира,
т.е.
к
новизне.
Инициативность – это, прежде всего, активность в выдвижении
все новых и новых
вопросов и поиске ответов на них. Любознательность поддерживает стойкий интерес к
наблюдению, а сообразительность и чувствительность к новому определяют быстроту и
точность ориентировки и решения возникающих задач.
Итак, рассмотрев особенности учебных проектов младших школьников, выделим
следующее:
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов
или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно-
значимая
и
социально-значимая
проблема,
знакомая
младшим
школьникам
и
значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми
могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких
проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.
Проблема
проекта
или
исследования,
обеспечивающая
мотивацию
включения
школьников
в
самостоятельную
работу,
должна
быть
в
области
познавательных
интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может
быть
сдвоенными
уроками)
или
одной
-
двумя
неделями
в
режиме
урочно
-
внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели
по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.
Например, можно задать ученикам такие вопросы:
Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?
Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?
Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного
приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте.
От
учителя
при
этом
потребуется
особый
такт,
деликатность,
чтобы
не
«навязать»
ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы
знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К
каким
источникам
информации
следует
обратиться
(интернет,
справочники,
художественная литература, учебники)?»
Целесообразно
в
процессе
работы
над
проектом
проводить
с
младшими
школьниками
экскурсии,
прогулки-наблюдения,
социальные
акции.
В
этом
контексте
представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых
предназначен детский проект.
Особого
внимания
в
начальной
школе
требует
завершающий
этап
проектной
деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно
помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно
помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта –
завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими
работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий,
которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить
небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
После
защиты
проекта,
изготовленные
изделия
можно
подарить
людям,
чьи
потребности изучали дети, членам семей учащихся.
Республика Татарстан
Город Набережные Челны
МАОУ СОШ № 35
Кашапова Флюра Габдулловна