Напоминание

Организация самостоятельной работы учащегося как условие развития его творческого потенциала


Автор: Кухтарева Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. С.В.Рахманинова"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Организация самостоятельной работы учащегося как условие развития его творческого потенциала
Раздел: дополнительное образование





Назад





Кухтарева О.А.,

преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер

МБУ ДО «ДШИ им.С.В. Рахманинова» г. Новый Уренгой

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
В настоящее время развитие творческого потенциала человека является одним из наиболее актуальных направлений педагогических исследований, что связано с возрастающим спросом общества на социально - активную, творческую, гармонично развитую личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию. Развивая в школьном возрасте творческий потенциал учащихся, мы, тем самым, задаем педагогический вектор для дальнейшего развития личности в указанном направлении. Работа педагога – это всегда очень ответственный и трудоемкий процесс. Вся деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность преподавания. Трудно представить нам и жизнь ребенка без творчества. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности. П о с кол ь ку мышление является самым активным и сложным познавательным процессом, опосредованным речью, его развитию у учащихся необходимо уделять особое внимание. В связи с этим в психолого- педагогических отраслях знания возникло понятие «активизация обучения». П о д
активизацией

учебной

деятельности
понимается целеустремленная деятельность педагога, направленная на разработку и использование таких форм, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать учебные и жизненные ситуации и принимать самостоятельные решения. Одним из самых доступных и
проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы.
Организация самостоятельной работы
– это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.
Самостоятельная

работа
– вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определенной долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве преподавателя выполняют задания, прилагая для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля. Рассматривая формы и содержание самостоятельной работы обучающихся, преподаватель должен поставить
цели
этого вида деятельности: - систематизация и закрепление полученных знаний и умений; - развитие познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности и организованности; - углубление и расширение теоретических знаний; - формирование самостоятельного мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации; - формирование умений использовать справочную, специальную литературу; - мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности. Самостоятельную работу учащегося можно разделить на 2 формы работы: самостоятельная работа ученика - пианиста на уроке и непосредственно - домашняя. Обе формы этой работы тесно взаимосвязаны. Чем активнее самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективнее она в домашних условиях и, наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Самостоятельную работу можно еще разделить на 2 вида: обучающие и
контролирующие.
Обучающие -
самостоятельное выполнение обучающимися данных учителем заданий в ходе изучения произведения, в выявлении сделанных ошибок и повторном объяснении учителем с учетом этих ошибок. С м ы с л ж е
контролирующих
работ заключается в самостоятельном выполнении обучающимися данных учителем заданий после полученных знаний и умений. «Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем. А предшествующее укреплялось последующим» - Каменский Я. При этом следует особенно подчеркнуть, что навыки самостоятельной работы надо прививать учащимся с первых шагов обучения игре на фортепиано. Педагог должен объяснить ученику всю важность самостоятельной домашней подготовки к уроку и, какую роль она играет в дальнейшем развитии и совершенствовании учащегося. Домашние занятия за фортепиано должны быть включены в общий круг занятий учащегося и войти в его ежедневное расписание. Крайне важно составить правильный режим. Существенную помощь здесь должен оказать педагог. Для самостоятельной работы нужно ежедневно отводить более или менее постоянное время. Немаловажный вопрос – распределение рабочего времени, которое ученик должен затратить на каждый вид домашнего задания. Оно определяется учебным материалом, его трудностью и рядом других причин. Кроме этого распределение времени зависит от индивидуальных потребностей и способностей ученика: ума и воспиимчивости, от особенностей его рук и пальцев. Наблюдения показывают, что разнообразие работы – важнейшее средство, предотвращающее утомление. Нужно избегать продолжительной работы над однородными упражнениями и однообразными пьесами. Для успешных занятий музыкой, для развития навыков самостоятельной работы учащихся чрезвычайно важна трудоспособность ученика. Вполне понятно, что непосильные задачи могут привести к потере веры в свои силы и возможности, к небрежности в работе, к ослаблению целеустремленности. Если
ученик не умеет работать, нужно сделать его прежде всего работоспособным, а для этого – заставлять полусамостоятельно работать в своем присутствии. Итак, с одной стороны, нужна систематическая работа с учащимися над развитием трудовых навыков, а с другой, - осторожность в дозировке трудностей и объема заданий. При соблюдении этих условий труд ученика будет наиболее рациональным и целенаправленным. А.Б. Гольденвейзер справедливо указывает на важность целенаправленного труда при обучении музыке: «Необходимо резко различать игру и работу на инструменте. Учащиеся большей частью этого различия не понимают и вместо работы просто сидят за инструментом и играют, а это величайшая ошибка, с которой необходимо вести борьбу. Работа должна проводиться тщательно, детально. Работая, необходимо всегда держать ноты открытыми, постоянно проверять текст по нотам. Если работа сознательна, систематична и методична, - результаты будут лучшими, и времени для их достижения требуется меньше. Наряду с работой с учениками необходимо вести разъяснительную работу и с родителями. Довести до них важность их участия, помощь и контроль. На первых порах родители учащегося могут напоминать ему о том, что наступило время занятий, и следить за тем, чтобы ребенок действительно занимался в течение предписанного ему времени. В дальнейшем он должен сам помнить об этом. В часы занятий на фортепиано следует соблюдать тишину, ничто не должно отвлекать ученика. Домашним необходимо помнить, что занятия музыкой требуют большого внимания, которое нелегко выработать. В своих беседах с родителями ученика педагог всегда будет прав, подчёркивая всю важность создания необходимого режима домашних занятий. В конечном итоге такое распределение времени должно дисциплинировать, организовать учащегося и дать положительный результат. Процесс самостоятельной работы учащегося должен быть максимально осознан. Необходимым условием его должно быть наличие слухового самоконтроля, «самокритики» и незамедлительного устранения замеченных недостатков. «Во время своей игры, - говорила выдающаяся русская пианистка
и педагог А.Н.Есипова, - всё время к ней прислушивайтесь, как будто вы слышите чужую игру и должны критиковать её». Практика показывает, что многие учащиеся плохо слышат свое исполнение. Из их слухового контроля выпадают не только отдельные детали музыкального произведения, но даже общие контуры, вследствие чего музыкальные образы остаются непонятными. Большей частью это происходит оттого, что учащиеся слишком заняты игровыми движениями, находятся в плену двигательных функций и поэтому музыки не слышат. Ученик, усвоивший правильные пианистические приемы, играющий свободно и непринужденно, всегда имеет возможность лучше и ярче слышать свое исполнение, так как не нуждается в чрезмерной фиксации внимания на сугубо двигательной сфере, на изолированном решении технических задач. Учитель, играя с учеником, должен добиваться выразительности исполнения. Ученик же никогда не должен играть безразлично. В самостоятельной работе очень важно непрерывное «общение» с текстом изучаемого материала. Изучая
музыкальный

текст,
ученик постепенно осмысливает характер, содержание и форму произведения. Анализ нотной записи пьесы во многом определяет и ход дальнейшей работы над ней. «Я предлагаю ученику, - пишет Г.Г. Нейгауз, - изучить фортепианное произведение, его нотную запись, как дирижёр изучает партитуру – не только в целом, но и в деталях, разлагая сочинение на его составные части – гармоническую структуру, полифоническую, отдельно просмотреть главное – например, аккомпанемент. Ученик начинает понимать, что каждая «подробность» имеет смысл, логику, выразительность, что она является органической «частицей целого». Работая над деталями произведения в медленном темпе, никогда нельзя забывать его образно - эмоциональную сторону, т.е. основной темп и характер. В противном случае будет потерян главный критерий, направляющий работу над деталями. Важно правильно и тщательно работать над музыкальным текстом. Особое внимание в самостоятельной работе следует уделять

ритмической

дисциплине.
Учащийся должен знать, что ритм – это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. А.Н. Римский - Корсаков подчёркивал, что «музыка может быть без гармонии и даже без мелодии, но без ритма – никогда». Нужно приучать ученика считать и играть именно под счет в рамках соблюдения условий: не играть неправильное. Ученик может отсчитывать доли про себя. Только отсчет долей даст правильную организацию нот в музыкальном времени. Пусть сначала будет очень трудно, пусть темпы будут медленными, необходимо сразу играть правильно, не перенасыщая память недостоверной информацией. Сможете делать это сразу двумя руками – разучивайте двумя руками, не сможете – сначала одной, потом другой, потом совместно. Учащийся должен усвоить и твердо знать, что ритм – это не просто счет вслух, а то, что дает звукам жизнь. В занятиях иногда приходится наблюдать безразличное отношение учащихся к
динамике
. В процессе обучения музыке динамические оттенки следует увязывать с музыкальными образами. Динамические указания всегда нужно рассматривать в органическом единстве с другими выразительными средствами (темпом, фактурой, гармонией и др.) Это поможет глубже понять и вникнуть в образно - смысловое содержание музыки. Нужно помнить, что основой динамической выразительности является не абсолютная сила звука (громко, тихо), а соотношение силы. Часто ученики невнимательны к
паузам
. Если паузы длинные, то учащиеся часто их сокращают, более короткие – не замечаются вовсе. Паузы имеют огромное выразительное значение. Если ученик поймет, что пауза является элементом содержания музыкального произведения, то таких ошибок не будет. Изучение
штрихов
также сопровождается определенными трудностями. Знакомя учащихся со штрихами, следует предварительно обратить внимание на значение штриха legato для связной, певучей игры, на то, как напевно один звук переходит в другой. Беседуя с учащимися об
аппликатуре,
педагоги должны отметить, что в выборе аппликатуры прежде всего имеют значение художественные задачи.
Необходимо добиваться от учащихся точного выполнения расставленной в нотах аппликатуры. Особо навык самостоятельности проявляется в изучении гамм (строение; аппликатурные закономерности в гаммах от белых и черных клавиш, в арпеджио; строение аккордов), где всегда приходится думать. Для развития навыков самостоятельной работы учащихся огромное значение имеет умение свободно
читать

нотный

текст
. Поэтому на протяжении всего времени обучения в ДШИ должно уделяться серьезное внимание работе чтению нот с листа. При заучивании произведения наизусть играть нужно непременно медленно, во избежание технических трудностей, отвлекающих внимание от главной цели. В каждый данный момент нужно учить на память не то, что трудно, а то, что легко, а для того, чтобы было легко, следует учить медленно. Нужно учить на память то, что можно до конца охватить сознанием и что не представляет препятствий. Ни в коем случае нельзя техническую работу производить по нотам. В преодолении технических трудностей память слуха и пальцев играет подчас решающую роль. Чтобы учение было сознательным и успешным, ученик должен понимать, зачем ему нужен изучаемый материал. Мотивация – это создание и поддержание у обучающегося интереса к изучаемому материалу. Всякая новая мысль должна появляться перед ним как ответ на возникший вопрос, как выход из той или иной проблемной ситуации. Или же мысль должна быть подана ученику во внешне заинтересовывающей форме, подавляющей недоуменное «а зачем это нужно?». Необходимый тип мотивации определяется как возрастом ребенка, так и содержанием самого материала. Современный английский психолог и педагог Р.Бернс подтверждает мысль Сухомлинского: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку…» Большое значение для развития трудолюбия имеет
поощрение
. Оно вселяет бодрость в учащихся, повышает веру в свои силы, создает радостный
тонус для работы, желание трудиться, добиться еще больших результатов. Даже подчеркивание небольших удач в усвоении правильного приема звукоизвлечения, красиво сыгранной фразе, решении отдельных технических задач, безусловно, принесет пользу в будущем. Когда ученика хвалят, он часто сравнивает свои успехи с успехами других учеников, соревнуется с ними. Если ученику что-либо не удается, преподаватель должен тщательно разобраться в причине его неудачи, прежде чем делать вывод о том, что она происходит от нежелания работать. Сильным стимулом к музыкальным занятиям может послужить осознание учеником ценности своей музыкально - творческой деятельности для окружающих. Когда он видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным талантам он становится интереснее и значительнее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность. Такая творческая деятельность развивает воображение, самостоятельность, увлеченность, мышление, трудолюбие, активность и инициативность. Способствует быстрому продвижению учащегося, формированию у него чувства ответственности и способности к саморазвитию.

Время является самым ценным ресурсом не только для учителя, но и для ученика в достижении нужного результата. Методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность обучающихся (поищи, подумай, попробуй…), и методы «авторитарной» педагогики (запомни то-то, сделай так-то…) должны быть сбалансированы в работе учителя. Таким образом, работа учителя включает большой комплекс средств воздействия на ребенка, предусматривающий, в том числе, и развитие его самостоятельности. Правильная и систематическая работа над развитием навыков самостоятельной работы учащихся, ее организация способствует качественным занятиям дома. Воспитав у учащихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над музыкальными произведениями, работать творчески, ученик, безусловно, достигнет положительных результатов.
Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи. Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества не только интенсифицирует обучающий процесс, но и становится хорошим стимулом для музыкальных занятий. Испытываемые учеником вдохновение, радость открытия, самовыражение чувства удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата, способствует к его самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формирует устойчивый интерес к ней. Ещё раз хочется сказать про важность роли, которую выполняет в творческом процессе учитель. По существу, он является организатором этой деятельности и от его личных качеств, от уровня развития его творческого потенциала зависит развитие творческого потенциала учеников
.
Литература
1.
Гайдай, С.Н. Методика самостоятельной работы над фортепианным произведением: учебное пособие С.Н.Гайдай; Забайкал.гос.гум.-пед. Ун-т. – Чита, 2009.-108 с.
2.
Коган, Г. Работа пианиста. [Текст]/ Г.Коган. – Учебное пособие. – М.: Музыка, 1979. – 256с.
3.
Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано.2-е изд. М., 2003.- 148 с.
4.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.5-е изд.М., 1988. -240 с.
5.
Фейнберг С.E. Пианизм как искусство.-2-е изд. - М.: Классика-XXI, 2003.-340 с.
6.
Цыпин Г.М. Формирование активного, самостоятельного творческого мышления учащегося-музыканта// Психология музыкальной деятельности: учеб.пособие/ Д.К.Кирнарская, Н.И. Киященко, к.в. Тарасова и др./ под ред.
Г.М.Цыпина. М., 2003.С.351-361.
7.
Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001.-384 с.
8.
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.-2-е изд.М.: Классика-XXI, 2002.-176 с. Приложение 1
План самостоятельного разбора музыкального произведения

1. Определяем тональность, размер, смотрим знаки и находим их на клавиатуре, какие используются приёмы игры, динамика, темповые и характерные термины, находим образ. 2. Находим части, сколько их, каждую часть делим на предложения и фразы. 3. Определяем, в какой руке идёт мелодическая линия, а в какой – аккомпанемент. Если это полифоническое произведение – разбираем его по голосам, находим главную тему, подголоски и т.д. 4. Точно просчитываем и прохлопываем ритм в трудных местах, таких как пунктирный ритм, несовпадение долей в каждой руке, синкопы, залигованные ноты. 5. Если существуют аккорды, определяем какие это функции и их построение. 6. Просматриваем аппликатуру и выясняем её удобство, если её нет в нотах – ставим свою, находим места, где есть поступенное движение вверх или вниз движение по трезвучиям, скачки на октаву. 7. Начинаем разбор каждой рукой, со счётом вслух, в медленном темпе, при этом стараемся соблюдать штрихи и аппликатуру. Очень важно постоянно контролировать качество звучания, для этого призываем ребёнка всё время внимательно слушать свою игру, осуществлять самоконтроль. 8. Когда ученик будет хорошо знать текст в каждой руке, приступаем к соединению обеих рук по фразам, затем по предложениям, по частям и целиком, не забывая выполнять всё выученное ранее, точно выдерживая длительности и точно снимать руки на окончаниях фраз. 9. Когда текст будет играться достаточно уверенно - можем подключать динамику, эмоции, образность, работу с темпом. 10. Начинаем учить наизусть и готовить к выступлению. Приложение 2
Советы по развитию творческих способностей учащихся

1.Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка - основа его развития. 2.Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. 3.Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью". 4.Позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. 5.Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным). 6.Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. 7.Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. 8.Помогайте избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении. 9. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем. 10.Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям. 11.Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности. 12. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы. 13.Используйте периодически творческие задания. В этих заданиях нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение необычных и неожиданных решений. Приложение 3


В раздел образования