Автор: Пензар Римма Файзеловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ РСОШ №9
Населённый пункт: Развильное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: классный час "Разговор о правильном питании".
Раздел: начальное образование
МБОУ РСОШ №9
Методическая разработка
классного часа
« Разговор о правильном питании».
Автор: Пензар Римма Файзеловна
Ростовская область Песчанокопский район с.Развильное
2О19 г.
Классный час
«Разговор о правильном питании»
Цель: создать условия для формирования правильного отношения к
своему здоровью через понятие здорового питания.
Задачи:
- формировать у учащихся представление о здоровье как одной из
важнейших жизненных ценностей;
- развивать чувство ответственности за здоровье своего организма;
- убедить учащихся в необходимости и важности соблюдения
режима питания;
- обобщить имеющиеся знания о правильном питании как одной
из составляющих здорового образа жизни;
-
учить
детей
выбирать
полезные
продукты
для
здорового,
рационального питания и составлять правильный режим питания.
Оборудование:
воздушный резиновый шарик; 2 стакана воды пустые бутылки и
коробки из-под кока-колы, пепси-колы, фанты, чая, сока, молока,
минеральной воды; разовые стаканчики ; рабочие листы.
Оборудование:
- компьютер, проектор, электронная презентация;
- интерактивная доска;
- возлущный шарик, ;
- магнитная доска;
- наглядные пособия и детские рисунки на тему: «Здоровое
питание»;
- муляжи продуктов на подносах (зерновые, молочные, мясные
продукты, фрукты, овощи, сладости);
- листок исследований и ручка у каждой группы (для выполнения
заданий) .
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся смогут сделать выбор – правильное питание.
2. Полученные знания помогут детям ориентироваться в
ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее
полезные.
3. Учащиеся смогут оценивать и составлять свой режим питания.
4. Школьники получат дополнительные знания в области истории,
литературы, что будет способствовать расширению их общего
кругозора.
5. Учащиеся приобретут навыки взаимодействия со сверстниками
при работе в группах.
Методы:
1. Словесный, репродуктивный, беседа.
2. Наглядный, проблемно-поисковый.
3. Практический.
4. Игровой.
5. Метод применения ИКТ.
Форма организации:
Общеклассная, индивидуальная, работа в группах.
-Ребята, я рада видеть вас в прекрасном настроении. Все ли
- Ребята, когда вы встречаете знакомых, друзей, гостей, вы что им
говорите? Как вы их приветствуете? (Здравствуйте)
- Какое пожелание вы предаёте этим словом (желаем доброго
здоровья, быть здоровыми).
- А как вы понимаете, что же такое здоровье?
(Предполагаемые ответы: здоровый человек не болеет, он сильный,
смелый, ловкий, выносливый, добрый, бодрый и весёлый, ему
любая работа по плечу, хорошо работает или учится…)
-А что надо делать человеку, чтобы быть здоровым?
(Предполагаемые ответы: закаляться, делать зарядку, заниматься
спортом, больше двигаться, чистить зубы, следить за чистотой
своего тела и т. д.)
В общем, надо вести здоровый образ жизни.
-Вот и мы с вами начнем наше занятие с зарядки
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Как называется тема нашего
занятия?», и «Чем мы сегодня будем заниматься?»
- А поможет вам ответить на эти вопросы стихотворение
С.Михалкова
Юля плохо кушает, Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка! – Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд,
Прикрывает Юля рот.
- Супик? – Нет.
- Котлетку? – Нет.
Стынет Юлечкин обед
Что с тобою Юлечка?
Ничего, мамулечка!
- Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
- Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Робин Бобин Барабек
Скушал 40 человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом.
А потом и говорит:
У меня живот болит
-Почему заболел живот у героя стихотворения К.И. Чуковского
«Барабек»?
-Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?
Вывод: Одним из главных условий здоровь является
правильное питание
-Правильно и мы сегодня поговорим о правильном питании,
-А помогать нам будут Смешарики
- А для чего нам нужно правильно питаться?( Чтобы встать и
чтобы сесть, прыгать, кувыркаться. Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться)
- Значит, еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность
нашего организма.
- А какой должна быть еда? (вкусной)
-Вот и Нюша тоже считает, что еда должна быть вкусной. И даже
составила для вас Своё меню на целый день
-Посмотрите. Вкусно? А полезно ли?
- Давайте разберемся в этой ситуации.
Правильное питание – что это? (Правильно питаться - это значит
есть пищу, содержащую полезные вещества.
- Совершенно верно, это полезное питание.
За многие годы были сформулированы три основных правила в
питании.
И сегодня мы раскроем с вами секреты здорового питания
Секрет первый - умеренность
- Кто из вас когда нибудь объедался?
- Вы правы. Переедание очень вредно вашему организму.
Посмотрите, что происходит с нашим желудком, когда мы
буквально набиваем его пищей.
(Учитель демонстрирует воздушный резиновый шарик,
заполненный водой, проходит мимо каждой группы и даёт
возможность ощутить его тяжесть.)
- Как и воздушный шарик, наш желудок, переполненный едой,
начинает «страдать», потому что он не может справиться с таким
большим количеством пищи.
Вывод: надо умеренно питаться
Секрет второй разнообразие
-Давайте разберёмся, что мы едим и чем полезны продукты
- На доске вы видите различные картинки полезных продуктов
(фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, рыба, курица, крупы).
- Разбейтесь на группы в зависимости от картинок, которая у вас
в руках: 2группа – фрукты– овощи, 3 группа – молочные продукты,
4 группа – рыба, курица, мясо, 1 группа – крупы.
- Каждая группа, назовите чем полезны выбранные вами продукты.
( После объяснений команды составляют пирамиду питания)
Выступления детей:
1 группа
1.
Молоко – полезный продукт:
2.
в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины.
3.
Молоко богато кальцием,
4.
Из питательных веществ, которые есть в молоке,
5.
строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
2 группа
1.Фрукты, овощи необходимы для поддержания здоровья
человека.
2.Во фруктах и овощах содержится большое количество
витаминов и углеводов.
3.Витамин А, который содержится в моркови,
очень важен для зрения и влияет на рост организма
4 .Витамин С , который содержится в лимонах, апельсинах,
5.укрепляет организм, и человек меньше подвергается
простудным заболеваниям
3 группа
1.
Рыба и мясо– очень полезный продукт.
2.
В рыбе и мясе содержатся белки, жиры,минеральные
вещества и витамины А и В,Д
3.
которые влият на рост организма
4.
дают запас энергии
5.
улучшает работу мозга;
4 группа
1.Крупы содержат большое количество полезных веществ,
2.богаты насыщенными белками, клечаткой
3, минеральными веществами, углеводами.
4.А белки – это важный материал для строительства клеток.
5.А это очень важно для детского растущего организма.
-Назовите какие продукты остались?
Выберите полезные продукты
-Правильно ,ребята.но для нормальной деятельности организму
требуются и витамины, и белки ,как строительный материал и
углеводы и жиры, которые являются для нашего организма
источником энергии..
- Какие ещё продукты остались?
-А почему мы не поместили в пирамиду полезных продуктов?
-Правильно, ребята, это не полезные продукты.
Многие из этих продуктов вы очень любите и часто покупаете в
магазине. Вот, например, всеми вами любимые лимонад, кириешки,
чипсы, сухарики. содержат различные химические соединения,
которые разрушают наш организм.
Полезные напитки.
-Помимо правильной, здоровой пищи человеку необходимо
достаточное питьё..
- Какими напитками вы утоляете жажду? (На столе
выставляются пустые коробки бутылки из-под различных
напитков.)
-Разделите напитки на полезные и вредные для здоровья. К столу
выходят по одному представителю от каждой команды.
Проведение опыта «Вулкан»
- Для того, чтобы продемонстрировать, какой вред может нанести
употребление вредных продуктов вашему организму, предлагаю
провести такой опыт. Перед вами напиток Пепси, поднимите руку,
кто часто употребляет этот напиток? А вот это обычная конфета,
Ментос, ее вы тоже любите. Давайте опустим эту конфету в
бутылку с напитком (ребенок выходит и помогает). Посмотрите,
какая реакция может произойти в нашем организме при
употреблении этих продуктов.
Игра Физминутка. Полезно – неполезно. (Полезный продукт –
поднимают руки вверх с радостью, не полезный – приседают,
прячутся)
Яблоко, торт, огурцы, рыба, карамель, морковь, творог,
жевательная резинка, укроп, куриное мясо, гамбургер, клюква,
чипсы, шоколад. Рыба, пепси-кола, кефир, морковь, чипсы, торты,
геркулес, шоколадные конфеты, творог, копчёная колбаса, яблоки,
апельсины, «Сникерсы» и др
Секрет третий. Своевременность
Для поддержания здоровья каждому человеку необходимо
соблюдать режим питания.
- Как называются приёмы пищи в течение дня?
Завтрак
-Покажите время завтрака.
Работа детей с циферблатами часов:
Завтрак дома 7.30.-8.00
Горячий завтрак в школе10.40.
-А вы сегодня завтракали?
( Наш организм наиболее активно расходует энергию в утренние
часы, поэтому завтрак должен быть калорийным.)
-Попробуем выяснить, что можно кушать на завтрак.
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(Каша)
- Каша наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит
необходимое количество питательных веществ.
Игра «Знатоки» В этой игре предлагается детям найти в
стаканчиках знакомые крупы: манную, гречневую, рисовую,
овсяную (обратить на цвет, форму, размеры)
- На завтрак можно кушать и творожные блюда, блюда из яиц.
Дополнительно сыр, рыбу, сосиски.
Разговор об обеде.
Работа детей с циферблатами часов:
Обед – 12 00.
- А сколько блюд должно быть на обед?
(Обед должен состоять из 4 блюд: закуски, первого блюда, второго
блюда, третьего блюда. Каждая составляющая обеда выполняет
свою функцию: закуска, вызывающая сокогонный эффект,
подготавливает желудочнокишечный тракт к процессу
пищеварения, первое, второе блюда обеспечивают организм
необходимым количеством питательных веществ, третье блюдо (как
правило, это соки, компоты), поддерживает водный баланс
организма, а также содержит витамины. Для того, чтобы пища была
хорошо усвоена, необходимо, чтобы ребенок обедал всегда в одно и
тоже время.)
Игра «Приготовь блюдо».
Задание: приготовьте традиционные русские блюда. (выберете
продукты, необходимые для этого). На столе разложены карточки с
названиями продуктов или рисунки.
а) ЩИ,
вода, молоко, чай;
картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, лук, , морковь,
зелень, редис;
соль, сахар;
майонез, сметана.
б) УХА
вода, лимонад, квас;
-рыба, мясо,
соль, перец, сахар, горчица;
огурец, картофель, морковь, помидор.
в) ОКРОШКА
вода, квас, ряженка;
огурец, картофель, помидор, морковь, лук, редис;
вареное яйцо, сухари;
сметана, хрен, горчица.
г)БОРЩ
вода, молоко, чай;
картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, морковь,
болгарский перец ,лук,зелень, редис;
соль, сахар;
майонез, сметана.
СЛАЙД
Разговор о полднике.
Работа детей с циферблатами часов
Полдник - 16.00.
- Что включает в себя полдник?
( Слово учителя. Полдник или перекус обычно бывает легким и
включает свежие фрукты или ягоды молоко или кисломолочные
напитки (кефир, ряженку, простоквашу, ацидофилин и др.) и
булочку, которые изредка можно заменить мучным блюдом
(оладьями, блинчиками), а также кондитерскими изделиями
(печенье, сухариками, вафлями)
Конкурс -викторина «Знатоки фруктов»
С закрытыми глазами по запаху определить, что это?(Фрукты
нарезаны и лежат на тарелочке)
Разговор об ужине.
Работа детей с циферблатами часов
Ужин – 18 000.
-Это последний приём пищи. На ужин лучше есть легкую пищу.
- А почему на ужин лучше есть легкую пищу?
(Чтобы хорошо спать ночью, на ужин лучше есть легкую пищу:
запеканки, творог, омлет, овощные блюда, фрукты. А перед сном,
главное, не наедаться
, а лучше выпить стакан кефира или йогурта. Последний прием
пищи должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна.)
-Что мама готовит вам на ужин?
чтение названия блюд, которые кушают на ужин
запеканки творожные, из риса, из макарон
вареники
оладушки со сметаной
тефтели с рисом
картофель тушёный с овощами
картофельные клёцки с сыром
Учитель. Итак, мы раскрыли 3 секрета здорового питания.
-Как надо питаться?
(Питаться нужно разнообразной полезной пищей,
умеренно,соблюдая режим питания).
-Теперь давайте вспомним все, о чем мы сегодня говорили и
постараемся помочь Нюше правильное меню для Юли и Робина .
Работа в группах
1.Составляем меню для Юли и Робина
Выбираем представителя, который будет вашу работу защищать.
На задание 2 минуты.
( У детей на парте лист исследования).
Делаем вывод:
Какие правила питания нужно соблюдать, чтобы оставаться
всегда здоровым?
Секреты здорового питания.
Питаться нужно регулярно, соблюдая режим.
Пищу необходимо тщательно пережевывать.
Во время приема пищи нельзя заниматься посторонними
делами (читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать).
Пища должна быть свежей, правильно приготовленной.
Главное – не переедайте!
Больше ешьте зелени, овощей и фруктов.
Не злоупотребляйте сладостями.
Ужинайте за 2 часа до сна.
Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа
жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть
здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть.
Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а
лицо излучает улыбка.
(Все участники в конце мероприятия получают правила
«Секреты здорового питания»)
ПРИОЖЕНИЕ
Меню №1
1 Завтрак:
пряники, конфеты,
лапша быстрого приготовления с приправами,
сладкий чай.
2 Завтрак:
шоколадка,
пепси-кола (кока-кола, фанта, спрайт).
Обед:
2 кусочка торта,
куриный окорочок (копчёный),
рожки отварные с кетчупом,
какао.
Полдник:
батончик «Сникерс», фанта.
Ужин:
рыба жареная,
картофельное пюре,
морковь по-корейски,
кофе, пирожное.
Меню №2
1 Завтрак:
каша гречневая с молоком,
хлеб пшеничный с маслом,
какао с молоком.
Завтрак: груша.
Обед:
салат из свежих овощей,
щи со сметаной,
ёжики в сметанном соусе с отварным картофелем,
компот,
хлеб ржаной.
Полдник: йогурт, печенье.
Ужин:
творожная запеканка со сгущённым молоком,
чай с сахаром,
хлеб пшеничный, кефир
Секреты здорового питания.
Питаться нужно регулярно, соблюдая режим.
Пищу необходимо тщательно пережевывать.
Во время приема пищи нельзя заниматься посторонними
делами (читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать).
Пища должна быть свежей, правильно приготовленной.
Главное – не переедайте!
Больше ешьте зелени, овощей и фруктов.
Не злоупотребляйте сладостями.
Ужинайте за 2 часа до сна.
Питаться нужно регулярно, соблюдая режим.
Пищу необходимо тщательно пережевывать.
Во время приема пищи нельзя заниматься посторонними
делами (читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать).
Пища должна быть свежей, правильно приготовленной.
Главное – не переедайте!
Больше ешьте зелени, овощей и фруктов.
Не злоупотребляйте сладостями.
Ужинайте за 2 часа до сна.
Питаться нужно регулярно, соблюдая режим.
Пищу необходимо тщательно пережевывать.
Во время приема пищи нельзя заниматься посторонними
делами (читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать).
Пища должна быть свежей, правильно приготовленной.
Главное – не переедайте!
Больше ешьте зелени, овощей и фруктов.
Не злоупотребляйте сладостями.
Ужинайте за 2 часа до сна.