Автор: Федорова Марина Ильинична Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ школа № 302 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Современный урок Раздел: начальное образование
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
I. Основные пути совершенствования урока в современной школе.
II . Типология и структура современного урока.
III . Общие требования к современному уроку.
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в обще-
образовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика
урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоя-
тельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному при-
менению их на практике.
Классно-урочная система предусматривает различные формы организации
учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка),
экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа, факультативные за-
нятия, консультации, проекты. Но основной формой организации обучения в
школе является урок.
I. Основные пути совершенствования урока в современной школе.
Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на по-
иски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.
1.
Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке.
Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на выполнение постав-
ленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо
спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие
пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и
средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.
2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до послед-
ней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные по-
собия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и допол-
нительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место.
Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, вклю-
чающее их в работу с первой минуты урока.
3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности уча-
щихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на
уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций
как средства повышения познавательной активности учащихся. Это способствует
повышению качества знаний и выработке универсальных учебных действий.
Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной
литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграм-
мами, графиками, картами.
4.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор
наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определен-
ное время максимальную эффективность решения задач образования в данных
конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать опти-
мальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ве-
дущих кратчайшим путем к достижению целей урока.
5.
Интенсификация
учебно-воспитательного
процесса
на
уроке.
Чем
больше
учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем
выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда за-
висит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства
учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия
необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чере-
дования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся
осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания
дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его
осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них ин-
терес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.
6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к
новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последую-
щей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических
навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на
основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных
дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые
данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания
новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их
совершенствованием:
дополнением
неполных,
углублением
поверхностных,
расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные и меж-
предметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систе-
матизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвое-
нию системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по
различным учебным дисциплинам.
7. Совершенствование типологии и структуры урока.
II . Типология и структура современного урока.
Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные
объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.
Примерная типология уроков в современной школе:
- урок усвоения новых знаний;
- урок развития навыков и умений;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с
распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образо-
вательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и зави-
сит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, це-
лей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определен-
ную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответ-
ствующую его целям и задачам.
Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить
цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их
решение. Так,
если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися
ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению опре-
деленных понятий, законов, теорий;
если предполагается урок применения знаний, навыков и умений,
учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических
задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний.
На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обуча-
ются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях,
что формирует творческую активность в решении различных жизнен-
ных проблем и задач.
На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только по-
вторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную
систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отноше-
ний между ее элементами.
III . Общие требования к современному уроку.
Общие требования кратко можно сформулировать так:
- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке
их к жизни;
- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся
в процессе обучения черты личности;
- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специаль-
ные особенности;
- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициати-
ву, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые
встречаются в жизни.
- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или по-
полнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески
применять их на практике;
- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, позна-
вательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении
знаний, положительное отношение к учению.
Эти требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные требования.
Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечи-
вать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формиро-
вать активное отношение к ней.
Дидактические требования.
Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать сло-
весные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником,
решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения,
воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жиз-
нью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо
осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навы-
ков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обрат-
ной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При
обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить
пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю
в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное при-
влечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению
практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и
умений.
Психологические требования.
Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения
учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уро-
ке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность
педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением
и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и само-
контролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке
– неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, иг-
ривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические требования.
Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Сле-
дует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слуша-
ние учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов ра-
боты приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различ-
ные органы чувств. Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в
умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении но-
вейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональ-
ном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их ин-
теллектуальным развитием.