Автор: Балакина Вероника Владимировна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин ДШИ
Учебное заведение: МБУДО Лукояновская ДЩИ
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Лукоянов
Наименование материала: Теоретическая олимпиада по сольфеджио
Тема: «Юный теоретик"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Лукояновская детская школа искусств»
Теоретическая олимпиада «Юный теоретик»
по учебному предмету «СОЛЬФЕДЖИО»
Разработчик:
Балакина В.В.
– преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО «Лукояновская детская школа искусств»
г. Лукоянов 2018
Цель: повышение интереса к изучаемой дисциплине, расширение круга
умений и навыков по предмету, совершенствование самостоятельной работы,
развитие таких качеств как: ответственность, коммуникативность,
стремление к успеху.
Задачи:
развивать музыкальное мышление и творческую активность;
воспитывать интерес к музыке и предмету сольфеджио;
проверить уровень знаний.
Пособия: ритмические таблицы и карточки, мишени и карточки с
интервалами, ритмические партитуры, шумовые музыкальные инструменты,
нотные примеры.
Содержание.
Ведущий. Здравствуйте все участники сегодняшней занимательной
олимпиады «Юный теоретик» по предмету «Сольфеджио».
Сегодня у нас встречаются 2 команды: команда фортепианного отделения
«Гармония», капитан команды – Катерина и команда народного отделения «»,
капитан команды – .. . Поприветствуйте друг друга.
Приветствие команд: название и девиз.
Так же мы приветствуем наше жури. В него входят:
Задача нашей игры: выявить участника с лучшими знаниями по
сольфеджио, а так же сильнейшую команду. После каждого тура жури, будет
оценивать командное выступление, а в конце назовёт нам лучшего игрока.
Каждый игрок команды имеет свой порядковый номер.
Ведущий.Олимпиада будет состоять из шести конкурсов – туров:
1 – Разминка
2 – Мишень
3 – Ритмическое лото
4 – Потерянный аккорд
5 – Шумовой оркестр
6 – Вокальный
Ведущий. Объяснение задания для каждого тура будет дано непосредственно
перед его началом.
1 конкурс – Разминка. Состоит из вопросов по пройденному
теоретическому материалу, отдельно каждому участнику команды.
Для жури: За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Если вы считаете, что ответ был почти правильным или неполным, то на
ваше усмотрение ставите 0,5 балла (полбалла).
Затем все баллы суммируются, и ставиться общий балл команде.
Наивысший балл этого тура – 5 баллов.
Ведущий. Какая команда будет начинать, покажет жеребьёвка.
Итак, начинаем.
Вопросы для 1-й команды
1.
Интервал, включающий в себя 4 ступени, пять полутонов?
2.
Как называется аккорд, состоящий из ч.4 и б.3?
3.
В Ля мажоре при ключе три диеза или три бемоля?
4.
Как называются мажорные и минорные тональности с общей тоникой (І
ступенью)?
5.
«Ре, фа диез, ля» – мажорное или минорное трезвучие?
Вопросы для второй команды:
1.
Интервал, включающий в себя 5 ступеней, 7 полутонов?
2.
Аккорд, состоящий из м.3 и ч.4?
3.
В какой мажорной тональности при ключе три бемоля?
4.
Как называются тональности, имеющие общие ключевые знаки, но
разные тоники?
5.
«Ре, соль, си бемоль» – это мажорный или минорный
квартсекстаккорд?
Ведущий. Итак, подведём итог 1 конкурса.
Общий балл команды «»
Команды «»
2 Конкурс – Мишень или «Попади интервалом в цель».
Ведущий. На доске находятся две большие мишени с яркими кругами в три
цвета. Каждой команде определяется одна мишень для «стрельбы»
интервалом.
Участникам команды раздаются карточки с обозначением интервала:
1 команда.Интервалы: б.2, м.3, ч.4, м.6, б.7.
2 команда. Интервалы: м.2, б.3, ч.5, б.6, м.7.
Правило: Первый участник команды поднимает свою карточку с
обозначением интервала. Для него ведущий играет поочередно три разных
интервала, среди которых один интервал его. Если интервал звучит первым,
то участник прикрепляет карточку на первый внешний круг. Если указанный
интервал звучит вторым, то карточка приклеивается на второй круг мишени.
Если интервал звучит третьим, то карточка прикрепляется на третий круг.
Таким образом, каждый участник должен услышать каким по счету сыграли
его интервал (первым, вторым или третьим) и приклеить карточку на
соответствующий круг мишени.
Для жури: За каждый правильный ответ присуждается 1 балл, затем баллы
суммируется. Наивысший балл этого тура – 5 баллов.
3 Конкурс – Ритмическое лото.
Ведущий.Задание заключается в следующем. Из предложенных ритмических
карточек нужно выложить 4 такта в размере 3/4 и в размере 6/8. При этом
необходимо соблюдать точную группировку, соответствующую каждому
размеру.
На таблице демонстрируется несколько вариантов ритмических группировок
в разных размерах (2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8), размер на них не указан, вы должны
его правильно определить. Команда ищет номера выбранных карточек, затем
выкладывает из них 4 такта из набора также пронумерованных ритмических
карточек (разрезанных) в размере: 3/4 и 6/8 на пустом листе, и предоставляет
его жури. (лучше приклеить).
Ведущий.Команда работает вместе, сообща.
На выполнение этого задания отводиться определённое время: 5 – 7 минут.
Для жури:За каждый правильно найденный такт, присуждается 1 балл, затем
баллы суммируется.
Наивысший балл этого тура – 8 баллов.
4 конкурс – Потерянный аккорд.
Ведущий. Каждому участнику команды предлагается карточка с интервалом,
из которого надо построить 5 различных аккордов. Для всех игроков команды
интервал одинаковый, но будет оцениваться правильность, разнообразие и
сложность составленных аккордов каждого отдельно, а затем и в целом
команды. Время выполнения задания: 5 – 7 минут.
Для жури: За каждый правильный аккорд присуждается 1 балл каждому
участнику, высший балл – 5 баллов.
Команде считается общий балл за количество правильных, неповторяющихся
аккордов.
5 конкурс – Шумовой оркестр.
Ведущий. Каждой команде предлагается трёхголосная ритмическая
партитура, которую вы должны воспроизвести с помощью шумовых
музыкальных инструментов.
Командам предлагаются шумовые инструменты в равном количестве
(барабаны, румбы, бубны, ложки, треугольники, трещотки, маракасы и др.)
Капитаны выбирают для своей команды (путем жеребьевки) порядок
выступления и вариант ритмической партитуры, в которой задания примерно
одинакового уровня сложности. Используются такие ритмические фигуры,
как синкопа, пунктирный ритм, четверть с точкой и восьмая.
Кроме того, участникам предоставляется возможность проявить инициативу
и включить в инструментальный набор какой-либо незапланированный
«инструмент» тела – хлопки, шлепки и т. д. Ребята сами определяют
стратегию выполнения задания, для этого им отводится определенное
время: 5 – 7 минут.
Жюри оценивает точность прочтения ритмического рисунка, выбор
инструментов, распределение их по голосам, слаженность исполнения.
Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов.
6 Конкурс – Вокальный или «Домашнее задание»
Ведущий. В этом заключительном туре командам предстоит показать
разученные песни композитора Дунаевского с ритмическим
аккомпанементом.
Команда пианистов готовила «Спортивный марш»
Команда народников «Песня о весёлом ветре»
Ведущий. Команде надо было поделиться (по их усмотрению) так, что одна
группа воспроизводит мелодию, а вторая добавляет ритмический рисунок.
1 этап этого задания:воспроизвести нотами мелодию песни.
2 этап:Когда это задание будет выполнено, то к ним присоединится вторая
часть команды, и произведение прозвучит ещё раз, уже с дополненным
ритмическим аккомпанементом.
Жюри оценивает: чистоту интонации, правильное тактирование и умение
точно воспроизводить ритмический рисунок, который участники читают по
нотам.Оценивается так же сложность ритмического аккомпанемента,
предложенного педагогом команды. Здесь так же можно оценить работу
каждого ученика отдельно.
Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов.
Ведущий. Дадим командам время на подготовку – 5 минут.
Подведение итогов олимпиады.