Автор: Шишкина Наталья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72"
Населённый пункт: города Новокузнецка, Кемеровской области
Наименование материала: урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце в глаголах.
Раздел: начальное образование
Русский язык. 4 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Класс: 4 А
Учитель: Шишкина Н.Д.
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце в глаголах.
Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух).
Цели:
- формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в
форме 2-го лица единственного числа;
-
способствовать
формированию
умения
сравнивать,
обобщать,
группировать,
анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.
Создать условия для формирования УУД обучающихся.
Задачи (шаги достижения цели):
-организовать пространство поиска, диалога, творчества;
-организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
-общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;
- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл., 3часть; рабочая тетрадь «Для
самостоятельных работ» 4кл.; карточки для работы.
Формы работы на уроке: работа в группах; работа в парах; самостоятельная работа;
самопроверка; взаимопроверка; самоанализ; анализ; контроль результата.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.
- Повернитесь, друг к другу и улыбнитесь.
-А теперь посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и скажите: «Мы рады Вас
видеть».
- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое
главное, ваше желание учиться.
- Садитесь, пожалуйста
- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Готовы?
- Помните: все в наших руках! (слайд №2)
II. Минутка чистописания
ч, щ, ш, ж
- Что вы можете рассказать о этих буквах?
III.Актуализация знаний учащихся
- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.
1) Работа в группах.
-У каждой группы на столе лежат карточки.
Прочитайте слова на карточке и определите, какая орфограмма объединяет их в
одну группу (написание Ь в словах после шипящих)
1-ая группа: Записать слова на листочке, в которых пишется Ь после шипящих.
Ноч…,плащ…, скрипач…, вещ…, карандаш…, рож…, кирпич…, молодеж…,
обруч…, дрож…
2 – я группа: Записать слова на листочке, в которых не пишется Ь после шипящих.
3-я группа: Записать слова на листочке, в которых не пишется Ь после шипящих.
Береч…, дач…, задач…, отреж…,стереч…, встреч…, свеч…, …, испеч…,
передач….
4-я группа: Записать слова на листочке, в которых не пишется Ь после шипящих.
5 группа: Записать слова на листочке, в которых пишется Ь после шипящих.
Береч…, горяч…, отреж…, хорош…, стереч…, свеж…,тощ…, могуч…,прилеч…,
испеч….
(Учащиеся
работают
в
группах;
после
обсуждения
на
доске
вывешиваются
работы)
2)
Проверка.
1-ая группа: Ночь, вещь, рожь, молодежь, дрожь. (ж.р)
- Докажите, что в этих словах пишется мягкий знак (У сущ. женского рода после
шипящих на конце пишется мягкий знак).
2-ая группа: Плащ, скрипач, карандаш, кирпич, обруч. (м.р)
-Докажите, что в данных словах после шипящих не пишется мягкий знак. (У
сущ. мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)
3-я группа: Дач, задач, встреч, передач, свеч. (мн.ч., Р.п.)
-Докажите, что в данных словах после шипящих не пишется мягкий знак. (У сущ.
множественного числа родительного падежа после шипящих мягкий знак не
пишется.)
4-я группа: Горяч, могуч, свеж, хорош, тощ.
-Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак. (У прил. в
краткой форме после шипящих мягкий знак не пишется.)
5-я группа: Стеречь, беречь, отрежь, испечь, прилечь.
-Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак (н.ф.) (У
глаголов неопределённой формы после шипящих пишется мягкий знак)
IV. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
– Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.
-Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком
знаке)
1) Внимание на экран: (слайд №3)
Подумай! Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?
- Какой частью речи являются данные слова? (глаголы)
- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед.
числа с шипящим на конце.)
- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак?
(необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)
-Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Мягкий знак после шипящих на конце
глаголов) (слайд №4)
- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? (Пишется ли мягкий знак после
шипящих на конце глаголов 2-го лица ед.числа.)
- А вы как думаете? Какие есть предположения? (ответы учащихся)
V.Поиск решения проблемы.
1)
–Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на
основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится
скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
–Вспомните, что такое «пословица»?
(Это
краткое
образное
изречение,
обобщающее
различные
явления
жизни
и
имеющие поучительный смысл.) У .стр.159, упр.165.
- Как вы понимаете смысл данных пословиц?
-Какой частью речи являются выделенные слова? (глаголы)
-В какой форме употреблены данные глаголы (в форме 2 лица ед. числа)
-Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед.числа
(пишется Ь)
-Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих
пишется мягкий знак ) (слайд №6)
-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на конце данных
глаголов? (слайд №7)
VI. Физкультминутка
-Раз сегодня мы говорим о глаголах , то и физкультминутка будет связана
именно с этой частью речи.
- Встаньте, пожалуйста.
Как живешь? (Вот так!)
К а к
и д е ш ь ?
( В о т
т а к ! )
К а к
п л ы в е ш ь ?
( В о т
т а к ! )
К а к
б е ж и ш ь ?
( В о т
т а к ! )
К а к
ш а л и ш ь ?
( В о т
т а к ! )
Как сидишь? (Вот так!)
-
Молодцы!
Назовите
глаголы,
которые
встретились
в
тексте
этой
физкультминутки.
-Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед.
числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)
VII.
Включение в систему знаний.
- А теперь попробуем применить получение знания на практике.
1)
Самостоятельная работа (У.стр.161, упр.167.)
Проверка: -
Кто
уверен,
что
правильно
выполнил
задание,
поставьте на полях знак уверенности (!), а те, кто сомневается в
чем-либо – знак неуверенности (?).
На доске: знаки: ! ?
- Кто поставил (!)?
- Кто поставил (?)?
- В чем сомневаетесь? (разбор задания)
- О какой орфограмме необходимо помнить при записи данных глаголов? (В
глаголах 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь знак.)
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
2)
Работа над предложением. (слайд №8)
- Обратите внимание на экран.
- Прочитайте предложение.
(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)
- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1 –го лица
ед. числа).
- Замените глаголы 1-го лица ед.числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите
получившееся предложение.( 1 уч.-у доски)
(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и
идешь в школу.)
- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват., невоскл, простое с
однородными сказуемыми, распространенное.)
-Объясните расстановку знаков препинания.
-Подчеркните грамматическую основу.
-Выделите личные окончания глаголов.
-Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед.числа с
шипящими на конце? (пишется мягкий знак)
VIII.
Физкультминутка.
-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Пишется – не пишется!» Я буду
называть слова с шипящим на конце. Если в них надо писать Ь, то вы тянетесь
вверх и хлопаете в ладоши.
Если мягкий знак не пишется, то вы приседаете. Готовы?
Стоишь
Ключ
Мышь
Рисуешь
Хорош
Могуч
Скрипуч
Плывешь
Стричь
-Молодцы! Садитесь, пожалуйста!
IX.
Работа в тетради для самостоятельных работ.
1)
–Т.стр. 60, упр.56.
-Прочитайте здание к упражнению.
X.
Итог урока. Рефлексия.
1)
–Давайте подведем итог урока.
-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (пишется ли Ь
после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)
-Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? (Да, знаем)
-Пожалуйста, ответьте на него.
-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной
задачей.
-Какие вы молодцы!
2)
–Предлагаю
вам
поиграть
в
игру
«Верно
–
неверно».
Я
буду
предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны –
ставьте «плюс», если не согласны – ставьте «минус». (3 ученика- по
одному из каждой группы)
а)
1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий
знак, так как это глаголы неопределенной формы.
2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как
это краткие прилагательные.
3. У существительных мужского рода после шипящих пишется
мягкий знак.
4.
В
словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий
знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.
5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как
это существительные женского рода.
б)
–Проверьте себя: (слайд )
1+
2+
3-
4+
5-
-Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил
ни одной ошибки.
-Молодцы! Оцените свою работу.
3)
–Ребята! Вы отлично работали на уроке, мне было с вами легко и
интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.
-В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с
урока.
На доске: смайлики
-Спасибо всем за урок. (слайд)
Урок окончен.
Задание – резерв
-
Задание
на
внимание.
Прочитать
словосочетания,
запомнить
их,
записать только первое слово каждого словосочетания ( в столбик).
На доске: желаеш(?) удачи
встречаеш(?) гостя
моеш(?) окно
наполниш(?) чашу
готовиш(?) речь
-Обменяйтесь тетрадями: взаимопроверка.
-Какой частью речи являются записанные вами слова? (глаголами)
-Каким правилом вы руководствуетесь при записи данных глаголов?
(В
глаголах
2-го
лица
единственного
числа
после
шипящих
на
конце
пишется мягкий знак)
-Дополним пропущенные слова.
1)
1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать
слова
–
антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу
слова) (слайд №11)
ненавидишь -………………..любишь
сядешь - ……………встанешь
хвалишь - …………….ругаешь
найдешь - …………….потеряешь
строишь - ……………..ломаешь
2- ая группа: - К данным именам существительным подобрать и
записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа.
(слайд №12)
лопатой - ……………………копаешь
косой - …………………..косишь
карандашом-……………..рисуешь
солью - ……………………солишь
краской - ………………красишь
3-я группа: -От данных имен существительных образовать глаголы
2-го лица ед. числа. (слайд №13)
зелень -…….зеленеешь
крик - ……..кричишь
ошибка - …ошибаешься
обед-……..обедаешь
шум - ………шумишь
2)
Проверка: ( вывесить на доску)
1-ая группа – зачитывает пары слов
-Проверьте грамотность (слайд №14)
2-ая группа – зачитывает пары слов
-Проверьте грамотность (слайд №15)
3-я группа – зачитывает пары слов
-Проверьте грамотность (слайд №16)
-Каким правилом вы руководствовались при записи подобранных
вами глаголов?
-Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.