Напоминание

Современный урок


Автор: Федорова Марина Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 302
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок
Раздел: начальное образование





Назад





СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
I. Основные пути совершенствования урока в современной школе. II . Типология и структура современного урока. III . Общие требования к современному уроку. Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в обще- образовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоя- тельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному при- менению их на практике. Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа, факультативные за- нятия, консультации, проекты.
Но основной формой организации обучения в

школе является урок.

I. Основные пути совершенствования урока в современной школе.
Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на по- иски путей совершенствования урока. Основные направления следующие. 1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на выполнение постав- ленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью. 2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до послед- ней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные по- собия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и допол- нительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, вклю- чающее их в работу с первой минуты урока. 3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности уча- щихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся. Это способствует повышению качества знаний и выработке универсальных учебных действий. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграм- мами, графиками, картами. 4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определен- ное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать опти- мальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ве- дущих кратчайшим путем к достижению целей урока. 5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда за- висит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства
учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чере- дования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них ин- терес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы. 6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последую- щей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные и меж- предметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систе- матизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвое- нию системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам. 7. Совершенствование типологии и структуры урока.
II . Типология и структура современного урока.
Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.
Примерная типология уроков в современной школе:

- урок усвоения новых знаний;

- урок развития навыков и умений;

- урок комплексного применения знаний;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образо- вательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и зави- сит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, це- лей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определен- ную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответ- ствующую его целям и задачам. Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, 
если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися

ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению опре-

деленных понятий, законов, теорий;


если предполагается урок применения знаний, навыков и умений,

учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических

задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний.

На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обуча-

ются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях,

что формирует творческую активность в решении различных жизнен-

ных проблем и задач.

На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только по-

вторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную

систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отноше-

ний между ее элементами.

III . Общие требования к современному уроку.
Общие требования кратко можно сформулировать так: - вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; - формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; - повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; - осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специаль- ные особенности; - формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициати- ву, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни. - вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или по- полнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, позна- вательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению. Эти требования условно можно поделить на четыре группы.  Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечи- вать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формиро- вать активное отношение к ней.  Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать сло- весные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жиз- нью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навы- ков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обрат- ной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное при-
влечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.  Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уро- ке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и само- контролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, иг- ривость, повышенную возбудимость.  Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Сле- дует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слуша- ние учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов ра- боты приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различ- ные органы чувств. Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении но- вейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональ- ном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их ин- теллектуальным развитием.


В раздел образования