Автор: Польникова Наталья Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 532
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса
Раздел: среднее образование
Принято
на педагогическом совете
Протокол от____августа 2018 года № _____
Утверждаю:
Директор школы
_____________________О.В.Караванская
Приказ от____августа 2018 года № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет учебного плана
Русский язык
Класс
9а
Учитель
Польникова Наталья Александровна
Учебный год
2018-2019
Учебно-методический комплект
Учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений/
Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.; науч.
редактор Н.М. Шанский. - М.: Просвещение,
2014.
Пояснительная записка
1. Место предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» изучается на уровне основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 9 классе в общем объеме 68 учебных часов.
Учебный план ГБОУ СОШ № 532 отводит на изучение предмета «Русский язык» в 9
классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
2. Описание УМК
Для
реализации
программы
используются
учебники,
включенные
в
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего,
основного общего, среднего общего образования» (приказ Министерства образования и
науки
Российской
Федерации
от
31.03.2014
№
253)
с
изменениями
(приказ
МО
образования и науки Российской Федерации от 08.06.2016 № 576):
Русский
язык.
9
класс:
учебник
для
общеобразовательных
учреждений/-
Л.А.Тростенцова,
Т.А.Ладыженская
и
др.;
науч.
редактор
Н.М.
Шанский.
- М.:
Просвещение, 2018.
3. Планируемые предметные результаты усвоения учебного предмета.
В результате изучения русского языка выпускник должен:
знать/ понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного
языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация
речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-
делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета
уметь:
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов,
резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим
организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и
художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-
культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
2
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и
основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала,
последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие
грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной
интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского
языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие
теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность
фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по
плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи
предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя
композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание,
повествование);
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного
текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании
высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема,
основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи
предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их
произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования
к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с
иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п. );
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и
определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической
тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного
словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём
изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях
русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
3
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических
трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении
орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно
проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать
предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь
косвенной;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и
пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления
выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в
простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические
обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
4
Содержание учебного предмета
Содержание
учебного
предмета
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
№ Тема
Всего
часов
В том
числе
отводится
КР
РР
1
Общие сведения о
языке
1
Международное значение русского языка. Читают разные тексты, определяют тему, заглавие,
основные мысли, членят текст на абзацы. Выявляют проблематику текстов. Пересказывают
сжато тексты на тему урока. Рассуждают на публицистическую тему. Пишут выборочное
изложение по тексту об учёном.
2
Повторение
изученного в 5-8
классах
10
1
3
Устная и письменная речь. Выявляют две формы языка и их основные признаки. Выступают с
устным сообщением на тему урока. Редактируют фрагмент устного ответа на материале
упражнения. На основе данного письма составляют памятку о том, как писать письма. Пишут
диктант.
Монолог и диалог. Анализируют схему и определяют взаимосвязь монолога и диалога.
Характеризуют тексты с точки зрения формы и вида речи.
Стили языка. Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и
стилей речи. Заполняют схему о стилях литературного языка. Определяют стиль в соотнесении с
определённой сферой общения. Анализируют языковые средства, используемые в разных
стилях, в текстах упражнений. Рассматривают и объясняют схемы. Пишут сочинение-описание,
выбрав стиль. Соотносят стили и жанры, оформляя таблицу. Простое предложение и его
грамматическая основа. Закрепляют навыки выделения в тексте словосочетаний;
усовершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Пишут мини-сочинение. Читают выразительно и записывают тексты. Выделяют грамматические
основы простых предложений, в том числе односоставных. Находят в предложениях смысловые
отрывки, требующие пунктуационного оформления. Попутно выполняют различные виды
разбора. Предложения с
обособленными членами. Повторяют определение обособленных членов. Списывают текст,
обосновывая выбор знаков препинания и расставляя их в соответствии с изученными
пунктуационными правилами. Попутно выполняют различные виды разборов. Находят в словах
изученные орфограммы и обосновывают их выбор. Пишут сжатое изложение.
Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Обобщают знания об обращении,
вводных конструкциях. Закрепляют навыки синтаксического и пунктуационного разбора
осложненного предложения; навыки работы с толковым словарем. Вставляют подходящие
обращения в поэтические строки и обосновывают постановку знаков препинания. Анализируют
текст, его стиль, средства связи его частей. Находят нужные конструкции в научно-популярном
тексте. Пишут изложение с элементами сочинения.
6
3
Сложное
предложение.
Культура речи.
7
2
Понятие о сложном предложении. Определяют тип предложения по количеству
грамматических основ, на- ходят грамматические основы в предложениях. Актуализируют
знания о таких структурных типах предложения, как простое и сложное. Анализируют
интонационный рисунок предложения. Указывают устаревшие слова в текстах, актуализируя
знания из области лексики. Находят в данных текстах сложные предложения, чертят их схемы,
определяют тип сказуемых.
Союзные и бессоюзные сложные предложения. Расширяют знания о видах сложного
предложения и особенностях их образования. Анализируют предложения, распределяя их по
группам. Записывают тексты, подчёркивая грамматические основы предложений,
классифицируют сложные предложения по принципу наличия или отсутствия союза,
определяют местонахождение и роль союзов. Анализируют предложения с прямой речью в
диалоге, составляя схемы этих предложений. Составляют сложные предложения с
использованием пар слов, значение которых необходимо уточнить в словаре. Пишут сочинение
на лингвистическую тему.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного
предложения. Расширяют знания о пунктуации в сложном предложении. Готовят устное
сообщение. Классифицируют предложения по принадлежности знаков препинания к
разделительным или выделительным. Рассматривают текст с точки зрения средств
художественной выразительности, записывают его под диктовку, анализируя структуру
предложений. Интонация сложного предложения. Расширяют знания об особенностях
интонации сложных предложений. Разграничивают предложения с точки зрения интонационного
рисунка, получаемого при образовании сложного предложения с союзом и без него. Пишут
диктант.
3.1
Сложносочинённы
е предложения
8
1
Понятие о сложносочинённом предложении. Определяют структуру сложносочинённого
предложения. Повторяют роль сочинительных союзов в предложении. Составляют таблицу.
Составляют несколько сложных предложений из двух простых. Объясняют выбор союзов для
связи простых предложений в сложном. Записывают текст, обозначая грамматические основы и
7
указывая, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных.
Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Определяют, каковы смысловые
отношения частей. Пишут сжатое изложение.
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Определяют, какие
смысловые отношения выражены в сложносочинённых предложениях с союзами и, тоже, также.
Определяют, возможна ли перестановка частей в приведённых предложениях. Указывают, в
каких предложениях возможно употребление синонимичного союза и.
Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Записывают предложения,
расставляя пропущенные знаки препинания. Указывают смысловые отношения между простыми
предложениями в сложносочинённых. Составляют схемы предложений.
Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Составляют
сложносочинённое предложение из двух простых со значением противопоставления с разными
союзами. Записывают предложения, расставляя пропущенные запятые и подчёркивая
грамматические основы. Составляют схемы предложений. Определяют, каким союзом
объединены части предложений и каковы смысловые отношения между частями сложного
предложения.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
Объясняют, как отличить простое предложение от сложного. Продолжают предложение дважды
так, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными
союзом, и сложное предложение, части которого соединены тем же союзом. Составляют схемы
предложений. Указывают союзы в сложносочинённых предложениях и объясняют смысловые
отношения частей. Пишут сочинение.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Производят
синтаксический разбор сложносочинённых предложений. Производят устный и письменный
пунктуационные разборы предложений. Записывают предложение и выполняют его полный
синтаксический разбор.
Повторение. Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют синтаксический разбор
сложносочинённого предложения. Объясняют постановку тире в предложениях. Пишут диктант
8
с грамматическим заданием.
3.2
Сложноподчинённ
ые предложения
23
1
5
Понятие о сложноподчинённом предложении. Определяют главную и придаточную части
сложноподчинённого предложения. Работают с текстом: выписывают, расставляя пропущенные
запятые, сложноподчинённые предложения в определённой последовательности. Определяют,
какую позицию может занимать придаточное предложение по отношению к главному.
Графически выделяют грамматическую основу предложений, связи придаточного предложения с
главным, предложения, входящие в состав сложных.
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Разграничивают союзы и
союзные слова в сложноподчинённом предложении. Графически выделяют союзы и союзные
слова в предложениях. Читают тексты и в письменном виде сжато излагают свои размышления.
Выписывают предложения, расставляя знаки препинания. Графически выделяют союзы и
союзные слова. Выписывают предложения, расставляя знаки препинания. Составляют схемы
сложноподчинённых предложений с составными союзами.
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Графически выделяют
указательные слова в сложноподчинённом предложении. Выписывают сложноподчинённые
предложения и составляют схемы предложений. Пишут небольшое сочинение. Комментируют и
исправляют речевые недочёты данных в упражнении предложений. Ищут ошибки в
употреблении указательных слов в предложениях и записывают предложения в исправленном
виде. Выполняют подробный пересказ текста.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Дифференцируют с
помощью схем основные группы сложноподчинённых предложений на основе теоретических
сведений в учебнике. Определяют понятие придаточного определительного. Анализируют
самостоятельно мате- риал для наблюдений. Используют изучаемый вид предложений в качестве
ответов на вопросы. Составляют сложноподчинённые предложения. Редактируют неправильное
употребление средств связи главного и придаточного предложений. Конструируют предложения
по данным схемам.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Определяют понятие
придаточного изъяснительного. Опознают придаточные изъяснительные и выделяют их
9
запятыми. Учатся различать придаточные изъяснительные разных видов, обращая внимание на
их функции. Читают диалоги, пересказывают их содержание с помощью сложноподчинённых
предложений с придаточными изъяснительными. Осуществляют сжатый пересказ текста. Пишут
подробное изложение.
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Определяют
понятие придаточного обстоятельственного. Анализируют виды данных придаточных со
стороны значения и средств связи. Опознают придаточные места и времени по вопросам и
средствам связи, выполняя упражнения. Конструируют сложные предложения, используя
различные синтаксические средства. Составляют сложные предложения по схемам. Составляют
связный текст по данному началу.
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки,
следствия. Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления
с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные.
Выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту придаточных.
Работают с текстом: читают, озаглавливают, списывают, вставляют пропущенные знаки
препинания. Пишут сочинение, опираясь на содержание данного текста. Составляют свои
предложения с разными видами придаточных и разными языковыми средствами. Пишут диктант
с грамматическим заданием.
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и
сравни- тельными. Знакомятся с теоретическими сведениями. Списывают предложения,
определяют вид придаточного, языковые средства связи главного с придаточным, обосновывают
постановку знаков препинания. Определяют указанные предложения и составляют их схемы.
Различают придаточные сравнительные и сравнительные обороты в художественных текстах.
Выполняют разбор сложноподчинённых предложений. Пишут сочинение на лингвистическую
тему.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при
них. Анализируют схемы предложений. Изучают виды подчинительной связи. Составляют
схемы предложений. Читают и списывают тексты, расставляя знаки препинания. Высказывают
10
собственное мнение на основе прочитанных текстов.
3.3
Бессоюзные
сложные
предложения
6
2
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Определяют смысловые отношения между
частями сложных бессоюзных предложений разных видов. Сопоставляют союзные и
бессоюзные сложные предложения в тексте (оригинальном и адаптированном).
Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Отрабатывают особенности интонации в
бессоюзных сложных предложениях. Сопоставляют разные по значению бессоюзные сложные
предложения с опорой на ситуации. Читают выразительно афоризмы, подчёркивая интонацией
смысловые отношения.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой
в бессоюзных сложных предложениях. Усваивают правило постановки запятой и точки с
запятой в бессоюзных сложных предложениях. Сопоставляют и различают простые
предложения с однородными члена ми и бессоюзные сложные предложения. Пишут подробное
изложение.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Усваивают правила постановки двоеточия
между частями бессоюзного сложного предложения. Читают бессоюзные сложные предложения
и объясняют постановку двоеточия. Выписывают из текста упражнений сложные бессоюзные
предложения в соответствии со значением. Составляют схемы предложений. Конструируют
предложения по данному началу.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Усваивают правило постановки тире в бессоюзном
сложном предложении. Составляют интонационные схемы предложений. Списывают, различая
простые и сложные предложения и ставя нужные знаки. Выписывают бессоюзные сложные
предложения из литературных произведений. Пишут сочинение.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений.
Обосновывают постановку разных знаков препинания.
Повторение. Отвечают на контрольные вопросы и задания. Записывают цитаты, распределяя их
по двум темам, расставляя нужные знаки препинания. Составляют бессоюзные сложные
предложения по данному началу. Пишут диктант.
11
3.4
Сложные
предложения с
различными
видами связи
7
1
2
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Изучают
теоретические сведения о многочленных сложных предложениях. Рассказывают по схемам о
видах связи в многочленном сложном предложении, подтверждая ответ примерами предложений
из упражнения. На- ходят многочлены в текстах и составляют схему этих сложных предложений.
Попутно работают над лексикой, орфографией и пунктуацией текстов. Пишут сжатое изложение.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Усваивают
правило постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Выделяют грамматические основы, союзы в многочленном предложении, вставляют и
объясняют постановку знаков препинания. Обсуждают темы, основные мысли, структуру
текстов.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами
связи. Выполняют устные и письменные синтаксические и пунктуационные разборы сложных
предложений с различными видами связи. Пишут сжатое изложение.
Публичная речь. Выявляют особенности публичной речи. Читают высказывания о публичной
речи и составляют краткий план устного сообщения. Анализируют отрывок текста на
соответствие требованиям к устной публичной речи.
Повторение. Отвечают на контрольные вопросы. Находят в текстах сложные предложения с
разными видами связи. Составляют схемы сложных предложений. Записывают тексты,
расставляя знаки препинания и объясняя их постановку. Пишут диктант.
4
Повторение и
систематизация
изученного в V-IX
классах
6
1
Фонетика и графика. Отвечают на контрольные вопросы. Заполняют таблицу обобщённого
характера. Обобщают изученные сведения по фонетике и графике. Выполняют полный и
частичный фонетический разбор слов. Распределяют слова по колонкам в соответствии с их
фонетическими особенностями. Работают с текстом: читают, определяют тип и стиль, главную
мысль, списывают, выполняют задания по фонетике. Пишут сжатое изложение.
Лексикология и фразеология. Обобщают изученные сведения по лексикологии и фразеологии.
Разбирают слова по составу. Составляют таблицу по орфографии со своими примерами. Находят
однокоренные слова. Списывают тексты, обосновывая выбор орфограмм.
Морфемика и словообразование.. Обобщают изученные сведения по морфемике. Делят слова
12
на морфемы. Составляют таблицу «Орфограммы — гласные буквы в корнях с чередованием о —
а, е — и». Списывают текст, разбивая его на абзацы и графически обозначая морфемы.
Обобщают изученные сведения по словообразованию. Рассказывают по таблице о способах
образования слов. Иллюстрируют своими примерами продуктивные способы образования новых
слов. Определяют способ образования указанных слов в тексте. Сжато излагают содержание
текста.
Морфология. Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют
её своими примерами. Определяют разные части речи, выписывают их из текста. Работают с
текстами упражнений. Производят морфо- логический разбор слов разных частей речи.
Исправляют ошибки в при- ведённых определениях морфологии и обосновывают свою правку.
Синтаксис. Обобщают изученные сведения по синтаксису. Списывают тексты разных стилей и
типов речи, работают над синтаксическими структурами. Пишут сжатое выборочное изложение
по тексту.
Орфография. Пунктуация. Обобщают знания по орфографии и пунктуации. Списывают тексты и
предложения, работая над знаками препинания и орфограммами. Пишут диктант с
продолжением, обосновывают выбор орфограмм. Рассматривают таблицу, готовят рассказ по
ней, записывают свои примеры.
Итого
68
13
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Дата план
Дата факт
1.
Международное значение русского языка.
2.
Устная и письменная речь. Монолог, диалог.
3.
Рр Стили языка.
4.
Простое предложение и его грамматическая основа.
5.
Предложение с обособленными членами.
6.
Рр Сжатое изложение.
7.
Работа над ошибками.
8.
Обращения, вводные слова и вставные
конструкции.
9.
Рр Изложение с элементами сочинения.
10.
Контрольный диктант.
11.
Работа над ошибками. Закрепление изученного
материала.
12.
Понятие о сложном предложении.
13.
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
14.
Рр Подготовка к сочинению на лингвистическую
тему.
15.
Рр Сочинение на лингвистическую тему.
16.
Работа над ошибками. Закрепление изученного
материала.
17.
Разделительные и выделительные знаки
препинания между частями сложного предложения.
18.
Разделительные и выделительные знаки
препинания между частями сложного предложения.
19.
Понятие о сложносочинённом предложении.
20.
Сложносочинённые предложения с
соединительными союзами.
21.
Сложносочинённые предложения с
разделительными союзами.
22.
Сложносочинённые предложения с
противительными союзами.
23.
Разделительные знаки препинания между частями
сложносочинённого предложения.
24.
Синтаксический и пунктуационный разбор
сложносочинённого предложения.
25.
Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные
предложения».
26.
Работа над ошибками. Закрепление изученного
материала.
27.
Понятие о сложноподчинённом предложении.
28.
Место придаточного предложения по отношению к
главному.
29.
Рр Сжатое изложение.
30.
Работа над ошибками.
31.
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом
предложении.
14
32.
Роль указательных слов в сложноподчинённом
предложении.
33.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
определительными.
34.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
изъяснительными.
35.
Рр Подробное изложение
36.
Работа над ошибками. Закрепление изученного
материала.
37.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными.
38.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
времени и места.
39.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
причины, условия.
40.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
уступки, цели, следствия.
41.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
образа действия, меры, степени и сравнения.
42.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
меры, степени и сравнения.
43.
Рр Подготовка к сочинению на лингвистическую
тему.
44.
Рр Сочинение на лингвистическую тему.
45.
Работа над ошибками. Сложноподчинённые
предложения с несколькими придаточными.
46.
Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными.
47.
Синтаксический разбор сложноподчинённого
предложения.
48.
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные
предложения».
49.
Работа над ошибками. Закрепление изученного
материала.
50.
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
51.
Бессоюзные сложные предложения со значением
перечисления.
52.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
53.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
54.
Рр Сочинение на лингвистическую тему.
55.
Работа над ошибками. Синтаксический и разбор
бессоюзного сложного предложения.
56.
Употребление союзной и бессоюзной связи в
сложных предложениях.
57.
Рр Сжатое изложение.
58.
Работа над ошибками. Знаки препинания в
сложных предложениях с различными видами
связи.
59.
Синтаксический и пунктуационный разбор
сложного предложения с различными видами связи.
60.
Итоговый контрольный диктант.
15
61.
Работа над ошибками. Разделы науки о языке
62.
Рр Публичная речь.
63.
Фонетика и графика.
64.
Рр Сжатое изложение.
65.
Лексика и фразеология.
66.
Морфемика и словообразование.
67.
Морфология.
68.
Синтаксис.
Формы организации учебных занятий
Типы уроков
Урок «открытия» нового знания;
Урок комплексного применения знаний;
Урок актуализации знаний;
Урок контроля;
Урок коррекции знаний;
Урок-исследование;
Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
Уроки защиты проектов.
Формы работы на уроке
- фронтальная работа
- групповая работа
- индивидуальная работа
Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
Учебник:
Русский
язык.
9
класс:
учебник
для
общеобразовательных
учреждений/
Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.; науч. редактор Н.М. Шанский. - М.: Просвещение,
2014.
Для учителя:
1.
Г.А.Богданова. «Уроки русского языка в 9 классе».- М.: Просвещение, 1994.
2.
Л.Т. Григорьян. «Язык мой - друг мой». – М.: Просвещение, 1988.
3.
В.В. Тихонов, Т.Е. Шаповалова. «250 диктантов по русскому языку. 5-9 классы». – М.:
«Дрофа», 2003.
4.
Журналы «Русский язык в школе» и «Русский язык» (приложение к газете «Первое
сентября»).
5.
Бабичев Н.Т. Словарь крылатых слов. - М: РУССКИЙ ЯЗЫК, 1988.
6.
Розенталь Д.Э. Русский язык.Орфография и пунктуация.- М.: Эксмо, 2012.
Примерная тематика проектов
1.
Владимир Иванович Даль и его работы.
2.
Английские заимствования в русском языке.
3.
Нарушение речевых и стилистических норм в рекламной продукции.
4.
Заимствования в русском языке.
5.
Самое распространённое слово в русском языке.
6.
Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
16
7.
Слово «один» как часть речи.
8.
Утерянные буквы русского языка.
9.
Источник пополнения словарного запаса русского языка.
Технологическая карта контроля знаний по изучаемому предмету
Сжатые изложения
Текст для изложения 1
Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если
человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать
людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед
собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный
гарнитур, – он допускает роковую ошибку.
Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо
больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности –
огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у
тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять
человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро,
которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не
только от головы.
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто
личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она
должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу,
стране, ко всей вселенной.
(По Д.С. Лихачёву) (172 слова).
Текст для изложения 2
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение
вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь
большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть
по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат
огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души.
Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство.
Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от
равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же
время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни.
Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую
надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают
новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д.С. Лихачёву) (157 слов).
Текст для изложения 3
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется
стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не
сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество
и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная
красота человека.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в
мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по
17
отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые
смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и
единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и
всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если
добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они
усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из
которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве
человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и
печалях.
(По В.А. Сухомлинскому) (183 слова).
Изложение с элементами сочинения
Двадцатый век человека разбаловал. Отныне жизнь, казалось нам, несётся с бешеной
скоростью. Обстановка любого дома менялась за пять-десять лет так, как в иные времена не
менялась за несколько веков. Мода стала деспотом.
К слову сказать, появилось совершенно нелепое определение новым временам – «век
информации». Но как сказал один умный человек: «мы знаем всё больше и больше о всё
меньшем и меньшем». Девять десятых получаемой нами информации – мусор. Ежедневно
выходя в «мировую паутину», человек потребляет гигабайты чепухи; но давайте спросим
себя: помним ли мы наизусть хоть одну народную песню?..
Та же ситуация и с местом нашего обитания. Из квартир исчезают книги – от них
много пыли. Откуда-то у каждого второго появилась аллергия на бумагу. Лермонтов – бумага,
Гоголь – много бумаги, Лев Толстой – очень много бумаги, невыносимо терпеть. Зато на
компьютеры, напротив, аллергии почти ни у кого нет.
Со стен исчезли фотографии близких, бабушек и дедушек.
Сначала железные двери появились у отдельных квартир. Потом железом стали
отгораживать целые площадки. Затем – подъезды. Теперь железные двери и железные заборы
отделяют многие дворы, а на всех окнах висят тяжёлые решётки.
Почему это было не нужно двадцать лет назад? И почему, закованный в железо,
прижавшийся к дверному глазку напуганным зрачком, я должен чувствовать себя счастливее,
чем раньше, когда из дома выходил сразу в улицу?
Мы победили в самой страшной мировой войне, вырвались, Боже ты мой, в космос,
провели свет, газ, телефон, радиоточку в каждую квартиру – всего за несколько лет.
И что теперь? Неустанно меняем модели мобильных, модели кофеварок, модели
соковыжималок, дверные глазки, дверные ручки, дверные обивки. Об этом мечталось?
Отчего мы так быстро устали и разменялись на чепуху? Мы хуже индейцев, отдававших
настоящее золото за разноцветные бусики.
Мальчишки больше не хотят на Марс, на луну… Мальчишки хотят сто вторую версию
очередной компьютерной игры.
Чтобы мне сказала бабушка, если б я сообщил ей, что у неё половичок на полу
неактуальный?
Нас буквально закачали телевизионной ахинеей, где красят, штукатурят и передвигают
мебель добры молодцы в спецодежде, а потом варят, жарят и парят что-то на кухне, а потом
ещё якобы строят дом («Дом-2») под руководством двух светских девиц – но на самом деле
ничего не строят, а только выясняют свои глупые отношения целыми сутками, целыми
годами – нашей единственной и неповторимой жизни!
За это её нам дали? Для этого?
(По З. Прилепину) (365 слов).
18
Задание
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи Захара Прилепина
«Мой дом - моя глупость». Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов
(если объём изложения менее 50 слов, то оно оценивается 0 баллов).
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как, с Вашей точки зрения, стоило бы ответить
на финальный вопрос автора статьи?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и
жизненные наблюдения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то
оно оценивается 0 баллов).
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём
баллов.
Сочинения на лингвистическую тему
Напишите
сочинение-рассуждение,
раскрывая
смысл
высказывания
известного
лингвиста
Н.С. Валгиной:
«Пунктуационные
знаки
помогают
пишущему
сделать
очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать
их значимость».
(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в
землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и
кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом
столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело
рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в
единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности.
(8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было
светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с
чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто
торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней
тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла
оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и
ямочку на щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
(15)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
(16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение
сосредоточенной строгости.
– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам
несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас.
(20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к
портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на
портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной,
строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки,
19
смотрел то на отца, то на мать.
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902 – 1969 гг.) – детская писательница.
Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с
детством».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного
российского лингвиста Л.Т. Григоряна: «В бессоюзных сложных предложениях разные
знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые
смысловые отношения между частями».
(1) В дверь позвонили. (2) Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3) Появились
гости. (4) Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу,
накладывали в тарелки закуску. (5) Дамы располагались в удобных мягких креслах;
мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6) Семён Петрович поднял меня с
места и представил гостям:
– (7) Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
(8) Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)
Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно
докажу справедливость слов профессора. (10) Он хлопнул меня по плечу:
– (11) Да, молодёжь нынче любопытная. (12) С ней надо говорить, надо общаться!
(13) Одна интересная дама повернулась ко мне:
– (14) Вот скажите мне, Ваня. (15) У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает
какой-то визг. (16) У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она
ничегошеньки не хочет. (17) Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и
слушает до вечера.
– (18) Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из гостей.
– (19) Дух противоречия, – убеждённо сказал другой.
– (20) А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в избалованности. (21)
Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.
– (22) О-о, это старая песня, – засмеялась дама. – (23) Получается, что если нам было тяжело,
то пусть и им будет так же? (24) Глупо!
– (25) Наверное, глупо, – согласился подтянутый. (26) Он хотел что-то добавить, но
замешкался.
(27) Семён Петрович решил переменить тему:
– (28) Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?
– (29) Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама.
(30) Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:
– (31) Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского…
– (32) 3начит, «Соловья»? – спросила Катя. (33) Она мягко коснулась пальцами клавиш –
нежно зазвучало вступление. (34) Катя запела тоненьким голоском:
– (35) Соловей мой, соловей,
Чтоб ты сдохнул, Бармалей!..
– (36) Что? – растерянно пробормотала мама.
(37) Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:
– (38) Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39) К нам гости – тут я со своим «Соловьём»! (40)
Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..
(41) Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.
(По К.
Шахназарову)*
20
* Шахназаров Карен Георгиевич — советский и российский кинорежиссёр, сценарист,
продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». Заслуженный деятель искусств
РФ.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л. С.
Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей
личности, нашей души, ума».
(1) Меня ждали шестнадцать лет… (2) Ужасно быть поздним ребёнком! (3) Я стал
драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из
которой никогда не пьют чай. (4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец
дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется
сбежать на край света.
(5) Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат
наук, работает в архитектурной мастерской. (6) А гордятся все в доме мной. (7) Это
несправедливо. (8) Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в
шутку. (9) Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
– (10) Вот ведь способный какой, а! (11) Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а
на тройку ответил!
(12) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги,
которую мы оба читали.
– (13) Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14) Всё помнит, будто вчера
читал… (15) А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(16) Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.
(17) На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
– (18) Драться, конечно, нехорошо. (19) А всё-таки смелый какой, а! (20) Ниже на две головы,
а пошёл в наступление, решился! (21) Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!
(22) Вот до чего доводит любовь!
(23) А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют. (24) Трудно разве ответить на
тройку? (25) Или запомнить содержание книги?
(26) Кретин я, что ли, какой? (27) И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две
головы» ниже Костика? (28) Хотя на самом деле всего на полголовы.
(29) Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30) Они-то ведь ждали
ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался.
(31) Но я не хочу!
(32) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них
выделять. (33) Я сказал об этом родителям.
– (34) Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35) Какой добрый, а! –
воскликнул отец.
– (36) 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37) Мы очень
рады.
(38) Вот вам и всё! (39) Они очень рады. (40) А я?..
(По А. Алексину)
Диктанты
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Повторение изученного в 5-8 классах».
Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска.
Все дни он с художницей Софьей Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на
берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан все чаще хмурился и
21
жаловался на усталость. Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни
живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.
Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из
сосновых бревен. Она чернела на зеленом небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь
и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани
молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе.
Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный
звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными
занавесками висел сушеный липовый цвет. (142 слова).
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор:
1-й вариант: рубленную (из бревен);
2-й вариант: продававших.
2. Выполните синтаксический разбор предложений:
1-й вариант: Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными
селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.
2-й вариант: Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы маленькую церковь,
рубленную из сосновых бревен.
3. Разберите по составу:
1-й вариант: переливаясь, почувствовалось;
2-й вариант: блистая, просиживал.
4. Подчеркните в тексте:
1-й вариант: составное именное сказуемое;
2-й вариант: составное глагольное сказуемое.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Сложносочиненное предложение».
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они
запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как
будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и
приятного звука пастушьего рожка, а за окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу про-
шел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Мгла эта светлела,
делалась всё прозрачнее, и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золо-
тых и розовых облаков.
Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожел-
тели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.
Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке
маленькая берёза, и почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных ли-
стьев уже лежало на полу. Через день она вся облетела.
(К.Паустовский.) (163 сл).
Грамматическое задание.
1.Произведите синтаксический разбор выделенных предложений по вариантам.
найти ССП и определить грамматическую основу и разряд союза.
2.Произвести морфемный разбор слов ОБРАДОВАЛИСЬ, ПРОЗРАЧНЕЕ, СЫПАЛИСЬ, ЛИ-
МОННЫХ.
22
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Сложноподчиненное предложение».
Из воспоминаний Шаляпина
В один поистине прекрасный день ко мне приехал Дягилев и сообщил, что предлагает мне
ехать в Париж, где он хочет устроить ряд симфонических концертов, которые ознакомили бы
французов с русской музыкой. Я с восторгом согласился принять участие в этих
концертах, уже зная, как интересуется Европа русской музыкой и как мало наша
музыка известна в Европе.
Когда я приехал в Париж и остановился в отеле, где жил Дягилев, я сразу понял, что
затеяно серьезное дело и что его делают с восторгом. Дягилев сообщил мне, что интерес
парижан к его предприятию очень велик и что хотя помещение для концертов снято в
Большой опере, но положительно нет возможности удовлетворить публику, желающую
слушать русскую музыку.
Успех концертов был солиден, и это подало нам мысль показать в будущем сезоне русскую
оперу, например «Бориса Годунова». Мы ставили спектакль целиком, что невозможно в
России вследствие цензурных условий. Сначала мы устроили генеральную репетицию, при-
гласив на нее избранное общество Парижа. Так же великолепно, как генеральная репетиция,
прошел и первый спектакль. Артисты, хор, оркестр и декорации — все было на высоте.
Минуты великого счастья переживал я благодаря искусству, страстно любимому мною. Лю-
бовь — это всегда счастье, но любовь к искусству — величайшее счастье нашей жизни!
(По М Горькому) (196слов)
Грамматическое задание.
1.Произведите синтаксический разбор выделенных предложений по вариантам.
найти СПП и определить грамматическую основу и разряд союза.
2.Произвести пунктуационный разбор предложений с тире.
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.
День был совершенно ясный, тихий, жаркий. Мириады комаров буквально облепляли
лицо, спину и руки. Собака сделалась сивою из черной: спина ее вся была покрыта комарами.
Оленин готов был бежать от комаров: ему уже казалось, что летом и жить нельзя в
станице. Он уже шел домой, но, вспомнив, что живут же люди, решился вытерпеть и стал
отдавать себя на съедение.
И странное дело, к полдню это ощущение стало ему даже приятно. Ему показалось даже,
что ежели бы не было этой окружающей его со всех сторон комариной атмосферы, этого ко-
мариного теста, которое под рукой размазывалось по потному лицу, и этого беспокойного
зуда по всему телу, то здешний лес потерял бы для него свой характер и свою прелесть.
Эти мириады насекомых так шли к этой дикой, до безобразия богатой растительности, к
этой бездне зверей и птиц, наполняющих лес, к этой темной зелени, к этому пахучему, жарко-
му воздуху, к этим канавкам мутной воды, везде просачивающейся из Терека, что ему стало
приятно именно то, что прежде казалось ужасным и нестерпимым. Обойдя то место, где вче-
ра он нашел зверя, и ничего не встретив, он захотел отдохнуть.
Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно доставало ему спину и голову. Семь тя-
желых фазанов до боли оттягивали ему поясницу. Он отыскал вчерашние следы оленя, подо-
брался под куст в чащу, в то самое место, где вчера лежал олень, и улегся у его логова. Ему
было прохладно, уютно: ни о чем он не думал, ничего не желал.
(Л.Толстой) (237
слов)
23
Грамматическое задание
1.Запишите под диктовку и озаглавьте текст, выделите микротемы.
2. Подчеркните грамматические основы сложных предложений и назовите вид связи между
частями сложного предложения, объясните графически постановку знаков препинания.
3.Составьте схему выделенного предложения, определите вид придаточного.
5.Определите и надпишите, союзом или союзным словом присоединяются придаточные
к главной части.
6.Ответьте на вопрос: «Помогает ли употребление однородных членов предложения точнее и
образнее описывать события, явления, предметы действительности?»
Критерии оценивания работы
Диктант проверяется и оценивается в соответствии с нормами по предмету, задание предпо-
лагает следующие критерии оценивания:
часть А – обязательный уровень;
часть В – продвинутый уровень;
часть С – творческий уровень.
номер за-
дания
умения в соответствии с программой и ключевыми
задачами по теме
А 1
проверка орфографической и пунктуационной гра-
мотности
А 2
озаглавливание текста, деление его на абзацы
А 3
выделение грамматических основ, нахождение СПП
с указанием вида придаточных, составление схемы
В 1
различение союза и союзного слова
С
рассуждение на лингвистическую тему
Диктант
Отметка
Число ошибок (орфографических / пунктуационных)
«5»
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4»
1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки
однотипные)
«3»
3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5,
«2»
5/9, 6/8
Грамматическое задание
№1
№2
№3
№4
№5.1
№5.2
№6
1
5
7
1
5
3
7-8
отметка
Кол-во баллов
«5»
29-30
«4»
26-28
«3»
21 -25
«2»
20 и ниже
Проверочная работа по теме
«Сложные предложения с разными видами связи».
В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?
24
I. Впрочем (1) странный человек
пошёл покорно (2) как заведённая машина (3)
туда (4) где над городом стояло зарево (5) и (6) точно венец (7) плавало в воздухе кольцо
электрических огней.
1) 1, 2, 4, 5, 6, 7;
3) 1, 2, 3, 4, 6, 7;
2) 2, 3, 4;
4) 2, 4, 6, 7.
Иной раз (1) бывало (2) так жарко (3) что хотелось провести день у воды (4) и (5) если не
искупаться (6) то просто полюбоваться на бегущую среди живописных берегов Москву-реку.
1 )
3 , 5 , 6 ;
3 ) 1 , 2 , 3 , 5 , 6 ;
2 )
3 , 4 , 5 , 6 ;
4 ) 3 , 6 .
Джунгли немного поутихли (1) и (2) хотя тишина их была всё же относительной (3) звуки (4)
производимые людьми и машинами (5) стали чётче.
1) 1, 3, 5;
3) 1, 2, 3, 4, 5;
2) 1, 3, 4;
4) 3, 4, 5.
Клим знал (1) что всё равно никуда не денется (2) и (3) что (4) когда прозвенит третий звонок
(5) послушно встанет и двинется на сцену (6) которую ещё пять-шесть лет назад почитал (7)
почти как пьедестал почёта, а теперь проклинает (8) как свой эшафот.
1) 1, 2, 5, 6, 7, 8;
3) 1, 4, 5, 6, 8;
2) 1, 5, 6;
4) 1, 6, 7, 8.
Он до сих пор молчал (1) и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на
него оглянулись (2) и (3) вероятно (4) все подивились (5) как он мог до сих пор оставаться
незамеченным.
1) 2, 5;
3) 1, 2, 3, 4, 5;
2) 1, 3, 4, 5;
4) 2, 3, 4, 5.
Стремительнее ветра он [Суворов] облетел весь полуостров (1) и (2) где бы ни появлялся (3)
везде вырастали (4) словно из-под земли (5) укрепления.
1) 1, 3, 4, 5;
3) 1, 2, 3, 4, 5;
2)2, 3, 4, 5;
4) 1, 3.
И (1) когда занялась заря (2) стало видно (3) что погода будет хорошая (4) и (5) что сегодня
дождя не будет.
1)1, 2, 3, 4;
3) 3, 4, 5;
2 ) 1 , 2 , 3 ;
4 ) 2 , 3 .
Чувствуется (1) что (2) когда он [Пушкин] собирал материал к своей истории Пугачёва (3) и
(4) когда он писал её (5) он и в этом случае оставался поэтом.
1 ) 1 , 2 , 3 , 4 , 5 ;
3 ) 1 , 2 , 5 ;
2) 1, 5;
4) 1, 3, 5.
Я подумывал о том (1) что не знаю (2) где берег (3) и (4) что (5) если сейчас останусь один (6)
не буду знать (7) куда мне плыть.
1) 1, 6, 7;
3) 1, 2, 3, 5, 6, 7;
2)1, 2, б, 7;
4) 1, 2, 3, 6, 7.
25
Оставшись наедине (1) он ходил по лесу большими шагами (2) ломая попадавшиеся ему
ветки (3) и (4) браня себя вполголоса (5) или забирался в сарай на сеновал и (6) упрямо
закрывая глаза (7) заставлял себя спать.
1)1, 4, 5, 6;
3) 1, 2, 5, 6, 7;
2)2, 3, 4, 5, 7;
4) 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Проверочная работа по теме
«Бессоюзные сложные предложения».
1. Сколько простых предложений в составе сложного предложения?
Дождь только что перестал, облака быстро бежали, глубоких просветов становилось все больше
и больше на небе (Чехов).
1) 2; 2) 3; 3) 4.
2. Какое предложение является бессоюзным?
Наступили те неустойчивые дни, когда зима еще не кончилась, а весна по-настоящему еще не
начиналась (Осеева).
В это время подъехала к крыльцу бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою
маленькую жену и пропустил ее вперед (Толстой).
Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло: сквозь нее весной видно вглубь на сорок
метров (Михайлов).
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые?
Часы шли (1)было уже полдевятого (2) все уже уехали на тракторе в лес.
1) 1;
2)1,2;
3) 2.
4.
Какой знак должен стоять на месте цифры?
Дед оказался прав (1) к вечеру пришла гроза (Паустовский).
запятая;
двоеточие;
тире;
точка с запятой.
5. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить двоеточие?
Посередине улицы шагает ночной сторож с трещоткой в руке (...) рядом с ним трясется
собака (Горький).
Он попробовал пошевелить левой рукой она не двигалась (Паустовский).
Я любил бродить с ним по лесам он знал все тропы, все глухие углы леса, все травы, кустарники
(Паустовский).
6. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
1) Погода стояла сосем неблагоприятная по временам шел мелкий осенний дождь и постоянно
дул страшный ветер (Арсеньев).
Облако пройдет озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом (Григорович).
Обычно мы помогаем друг другу один чистит картошку, другой растапливает печь (Васильев).
7. В каком предложении есть обобщающее слово, после которого,
ставится двоеточие?
Выжженная трава глядит уныло и безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей
(Чехов).
26
Все это: и ночь, и даль, и горы, и звезды, и туманы - казалось мне исполненным невиданной
прелести (Короленко).
Он смущенно оглядел комнату: в ней не было ни зеркала, ни полотенца (Эренбург).
27