Автор: Елизарова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 7"
Населённый пункт: город Кольчугино, Владимирская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже.
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
УМК «Школа России»
По тематическому плану - 24 урок по разделу «Имя существительное» из 40ч и 11 урок по теме "Падежные
окончания имён существительных в единственном числе" из 14ч, отведённых на изучение темы. По типу - урок
изучения введения новых знаний.
Учитель: Елизарова Наталья Викторовна
МБОУ СОШ № 7 г. Кольчугино, Владимирской области
Тема
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже.
Цель
Формирование навыка правописания безударных окончаний имён существительных в
предложном падеже
Задачи
обучающие
1. Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имён
существительных в предложном падеже.
2. Формировать умение проверять безударные окончания имён существительных единственного
числа в предложном падеже.
развивающие
1. Развивать навык грамотного письма.
2. Развивать мышление , память, речь учащихся.
воспитывающие
1. Воспитывать доброту, взаимовыручку, товарищество, правильное отношение к человеческим
ценностям.
здоровьесберегающие
1. Соблюдать санитарно - гигиенические нормы.
2. Сменять виды деятельности учащихся.
3 Соблюдать двигательную активность детей.
Формируемые УУД
Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы, обращаться за помощью,
строить монологическое высказывание, слушать собеседника.
Регулятивные -постановка учебной задачи, умение удерживать учебную задачу, ставить учебные
задачи в сотрудничестве с учителем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
адекватно воспринимать предложение учителя по устранению допущенных ошибок, оценивание
качества и уровня усвоения материала.
Личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, навыки
сотрудничества в разных ситуациях; умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Планируемый результат
Предметные:
Знать алгоритм написания падежных окончаний имён существительных в предложном падеже .
Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных в предложном падеже.
Личностные: удовлетворенность от работы на уроке, навыки сотрудничества в разных ситуациях,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с
учителем
Основные понятия
Начальная форма, род, число, падеж, склонение, синтаксическая роль
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Информационный, учебник.
Презентация
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых
приведёт к достижению запланированных
результатов
УУД
I.
Мо т и в а ц и я
к
учебной
деятельности.
Организационный
момент.
Создание
Слушают стихотворение,
читаемое учителем.
Настраиваются на
плодотворную работу на
уроке
Организует
деятельность
учащихся.
Познавательная беседа о фразеологизме «узелки на
память». Настрой на урок.
Улыбкой дверь отворите в пути.
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Коммуникативные:
проявлять активность для
решения
познавательных
задач;
Познавательные
ситуации комфорта
(1 мин)
Цель: организация
учебной
деятельности,
создание ситуации
комфорта на уроке.
Технология
игрового обучения
Улыбка цветёт, растёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу, и страх.
- Мы с вами говорим и пишем на русском языке. А
знаете ли вы, что до появления азбуки наши предки –
древние славяне пользовались узелковым письмом.
Знаки не записывались, а передавались с помощью
узелков,
связанных
на
нитях.
Память
о
древнем
письме осталась в языке, фольклоре. Мы до сих пор
завязываем
«узелки
на
память».
Нам
сегодня
необходимо быть внимательными и
сделать себе
заметки - узелки на память.
общеучебные:
знаково-
символическое
моделирование.
II.
Актуализация
знаний.
Орфографическая
минутка.
Минутка
чистописания
(4 мин)
Цель: обобщение
ранее изученного то
теме «Имя
существительное»,
подготовка к
восприятию нового
материала.
Технология
развития
творческого
воображения, ИКТ
Расшифровывают
слова,
З а п и с ы в а ю т
и х
правильно,
выделяют
л и ш н е е
с л о в о .
П о д г о т о в к а
к
определению темы урока,
выполняя упражнение на
внимание.
Учитель
ставит
новые
задачи
так,
чтобы
дети
п од го т о в и л и с ь
с а м и
сформулировать
тему
урока и учебную задачу.
1. Работа со словарными словами:
Расшифруйте слова.
РИСГЕНЬ
ЙОХКЕК ЗОМРО ИЙНЕ
ПРЕСНЫЙКРА
КИКОНЬ
- Какое слово лишнее? Докажите.
- К какой части речи относятся остальные слова?
- Что вы знаете об имени существительном?
2. Выполнение упражнения на внимание.
Минутка чистописания - упражнение на
внимание (2 узелок)
- Запишите правильно заглавную букву, которая
является парной согласной букве Б. (П)
- строчную букву, предыдущую букве С. (р)
- букву, стоящую в алфавите шестой по счёту. (е)
- букву, следующую за буквой Г. (д)
- букву, соседями которой являются буквы К и М. (л)
- букву, которая находится в алфавите между
буквами Н и П. (о)
- букву, которая обозначает звонкий твёрдый парный
звук. (ж)
- букву, следующую в алфавите за М. (н)
- букву алфавита, которая стоит между буквами,
которые не обозначают звуков. (ы)
- букву, которая обозначает звук [ й]. (й)
- Какое слово получилось?
3. Подготовка к определению темы урока.
4. Ответить на вопросы учителя:
- Что вы знаете о предложном падеже?
Предложный падеж назвали потому, что без
Познавательные УУД:
использование
зашифрованных слов для
решения
задачи,
анализ
информации.
Коммуникативные УУД:
строить монологическое
высказывание.
Ре г ул я т и в н ы е
У УД :
в ы д е л я т ь
и
формулировать
то,
что
уже
усвоено
и
что
еще
нужно усвоить,
предлога существительные в этом падеже не
употребляются. Это название дал падежу
русский учёный М.В. Ломоносов именно за эту
особенность. Первоначально этот падеж
назывался сказательным.
- Чему должны научиться?
III.
Формулирование
т е м ы
у р о к а ,
постановка
цели.
Самоопределение
к
д е я т е л ь н о с т и . (2
мин)
Цели:
по ст ановка
учебной задачи
Побуждающий
диадог
Чтение
стихотворения,
определение
п а д е ж а
имен существительных.
Определение темы урока.
У ч и т е л ь
р е г у л и р у е т
деятельность
учащихся,
оказывает
помощь
в
определении темы урока
1.
Чтение стихотворения
Когда - то давно люди умели верить и мечтать.
Верить в то, что Удача и Счастье станут их
спутниками в жизни, и в то, что каждый человек
достоин настоящего чуда. Я надеюсь, что вам
сегодня будет сопутствовать Удача и у вас всё
получится! О чем же мечтают люди? Прочитайте.
Я мечтаю о слон…,
Чтоб кататься при лун... .
Вечерами в полумгл...
Я мечтаю об орл... .
Я мечтаю о вершин…,
К ней помчусь я на машин… .
Я мечтаю о ракет…,
О далёкой той планет... .
2.
Определение падежа имен существительных.
Что заметили? В каком падеже употреблены слова с
пропущенными окончаниями?
3.
Определение темы урока.
-
Итак,
назовите
тему
нашего
урока.
Чему
мы
должны с
е
годня научиться?
Ре г ул я т и в н ы е
У УД :
в ы д е л я т ь
и
формулировать
то,
что
уже
усвоено
и
что
еще
н у ж н о
у с в о и т ь ,
ф о р м у л и р о в а т ь
и
удерживать
у ч е б н у ю
задачу,
ставить
новые
у ч е б н ы е
з а д а ч и
в
с о т р у д н и ч е с т в е
с
учителем
IV. Открытие
нового знания.
Учебно –
познавательная
деятельность
(8мин)
Цель: получение
новых знаний.
Технология
развивающего
обучения
1.
Н а б л ю д е н и е
з а
падежными
окончаниями
имён
существительных.
2.
Групповая работа по
составлению
а л г о р и т м а
д л я
написания
безударных
падежных
окончаниё
имён
существительных.
Учитель
регулирует
деятельность учащихся и
ход
урока,
оказывает
консультативную помощь
учащимся.
1.Дебаты учащихся: чем отличаются друг от друга
окончания имён существительных первого и второго
столбика? Есть ли между ними разница?
2. Составление алгоритма для написания безударных
падежных окончаний имён существительных в
предложном падеже.
Работа по применению алгоритма. (работа
в группах)
- Составь алгоритм действий для правописания
безударных окончаний имён существительных в
предложном падеже. (1 группа - для 1 склонения, 2
Коммуникативные УУД:
формулировать
собственное мнение и
позицию, строить
монологическое
высказывание, слушать
собеседника, вести
диалог.
Познавательные УУД:
Обработка информации,
использовать общие
приемы решения задач,
3.
Презентация
алгоритма.
4.
Фронтальная
проверка
написания
окончаний.
5.
Заполнение
таблицы
и сверка с эталоном в
учебнике.
группа - для 2 склонения, 3 группа - для 3
склонения)
3. Презентация алгоритмов.
- Кто справился с работой?
- Кто ошибся? В чем?
4.Упражнение в определении окончания. Игра «Или
нет,
или
да,
а
не
знаешь-
так
беда»
(работа
с
сигнальными карточками)
- Вернёмся к нашему стихотворению. Какие же
окончания мы вставим в слова?
Алгоритм устного рассуждения:
Поставлю ударение в слове о вершине, окончание
безударное, ставлю слово в начальную форму -
вершина, определяю склонение - 1 склонение,
подбираю слово - помощник - лиса, ставлю в форму
предложного падежа - о лисе, окончание -е, пишу
окончание -е.
- Что ещё нужно знать для правильного написания
окончаний?
анализ информации,
смысловое чтение.
Регулятивные: знаково-
символические УУД
IV.
З а к р е п л е н и е
нового (15 мин)
Цель: закрепить
полученные
теоретические
знания на практике.
Технология
уровневой
дифференциации
Первичное закрепление.
1.Самостоятельная
работа с перфокартами.
2.Взаимопроверка.
Сличение с образцом.
3.Физкультминутка.
Закрепление изученного
на основе
дифференцированного
задания
1 группа: записывают
слова в форме
предложного падежа и
выделяют лишнее слово
в строке.
2 группа: выполняют
творческое задание:
придумывают слова,
Контролирует
правильность
выполнения задания
1.Заполнение перфокарты.
Вставь окончание - Е или -
И
Укажи склонение
Прочитал о самолёт...
Остановились в бухт..
Нашёл в пещер...
Грелся на солнц...
Увидел на пристан...
Плыли на лодк...
В центр... Америки
Записали в журнал...
Лежал на поверхност...
2.Взаимопроверка и сличение с образцом.
Физкультминутка
- Я буду называть падежи и падежные вопросы. Если
падеж и вопрос совпадают - хлопаете, если нет -
Познавательные
УУД:
Обработка
информации,
и с п о л ь з о ват ь
о б щ и е
приемы
решения
задач,
анализ информации.
Коммуникативные УУД:
построение
монологического
высказывания на
лингвистическую тему.
чтобы получился
связный текст.
3 группа: записывают
текст, предложенный в
транскрипции, находят в
нём слова в форме
предложного падежа.
Проверка выполнения
заданий- сличение с
образцом.
Обобщение знаний
1.Выполнение
упражнения из учебника.
Запись словосочетаний.
приседаете.
И. Кого? Что?
И. Кто? Что?
Д. Кому? Чему?
В. Кого? Чего?
В. Кого? Что?
Т. Кем? Чем?
Р. Кем? Чем?
Д. В ком? В чем?
Т. Кого? Чего
Р. Кого? Чего?
П. п. О ком? О чём?
3.
Выполнение
заданий,
предложенных
на
основе уровневой дифференциации.
Уровень 1
- Запишите слова в тетрадь, вставляя
пропущенные окончания, Подчеркните лишнее
слово в строке, приготовьтесь доказать свой выбор.
На мороз..., в долин..., о каприз..., в дом... .
На полян..., на солнышк..., о квартир..., в
пустын... .
В тишин..., о ноч..., на сирен..., на изгород… .
Уровень 2
- Подберите подходящие по смыслу слова,
употребляя их в нужном падеже.
Пушистый снег лежит на ... (1 скл, П.п., ед. ч.), ...
(1скл., П.п., ед.ч.), ... (2 скл., П.п., ед. ч.), ... (3 скл.,
П.п., ед. ч.). Мы идём кататься на ... (1скл., П.п.,
ед.ч.), ... (1скл., П.п., ед.ч.).
Уровень 3
- Прочитайте отрывок из сказки. Запишите его
буквами, доказывая орфограммы и окончания
существительных. Найдите имена
существительные в предложном падеже. Выделите
окончания.
[низнайка праснулс'а в н'изнакомам м'эст'и || он
л'ижал на крават'и и утапал ф п'ир'ин'э || ф комнату
вашла с'ин'игласка в халат'и и шапач'к'и || ]
(один ученик работает за компьютером)
4. Работа с упражнением в учебнике. Выделение из
стихотворения словосочетаний с существительными
в форме предложного падежа.
V.
Контролирующее
задание . (6 мин)
Цель:
п р о в е р и т ь
полученные знания.
Мозговой штурм
.
1.Записывают знаки (+/-)
п р и
в ы п о л н е н и и
графического диктанта.
2.Придумывают
слова
в
ф о р м е
п р е д л о ж н о г о
п а д е ж а ,
р а б от а ют
с
сигнальными карточками
Контролирует
правильность
выполнения задания
1.Выполнение графического диктанта.
Мозговой штурм "Проверь себя"
- Согласны ли вы с утверждениями? (если да
ставим +, если нет, то - )
1. Имена существительные в предложном падеже
всегда употребляются без предлогов.
2. Безударные окончания имён существительных
пишутся так же, как и ударные того же склонения.
3. Слово лиса подскажет, как правильно написать
безударное окончание существительного 3
склонения.
4. Слово слон подскажет, как правильно написать
безударное окончание существительного 2
склонения.
5. Чтобы правильно написать безударное
окончание имени существительного достаточно
определить падеж.
6. У существительного 2 склонения в П. п.
окончание - и.
7. У существительных 1. 2 склонения в П.п.
окончание - е.
2. Сличение с образцом.
3. Игра «Ты – мне, я – тебе» (упражнение на слух с
сигнальными карточками)
Ученик
называет
словосочетание
в
предложном
падеже с безударным окончанием, дети доказывают
выбор буквы.
Познавательные
УУД:
использовать
знаково-
символические
средства
для решения задачи.
Л и ч н о с т н ы е
У У Д:
самооценка
на
основе
критериев
успешности
учебной деятельности
Регулятивные УУД:
адекватно воспринимать
предложения учителя и
товарищей по
исправлению
допущенных ошибок
VI.
Р е ф л е к с и я
учебной
деятельности
на
уроке (2 мин)
Беседа с учителем.
Внимательно
и зу ч ает
выбор учеников, помогает
направить ход рефлексии
к
осознанию
важности
Отвечают на вопрос учителя:
1.
Поделитесь
своими
мыслями
и
чувствами
по
поводу изученной темы.
2. Как вы считаете, для чего нужно знать падежные
Коммуникативные УУД:
итоговый
контроль
по
результату.
Р е г у л я т и в н ы е
У У Д:
Цель:
ц е л о с т н о
обобщить
полученную
информацию
правильного
написания
безударных
падежных
о к о н ч а н и й
и м ё н
существительных.
окончания имён существительных?
ставить
новые
задачи
в
с о т р у д н и ч е с т в е
с
учителем
Л и ч н о с т н ы е
У У Д:
м о т и в а ц и я
у ч е б н о й
деятельности; самооценка
на
основе
успешности
учебной деятельности.
Домашнее задание
1) написать мини - сказку "Почему предложный
падеж назвали предложным?", выучить правило на с.
121
2) упр. 230, с. 122, выучить правило на с. 121