Напоминание

"Поэтический образ зимы в творчестве композитора Г.В.Свиридова"


Автор: Потапова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Башкортостан, Белорецкий район, с. Инзер
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Поэтический образ зимы в творчестве композитора Г.В.Свиридова"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА УРОКА: « Поэтический образ зимы в творчестве композитора Г.В. Свиридова». ЦЕЛЬ УРОКА: • Познакомить обучающихся с творчеством русского поэта С.А. Есенина и композитора Г.В. Свиридова • Пробуждение интереса и воспитание уважения к национальным культурным ценностям России; • Развитие творческого потенциала ребёнка и формирование духовного мира детей. ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Методические: Привлечение активных методов как фактор повышения мотивации и интеллектуальной активности обучающихся. 2. Образовательные: Обогащать музыкальные впечатления детей и формировать музыкальный вкус. Научить анализировать музыкальные произведения и сопоставлять их с произведениями живописи и литературы. Закрепить пройденные темы «Выразительные средства музыки» и «Симфонический оркестр». Познакомить с новыми понятиями «кантата», «смешанный хор». 3. Воспитательные: Средствами музыки воспитывать любовь к Родине, родной культуре, прививать чувство патриотизма. 4. Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки через привлечение методов вербализации, направленных на активное прочувствованное и осознанное восприятие; способность развития мышления, фантазии, воображения. Укрепление связей урока музыкальной литературы и урока специальности. ТИП УРОКА Комбинированный, урок обобщения и системных знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: • Портреты поэта С.А. Есенина, композитора Г.В. Свиридова • Музыкальный центр (диски с записью музыки Г.В. Свиридова); • Видеопроигрыватель (просмотр части кантаты Г.В. Свиридова «Памяти Сергея Есенина»); • Рисунки обучающихся о зиме. ПЛАН УРОКА 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово. 3. Фронтальная и индивидуальная проверка домашнего задания. 4. Беседа — новая тема. 5. Слушание музыкальных фрагментов. 6. Анализ музыкальных произведений. 7. Тестовая работа (игровые дидактические материалы). 8. Подведение итогов. Домашнее задание. ХОД УРОКА: Звучит музыка Г. Свиридова «Метель». Преподаватель читает стихотворение С.А. Есенина (портрет на доске): Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на снегу, только серые вороны расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна Словно белою косынкой подвязалася сосна. Понагнулась как старушка, оперлася на клюку, А над самою макушкой долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много, валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога убегает лентой вдаль. Какой поэтический образ создал в этих стихах С.А. Есенин? (препод.) Заколдованный лес дремлет, зима нарядила сосну в белую косынку, снег стелет шаль (дети) – Как вы думаете, почему поэт так образно описывет природу? (ответы детей) – Природа очень дорога и близка поэту. Ему нравиться зима, хотя это суровое время года. – А вам ребята нравиться зима (ответы детей) – Давайте посмотрим какой образ зимы создали вы в своём домашнем задании:
(Обучающиеся показывают свои картины о зиме, рассказывают, что изобразили, высказывают своё отношение к зиме). Ребята! В этом году вся наша страна отмечает юбилейные даты со дня рождения: 120 лет русскому поэту С.А. Есенину и 100 лет выдающемуся композитору Г.В. Свиридову. И сегодня мы с вами познакомимся с произведением, в котором звучат стихи С. Есенина и музыка Г. Свиридова. Прежде чем начать знакомство с произведением мы немного узнаем о жизни и творчестве авторов. – Обучающиеся делают сообщение о С.А. Есенине и о Г.В. Свиридове. – Ребята, а вы знаете, что литература -это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художники кистью создают образ русской зимы, поэт при помощи слова, а что нужно композитору, для создания музыкального произведения? – Музыкальные звуки, выразительные средства музыки (дети) – Правильно! А какие вы знаете выразительные средства музыки? – Мелодия, динамика, темп, штрихи, гармония, лад, тембр, ритм (дети) – Давайте мы с вами ещё раз закрепим эту тему. Настроение у нас поэтическое и мы отправимся в лес. Деревья уж давно сбросили листья и они перемешались. Вот вам листья (обозначение темпов, динамики, штрихов) прикрепите их к нужному стволу (выразительные средства) . – И вновь мы обращаемся к поэзии С.А. Есенина. Послушаем его стихотворение. (звучит стихотворение «Поёт зима-аукает», в форме презентации, с использованием видеофрагментов). – А. сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть в роли композитора. Попробуем создать музыкальное произведение на это стихотворение, а затем послушаем как оно звучит у композитора Г. Свиридова. Скажите образ какой зимы встаёт перед нами? (ответы детей) – Холодной, суровой, властной и злой хозяйки. «Седые облака» наводят холод и тревогу, «Вьюга с рёвом бешеным» стучит по ставням и злится. Как бы вы изобразили это в музыке? (ответы детей). Мелодия должна быть громкая на форте, характер музыки грозный, властный. – Ребята, а вы знаете состав смешанного хора (ответы детей, затем табличка на доске) – А если бы вы писали музыку для смешанного хора, каким бы голосам поручили петь эти строки « Поёт зима-аукает, мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом тоска глубокая Плывут в страну далёкую Седые облака. (ответы детей). – Эти строки мы бы поручили мужским голосам. А как бы вы изобразили в музыке образ воробышек. Воробышки жалостливые, тихие, беззащитные. Каким голосам в хоре лучше поручить петь эти строки. (ответы детей). Лучше эти строки будут звучать в исполнении женских голосов.
– А если бы вы писали музыку для симфонического оркестра, какой инструмент мог передать жалостливое звучание, образ воробышек (ответы детей -флейта). А образ вьюги суровой, страшной лучше передадут в оркестре струнные инструменты- скрипки и виолончели, а также медно-духовые- трубы, валторны. – А кому мы поручим исполнить образ весны- солнечной, тёплой, радостной. Эти строки мог бы исполнить женский хор. – А теперь давайте послушаем музыку на это стихотворение, которую написал настоящий композитор (звучит отрывок из кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поёт зима-аукает» видеозапись) – Ну, что похожа эта музыка на ту которую мы с вами представили (ответы детей) – Эту удивительную музыку написал композитор Георгий Васильевич Свиридов. Это 2 часть кантаты «Памяти С. Есенина», написанная на его стихи. В кантате всего 10 частей, написаны они для смешаного хора и симфонического оркестра и солистов (Новый жанр- кантата, табличка на доске). – Музыка этого произведения образно отражает литературный текст. Чувствуется единство музыки и слова. А вдохновила на творчество композитора русская зима. Хотя она суровая и холодная, но сколько она несёт нам радости. Это и катание на санках, лыжах и коньках и долгожданный праздник Новый год и зимние каникулы. В конце урока проводится тестовая работа на закрепление темы «Симфонический оркестр». Итог урока: Обучающиеся познакомились с творчеством композитора Г.В. Свиридова и поэта С.А. Есенина. Анализировали поэтический и музыкальный текст. Занимались творческой работой создания музыкального произведения, используя выразительные средства музыки и средства симфонического оркестра. Познакомились с новым жанром-кантата и новым понятием- смешанный хор.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники