Напоминание

Д. Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"


Автор: Магомедова Марьям Магомедовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: г. Избербаш, РД
Наименование материала: ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Конспект урока

литературного чтения

Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК

“АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ”

Учитель 3 “Б” класса СОШ № 12

Магомедова Марьям М.

г. Избербаш 2019 г.

Цель урока:

- формирование понятия о литературных сказках;

- знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка;

- привитие любви к чтению.

План.

Результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным

переходом на чтение про себя; выделять особенности литературной сказки.

Оборудование: ИКТ, книги Д.Н. Мамина - Сибиряка, картинки со сказками.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Речевая разминка.

(Стихотворение Е.Е. Евтушенко)

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Прочитайте текст медленно жужжащим чтением.

- Прочитайте текст орфографически; орфоэпически.

- Как понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри нас говорит автор?

(это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)

- К чему призывает автор?

(беречь и любить природу; всё то, что нас окружает)

3. Актуализация знаний. Введение в тему.

А) Отгадайте загадки:

1. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

2. Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

- Что объединяет эти сказки? (Это русские народные сказки).

- Правильно. Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (над сказками).

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)

- Назовите признаки сказки (зачин, волшебные предметы, сказочные слова, выражения и

др.)

Б) - С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете

кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Преданный друг маленькой собачки из произведения Л.Н. Толстого (Лев)

2. Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам

русских народных сказок. (Билибин)

3. Поэт, который в детстве часто говорил в рифму, например: “Что - мама не идёт? Ведь

Мишель всё ждет и ждет?” (Лермонтов)

4. Поэт - гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям.

(Некрасов)

5. Что высмеивают басни И.А. Крылова (Пороки)

6. Любитель природы, спасатель зайцев из произведения Некрасова (Мазай)

7. Это объект неживой природы ночевал на груди утеса - великана в стихотворении

Лермонтова. (Тучка)

8. Кто сказал: “Что за прелесть эти сказки?” (Пушкин)

9. Известный русский баснописец. (Крылов)

10. Кто из героев басни Крылова сказал: “Смотри, кум, милый мой, Что это там за

рожа ?” (Обезьяна)

11. История, рассказанная Л.Н. Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по-

своему. (Прыжок)

12. В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басни Крылова . (Зеркало)

- Какое ключевое слово получилось в кроссворде ? (Литературные)

- Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки)

4. Работа над новым материалом.

А. Работа с учебником.

- Правильно, сегодня мы открываем новый раздел учебника “Литературные сказки”.

- Прочитаем об этом на стр. 180. (Чтение текста по ролям заранее подготовленных

учеников).

- Какие сказки написал А.С. Пушкин? (Показывают на доске картины сказок)

Физминутка

Белые лебеди

Лебеди летели

И на воду сели

Сели, посидели

Снова полетели

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

Б. Беседа после чтения:

- Рассмотрите рисунки в учебнике (на экране). Вспомните сказки, которые вы читали

раньше. Назовите свою любимую.

- На какие две группы можно разделить сказки? (На 2: народные и литературные)

- В чем их отличие?

В. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка.

- Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы

познакомимся на уроке.

- Д.Н. Мамин - Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его

отец был священников и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе

учителем.

Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную

семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако

получить законченное образование так и не смог.

Незаконченное образование не помещало Мамину стать хорошим и любимым писателем

взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов

Среди них известная сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке. (“Серая

шейка”).

Особое место в творчестве Мамин - Сибиряка занимает цикл “Алёнушкиных сказок”. Эти

сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для

опубликования - они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно

было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.

Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них это отдельная история. В центре

“Алёнушкиных сказок” - животные, а вот люди в них редко встречаются.

Познакомимся с названиями некоторых из них. (Обзор выставки книг)

Каждая сказка - это своеобразный урок, который учит быть стойким в жизни,

независимым. Только что родившейся Козявочке (букашке) поначалу кажется, что мир

прекрасен и принадлежит ей одной, но увы, всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со

всех сторон грозит беда. Найди свое место в жизни.

Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка. Помни, что даже маленькие

комары способны победить медведя, знай, что храбрость “города берет”. Имей в виду, что

пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное - надо уметь

любить жизнь.

5 Продолжение работы над новым материалом.

- “Алёнушкины сказки” начинаются с присказки. Прочитаем её на стр. 182

самостоятельно, жужжащим чтением.

- Как вы думаете, как надо читать присказку? (Тихим голосом, протяжно, нежно).

- Прочитаем присказку вслух.

- Где вы встречались с присказкой?

- Какие из них помните. (“В некотором царстве....”, “Жили-были”)

- Сейчас мы прочитаем присказку писателя, но она не такая, какие мы знаем.

А) (Самостоятельно, жужжащим чтением);

Б) чтение присказки вслух по цепочке;

В) беседа после чтения.

- В чём особенность присказки писателя? (Эта присказка подходит сразу к нескольким

сказкам: В ней собираются герои этих сказок: “Кот Васько”, “Пёс Постойко”, “Мышка-

нор”, “Сверчок....”)

6. Работа в паре.

- А теперь попробуйте собрать пословицы.

- К каким сказкам (героям) их можно отнести?

(Самопроверка с экрана)

7. Итог.

- С какими литературными сказками познакомились на уроке?

- В чём отличие литературных сказок от народных?

- С творчеством какого писателя мы познакомились?

8. Домашнее задание:

найти и прочитать сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка “Про Комара - Комаровича”.

9. Рефлексия.

- За что похвалили бы себя?

-

Что вам понравилось на уроке?

- С какими трудностями вы столкнулись сегодня?



В раздел образования