Напоминание

Дифференциация гласных а - я.


Автор: Абрамова Наталия Алексеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Дифференциация гласных а - я.
Раздел: начальное образование





Назад




Занятие по теме

«Дифференциация гласных I , II ряда.

А-Я.»

Методическая разработка

Подготовила учитель- логопед МОУ Лицей №6

Абрамова Наталия Алексеевна

Цели:

Коррекционно-образовательная:

- совершенствование навыка дифференциации звуков А-[ЙА] и буквы их

обозначающие;

- выделение данных звуков из слогов, слов, предложений, совершенствование

навыка словоизменения, словообразования.

Коррекционно-развивающая:

- развитие функций фонематического слуха;

- овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции

звука;

-расширение словарного запаса;

- развитие самоконтроля: зрительного, тактильного и слухового.

Коррекционно-воспитательная:

- развитие умения владеть собой;

- уверенности в своих силах.

Оборудование: схемы букв, звуков, разрезная азбука, индивидуальные карточки,

деформированные предложения, наглядные пособия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто ответит на вопрос.

- Чем отличается гласный звук от согласного.

- В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука?

- Где в слове могут находиться данные звуки и буквы?

2. Артикуляционная гимнастика.

мимическая гимнастика.

Покажи мимикой как ты выглядешь:

- когда растроен;

- когда радостный;

- когда удивленный

артикуляционная гимнастика.

«Лягушка – Хоботок»

Чередовать упражнения пока я читаю стихотворение:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есто у меня.

соедим согласный звук П с гласной А,Я.

Па-па-па, па-па-па

Пя-пя-пя, пя-пя-пя

- Какие слоги получились?

- Как звучит согласный звук перед гласной А?

- Как звучит согласный звук перед гласной Я?

3. Сообщение темы урока.

- Догадайтесь, над какими звуками мы будем работать?

- Будем учиться различать буквы А, Я, звуки, которые они обозначают.

Тема сегодняшнего урока: «Гласная А, Я.»

4. Изучение нового материала.

На обложке букваря

Друг за дружкою стоят

Тридцать три девицы-

Все красавицы.

АЛФАВИТ

-Правильно!.

-Какой звук вы слышите в начале слова? [А]

- Посмотрите.

На доску вывешивается слово.

-А какая буква пишется в начале слова?

На доску вывешивается логопрофиль и буква.

А ---- [А]

При произношении звука [А]

- широко открыт рот;

- челюсть опущена;

- язык лежит спокойно и плоско;

- кончик языка, удержанный за нижними зубами.

Давайте споем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!

Буква Я

Всегда была

Всем и каждому мила,

Но советую, друзья,

Помнить место

Буквы Я

На доску вывешивается буква Я

-Буква Я может обозначать 1 или 2 звука.

Круглый, гладкий и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют?

Оттого, что он надут.

МЯЧ

- Правильно! Какой звук вы слышите в середине слова? [А]

На доску вывешивается слово МЯЧ.

-А какая буква пишется в середине слова?

-Сколько звуков обозначает буква Я?

-На что она указывает?

На доску выставляется зеленый магнит.

Круглое, румяное.

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

ЯБЛОКО

На доску вывешивается слово ЯБЛОКО.

- Буква Я обозначает 2 звука [ЙА], когда стоит в начале слова.

Давайте посмотрим, что происходит в ротике при произношении Я.

При произношении ЙА

- кончик языка касается нижних зубов;

- спинка языка сильно выгнута горкой;

- голосовые связки работают.

Соедини Й+А попой песенку и получится ЯЯЯЯЯ.

-Молодцы!

Великан стоит в порту,

Освещает темноту,

Исигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!»

МАЯК

На доску вывешивается слова МАЯК.

Анализируется слово как и яблоко.

Лучшие качели

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают…..

ОБЕЗЬЯНЫ

На доску вывешивается слово ОБЕЗЬЯНА.

Анализируется слово как и МАЯК

Висит на заборе листок с адресом

и с номером телефона.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

На доску вывешивается слово ОБЪЯВЛЕНИЕ

Анализируется как и остальные слова.

Звук [А] на письме обозначается буквой А.

Буква Я может обозначать 1 или 2 звука.

- Давайте вспомним когда буква Я обозначает 2 звука.

ОТВЕТЫ детей.

5. Проверка понимания нового материала.

Задание № 1.

Распредели предметы на группы.

АРБУЗ, ВИШНЯ, ЯБЛОКО,

АИСТ, ЦАПЛЯ, ЗАЯЦ

РАБОТАЕМ ОТ ЗВУКА К СЛОВУ.

- ПРОИЗНЕСИ СЛОВО

-НАЗОВАТЕ КАКОЙ ВЫ СЛЫШИТЕ ЗВУК (в начале, середине, конце) СЛОВА?

- КАКОЙ БУКВОЙ НА ПИСЬМЕ ОБОЗНАЧЕН ЭТОТ ЗВУК?

- Какой звук мы слышим в каждом слове? ( в каждом слове звук А)

- Как одним словом назвать каждую группу предметов?

- В каких словах встречается гласная А, Я?

- В каких словах гласная Я обозначает 2 звука, почему?

- Гласная А какого ряда, что мы знаем о гласных первого ряда?

- Гласная Я какого ряда, что мы знаем о гласных второго ряда?

Физкультпауза.

Дети маршируют на месте.

На звук А – останавливаются,

На звук ЙА – приседают.

Внимательно посмотрите на доску, прочитайте сегодняшнее число и месяц.

Посмотрите слолько в словах гласных и определите сколько слогов.

Делим слова на слоги, разбираем на грамотное письмо, обозначаем опасные

места

6. Закрепление изученного материала.

Задание 2.

Работа с разрезной азбукой.

-Ребята, составьте слово ЯГОДА.

-Определите количество букв, звуков, слогов.

-Сколько слогов в данном слове?

-Какой по счету слог ударный?

-В данном слове выделите первый и последний слог.

-Назовите их.

-Разделите слово для грамотного письма.

-Перепишите в тетрадь слово ЯГОДА.

7. Физкультминутка.

Поменяй местами в слове гласную А на Я.

Сравни пары слов:

-по смыслу;

-по написанию гласной в середине слова;

-по звучанию первого согласного.

МАЛ-МЯЛ

РАД-РЯД

ЗАВАЛ-ЗАВЯЛ

САД-СЯДЬ

ВАЛЫ-ВЯЛИ

ВАЛИТ-ВЯЛИТ

ГЛАДИТ-ГЛЯДИТ

- Что вы интересного заметили?

- Как одна буква может поменять смысл слова?

Давайте посмотрим, что произошло со словом.

На доску вывешивается слово РАД - РЯД

Проводится звуко-буквенный анализ слова.

А - гласная 1 ряда, указывает на твердость впереди стоящего согласного.

Я – гласная 2 ряда, указывает на мягкость впереди стоящего согласного.

Загрустила буква Я, призадумалась и А.

Помогите им друзья записать слова все с Я.

- Послушайте внимате, я произнесу слова, а вы выпишите только те, в

которых есть буква Я.

Прикрываю рот, произношу слова.

Пряник, плакса, клякса, печка, вишня.

Проверим, какие слова вы записали.

На доске появляются слова ПРЯНИК, КЛЯКСА, ВИШНЯ

- У всех так?

МОЛОДЦЫ!

- Используя слова плакса, клякса проговорим скороговорку.

Валя плакса, в тетради клякса.

Запишим эту скороговорку при помощи ленивого диктанта,

выдели буквы А, Я.

- Сколько слов в этом предложении?

- Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?

- Кто знает, тот руку подымает.

- Давайте проверим.

На доске схема ленивого диктанта для проверки.

а я а а , _______а_ ____я___а .

Деформированное предложение: Таня, Оля, с, играли, лужайке, мяч, на, в.

Выделение предлога.

8. Подведение итога.

Мы сегодня очень хорошо поработали.

- Какие задания мы выполняли?

- Какие буквы изучали?

- Какие звуки они обозначают?



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники