Напоминание

"Свобода игрового аппарата домриста в работе над художественным образом"


Автор: Метелевская Елена Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: г. Бологое
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Свобода игрового аппарата домриста в работе над художественным образом"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного

образования «Детская школа искусств »

Муниципального образования «Бологовский район»

Методическое сообщение

Тема: «Свобода игрового аппарата домриста в работе над

художественным образом ».



Преподаватель отделения

народных инструментов:

Метелевская Е.Б.



г. Бологое 2016 год.




1

«Только свобода – мышечная и

психическая – создаёт счастливую предпосылку, приводящую к большим

достижениям».
Характерной особенностью профессионального исполнения музыкального произведения любой трудности является художественная завершенность его трактовки. Это выявление характера музыки или музыкального образа с помощью выразительных средств. Следовательно, степень художественного мастерства исполнителя может быть объективно оценена на основе впечатления от избранных выразительных средств и их технического воплощения. Основным критерием оценки художественности исполнения произведения является эмоциональное начало. Итог подготовительной классной работы с учеником определяется тем, насколько ему удалось передать то или иное настроение, задуманное автором данного сочинения. В оценочное понятие включаются субъективные категории художественного вкуса и художественной позиции, отражающие индивидуальность творческого мышления слушателя. Диапазон требований к юным исполнителям обычно так же широк, как и к зрелым музыкантам. Сюда включаются вопросы не только технической непогрешимости, но и чистоты стиля, трактовки замысла. Для развития творческой инициативы и музыкально - образного мышления ученика, наряду с транспонированием, подбором по слуху и изучением приемов варьирования тематического материала, в старших классах необходимо давать ему возможность пробовать собственные силы (применять отдельные выразительные средства и даже сочинять собственные трактовки небольших пьес). С этой целью в программу включается пьеса для самостоятельной работы. В практической деятельности данное направление должно стать неотъемлемым звеном в цепи творческих заданий. Конкретные задачи обучения детей в младших и даже старших классах нужно ставить с учетом их возраста и опыта. Важно помнить, что исполнительская школа чувствуется даже в несовершенных, лишь обозначенных в замысле трактовки пьесы художественных деталях. Комплекс выразительных средств исполнения у домриста, как и у других инструменталистов, включает следующие понятия: динамика, артикуляция, агогика, тембр, аппликатура. Каждое из этих средств окраски имеет свои конкретные приемы исполнения, выразительные нюансы, оттенки. Их следует шаг за шагом осваивать на практических примерах. Для овладения этими средствами недостаточно только словесных или наглядных, по определенной схеме, объяснений педагога, показа всех видов выразительных приемов игры. Трудность заключается в том, что каждый из этих приемов должен быть не просто понят, но и освоен как элемент исполнительской техники. Другими словами, ученик должен освоить все
виды выразительных средств не только умозрительно, но и пластически. Таким образом, в процессе обучения должны быть усвоены и закреплены в сознании определенные взаимосвязанные пары — игровое движение + звуковой результат. Их более целесообразно усваивать в обратной последовательности: сначала ученик должен услышать звуковой результат (звуковой эффект), к которому он должен прийти, а затем уже освоить технику его исполнения, игровой прием. Такой порядок обеспечивает наибольшую целенаправленность обучения и дает лучший практический результат. Ясно представляемая звуковая „цель" мобилизует творческое воображение ученика и помогает ему быстрее и точнее найти и закрепить нужное игровое движение. Поэтому на начальном этапе обучения важное значение приобретает наглядность, живой показ произведения педагогом. Освоение всей шкалы выразительных средств способствует также обязательное закрепление их на специально подобранном нотном материале.
ДИНАМИКА
Художественное значение динамики в музыке становится очевидным уже при использовании простейших приемов выразительности: контрастного сопоставления (форте-пиано), подчеркивания акцентами опорных звуков, постепенного усиления звучности или спада громкости. Такие приемы доступны даже начинающим домристам, еще только осваивающим элементарные игровые навыки звуковедения. Как и работа над другими средствами выразительности, освоение динамических приемов должно идти по спирали. Целесообразнее осваивать сначала чисто динамические приемы, а затем их сочетания с другими видами выразительных средств (например: артикуляцией). К динамическим приемам относится вся шкала динамических оттенков - от пианиссимо до фортиссимо. Педагог должен установить определенную громкость звучания для каждой ступени этой шкалы, имел в виду общий диапазон, доступный ученику в зависимости от его физического развития, возраста, степени владения инструментом, качества самого инструмента. В процессе обучения ученик должен закрепить в своем сознании и мышечных ощущениях эти границы и уметь воспроизводить заданный нюанс с нужной силой не в относительном, а в абсолютном значении (с учетом индивидуальных возможностей). Чисто динамическим приемом можно считать также постепенное увеличение звучности или ее спад. Это достигается не только более сильным сжиманием медиатора при игре в зоне форте, но главное, регулированием веса руки (весовым аффектом) за счет использования предплечья, плеча и корпуса исполнителя. Большое значение при этом имеет упор ноги в пол и устойчивое положение инструмента. Устойчивость инструмента может быть достигнута с помощью дополнительных приспособлений, снимающих ненужное скольжение округлого корпуса (прикрепления ремнем или шнурком и других). Возьмем в качестве исходного материала тему Н. Калинникова «Журавель».
В нотном тексте дана некоторая информация об использовании определенных выразительных средств. Каждое проведение темы может быть исполнено в различных динамических вариантах, выстроенных в нужном порядке в зависимости от трактовки целостной композиции. Например: в динамике можно показать „приближение" или „удаление" звучания, весь набор нюансов во много - образных вариантах их сопоставления). Такая увлекательная работа над динамикой, в которой более эффективно решается и техническая сторона, несомненно, вызовет интерес у ученика и педагога.
АРТИКУЛЯЦИЯ
Выразительные приемы артикуляции затрагивают два аспекта звукоизвлечения: различие в атаке звука (видах туше); сопоставление звуков по слитности-расчлененности. С точки зрения техники исполнения важно уяснить, что три вида атаки звука, выполняемые соответственно тремя различными игровыми приемами - нажимом, толчком и броском — по существу включают все необходимые для полноценной работы правой руки домриста игровые движения. В предлагаемом нотном тексте не сразу можно проследить логику в артикуляционных приемах. Здесь обозначены только два способа извлечения звука (в основном - удары): на четвертные ноты - вниз, на восьмушки – вниз и вверх, на половинную - тремоло. Предполагаемый принцип расстановки штрихов - в зависимости от длительностей. В тексте нет конкретных указаний на структурное строение фразы (расчленения на элементарные интонационно-мотивные группы звуков), уточнений видов туше. Рассмотрим на том же нотном примере возможности использования агогических нюансов. В понятие „агогика" следует ввести все темповые изменения в тексте (обозначенные специальными знаками и терминами и традиционные для музыкального исполнительства).
ТЕМБР
Помимо перечисленных выразительных средств, применяемых исполнителями на всех инструментах, существуют специфические - только для домры. К ним относятся различные тембровые нюансы в звукоизвлечении: сопоставление по способу игры - медиатором или пиццикато по месту извлечения звука: у подставки, на грифе, над голосником (обычный способ), применение вибрато на опорных звуках мелодии, использование единого тембра струны для произношения отдельных мотивов или фразы и мелодии в целом, смена мягкого и жесткого медиаторов в момент большой паузы, между частями произведения. Применяя некоторые из перечисленных приемов тембрового сопоставления можно преобразить звучание следующим образом. Приемы изменения тембра звучания домры особой технической тренировки не требуют, нужно только добиться действительного изменения
качества звучания, окраски звука. Например, при игре у подставки не все инструменты дают одинаковый эффект высоких гармоник („гнусавости" звука), поэтому следует найти именно то удаление медиатора от порожка, которое обеспечивало бы нужный тембр. То же относится к игре „на грифе". При изучении тембрового разнообразия можно предложить ученику творческое задание: самостоятельно составить музыкальные композиции с применением уже известных ему вариантов и приемов. Затем следует совместить тембровые краски с разнообразными динамическими, артикуляционными и агогическими приемами. Изучение комплекса выразительных средств завершается знакомством с аппликатурными приемами.
АППЛИКАТУРА
Аппликатурные приемы, как правило, зависят от других выразительных средств: артикуляционных, динамических, тембровых. Вариант аппликатуры должен быть различным, например, при изменении штрихов: « легато» требует игры на одной струне, «стаккато» может допустить свободный выбор струн. При изменении динамики на более сильное звучание желательно пользоваться 1-й и 2-й струной, а на более слабое - 2-й и 3-й. Такая корректировка необходима и при поиске новых вариантов тембрового сочетания звуков. Таким образом, выбор аппликатуры в каждом конкретном случае зависит от избранных выразительных средств. В данном случае необходима помощь педагога, так как самому ученику не всегда доступно выполнение такой задачи. Творческая работа над выразительными средствами исполнения музыки в классе домры должна проходить непринужденно, в форме игры. Она может занимать определенное время классной работы над „пьесами-ключами" или репертуарными произведениями, но главное - служить домашними заданиями с возможным фиксированием результатов поиска, отражением хода мыслей ученика. Ученик в процессе поиска художественных решений проследит за трансформацией звучания одной и той же мелодии. При этом взамен привычного заучивания нюансов, зафиксированных в нотном тексте, ученик становится „соавтором" музыки, является ее непосредственным творцом. Поэтому такая творческая работа должна способствовать становлению музыкально - образного мышления и развивать логический и рациональный подход к поиску выразительных художественных средств. Положительным фактором этих занятий является реальная педагогика сотрудничества, отказ от педагогики авторитарной. Это позволяет ученику чувствовать себя „на равных" с педагогом, говорить „на одном языке" с ним. Но говоря о творческом процессе работы педагога и ученика над художественным образом нельзя не остановиться на проблемах игрового аппарата.









Руки человека
– один из самых совершенных аппаратов, созданных когда-либо природой. По своим возможностям они не имеют себе равных. Но вместе с тем, руки человека - очень хрупкий организм и потребительское, бездумное отношение к ним может привести к необратимым последствиям. Горько наблюдать, как способные люди с прекрасными, хорошей формы руками не могут играть. Страшно смотреть на человека, на творческой деятельности которого медицина ставит крест. В связи с большим числом различных неполадок в работе рук и профессиональных заболеваний, этой проблемой были вынуждены заниматься и врачи, и физиологи, и музыканты. Ощущение мышечной свободы – вот первая задача, с разрешения которой и должно начинаться обучение музыканта. Аппарат домриста представляет собой часть опорно-двигательной системы, состоящей из пассивной части – костных звеньев и активной – мускулатуры. Средняя, мясистая часть мышцы называется мышечным брюшком: из двух её концов один называется началом, а другой – прикреплением мышцы. Концы мышц переходят в сухожилия. Сухожилие – плотная, упругая, параллельно-волокнистая соединительная ткань, всегда значительно более тонкая, чем мышца. В движениях домриста участвуют плечевой пояс, плечо, предплечье, кисть, пальцы и, в известной мере, принимает участие весь корпус (наклоны, покачивания). Важно помнить, что разные функциональные системы в человеческом организме независимы друг от друга. Например, между музыкальным слухом и моторной ловкостью нет однозначной связи. «Можно прекрасно и тонко понимать музыку, но плохо выражать её в движениях». Следовательно, при знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе и обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику так, чтобы образовалась кожная складка. Если эта складка ровная, значит признаков сколиоза (искривления позвоночника) нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в ходе учебного процесса. Работая с учеником, нужно внимательно следить за его физическим развитием, и не только за тем, как он сидит за инструментом, но и за привычными позами – за тем, как стоит, ходит, бегает, как «держит спину». Не стоит забывать о наличии недостатков, которые бывают в строении рук, чтобы помочь ученику преодолеть их, в противном случае эти недостатки будут мешать учащемуся в процессе игры. Например, очень часто, в особенности у девочек, слабо развиты мышцы большого пальца рук. Их следует укреплять разными физическими упражнениями. Например: Исходное положение – собранная рука а) поднимание и опускание большого пальца от его основания; б) на первую фалангу указательного пальца положить большой палец и попеременно то напрягать его, то расслаблять; в) круговые движения большого пальца. Следить надо за тем, чтобы палец
работал легко, без натяжения, а мышцы между основаниями пальцев оставались мягкими. Палец в суставе не сгибается, а кисть не напрягается. При работе с учеником важно учитывать, к какому типу относятся его руки. Они подразделяются на три вида: 1 – сухая, жёсткая рука; 2 – излишне гибкая, мягкая; 3 – средняя. При сухой руке нужно стремиться к расслаблению мышц и пластике движений при игре. При мягкой руке задачи совершенно другие: здесь нужно пытаться выработать собранность и руки, и мышц. Занимаясь с ребёнком в течение длительного времени, необходимо пристально наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональные заболевания неминуемо «подстерегут» учащегося. Предлагаемые ниже упражнения помогут снять напряженность в шейном отделе позвоночника: 1.Ноги - на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободны и немного опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что тяжесть ребёнка действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый пояс, а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до полной остановки (здесь важно проследить, чтобы не был зажат шейный отдел). 2.Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно тёплых!) педагог осторожно помогает ученику делать небольшие, плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею. Т. И. Вольская рекомендует делать с учеником ряд таких упражнений, как: 1. расслабленное состояние мышц. Пониженный тонус. Ходим по комнате «как старушка»: тяжело ступая, ссутулив плечи, опустив голову. Руки висят как плети, тяжело раскачиваясь; 2. активная мышечная свобода. Лёгкий тонус. Ходим «как пушинка»: легко, неслышно, но в то же время пружинисто ступая; голова приподнята, плечи слегка развёрнуты, руки разведены округло в стороны, как бы бережно неся две хрустальные вазы;
3. смена тонусного состояния. На счёт «раз-два-три-четыре» сначала ходим «как старушка», затем на счёт «раз-два-три- четыре» ходим «как пушинка»; 4. садимся на стул легко, «как пушинка», пружинисто и, главное, беззвучно, тихо (без скрипа стула). Приседая, голову и туловище не склоняем. Встаём со стула так же легко и беззвучно с поднятой головой и прямой спиной; 5. сидя на стуле, меняем тонусное состояние с активного на пассивное на счёт, как в упражнении b). Кисти рук при команде «сидеть как старушка» расслабленно роняем на колени. При команде «как пушинка» легко разводим в стороны, спину распрямляем. Благодаря этим упражнениям ученик быстрее овладеет своим телом и запомнит важнейшие для начала игровой деятельности ощущения – активного и пассивного тонуса. Случается, что у ребёнка младших классов стараются добиться предельно громкого, полного звука, но надо помнить, что сила приходит с годами и всего следует добиваться постепенно. Бывает и так, что ученик на уроке устал, но стесняется сказать об этом педагогу и, превозмогая усталость, продолжает играть утомлёнными руками, после чего в мышцах появляются болевые ощущения. Однако педагог должен знать, что в 6-10 лет руки и пальцы устают быстро, происходит это потому, что, хотя и идёт окостенение позвоночника, грудной клетки, конечностей, но хрящевой ткани ещё много. А вот возраст 11-14 лет подвергнут повышенной утомляемости из-за того, что физическое развитие идёт неравномерно и наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы. Болевые ощущение, как и усталость, могут распространяться по организму и охватывать всё новые и новые группы мышц: от пальцев боль перейдёт на запястье, от запястья – к предплечью, плечу и плечевому поясу, затем может перейти и на другую руку. В таком состоянии человек быстро утомляется. По различным причинам, музыкантам иногда приходится играть на инструменте, несмотря на болевые ощущения. Длительное пересиливание болевых ощущений может в конце концов привести к очень серьёзным органическим изменениям в мышечных и костных тканях, к нарушению работы двигательных центров или, при определённой расположенности – к психическим расстройствам. Все эти причины являются благоприятной почвой для возникновения профессиональных заболеваний рук, которым подвержены не только неопытные ученики, но и выдающиеся музыканты- исполнители.
Поэтому каждый педагог в процессе работы с учеником подмечает его индивидуальные особенности и, исходя из них, планирует свою работу. Прежде всего, он обращает внимание на музыкальные данные учащегося: слух, память, ритм, физические особенности рук и, попутно с этим, отмечает быстроту восприятия, сообразительность, степень сосредоточенности, терпение, выдержку и другие качества. На основании своих наблюдений педагог вырабатывает определённую методику работы с этим ребёнком.


В раздел образования