Напоминание

Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе


Автор: Есенеева Белла Фазильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И.Шарпатова
Населённый пункт: ЯНАО город Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка

Класс:

Тема:

«Правописание

безударных

окончаний

имён

прилагательных

в

единственном числе»

Цель:

формирование

умений

писать

падежные

безударные

окончания

имён

прилагательных единственного числа с твёрдой и мягкой основами; обучение

проверке безударных окончаний имён прилагательных с помощью вопросов.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД – включение творческих способностей в решение учебных

задач;

Коммуникативные УУД – оформление своих мыслей в устной речи с учетом

учебных задач; умения сотрудничать с другими людьми, интересоваться чужим

мнением и высказывать своё;

Регулятивные УУД

– контроль и оценивание собственных учебных действий,

внесение соответствующих коррективов в их реализацию;

Личностные УУД – осознание российской гражданской идентичности (чувство

патриотизма,

уважение

к

Отечеству,

осознание

своей

этниче ской

принадлежности).

Оборудование:

компьютер,

мультимедийное

оборудование,

(презентация),

ноутбуки для индивидуальной и парной работы, карточки с текстами, учебник,

тетради.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий

и поистине волшебный русский язык».

(К.Д.Паустовский)

Ход урока

I.

Организационный момент (эмоциональный настрой)

У: Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

Командир (Хадыев Амир): Кругом! Нашим гостям «Здравия желаем»!

У: Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем удачи. Я надеюсь, что

сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам

успехов и творческих удач.

У: А для чего нам необходимо изучать русский язык?

(Нам необходимо знать наш родной язык, чтобы правильно красиво говорить,

грамотно писать.)

У: Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

II.

Минутка чистописания

У: Чтобы научиться разборчиво и красиво писать проведем минутку

чистописания.

Кк Дд Ее Аа Тт

У: Какое задание вы можете предложить с этими буквами? (согласные, гласные)

У: Среди согласных назовите лишнюю букву и обоснуйте свой ответ. (к, т и д; д, т

и к)

У: Что можно сказать про гласные?

У: Составьте из данных букв слово (КАДЕТ).

У: Где можно найти информацию об этом слове? (В толковом словаре)

Кадет – в дореволюционной России: воспитанник кадетского корпуса

У: Дайте характеристику слову, как части речи.

(Обучающиеся три раза записывают слово, подбирают два однокоренных

слова)

КАДЕТ, КАДЕТ, КАДЕТ, ПРОКАДЕТ, КАДЕТСКИЙ

У: Однокоренные слова к каким частям речи относятся? Докажите.

У: Имя прилагательное разберите по составу.

У: Какими качествами должен обладать кадет? (активный, старательный,

внимательный, наблюдательный, честный, умный, воспитанный, вежливый,

правдивый)

У: Что объединяет эти слова? Поставьте ударение, выделите окончания,

определите число и род имен прилагательных. (имена прилагательные, м. р.,

окончание -ый)

У: Кто вы сейчас? (Прокадеты) А как вас будут называть в старшей школе?

(Кадет)

У: Легко ли стать кадетом?

III. Введение в тему урока.

У: Кадет должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать.

Проверим,

насколько

хорошо

вы

владеете

изученным

материалом.

Проведем

тестовую работу.

1)

Индивидуальная работа с использованием нетбуков

У: Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1.

Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2.

На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?

3.

Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4.

Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

5.

Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в

предложении?

т) главным н) второстепенным

6.

Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7.

С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8.

Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка и) вода е) уводить

9.

Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

У: Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

У: Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам)

Вывод: Какой цели достигли? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об

имени прилагательном).

IV.

Постановка проблемного вопроса.

Ро(с, сс)ия – большое сильное государство.

У : Прочитайте

предложение.

Какое

это

предложение?

Прокомментируйте

пропущенные

орфограммы.

В

какой

части

слова

они

находятся?

Что

это

за

орфограммы? Как их проверить?

У:

В

написании

какого

слова

возникло

затруднение?

Какую

ошибку

можно

допустить?

(Можно

допустить

ошибку

при

написании

окончания

имени

прилагательного)

У: Почему? ( Эту тему ещё не изучили)

V. Этап формулировки темы и целей урока.

У: Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний

имен прилагательных в единственном числе)

У: Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Закрепить………

Упражняться……….

Задуматься ……..

Закрепить

знания

об

имени

прилагательном,

научиться

правильно

писать

безударные окончания имен прилагательных в единственном числе, задуматься

над его ролью в тексте и в нашей речи.

VI.

Изучение нового материала

1)

Работа над предложением.

У:

Предложите

варианты,

как

проверить

безударное

окончание

имени

прилагательного.

Ро(с, сс)ия – большое сильное государство.

У: Какие действия мы должны выполнить, чтобы правильно написать безударные

окончания имен прилагательных в форме единственного числа?

1.

Найти имя существительное, от которого зависит имя

прилагательное.

2.

Нужно поставить вопрос от имени существительного к имени

прилагательному. Выделить окончание вопроса.

3.

Написать у имени прилагательного такое же окончание, как и у

вопроса.

(Обучающиеся составляют алгоритм действий)

VII.

Физминутка

У: Давайте немного отдохнем. Все встали. Сейчас я буду зачитывать

словосочетания, если вы услышите слова мужского рода, то хлопаем, если

женского рода, то топаем, если среднего рода, то делаем повороты, а если

множественного числа, то приседаем.

Большой стол, красивая ваза, яркое солнце, веселые ребята, лесная ягода,

дорогое украшение, вкусный торт, высокие деревья, красная смородина,

пушистое облако, быстрые реки.

2)

Работа с учебником (фронтальная работа).

У: Кадет должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками

информации. Откройте учебник на странице 51, найдите упражнение 88.

(Обучающиеся записывают словосочетания вместе с вопросами. Вставляют

пропущенные буквы. Выделяют окончания каждого имени прилагательного

и вопроса к нему.)

У:

Всегда

ли

безударное

окончание

имени

прилагательного

совпадает

с

окончанием

вопроса,

который

ставится

к

данному

слову

от

имени

существительного. (Нет)

У: В каких падежных формах они не совпали?

У: Почему так происходит?

Вывод: В окончаниях имен прилагательных могут чередоваться буквы о/е, и/ы,

а/я.

У: Откройте учебник на странице 52. Прочитайте правило. Совпадает ли наш

вывод с правилом в учебнике? Давайте прочитаем стихотворение на наше

правило.

Когда есть прилагательное

И нужно обязательно

Узнать про окончание –

Внимание, внимание!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе!

VIII.

Закрепление изученного материала

1)

Работа в парах (составление алгоритма проверки безударных

окончаний имен прилагательных, на карточках)

У: Кадет должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас

работа в парах. Восстановите правильный порядок действий, необходимый для

проверки безударных окончаний имени прилагательного.

2)

Рефлексия (индивидуальная работа по карточкам)

У: Поставьте вопросы к именам прилагательным. Вставьте безударные окончания.

Определите род, число и падеж имен прилагательных.

1 вариант 2 вариант

(_______________) к перв… ручью (_____________) в ясн… небе

(_______________) за соседн… деревней (_____________) на весенн… поляне

(_______________) на высок… дереве (_____________) вечерн… поездом

У: Какой цели достигли при выполнении этого задания?

Вывод: самостоятельно учились проверять безударные окончания имен

прилагательных в единственном числе.

3)

Словарно-орфографическая работа (индивидуальная работа на

нетбуках, взаимопроверка)

У: Кадет, прежде всего. Должен быть очень грамотным. Насколько это удается вам

– проверим. Переходим к словарно-орфографической работе (на карточках

вставить буквы).

У: Какое правило необходимо знать, чтобы правильно вставить пропущенную

букву?

У: Взаимопроверка (обучающиеся меняются местами). Сравни работу на карточке

и работу на доске.

На

какие

две

группы

можно

разделить

слова? (Обучающиеся

предлагают

вариант деления слов на группы). Докажите.

4) Творческая работа.

У: Прочитайте текст.

Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады

весне!

У: Докажите, что данная запись является текстом.

У: Чего же не хватает?

У: Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично?

У: Как можно озаглавить текст? Дополните этот текст прилагательными.

Задание: озаглавь

и

спиши

текст,

вставляя

имена

прилагательные

(слабым

ученикам

даются

имена

прилагательные

на

карточках).Найдите

имена

прилагательные, определите число, род, падеж.

(Наступила ранняя в е с н а .

Б е г у т быстрые р у ч е й к и

п о грязным дорогам.

Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)

У:

Прочитайте,

что

у

вас

получилось

(несколько

учеников

зачитывают

свои

работы).

У: Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают

нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)

(проверка падежа, рода)

У: Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился?

Вывод: Не изменилось имя существительное с которым связано имя

прилагательное.

IХ. Итог урока. Рефлексия (Лист самооценки)

У: Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

У: Какие умения и навыки отрабатывали сегодня на уроке?

Я узнал…

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

X. Домашнее задание.

1 уровень – с. 52, упр. 90

Вставить окончания имен прилагательных, обозначить падеж.

2 уровень – с. 53, упр. 91

Вставить на месте пропусков подходящие по смыслу имена прилагательные,

обозначить падеж.

3 уровень

Составить текст на тему «Весна», обозначить падеж имен прилагательных.



В раздел образования