Напоминание

Обеспечение психологической безопасности и здоровья школьников на уроках и внеурочных занятиях посредством музыкотерапии


Автор: Шаманская Оксана Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г. Вихоревка
Наименование материала: Статья
Тема: Обеспечение психологической безопасности и здоровья школьников на уроках и внеурочных занятиях посредством музыкотерапии
Раздел: дополнительное образование





Назад





Шаманская Оксана Петровна,

Педагог дополнительного образования.

МКУ ДО «ДДТ».


Обеспечение психологической безопасности и здоровья

школьников на уроках и внеурочных занятиях посредством

музыкотерапии.
Музыка не только облагораживает и воспитывает. Музыка - целитель здоровья. В. Бехтерев. В современном мире проблема психологической безопасности стоит достаточно остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования следует начать с определения понятия «психологическая безопасность». Создание условий психологического комфорта, когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка, получило название «психологической безопасности». Определение этого понятия очень хорошо даёт в своём психологическом словаре Немов Р.С. Психологическая безопасность – состояние человека или характеристика соответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя достаточно комфортно, не боится говорить, то, что думает, и делать то, что хочется, в данный момент времени. Находясь в психологической безопасности, человек является достаточно открытым и откровенным, не опасаясь того, что его откровения или открытость кем-то могут быть использованы во вред ему. Известно, что по данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей – до 75% озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтов в процессе взаимоотношений детей между собой и школьников с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует то, как влияют на психику ребенка сверстники и старшие дети, проблемы психологического и физического насилия в детских коллективах, возможность воздействий на ребенка со стороны педагогов, психологического издевательства над детьми. Возможно ли, чтобы школа не просто сохраняла, а формировала, укрепляла здоровье детей? Возможно, но только в том случае, если здоровье ребенка рассматривается как категория педагогическая, а психологическая безопасность в образовательном процессе обеспечивается всеми возможными средствами.
Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому очевидно, что ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Забота о психологическом здоровье детей в настоящее время стоит очень остро и является одним из национальных приоритетов. Чтобы обеспечить психологическую безопасность учеников в школе, надо создать такой психологический климат, при котором детям будет хотеть учиться, учителям работать, а родителям не жалеть о том, что они отдали своего ребёнка именно в эту школу. В соответствии с этим особую необходимость приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, повышающих резервные возможности организма ребенка. В этом отношении все большее признание завоевывают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей. Одним из таких перспективных методов укрепления психического здоровья детей признана музыкальная терапия. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. История музыкотерапии, как способа лечения недугов, берет свое начало в древности, когда было замечено, что приятные звуки музыки способны благотворно влиять на пациентов, и способствуют скорейшему выздоровлению при многих болезнях. Многие древнейшие учения содержат в себе различные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека. Мудрые всегда признавали особую силу звуков. Музыкотерапию связывают с именем Аполлона – покровителя искусств и его сына Асклепия – покровителя врачевания. Древняя медицина была тесно связана с религией, философией, мифологией и искусством, особенно с музыкой. Умение петь и играть на музыкальных инструментах было одной из обязанностей врача. О целебной силе музыки мы находим упоминание в трудах древнегреческих ученых и философов. Платон предлагал лечить ревматизм пением и игрой на музыкальных инструментах. Знаменитый Пифагор, создавший теорию о музыкально-числовом строении Космоса, с успехом использовал сочиненные им мелодии для лечения «болезней души». Он утверждал, что музыка помогает человеку поддерживать внутреннюю гармонию, ему принадлежит известный афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей». Пифагор использовал лечение музыкой и излечивал многие болезни души и тела, играя составленные им специальные композиции. Он начинал и заканчивал свой день пением: утром для того,
чтобы очистить ум тот сна и возбудить активность для дневной жизни, а вечернее пение должно было успокоить и настроить на отдых. Занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Об этом свидетельствуют древнейшие документы, дошедшие до нас. Аристотель считал, что музыка влияет на освобождение от эмоционального напряжения и психологического надлома. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую эстетические свойства. Известно, что Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервов громкой игрой на трубе перед пациентом. В Древнем Египте под музыку принимали роды. В Древней Индии она использовалась как способ заживления ран, полученных на поле битвы. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган. На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов - пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезни с помощью музыкальной терапии. Многие мыслители высказывали свое убеждение в том, что музыка формирует характер и помогает взаимопониманию. О том, что она может лечить, было известно еще в древности. Обширными знаниями в этой области обладали целители Греции и Древнего Египта. Они считали, что вылечить можно любой орган, главное знать какую музыку «прописать» больному. В Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы. Древние врачи прописывали больным курсы музыкотерапии (Гиппократ, Авиценна). Авиценна утверждал в «Каноне врачебной науки»: «Страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой», считал, что хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее и даже усыпляет. Авиценна лечил музыкой психически больных. Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов змей, Эскулап — при эмоциональных расстройствах. О лечебных свойствах музыки знают и жители Севера. Не зря шаманы, для усиления действия целебных снадобий, используют в лечении напевы заговоров под звуки бубна. Еще в XIX веке учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека.
Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Ученые В.М. Бехтерев, М. Догель, Н. Тарханов при помощи приборов установили, что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, влияя на расслабление и напряжение мышц. Г.П. Шипулин отмечал благотворное влияние музыкального ритма на активизацию деятельности человека и повышение интереса к ней, на развитие у детей внимания, памяти, внутренней собранности. Терапия музыкой, дошедшая до нас из глубины веков в наш бурный, стремительный век, широко применяется в медицинской и педагогической практике. Ученые, врачи и музыканты многих стран изучают воздействие музыки определенных стилей и направлений на те или иные органы и весь организм в целом. Например, врачами Германии и Японии установлено целительное влияние музыки Моцарта и Бетховена на пациентов с язвой желудка и двенадцати перстной кишки, Бетховена – на больных артритом и ревматизмом. Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роббеpт Шофлеp предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцаpта, а также «Лесного цаpя» Шуберта. Шофлеp утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пикколо и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и не громкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. По мнению французских учёных, «Дафнис и Хлоя» Равеля может быть прописан лицам, страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя «стабилизирует» поведение шизофреников. Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазypки Шопена, pапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость; от раздражительности, неврозов избавляет «Лунная соната» Бетховена, «Свадебный марш» Мендельсона нормализует работу сердца и кровяное давление, пьесы Чайковского избавляют от бессонницы, а рапсодия Листа от головной боли. Приятная музыка способна оказывать положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека, а, следовательно, способствовать улучшению настроения и улучшать общее самочувствие. Сегодня музыкотерапевтические центры весьма популярны в странах Западной Европы, Америке, а также набирает обороты их известность и в нашей стране.
В настоящее время в США более 5000 музыкальных терапевтов работают в больницах, реабилитационных центрах, детских домах, тюрьмах и т. д. В ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов врачующих музыкой. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходит в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. В городе Ярославле на кафедре лечебной физкультуры при детской больнице врачи проводят музыкотерапевтические сеансы в целях восстановления здоровья после хирургических операций. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. При музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Во всем мире музыкотерапия является одним из простых, но, в то же время, высокоэффективных терапевтических методов. Хочется привести в качестве примера замечательное суждение В.М. Бехтерева о музыке: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья». Эти слова, сказанные великим ученым-медиком, особенно актуальны для педагога-музыканта сегодня, в начале XXI века, когда в результате действия отрицательных факторов научно-технического прогресса на физическое и психическое здоровье и вследствие катастрофически ухудшающейся экологии число детей, страдающих теми или иными заболеваниями, неуклонно возрастает. Музыкотерапия - одно из наиболее интересных и пока мало исследованных направлений традиционной медицины. Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Известно, что в зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кровообращении, работе внутренних органов и желез секреции.
Терапевтический эффект музыкотерапии базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом. С развитием технических возможностей стало возможным более детально исследовать воздействие музыки и звуков на физиологические реакции организма. Выяснилось, что музыка оказывает активное влияние на такие жизненно важные системы, как кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая, а при некоторых условиях влияет и на биохимическом, гормональном уровне. Как воздействует звук на организм человека? Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, правое - тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм оказывает ритм. Организм, слушающий музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Музыка действует и на животных, и на растении. Например, классическая музыка ускоряет рост пшеницы. Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости. Положительные эмоции можно вызвать любыми приятными, мелодичными звуками, в связи с чем улучшается общее самочувствие. Благодаря приятным звукам можно достичь релаксации, снять стресс, укрепить психику, снизить боль. Давно известно и замечено многими родителями, что музыка оказывает особое влияние на маленьких детей. Нередко рекомендуется включать успокаивающую, медленную, приятную музыку рядом с кроваткой новорожденного. Посредством определенных музыкальных композиций стимулируется умственная деятельность, развивается память, речь. Помимо того, считается, что для жителей крупных городов очень полезно время от времени слушать не только приятную музыку, но и некоторые звуки природы, например, плеск морских волн или шум дождя. В зависимости от выбранных звуков человек способен зарядиться энергией, либо напротив, расслабиться, если это необходимо. Программы с такими звуками и музыкой сегодня очень популярны среди многих людей. Опираясь на многочисленные исследования и эксперименты, можно утверждать: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Полезным является восприятие музыкальных произведений композиторов-
классиков. Поистине, универсальным средством считаются произведения Моцарта. Наибольшее положительное воздействие на человека оказывают мелодии этого композитора. Этот музыкальный феномен, пока еще не объясненный, так и назвали: «Эффект Моцарта». Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Например, британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фpанзис Раyшеp о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. Проведённые эксперименты подтверждают, что она вызывала не только эмоциональные переживания, но и способствовала большей эффективности умственного тpyда. После прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» y студентов - участников эксперимента - на несколько баллов. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности y всех участников эксперимента - как y тех, кто любит Моцарта, так и y тех, комy она не нравится. Исследования положительного воздействия его музыки в различных областях, просто потрясают. В лечебных целях ее слушают для скорейшего выздоровления от простуды, головной боли, снятии нервного напряжения, улучшения настроения. Из теста, замешанного под музыку композитора, получается очень пышный и вкусный хлеб. Музыкой можно просто наслаждаться, можно снимать стрессы, повышать работоспособность, развивать художественные способности и способности к учебе, а самое главное, лечить детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, больными такими болезнями как синдром Дауна, ДЦП и другие. Количество и продолжительность сеансов назначает врач. Музыкотерапия во многих странах мира широко применяется для профилактики и лечения большого числа нарушений, таких как психосоматические заболевания, отклонения в развитии, речевые нарушения и т.д. Очень часто педагоги в своей работе сталкиваются с проблемами в обучении и воспитании детей, находящихся в состоянии стресса, с различными отклонениями в психике и функционировании нервной системы, а также с девиантным поведением. Большую помощь таким сложным «трудным» детям может оказать музыка как целительный, успокаивающий фактор и как средство гармонизации внутреннего «Я» ребенка. Уникальность данной технологии заключается в простоте применения, малой затратности и высокой эффективности, что дает возможность включить в программу и охватить широкую целевую группу.
Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Легкость и простота применения; 2. Возможность контроля; 3. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени. Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни. Интеграция усилий специалистов данных направлений образовательного учреждения может обеспечить внедрение в систему обучения новой здоровьесберегающей технологии, способствующей повышению резервных возможностей организма ребенка. Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Музыкотерапия - средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма; средство оптимизации творческих сил и воспитательной работы; одна из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование ребенка в обществе, гармонизировать его психическую жизнь. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкотерапия, как средство, направленное на решение соматических и психологических проблем у детей, применяется мной на занятиях вокального ансамбля. Опираясь на опыт других педагогов и свои наблюдения, данная методика может быть успешно распространена и в школах для обеспечения снижения уровня заболеваемости среди учащихся. Главная цель музыкотерапии в школе – создать условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья учащихся. Внедрение данной технологии будет способствовать формированию культуры здоровья и приобретению навыков здорового образа жизни; даст возможность сохранить здоровье, опираясь на индивидуальные задатки, психофизиологические особенности организма ребенка. Обеспечит своевременную профилактику многих заболеваний через использование терапевтических возможностей различных видов и жанров музыки.
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе жизнедеятельности. На уроках музыки и во внеклассной работе мы используем терапию музыкой и вокальную терапию для оздоровления детей. Различают активную и пассивную формы музыкотерапии. Активная форма – это двигательные импровизации под соответствующий характер музыки (возможно использовать на уроках музыки, на переменах, на занятиях вокального ансамбля). Пассивная форма – прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки как фон (возможно использование как на переменах, так и на уроках в фоновом режиме). Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность. В целях музыкотерапии мы используем прежде всего классическую музыку, но не забываем и о произведениях современной легкой музыки, в том числе джаза. В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм. Под нежную, медленную и успокаивающую музыку школьники учатся приемам расслабления. Им предлагается сесть, принять удобную позу, расслабиться, сосредоточиться на звуках музыки. Нельзя слушать музыку без должного внимания, отвлекаясь на посторонние дела. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно-повествовательным воздействием. Звуки различных инструментов по-разному воздействуют на физическое и психологическое состояние детей: медики установили, что звучание струнных инструментов наиболее эффективно при болезнях сердца; кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта положительно влияет на бронхи и лёгкие, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, придать ребенку силы - «Болеро» М. Равеля. Медные духовые инструменты пробуждают ото сна, делают бодрым, активным – Ф. Мендельсон. Песня без слов. Соч. 62. Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов («Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч.64» (часть 2, Andante (до мажор) Феликса Мендельсона– основная тема). А для неуверенных, робких, зажатых детей полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна. Например,
вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», а также маршевые мелодии. (Моцарт. Маленькая ночная серенада.) Мелодии со словами влияют на детей сильнее, чем мелодии без слов. А живое пение — сильнее записанного инструментального исполнения. Вокальная музыка необходима для развития коммуникабельных способностей детей. Значительное оздоравливающее воздействие на организм человека, в том числе ребенка, оказывает пение. По утверждению многих педагогов, вокальной моторике, т. е. пению, следует отвести решающую роль и в развитии музыкальных способностей, в частности музыкального слуха. Пение вызывает вибрационные воздействия на определенные органы (моторно-вокальный рефлекс). Вокальная терапия – звукодвигательные упражнения, периодически повторяющиеся колебательные движения звуковой волны в голосовых связках, в областях груди и живота. Вибрация звуком оказывает благоприятное влияние на все органы, особенно сердечно- сосудистую систему, железы внутренней секреции, усиливает защитно- адаптационные реакции организма. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает координацию слуха и голоса, а правильно поставленная поза при пении влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Голос - своеобразный индикатор здоровья человека. Он должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. При пении нельзя форсировать звук, необходимо добиваться красивого по тембру звучания голоса, петь с энергией полного дыхания, чтобы звук вибрировал в голове, в груди, в области желудка Например, очень интересная для прослушивания и вокализации оригинальная композиция в исполнении Пелагеи. Используются вокальные импровизации сразу на две известные темы – украинской народной песни Щедривочка и «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Это и фольклор, и классика, и современные ритмы, и необычная аранжировка. Ощущение свежести и прохлады утра, народные мотивы успокаивают, заряжают оптимизмом. Вокалотерапия - это и работа над культурой речи, ибо без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. Работа над дикцией помогает устранению бормотания у доски, улучшению артикуляции, устранению слов-паразитов, монотонности в голосе, гнусавости. И все это-объективные условия для накопления новых знаний, развития художественного вкуса.
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму. Музыкотерапию возможно применять 1) на переменах: - до начала всех уроков, на большой перемене, после уроков, 2) непосредственно на самих уроках и 3) во внеурочной деятельности. На разных этапах следует использовать разную музыку. При проведении музыкотерапии музыкальные произведения должны быть высокого качества звучания. Перед началом учебных занятий детям можно включать:  «Болеро» французского композитора 19 века Мориса Равеля (активизируются жизненные силы, происходит мобилизация внутренних сил организма);  «Радость жизни» муз. Ж. Бизе «Юношеская симфония», танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана (формируют оптимистическое настроение);  Бах И. «Прелюдия до мажор»;  Кабалевский Д. «Клоуны»;  Моцарт В. «Маленькая ночная серенада». На большой перемене рекомендуется слушать:  Музыку Д. Б. Шостаковича. Увертюра из фильма «Овод». Романс. (для расслабления и снятия раздражительности);  Ноктюрны Фредерика Шопена, Ференца Листа (снимают агрессию). Данная музыка направлена на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. При прослушивании данных музыкальных произведений важно отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. После уроков детям можно дать послушать:  Инструментальную классическую музыку в современной обработке в исполнении Сергея Сиротина, Д. Ливингстона, Edward Simon, и др. Karunesh, Ocarina Blue.  «Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч.64» (часть Andante (до мажор) Феликса Мендельсона. – а также - Мендельсон Ф. «Песни без слов»  Органная музыка Баха (можно включить прелюдии и фуги, кому-то ближе будут хораллы). Для релаксации после занятий можно также прослушивать следующую музыку:  Чайковский П. «Сентиментальный вальс», «Осенняя песнь»;  Шуберт Ф. «Серенада»;  Х.В. Глюк – И. Брамс «Гавот ля-мажор»;
 К. Дебюсси «Лунный свет»;  И.С. Бах «Сицилиана»;  Г. Альбинони «Адажио»;  Л.В. Бетховен «Лунная соната», «К Элизе»;  А.С. Грибоедов «Вальс»;  М.К. Огинский «Полонез»;  В.А. Моцарт «Симфония № 40»;  И.С. Бах – Ш. Гуно «Аве Мария». Во время работы на уроках, когда дети выполняют творческие задания, работают в парах или самостоятельно, можно включать в фоновом режиме такую музыку, как:  «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига;  Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена, оркестра Поля Мориа;  «Лебедь» из цикла «Карнавал животных» Сен-Санса;  Мелодии для релаксации «Утро», «День», «Вечер». Музыка во время занятий способствует активизации умственной деятельности, помогает продлить работоспособность детей, предотвращает повышенную утомляемость, снижает уровень усталости. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогают уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. Во внеурочной деятельности музыкальные занятия оказывают большое влияние на психологическое здоровье детей. Занятия музыкой считаются универсальным способом повышения интеллекта ребенка. Они стимулируют развитие пространственного, ассоциативного мышления ребенка, а также активно развивают лингвистические способности.  «Времена года» А. Вивальди. Если дети пришли ко мне на занятие вокалом уставшие, вялые – слушаем несколько минут это произведение – появляется вдохновение, желание работать, заниматься творчеством. Начинаем занятие с бодрых, жизнерадостных, энергичных распевок и песен. Например, поём гимн нашего объединения «Искорки» - польскую народную песню «Мы песней солнышко разбудим!» - «Песня разгонит в небе тучи, песне мы солнышко научим, солнышко свет свой щедро лей – будет нам в дороге веселей!);
 Звуки природы (шум дождя, шум моря, реки, водопада, голос ветра, пение птиц, звуки леса, жужжание насекомых и т.п.). Если дети пришли после занятий ко мне возбуждённые, взбудораженные, порой даже поссорившиеся, чем-то возмущенные. Садимся поудобнее, настраиваемся, слушаем звуки природы и происходит волшебство - внутреннее очищение, катарсис, сброс негативных эмоций. Заряд сил, оптимизма, желание сделать что-то доброе, полезное, даже великое! После этого в начале занятия исполняем спокойные, задушевные распевки: «Прилетал голубок, прилетал к нам в садок!», далее поем такие же распевные песни; а после, когда дети отдохнут и успокоятся до конца, состояние их нервной системы стабилизируется, можно перейти к работе над более подвижными произведениями.  Чайковский П. «Вальс цветов» - очень светлая, вдохновляющая музыка. Такая музыка способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Произведения классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей: – Для общего успокоения, уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Аве Мария» Шуберта, «Мазурки» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна, «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса. – Для уменьшения раздражительности – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена. – Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. – Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна. – Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена. – Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна. – Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона. - Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии. Для обеспечения психологической безопасности ребенка в комплексе с музыкотерапией следует включать в занятия следующие мероприятия: 1. Точечный массаж биологически активных точек - оказывает на эмоциональное состояние ребенка очень большое влияние, может
сопровождаться пением или ритмодекламацией. Положительное действие массажа на организм, а также на психологическое состояние, во многом объясняется воздействием на активные точки. Недооценить расслабляющее действие массажа невозможно, т.к. он является одним из способов эффективной психологической разгрузки; при проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их легкими движениями пальцев. 2. Дыхательная гимнастика, которую выполняют дети во время распевания, играет большую роль в профилактике психологических стрессов, помогает снять ощущение усталости, напряжения, тревоги. Дыхание с более продолжительным вдохом ведет к активизации организма, а дыхание с более продолжительным выдохом оказывает успокаивающее воздействие. Кроме того, систематическое выполнение дыхательных упражнений ведёт к значительному уменьшению простудных вирусных заболеваний вследствие активной работы органов дыхания и циркуляции воздуха в организме. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней; долгий распев одного слова развивает дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначают детям с заболеванием дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Качество певческого вдоха - бесшумность. Такой вдох при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически выполняет основную установку дыхательной мускулатуры. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а это напрямую влияет на повышение работоспособности человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно- сосудистой системы. На музыкальных занятиях используются разработки дыхательных упражнений Б. Толкачёва и К. Бутейко, также А. Стрельниковой. Вот пример одного очень полезного дыхательного упражнения для укрепления мышц дыхательной мускулатуры, стабилизации общего психологического состояния: дыхание со счетом до 2, 4. 8 и т.д. «Свечи», «Насос» - активный выдох плюс четкое проговаривание согласных звуков, «Паровозик» - парные согласные – глухие и звонкие, «Согрей руки дыханием» - на долгий выдох; «Вдохни аромат цветка» - на долгий вдох. 3. Так же во время занятий музыкой используются двигательные упражнения, которые, в свою очередь, совершенствуют физическое состояние детей – двигательные и ритмические импровизации под музыку, пластическая интонация, театрализация песен и т.д.. 4. Психогимнастика, которая примыкает к психолого- педагогическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение
психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Психогимнастика учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Используя на уроках и переменах отдельные элементы психогимнастики, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими. Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности или заторможенности, а также неумения словесно общаться. Психогимнастика помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. На занятиях по актерскому мастерству мы используем упражнения для развития выразительной мимики, жестикуляции и пантомимики, которые являются основными компонентами психогимнастики. Для тренировки лицевой мускулатуры я провожу такие упражнения: «Удивление», «Сердитый дедушка» (тренируются мышцы лба и брови); «Солёный чай» (мышцы носа – работает воображение); на развитие жестикуляции - «Пойми меня», «Что бы это значило?», Жесты делятся на: условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергичной, жест может и отсутствовать. Дети легко показывают жестами «большой», «маленький», «холодный», «горячий» и т.д. В пантомимике большое значение имеет осанка и поза. Ребенок может показать, как бы он выглядел, если бы ему было холодно или, если бы у него болел живот. Большая часть детей сдвигает плечи вперёд, сжимается, сгибается, меньшая – сохраняет корпус распрямленным, т.е. не справляется с заданиями. При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику. Нарушение выразительной моторики (также как и амимия – т.е.
отсутствие или вялость мимических движений лица) требует пристального внимания, потому что неумение выражать правильно свои чувства, скованность, неловкость и неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей со своими сверстниками и взрослыми. Упражнения на развитие пантомимики: «Угадай, кто это?», «В гости к сказке или к песне» – предложить классу отгадать задуманного одним ребёнком сказочного героя или фразу из песни и др. Например, показываю жестами и движениями песню, которую выучили с детьми на предыдущих занятиях, прошу узнать, вспомнить - какую песню я или кто-то из детей загадали. «На полянках тишина, светит желтая луна, Все деревья в серебре, зайцы пляшут на горе!». Можно придумывать самим несложные мимические импровизации. Например - Ведущий звуками показывает эмоции – радость, удивление, тоску, агрессию - А! О! Хм! Р! Класс повторяет за ним, далее можно использовать мимический канон на этой же основе. Эти игры доставляют детям много радости, хотя и представляют собой интенсивный тренажёр. Их можно использовать в качестве физкультминуток на любых уроках по 2-3 минуты также, как и точечный массаж, дыхательные упражнения. Подводя итог, хочется сказать, что музыкотерапия (также, как и занятия музыкой) дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. И пока у наших детей еще только формируется вкус и осознание прекрасного, нужно как можно больше применять данную методику в обучении, помогая им не только поправить и укрепить своё здоровье, но и привить чувство прекрасного.
Список литературы:
1. Адищев В.И. Музыка-язык чувств//Начальная школа. 2004 г. №1.
2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002 г. 3. Жавинина О., Зац Я. Музыкальное воспитание: поиски и находки; Искусство в школе, 2003 г. №5. 4. Киселева П. «В тональности До мажор», Учительская газета, 2004 г. 5. Лобанова Е.А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий//Музыка в школе. 2005 г..№3. 6. Маркус Л.И., Никологородская О.А. Излечивает гнев и заполняет время, Сделай сам, 1990 г., №3. 7. Мыськова Н.И. Музицирование как фактор здоровьесбережения / Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений // Н.И. Мыськова. – Тольятти: ФОРУМ, 2008 г.. – 657 с. 8. Мыськова Н.И. Музыкально-дидактические игры для детей младшего школьного возраста / Учебно-методическое пособие // Н.И. Мыськова. Тольятти: ООО ФОРУМ, 2006 г. – 97 с. 9. Овчинникова Т. Музыка для здоровья, г. Санкт-Петербург, Союз художников, 2004 г. 10.Павлова О.А. Использование музыкотерапии и психогимнастики как условие обеспечения психологической безопасности детей. М., 2010 г. 11.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 2000 г. 12.Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы, Искусство в школе, 2003 г., №5. 13.Шушаржан С.В. Музыкотерапия – история и перспективы. М.: Клиническая медицина, 2000. 14.Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», г. Москва, Первое сентября, Чистые пруды, 2004 г.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники