Автор: Калинова Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №111 Невского района
Населённый пункт: г. Санкт – Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Сказки Пушкина»
Раздел: дошкольное образование
Беседа с детьми подготовительной
группы на тему: «Сказки Пушкина»
Интеграция образовательных областей: «Чтение
художественной литературы», «Коммуникация»,
«Социализация».
Цели: закрепить знания детей о жизни и творчестве
А.С. Пушкина; закрепить умение узнавать и называть
произведения поэта; воспитывать интерес к
художественной литературе; учить объяснять
непонятные слова, встречающиеся в тесте; учить
различать простейшие случаи многозначности слова;
активизировать словарь: вопрошает, пава, оброк,
корыто, лукоморье, дешевизна, спица, господа и т.д.
Материалы и оборудование: портрет А.С. Пушкина,
выставка книг А.С. Пушкина, портрет няни поэта.
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?
(Ученый кот)
- Правильно, ученый кот. Он приглашает вас в
сказочную страну Лукоморье. Отправимся с ним в
1
путешествие? Ученый кот, мы согласны отправиться с
тобой в прекрасную сказочную страну.
2. Беседа о сказках А.С. Пушкина.
- Александр Сергеевич Пушкин! В это имя навечно
влюблена вся Россия. Его образ дорог и близок
каждому человеку. Как солнечный лучик он входит в
наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и
стихи. Близким другом и наставником у Александра
Сергеевича была няня- Арина Родионовна Яковлева.
Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не
только преданностью и заботой завоевала она
доверие, привязанность и уважение поэта. Арина
Родионовна была «настоящей представительницей
русских нянь»: мастерски рассказывала сказки, знала
народные поверья, сыпала пословицами и
поговорками. Своими рассказами и сказками она
вводила Пушкина в мир старины, народного быта и
народной поэзии. Своей любимой няне Александр
Сергеевич посвятил всем известное стихотворение.
-Ребята, послушайте это стихотворение. Посвящение
«Няне»:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
2
Одна в глуши лесов сосновых,
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
- Вам понравилось стихотворение? (задать несколько
вопросов по стихотворению)
- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Послушайте
стихи о сказках поэта.
Когда я не умел ещё читать,
Мне довелось от бабушки узнать,
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
3
Мне бабушка однажды рассказала.
Про царевню-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона
Я из сказок Пушкина узнал,
Много их уже я прочитал.
Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи
И взрослым и ребятам- всем близки!
Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски
В них будем находить опять!
- Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю)
1799 года в Москве в старинной дворянской семье.
Его отца звали Сергей Львович, мать- Надежда
Осиповна. В 1811 году Александр поступил в одно из
самых престижных учебных заведений того времени -
Царскосельский Лицей. Писать стихи Пушкин начал
рано. Известно около 100 лицейских стихотворений
поэта. Его стихи и проза отличаются такой
4
естественностью и простотой, что кажется, будто они
сами собой, без малейшего напряжения, без каких-
либо усилий ложились на бумагу. На самом деле это
совсем не так. Гениальный поэт А.С. Пушкин был
великим тружеником. «Когда талант чуждается труда,
- считал он,- из-под пера его не выйдет ничего
сколько- нибудь значительного»
- Ребята, ответьте на следующие вопросы:
- С какого дерева эти листочки? (Показать дубовые
листочки.)
- Где растет этот дуб? ( У лукоморья.)
- Кто там живет? (Русалка, леший, 30 витязей…)
- Из какой сказки пришёл учёный кот? А какие ещё
сказки Пушкина вы знаете?
- Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку.)
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что
приговаривал Балда « с укоризною»? (Не гонялся бы
ты, поп, за дешевизною.)
- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и
рыбке»? ( Жил старик со своею старухой у самого
синего моря.)
5
- Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три
девицы под окном пряли поздно вечерком.)
- Какими словами заканчивается сказка о золотом
петушке? ( Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок.)
- Молодцы, ребята, правильно ответили на вопросы.
Динамическая пауза.
Дети выполняют физические упражнения под веселые
стихи.
Ветер дышит, дышит
И деревья все колышет.
Ветер тише, тише,
А деревья выше, выше.
Сядем тише, тише.
(Руки вверх- глубокий вдох. Затем в стороны, махи
руками. Снова вверх- глубокий вдох. И вниз,
продолжительный выдох.)
- А сейчас давайте поиграем в игру «Узнай, из какой
сказки». Я буду показывать предметы, о которых
говорится в произведениях поэта. А вы должны
вспомнить название сказки А.С. Пушкина.
6
- Из какой сказки это корыто? ( «Сказка о рыбаке и
рыбке».)
- В какой сказке главная героиня разговаривала с этим
зеркальцем? (Царица разговаривала с зеркальцем в
«Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
- Ребята, скушали бы вы это наливное яблочко? (Нет,
оно отравлено. Сказка «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях».)
- Из какой сказки эта веревка? (Это « Сказка о попе и о
работнике его Балде». Балда верёвкой море морщил,
да проклятое племя чертей корчил…)
- Что лежит в мешке? (Оброк с чертей за 3 года.)
- Попробуйте отгадать. Откуда эти строки:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
(«Сказка о царе Салтане…»)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде». Слова
Балды.)
Я ль на свете всех милее,
7
Всех румяней и белее?
(«Сказка о мертвой царевне». Слова царицы.)
Горе мне!
Попались в сети оба наших сокола!
(«Сказка о золотом петушке». Слова царя Дадона.)
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает, будто пава,
А как речь-то говорит, будто реченька журчит.
(«Сказка о царе Салтане…». Описание царевны.)
…Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо,
И какое в свете чудо?
(«Сказка о царе Салтане…»)
…Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
8
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй. Лежа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке».)
…Только месяц показался.
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?...»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности,
борьбе за справедливость, не отступать перед
трудностями и т.д. Всегда высмеивается зло,
жадность, скупость, клевета, зависть, невежество.)
9
- В чем же сила и красота этих сказок? (Добро
побеждает зло.)
3. Итог занятия
- Ребята,
вам понравилось? Давайте вспомним о
сказках какого поэта мы с вами говорили? Назовите
сказки А. С. Пушкина, которые вы знаете.
Правильно. Молодцы!
- Богатое, удивительное наследство - свои сказки -
оставил нам Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня
мы заканчиваем разговор о поэте и о его
творчестве. Надеюсь, что вам понравились
произведения этого гениального человека, и мы не
раз еще вернемся к изучению его творчества.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой - М.; Мозаика-Синтез, 2011.
2. А.С.Пушкин. Сочинения в трех томах. Москва
«Художественная литература», 1985.
10
3. В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей
группе детского сада. Просвещение .1984.
11