Напоминание

"Практический опыт по сохранению стабильного уровня успеваемости в кадетском корпусе"


Авторы: Алексашкин Александр Юрьевич, Симикин Вячеслав Михайлович
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярский кадетский корпус имени А.И.Лебедя"
Населённый пункт: г.Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Практический опыт по сохранению стабильного уровня успеваемости в кадетском корпусе"
Раздел: полное образование





Назад




ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ПО СОХРАНЕНИЮ СТАБИЛЬНОГО УРОВНЯ УСПЕВАЕМОСТИ

В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ.

Традиционно считается, что снижение качества успеваемости воспитанников

из года в год на протяжении всего периода обучения в кадетском корпусе — явление

неизбежное и бороться с ним бесполезно. Появление новых предметов, увеличение

объема

и

сложности

изучаемого

материала,

психологические

особенности

«переходного возраста» подростков являются основными реально действующими

факторами, которые влияют на успеваемость наших кадет.

Можно ли что-то противопоставить этим весомым аргументам? Мы считаем,

что при определенной системе работы кадетский коллектив способен сохранить

высокий

уровень

учебной

успеваемости,

либо

свести

потери

отличников

и

ударников к минимуму.

Для

того,

чтобы

выработать

реально

действующую

систему

необходимо

определить стоящие перед нами задачи, так как цель уже определена – сохранение

стабильного уровня успеваемости на протяжении всего периода обучения с 5 по 11

класс.

При

выработке

основных

направлений

по

работе

с

успеваемостью

нами

вычленены следующие основные задачи:

1)

Выявление

проблем:

определение

группы

отстающих,

регулирование

самоподготовки; взаимодействие с учителями;

2)

Профессиональное

развитие

воспитателей:

аттестация,

служебные

совещания,

работа

с

документами,

курсы

повышения

квалификации,

самообразование;

3)

Создание и развитие благоприятного психологического климата в роте:

публичные награждения кадет на общеротных построениях, призы от родительского

комитета в качестве поощрения, формирование

у

воспитанников уважительного

отношения друг к другу, внимание к каждому кадету, к их успехам и достижениям,

выступления перед кадетами выпускников роты;

4)

Соблюдение норм и правил, принятых в кадетском корпусе. Постоянное

внимание к вопросам, связанным с соблюдением дисциплины во всех областях

кадетской жизни. Единство педагогических требований со стороны воспитателей;

5)

Взаимодействие с узкими специалистами, с родителями.

Для

того,

чтобы

точно

представлять

уровень

успеваемости

и

во

взводах

(классах) и в роте (курсе) в целом ведется постоянная целенаправленная работа по

контролю за учебой (ежедневные и еженедельные подведения итогов во взводах,

ежемесячные

и

четвертные

в

роте).

Промежуточные

итоги

естественно

также

отслеживаются

к

ежемесячным

взводным

родительским

собраниям.

Все

это

позволяет

виртуально

распределить

воспитанников

по

группам

успеваемости:

«отличники», «ударники», «с одной тройкой (так называемый резерв)», «хорошо и

удовлетворительно»

и

группа

«аутсайдеров»,

имеющих

проблемы

в

освоении

отдельных предметов

в

объеме,

предусмотренном

учебными

программами.

Эта

дифференциация

позволяет

в

дальнейшем

точечно

работать

с

представителями

каждой из групп в объёмах и формах, соответствующих их способностям на данный

временной отрезок. Зачастую кадетам, хорошо успевающим, лишь необходимо дать

направление

решения

учебной

задачи,

а

с

отстающими

проработать

задачу

несколько раз.

Одним из главных факторов, влияющих на качественную учебу в корпусе,

является

правильная

организация

самостоятельной

подготовки.

Здесь

основное

внимание уделяется следующим направлениям:

1.

Организация режима тишины в классных помещениях;

2.

Четкое соблюдение правил обращения воспитанников к воспитателям и

друг к другу;

3.

Поддержание чистоты в классном помещении дежурными кадетами;

4.

Переодевание сменной обуви всеми воспитанниками;

5.

Проведение физминутки в середине каждого часа самоподготовки;

6.

Проветривание кабинетов во время перемен;

7.

Кварцевание

кабинетов

переносной

лампой

во

время

отсутствия

воспитанников;

8.

Подведение итогов дежурств по классу, поощрение лучших;

9.

Наличие

информации

о

заданных

уроках

на

доске

(обязанность

дежурного кадета);

10.

Расход личного состава на доске (обязанность дежурного кадета);

11.

Организация помощи кадет друг другу при решении трудных задач;

12.

Контроль посещения кружков и секций дополнительного образования с

помощью дневников второй половины дня;

13.

Еженедельное подведение итогов обучения с выставлением оценок всем

отделениям и воспитанникам взводов.

В

процессе

организации

самостоятельной подготовки воспитателями

роты

делается

особый

упор

на

личном

общении

и

взаимодействии

с

учителями-

предметниками. Именно с их помощью удается дифференцированно ставить задачи

нашим

воспитанникам

по

выполнению

домашнего

задания

и

добиваться

положительных

результатов.

Например,

при

наличии

информации

о

снижении

учебы

у

какого-либо

кадета,

данному

воспитаннику

рекомендуется

перераспределить

время

самоподготовки,

выделить

час

для

дополнительных

занятий, жертвуя при этом любимыми занятиями не учебного профиля... Кроме

этого подобная информация оперативно доводится до законных представителей

воспитанников, которые после этого знают над чем работать со своими детьми во

время еженедельных увольнений.

Каждую

четверть,

в

предпоследней

декаде,

проводится

объединённое

методическое

совещание

по

вопросам

учебы

в

роте

с

привлечением

классных

руководителей,

учителей-предметников

и

воспитателей,

где

рассматриваются

предварительные

итоги

четверти

и

возможности

положительной

коррекции

успеваемости отдельных воспитанников.

Неотъемлемой частью работы по повышению качества успеваемости является

профессиональное

развитие

воспитателей.

Все

офицеры-воспитатели

роты

аттестованы и имеют высшую или первую квалификационную категорию, регулярно

проходят курсы профессиональной переподготовки.

Вопросы

воспитания

и

сопровождения

кадет

регулярно

затрагиваются

на

ежедневных совещаниях у командира роты, где совместно вырабатываются методы

работы

с

проблемными

кадетами

и

происходит

обмен

опытом

по

типичным

ситуациям.

Важным

фактором,

влияющим

на

состояние

учебы,

является

создание

благоприятной психологической атмосферы в роте. Вся непосредственная «живая»

работа командиров направлена на формирование «культа учебы»:

1.

Все

грамоты,

медали,

дипломы,

всевозможные

поощрительные

знаки,

которыми отмечаются наши воспитанниками, вручаются командиром роты

кадетам на ротных построениях в присутствии всего личного состава. Это

позволяет наиболее широко пропагандировать успехи отличившихся;

2.

Еженедельно,

ежемесячно

и

каждую

четверть

подводятся

итоги

успеваемости

во

взводах

и

в

роте

в

целом.

Лучшие

кадеты

получают

поощрения;

3.

Кадеты, имеющие очень высокий балл по учебе за неделю, могут получить

льготы

при

субботнем

увольнении,

что

тоже

мотивирует

на

хорошую

успеваемость. Данная мера, естественно, применяется дифференцированно,

с учетом всех обстоятельств;

4.

Информация о состоянии учебы

еженедельно вывешивается на стендах в

классных

помещениях, а

четвертные

итоги

присутствуют

на стендах

в

спальном помещении роты;

5.

Информация и

о положительных моментах, и о проблемных ситуациях,

связанных

с

учебой,

ежемесячно,

а

при

необходимости

оперативно,

доводится до членов родительского комитета и законных представителей

кадет;

6.

Выпускники роты (как и обучающиеся в высших учебных заведениях, так и

закончившие ВУЗы и работающие или служащие) регулярно посещают

кадетский корпус и выступают перед воспитанниками роты. Во время таких

бесед, естественно, поднимаются вопросы учебы и подготовки к ЕГЭ, как

важного шага на пути правильного профессионального выбора.

Не для кого не секрет, тот факт, что уровень успеваемости на прямую зависит

от

дисциплины.

Соответственно

строгие

требования

к

соблюдению

своих

обязанностей

всеми

воспитанниками

культивируются

в

роте

и

создают

ту

позитивную среду, которая позволяет добиваться желаемых результатов. Законом

для

всех

командиров

является

принцип

единства

педагогических

требований.

Каждый кадет в роте знает, что реакция любого из воспитателей на какой-либо

поступок будет одинакова.

Соблюдение порядка требуется во всех областях кадетской жизни:

1.

Распорядок дня;

2.

Ношение кадетской формы одежды;

3.

Личная и общественная гигиена;

4.

Порядок в классах и спальных помещениях;

5.

Культура речи;

6.

Соблюдение кадетских ритуалов;

7.

Поведение на уроках, самоподготовке, в корпусе и за его стенами.

Дисциплинированный кадет – это, в основной своей массе, успешный кадет, в

т.ч. и в учебе.

Огромную

помощь

в

воспитательной

работе

с

различными

категориями

воспитанников нам оказывают узкие специалисты: психолог и социальный педагог.

Взаимодействие

с

ними

позволяет

во

многих

случаях

положительно

влиять

на

проблемные ситуации с нашими кадетами. Законные представители воспитанников в

основной массе охотно идут на сотрудничество с данной категорией сотрудников

корпуса и прислушиваются к их рекомендациям в плоскости решения вопросов,

связанных с успеваемостью.

Родители

кадет

постоянно

в

течение

всего

учебного

года

подробно

информируются

о

состоянии

учебы

кадет,

что

позволяет

нам

влиять

на

воспитанников, в том числе и в домашней обстановке. На регулярные (ежемесячные)

взводные

родительские

собрания

постоянно

приглашаются

учителя-предметники

для общения с родителями по всем спектрам вопросов, касающихся их предметов.

На

заседаниях

родительского

комитета

роты

аналитическая

информация

по

успеваемости взводов доводится до актива родительской общественности, а через

них транслируется остальным законным представителям кадет. В младших классах

воспитатели имеют возможность побеседовать с законными представителями кадет

еженедельно

по

субботам,

когда

воспитанников забирают

в

увольнение,

на

различные темы в том числе и по вопросам успеваемости. При необходимости

оперативное

информирование

родителей

о состоянии

учебы

и

дисциплины

проводится по телефону моментально без задержки. Надо отдельно отметить тот

факт, что мы стараемся освещать родительской общественности все аспекты жизни

их детей в корпусе. Это облегчает взаимопонимание воспитательского коллектива и

родителей,

и свести

к

минимуму

моменты

недопонимания

или

искажения

информации, учитывая, что пять с половиной дней из семи кадеты проводят в

кадетском корпусе.

Постоянное

и

неукоснительное

следование

вышеуказанным

направлениям

работы позволяет нам поддерживать высокий уровень успеваемости в кадетской

роте на протяжении всего времени обучения в корпусе.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники