Напоминание

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Сказки Пушкина»


Автор: Калинова Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №111 Невского района
Населённый пункт: г. Санкт – Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Сказки Пушкина»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Беседа с детьми подготовительной

группы на тему: «Сказки Пушкина»

Интеграция образовательных областей: «Чтение

художественной литературы», «Коммуникация»,

«Социализация».

Цели: закрепить знания детей о жизни и творчестве

А.С. Пушкина; закрепить умение узнавать и называть

произведения поэта; воспитывать интерес к

художественной литературе; учить объяснять

непонятные слова, встречающиеся в тесте; учить

различать простейшие случаи многозначности слова;

активизировать словарь: вопрошает, пава, оброк,

корыто, лукоморье, дешевизна, спица, господа и т.д.

Материалы и оборудование: портрет А.С. Пушкина,

выставка книг А.С. Пушкина, портрет няни поэта.

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?

(Ученый кот)

- Правильно, ученый кот. Он приглашает вас в

сказочную страну Лукоморье. Отправимся с ним в

1

путешествие? Ученый кот, мы согласны отправиться с

тобой в прекрасную сказочную страну.

2. Беседа о сказках А.С. Пушкина.

- Александр Сергеевич Пушкин! В это имя навечно

влюблена вся Россия. Его образ дорог и близок

каждому человеку. Как солнечный лучик он входит в

наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и

стихи. Близким другом и наставником у Александра

Сергеевича была няня- Арина Родионовна Яковлева.

Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не

только преданностью и заботой завоевала она

доверие, привязанность и уважение поэта. Арина

Родионовна была «настоящей представительницей

русских нянь»: мастерски рассказывала сказки, знала

народные поверья, сыпала пословицами и

поговорками. Своими рассказами и сказками она

вводила Пушкина в мир старины, народного быта и

народной поэзии. Своей любимой няне Александр

Сергеевич посвятил всем известное стихотворение.

-Ребята, послушайте это стихотворение. Посвящение

«Няне»:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

2

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

- Вам понравилось стихотворение? (задать несколько

вопросов по стихотворению)

- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Послушайте

стихи о сказках поэта.

Когда я не умел ещё читать,

Мне довелось от бабушки узнать,

Как черта обманул Балда,

И как он проучил тогда попа,

И как старуху рыбка наказала,

3

Мне бабушка однажды рассказала.

Про царевню-лебедь и Гвидона,

И про жадного царя Дадона

Я из сказок Пушкина узнал,

Много их уже я прочитал.

Узнал про лукоморье я в пять лет,

Не ведая, что Пушкина уж нет,

Но больше сотни лет его стихи

И взрослым и ребятам- всем близки!

Его стихи, поэмы, сказки

Мы не устанем повторять.

И жизни солнечные краски

В них будем находить опять!

- Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю)

1799 года в Москве в старинной дворянской семье.

Его отца звали Сергей Львович, мать- Надежда

Осиповна. В 1811 году Александр поступил в одно из

самых престижных учебных заведений того времени -

Царскосельский Лицей. Писать стихи Пушкин начал

рано. Известно около 100 лицейских стихотворений

поэта. Его стихи и проза отличаются такой

4

естественностью и простотой, что кажется, будто они

сами собой, без малейшего напряжения, без каких-

либо усилий ложились на бумагу. На самом деле это

совсем не так. Гениальный поэт А.С. Пушкин был

великим тружеником. «Когда талант чуждается труда,

- считал он,- из-под пера его не выйдет ничего

сколько- нибудь значительного»

- Ребята, ответьте на следующие вопросы:

- С какого дерева эти листочки? (Показать дубовые

листочки.)

- Где растет этот дуб? ( У лукоморья.)

- Кто там живет? (Русалка, леший, 30 витязей…)

- Из какой сказки пришёл учёный кот? А какие ещё

сказки Пушкина вы знаете?

- Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку.)

- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что

приговаривал Балда « с укоризною»? (Не гонялся бы

ты, поп, за дешевизною.)

- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и

рыбке»? ( Жил старик со своею старухой у самого

синего моря.)

5

- Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три

девицы под окном пряли поздно вечерком.)

- Какими словами заканчивается сказка о золотом

петушке? ( Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым

молодцам урок.)

- Молодцы, ребята, правильно ответили на вопросы.

Динамическая пауза.

Дети выполняют физические упражнения под веселые

стихи.

Ветер дышит, дышит

И деревья все колышет.

Ветер тише, тише,

А деревья выше, выше.

Сядем тише, тише.

(Руки вверх- глубокий вдох. Затем в стороны, махи

руками. Снова вверх- глубокий вдох. И вниз,

продолжительный выдох.)

- А сейчас давайте поиграем в игру «Узнай, из какой

сказки». Я буду показывать предметы, о которых

говорится в произведениях поэта. А вы должны

вспомнить название сказки А.С. Пушкина.

6

- Из какой сказки это корыто? ( «Сказка о рыбаке и

рыбке».)

- В какой сказке главная героиня разговаривала с этим

зеркальцем? (Царица разговаривала с зеркальцем в

«Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

- Ребята, скушали бы вы это наливное яблочко? (Нет,

оно отравлено. Сказка «Сказка о мертвой царевне и о

семи богатырях».)

- Из какой сказки эта веревка? (Это « Сказка о попе и о

работнике его Балде». Балда верёвкой море морщил,

да проклятое племя чертей корчил…)

- Что лежит в мешке? (Оброк с чертей за 3 года.)

- Попробуйте отгадать. Откуда эти строки:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут.

(«Сказка о царе Салтане…»)

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде». Слова

Балды.)

Я ль на свете всех милее,

7

Всех румяней и белее?

(«Сказка о мертвой царевне». Слова царицы.)

Горе мне!

Попались в сети оба наших сокола!

(«Сказка о золотом петушке». Слова царя Дадона.)

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выступает, будто пава,

А как речь-то говорит, будто реченька журчит.

(«Сказка о царе Салтане…». Описание царевны.)

…Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой, вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем, иль худо,

И какое в свете чудо?

(«Сказка о царе Салтане…»)

…Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

8

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй. Лежа на боку!»

(«Сказка о золотом петушке».)

…Только месяц показался.

Он за ним с мольбой погнался.

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?...»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности,

борьбе за справедливость, не отступать перед

трудностями и т.д. Всегда высмеивается зло,

жадность, скупость, клевета, зависть, невежество.)

9

- В чем же сила и красота этих сказок? (Добро

побеждает зло.)

3. Итог занятия

- Ребята,

вам понравилось? Давайте вспомним о

сказках какого поэта мы с вами говорили? Назовите

сказки А. С. Пушкина, которые вы знаете.

Правильно. Молодцы!

- Богатое, удивительное наследство - свои сказки -

оставил нам Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня

мы заканчиваем разговор о поэте и о его

творчестве. Надеюсь, что вам понравились

произведения этого гениального человека, и мы не

раз еще вернемся к изучению его творчества.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой - М.; Мозаика-Синтез, 2011.

2. А.С.Пушкин. Сочинения в трех томах. Москва

«Художественная литература», 1985.

10

3. В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей

группе детского сада. Просвещение .1984.

11



В раздел образования