Напоминание

Организация проектной деятельности в начальной школе


Автор: Кашапова Флюра Габдулловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 35
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Организация проектной деятельности в начальной школе.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит становление различных личностных и интеллектуальных функций, которые при правильной организации учебно- воспитательного процесса могут обеспечивать успешную проектно-исследовательскую деятельность. Эти психологические предпосылки развиваются в различных сферах. В мотивационно-потребностной сфере формируется группа учебно-познавательных мотивов, которые заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения. Это познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса, с другой. Существенный прогресс наблюдается и в волевой сфере младшего школьника. Так на протяжении младшего школьного возраста идет развитие настойчивости, у детей формируется стремление доводить начатое дело до конца, длительно преследовать цель, продолжать деятельность при нежелании ею заниматься. В процессе учебной деятельности идет развитие самостоятельности младшего школьника. Самостоятельность – это умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения поставленной цели, действовать на основе собственных взглядов и убеждений. Но, конечно, наиболее важные предпосылки складываются в интеллектуальной сфере младшего школьника. Наблюдательность, т.е. способность замечать предметы и явления и обращать на них внимание, распознавать их качества воспитываются с раннего детства и создают основу для дальнейшего умственного развития ребенка. В наблюдательности как совокупности личностных качеств и способностей человека выделяют несколько наиболее важных черт: инициативность, любознательность, сообразительность, настойчивость и повышенную чувствительность к воздействиям внешнего мира, т.е. к новизне. Инициативность – это, прежде всего, активность в выдвижении все новых и новых вопросов и поиске ответов на них. Любознательность поддерживает стойкий интерес к наблюдению, а сообразительность и чувствительность к новому определяют быстроту и точность ориентировки и решения возникающих задач. Итак, рассмотрев особенности учебных проектов младших школьников, выделим следующее:  Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно- значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.
 Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.  Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.  Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?» Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся. Республика Татарстан Город Набережные Челны МАОУ СОШ № 35 Кашапова Флюра Габдулловна


В раздел образования