Автор: Магомедова Марьям Магомедовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: г. Избербаш, РД
Наименование материала: ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Конспект урока
литературного чтения
Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК
“АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ”
Учитель 3 “Б” класса СОШ № 12
Магомедова Марьям М.
г. Избербаш 2019 г.
Цель урока:
- формирование понятия о литературных сказках;
- знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка;
- привитие любви к чтению.
План.
Результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным
переходом на чтение про себя; выделять особенности литературной сказки.
Оборудование: ИКТ, книги Д.Н. Мамина - Сибиряка, картинки со сказками.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Речевая разминка.
(Стихотворение Е.Е. Евтушенко)
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Прочитайте текст медленно жужжащим чтением.
- Прочитайте текст орфографически; орфоэпически.
- Как понимаете эти строки?
- О каких зверях внутри нас говорит автор?
(это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)
- К чему призывает автор?
(беречь и любить природу; всё то, что нас окружает)
3. Актуализация знаний. Введение в тему.
А) Отгадайте загадки:
1. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
2. Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
- Что объединяет эти сказки? (Это русские народные сказки).
- Правильно. Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (над сказками).
- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)
- Назовите признаки сказки (зачин, волшебные предметы, сказочные слова, выражения и
др.)
Б) - С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете
кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Преданный друг маленькой собачки из произведения Л.Н. Толстого (Лев)
2. Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам
русских народных сказок. (Билибин)
3. Поэт, который в детстве часто говорил в рифму, например: “Что - мама не идёт? Ведь
Мишель всё ждет и ждет?” (Лермонтов)
4. Поэт - гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям.
(Некрасов)
5. Что высмеивают басни И.А. Крылова (Пороки)
6. Любитель природы, спасатель зайцев из произведения Некрасова (Мазай)
7. Это объект неживой природы ночевал на груди утеса - великана в стихотворении
Лермонтова. (Тучка)
8. Кто сказал: “Что за прелесть эти сказки?” (Пушкин)
9. Известный русский баснописец. (Крылов)
10. Кто из героев басни Крылова сказал: “Смотри, кум, милый мой, Что это там за
рожа ?” (Обезьяна)
11. История, рассказанная Л.Н. Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по-
своему. (Прыжок)
12. В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басни Крылова . (Зеркало)
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде ? (Литературные)
- Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки)
4. Работа над новым материалом.
А. Работа с учебником.
- Правильно, сегодня мы открываем новый раздел учебника “Литературные сказки”.
- Прочитаем об этом на стр. 180. (Чтение текста по ролям заранее подготовленных
учеников).
- Какие сказки написал А.С. Пушкин? (Показывают на доске картины сказок)
Физминутка
Белые лебеди
Лебеди летели
И на воду сели
Сели, посидели
Снова полетели
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
Б. Беседа после чтения:
- Рассмотрите рисунки в учебнике (на экране). Вспомните сказки, которые вы читали
раньше. Назовите свою любимую.
- На какие две группы можно разделить сказки? (На 2: народные и литературные)
- В чем их отличие?
В. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка.
- Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы
познакомимся на уроке.
- Д.Н. Мамин - Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его
отец был священников и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе
учителем.
Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную
семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако
получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не помещало Мамину стать хорошим и любимым писателем
взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов
Среди них известная сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке. (“Серая
шейка”).
Особое место в творчестве Мамин - Сибиряка занимает цикл “Алёнушкиных сказок”. Эти
сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для
опубликования - они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно
было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.
Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них это отдельная история. В центре
“Алёнушкиных сказок” - животные, а вот люди в них редко встречаются.
Познакомимся с названиями некоторых из них. (Обзор выставки книг)
Каждая сказка - это своеобразный урок, который учит быть стойким в жизни,
независимым. Только что родившейся Козявочке (букашке) поначалу кажется, что мир
прекрасен и принадлежит ей одной, но увы, всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со
всех сторон грозит беда. Найди свое место в жизни.
Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка. Помни, что даже маленькие
комары способны победить медведя, знай, что храбрость “города берет”. Имей в виду, что
пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное - надо уметь
любить жизнь.
5 Продолжение работы над новым материалом.
- “Алёнушкины сказки” начинаются с присказки. Прочитаем её на стр. 182
самостоятельно, жужжащим чтением.
- Как вы думаете, как надо читать присказку? (Тихим голосом, протяжно, нежно).
- Прочитаем присказку вслух.
- Где вы встречались с присказкой?
- Какие из них помните. (“В некотором царстве....”, “Жили-были”)
- Сейчас мы прочитаем присказку писателя, но она не такая, какие мы знаем.
А) (Самостоятельно, жужжащим чтением);
Б) чтение присказки вслух по цепочке;
В) беседа после чтения.
- В чём особенность присказки писателя? (Эта присказка подходит сразу к нескольким
сказкам: В ней собираются герои этих сказок: “Кот Васько”, “Пёс Постойко”, “Мышка-
нор”, “Сверчок....”)
6. Работа в паре.
- А теперь попробуйте собрать пословицы.
- К каким сказкам (героям) их можно отнести?
(Самопроверка с экрана)
7. Итог.
- С какими литературными сказками познакомились на уроке?
- В чём отличие литературных сказок от народных?
- С творчеством какого писателя мы познакомились?
8. Домашнее задание:
найти и прочитать сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка “Про Комара - Комаровича”.
9. Рефлексия.
- За что похвалили бы себя?
-
Что вам понравилось на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись сегодня?