Напоминание

Предупреждение и коррекция нарушений письма у учащихся первых классов с ОНР


Автор: Абрамова Наталия Алексеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 6 Ворошиловский район Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Предупреждение и коррекция нарушений письма у учащихся первых классов с ОНР
Раздел: начальное образование





Назад




Предупреждение и коррекция нарушений письма

у учащихся первого класса с ОНР.

С каждым годом увеличивается число учащихся, испытывающих трудности в

овладении

письменной

речью.

Дети

без

специальной

подготовки

оказываются

неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в

так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по

русскому языку.

Как правило, у учащихся с ОНР без специальной помощи и коррекционной

работы

в

дальнейшем

наблюдается

дисграфия

,обусловленная

нарушением

языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. В письменных работах

встречаются следующие ошибки:

пропуски гласных и согласныхбукв (особенно в слогах со стечениями);

добавление лишних букв, слогов;

недописывание слов;

слияние нескольких соседних слов или слитное написание предлога (союза) со

словом;

разрывы слов – отделение приставки от слова, раздельное написание сложных

слов;

пропуски слов или словосочетаний в предложениях;

нарушения в обозначении границ предложения (отсутствие заглавной буквы в

начале предложения, точки в конце предложения;

неправильное употребление падежных окончаний, единственного и

множественного числа;

нарушения согласования различных частей речи;

неправильное употребление предложно-падежных конструкций.

Школьники

с

ОНР

с

трудом

применяют

правило

о

проверке

безударных

гласных в корнях слов, поскольку не чувствуют различия в звучании ударных и

безударных

гласны

структуры

слова

и

недостаточное

развитие

слухового

восприятия. Кроме того, у школьников с ОНР активный словарь беден, они с трудом

подбирают проверочные слова.

У

учащихся

с

общим

недоразвитием

речи

недостаточно

сформированы

необходимые для обучения в школе функции речи: коммуникативная и обобщающая.

От

своевременного

появления

этих

функции

зависит,

когда

ребенок

овладеет

высшими

уровнями

сознания

и

произвольности

поведения.

Коммуникативная

и

обобщающая функции речи формируются в тесном единстве. Поскольку с помощью

речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.

Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР – это

одновременная

работа

над

всеми

компонентами

речевой

системы.

Поэтому

деятельность учителя – логопеда направлена на совершенствование устной речи,

коррекцию и предупреждение нарушений письменной речи.

Формирование лексики проводится по следующим направлениям:

o

расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об

окружающей действительности;

o

уточнение значений слов;

o

активизация словаря, то есть перевод слова из пассивного в активный словарь.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

o

развитие звукового анализа слов;

o

дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Ребенок

приходит

на

логопедические

занятия

после

уроков,

отсидев

за

школьной

партой

целый

день.

Поэтому

целесообразно

использовать

игровые

приемы. Ценность занимательных дидактических игр в том, что они способствуют

снятию

напряжения

и

страха

при

письме

у

детей

и

создают

положительный

эмоциональный настрой в ходе занятия.

1.

Игра

«Назови

лишнее

слово».Логопед

называет

слова

и

предлагает

детям

назвать

слово,

которое

по

значению

не

подходит

к

остальным,

а

затем

объяснить, почему это слово «лишнее».

Стол, парта, ученик, шкаф.

Грустный, печальный, широкий, тоскливый.

Летит, едет, порхает,

2.

Игра «Подбери пару» (подобрать слова по аналогии).Логопед называет первую

пару слов, затем предлагает подобрать к следующему слову слово, чтобы

получились похожие пары слов.

Яблоко — фрукт, незабудка (земля, цветок, клумба).

Платье – ткань, сапоги (металл, кожа, дерево.

3.

Игра «Отгадай предмет» Логопед называет

части предмета, дети должны

назвать (записать) предмет.

Спинка, сидение, ножки – стул.

Циферблат, корпус, стрелки – часы.

4.

Игра

«Назови

слово».

Логопед

называет

функциональные

признаки

и

описывает ситуации, в которых чаще всего находится предмет, называемый

этим словом. Дети должны назвать (записать) это слово.

Растут на грядке в огороде, используются в пище.

Растут на деревне в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.

5.

Дидактическая игра «Родственники». Детям выдаётся карточка, на которой

напечатаны однокоренные слова. Первое слово выделено жирным шрифтом.

Следующие слова напечатаны обычным шрифтом, но без интервалов. Детям

необходимо отделить слова друг от друга и записать их в тетрадь.

волкволчицаволчийволчонокволчата

6.

Дидактическая

игра

«Волшебные

цепочки».

Детям

выдаются

карточки,

на

которых

напечатаны

слова

с

предлогами

без

интервалов.

Дети

должны

выписать слова с предлогом в тетрадь.

настоленашкафунаполкенаулиценапарте

.

7.

«Рассели животных». Выставляются картинки домики с окошками. На крыше

каждого домика написана буква. У детей картинки животных. Дети должны

выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве

на крыше, и «поселить» их в домик.

8.

«Математическая

грамматика».

Ребенок

должен

выполнить

действия,

указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв,

слогов, слов, найти искомое слово.

дорога – до = рога

рост+ок = росток

лиса-са+кольцо-коль= лицо

9.

Игра «Лишнее» слово». Логопед называет цепочки слов, дети должны назвать

слово, которое не является родственным для всех остальных.

Гора, горный, горе;

Вода, водитель, водный

10.«Объясни, почему так называется».Детям предлагаются сложные слова. Они

должны назвать слова, из которых состоят эти слова.

рыболов - рыбу ловит

землекоп - землю копает

самокат - сам катается

пылесос - пыль сосёт

11.«Ералаш» Логопед читает стихотворение. Дети должны расставить по местам

перепутанные

в

стихотворении

слова,

сравнить

их

по

звучанию,назвать

количество звуков, указать общие и разные звуки.

Кто на дереве сидит?

Кит.

В океане кто плывет?

Кот.

В огороде что растет?

Рак.

Под водою кто живет?

Мак.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш.

Я приказываю вам

Всех расставить

По местам!

Поскольку у детей с ОНР недостаточно сформированы некоторые неречевые

процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия необходимо включать

задания,

направленные

на

формирование

навыков

организации

учебной

деятельности,

развитие

наблюдательности

к

языковым

явлениям,

слухового

внимания,

памяти,

самоконтроля,

контрольных

действий

и

способности

к

переключению.

При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-

логопед помогает учащимся с ОНР справиться с имеющимися у них нарушениями

речи и наравне, с другими учениками овладевать школьными знаниями.

Литература:

1.

Лалаева

Р.И.,

Серебрякова

Н.В.

Коррекция

общего

недоразвития

речи

у

дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - СПб.: СОЮЗ,

1999

2.

Осипова

Т.А.,

Ларионова

И.А.

Конспекты,

программы

и

планирование

фронтальных

коррекционно-

логопедических

занятий

в

начальных

классах

с

детьми с ОНР: Методическое пособие.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2014.

3.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших

школьников. Книга для логопеда. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,1997 г.

4.

Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками (7-11

лет). – СПб.: КАРО, 2014.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники