Автор: Заалова Светлана Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО Детский театральный центр
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий занятия по технике безопасности "Опасности вокруг нас"
Раздел: дополнительное образование
Тема: «Чтобы год прошел успешно»
(План-сценарий первого занятия 19-20 уч. года).
Цель: В начале нового учебного года напомнить учащимся основные правила тех-
ники безопасности.
Задачи:
Напомнить правила дорожного движения..
Поговорить о безопасности в Интернете.
Повторить правила пожарной безопасности.
Форма проведения: игра, обсуждение.
Педагог: поздравление с началом нового учебного года. Краткий разговор о лете,
о планах детей на новый учебных год.
-Чтобы год прошел успешно, давайте вспомним основные правила важные для
вас в вашей жизни.
Участники занятия разбиваются на 3 мини команды, названия которых соответ-
ствуют тематике обсуждаемых правил: «Светофор» (ПДД), «Флешка» (Интернет),
«Огнетушитель» (правила пожарной безопасности).
Первое задание: ПДД. Команде «Светофор».
Нарисовать свою дорогу в школу (выбрать самую сложную дорогу одного из
участников). «Оживить» этот план с помощью остальных членов команды и обсу-
дить с остальными участниками занятия.
Повторяются правила - переход на участке со «Светофором», на «зебре». Выход
на проезжую часть из-за стоящего автобуса, машины. Дорога в школу на велосипе-
де. Игра с мячом у дороги и т. д.
Второе задание: опасности Интернета. Команде «Флешка».
Опрос учащихся.
Советы педагога.
(Компьютерные вирусы, опасные сайты, опасные знакомства, манипулирование
подростковой психологией)
Третье задание: пожарная безопасность.Команде «Огнетушитель».
Кратко: ситуации с электророзетками, обогревателями, алгоритм действий при по-
жаре.
Обсуждение рассказа, написанного членами студии семиклассницами Ириной и
Еленой.
Рассказ читают участники команды «Огетушитель».
Пожарно-кулинарная история
Ведущий: Эта история произошла в обычном доме, в обычной квартире с двумя
обычными девчонками Чтобы у нее был счастливый конец, очень понадобится ваша
помощь. Так что смотрите и слушайте очень внимательно!
Лера: Икс плюс два, минус четыре, умножить на шесть… Равно - икс минус девять,
умножить на восемнадцать… А-а-а, Маша, я не понимаю! Объясни…
Маша: Лера, успокойся! Мне кажется, нам надо чуть-чуть отвлечься. Сделай теле-
визор погромче.
Лера: Сейчас.
(голос с экрана телевизора: «На следующей неделе - масленица, многие уже сей-
час начинают к ней готовиться. Без блинов вам просто не обойтись, поэтому запа-
ситесь мукой, яйцами, молоком или кефиром Блины можно печь на дрожжах, мож-
но использовать соду. Ну, а дополнения к блинам могут быть самые разные - все
зависит от вашей фантазии и возможностей».
Маша: А у нас как с фантазией?
Лера: Вроде не жалуемся…
Маша: Тогда давай масленицу порепетируем - тоже блинчики испечем.
Лера:Точно! И нам нужна музыка.
Маша: Именно!
Лера: Поищи в Интернете, а я пока посмотрю рецепт и разогрею сковородку.
Маша: Нашла: самый последний хит сезона «Мой Калашников». Сейчас врублю по-
громче и начнем.
Лера: Слушай, давай лучше поищем песню что-нибудь другое. Хотя бы вот эту…
(включает музыку). Как ты думаешь наши блинчики будут достойны кулинарной вы-
ставки?
Лера: А то! Правда, они еще не готовы, но я в них уверена! Наши блиносики будут
самые вкусные на земле.
Маша: Так, нам нужно масло, я наливаю. Говорят, кашу маслом не испортишь, ду-
маю - блинчики тоже. А какая у нас начинка будет?
Лера: Еще блинов нет , а ты - «начинка»!.
Маша: Правильно, мы заранее о ней позаботимся. И о нас, чтоб нам было вкусно.
Лера:
Сейчас
варенье
поищу
в
шкафу.
Что
там
у
нас?
Вот
черничное.
Маша: Зубы будут черные и язык. Может, малиновое?
Лера:
Б а б у ш к а
е г о
о т
п р о с т у д ы
п р и п а с л а
-
р а с с т р о и т с я .
Маша: Тогда ладно…
Лера: Вот персиковое, правда очень мало и уже засахарилось. А это, кажется
брусничное. Банка не открывается.
Маша: Тогда другое .
Лера: Смотри - смородиновое.
Маша: То, что доктор прописал - мое самое любимое!
А с тестом у нас что-то не того Жидкое, как молоко.
Лера: А должно быть, как негустая сметана, так в рецепте написано. Муки бухни,
только не перебухни, осторожно. Я сейчас достану - она на верхней полке.
Ба-бах!
Маша: И вот я из-за тебя блондинка.
Лера: Тебе идет, а мне достанется. Мука теперь везде. Мучной туман.
Маша: Это не туман, это дым.
Лера: Откуда, мы еще ничего не пекли…
Маша: Смотри, сковорода горит, с чего это?
Лера: Это не сковорода, это масло на ней! Что делать? Сейчас пожар начнется!
Ведущий: У наших героинь считанные секунды.
Они могут попробовать снять сковороду с горящим маслом и подставить ее под
струю воды.
Могут набросить на нее одеяло.
Могут попробовать засыпать огонь мукой.
Как поступить им в такой ситуации?
Ребята, помогите Лере и Маше, они в опасности. и им очень нужна ваша помощь!
(Обсуждение ситуации с аудиторией
Вначале выясняется какие ошибки допустили подружки
Действия. Оценить степень возгорания. Обесточить электроплиту. Если огонь рас-
пространился по кухне - срочно покинуть помещение и вызвать пожарных по теле-
фону 112. Если горит только сковорода - плотно накрыть ее крышкой или против-
нем.Можно засыпать пламя песком, солью, землей сахаром - прекратиться доступ
кислорода и огонь потухнет. Если сомневаетесь в своих действиях - сразу вызы-
вать пожарных).
Избежать распространенных ошибок:
Ни в коем случае не тушить горящее масло водой, не пытаться его задуть, не на-
крывать тканью не засыпать мукой, макаронами или рисом - воспламенятся).
Ведущий: Ребята, вы молодцы - помогли Лере и Маше справиться с опасной ситу-
ацией. А блинчики они решили испечь в следующий раз и уже по всем правилам.
Педагог: Сегодня мы напомнили очень важные моменты и правила, которые
помогут успешно начать и провести этот учебный год. Всем спасибо!