Напоминание

Урок литературного чтения в 3 классе по программе ПНШ - И.А. Крылов "Квартет"


Автор: Чегодаева Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Северная СОШ №2 Белгородского района, Белгородской области"
Населённый пункт: П. Северный, Белгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения в 3 классе по программе ПНШ - И.А. Крылов "Квартет"
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок по литературному чтению И.Крылов «Квартет» по УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс учитель начальных классов Чегодаева И.В.

Тема: И.А. Крылов «Квартет»

Цель:
познакомить с басней И.Крылова «Квартет»
Задачи:
Предметные: - учить понимать смысл басен и специфику басни вообще; - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которого часто являются животные, служит основанием для поучения, обращенного к людям; -продолжить учить применять пословицы в качестве вывода к басне; обратить внимание на существование разной эмоциональной окраски смеха; -способствовать обогащению словаря обучающихся. Метапредметные: регулятивные – формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные - учить строить сообщение в устной форме, воспринимать смысл предъявляемых текстов, проводить сравнение и обобщать; коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению. Личностные: -продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к литературному чтению, интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем.
Оборудование:
учебник Н.А.Ч ураковой «Литературное чтение», ч.2, условные обозначения, Толковый словарь, пословицы и поговорки, рисунок художника В Серова.

Ход урока:

1.

Организационный момент

2.

Актуализация знаний
Работа в группах. Разгадывание кроссворда. -Какое ключевое понятие обозначено в кроссворде? (басня) -Что такое басня? -Перечислите, из чего состоит басня? -Кто чаще всего бывает героями басни? -Как называется приём, когда животные или предметы наделяются характером людей?
3.

Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.
-Вспомните, какую тему мы изучаем.( «Набираемся житейской мудрости») -Какие басни читали? Работа в парах. Задание. Соотнесите строчки из басен с названием. «Вперёд чужой беде не смейся, голубок» Лебедь, щука и рак «Не любит узнавать никто себя в сатире» Ворона и лисица «Да только воз и ныне там» Чиж и голубь «Сильнее кошки зверя нет» Мартышка и очки «А проку на волос нет в них» Зеркало и обезьяна «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» Мышь и крыса -Какая житейская мудрость в них содержится? -Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? -Откройте учебник на с.26. Узнаёте членов клуба? (Учитель читает текст на с.26 до вопроса) -А вы тоже не видите, над чем можно посмеяться, читая басню? -Сегодня на уроке мы выясним, кто же прав: Миша или Андрей. 4.
Работа по теме урока
-Прочитайте, что ответил Михаил Потапович ребятам. Что нового мы мы узнали о басне? -Как вы понимаете слова Михаила Потаповича? (Продолжение чтения текста на с.27) -Прочитаем дальше и узнаем, как Миша понял слова Михаила Потапо- вича? -А вы можете привести подобный пример из своей жизни? -Прочитайте высказывания Тани Петровой, Кости Погодина и Маши Ивановой. Теперь вы поняли, что смех бывает разный? -Какой смех рассчитывают вызвать у вас авторы басен? -Предлагаю прочитать еще одну басню И.Крылова, исследовать ее и найти в ней новые признаки басни. -Прочитайте на с.28 название басни. -Предположите, что обозначает слово «квартет»?
- Найдите его значение в толковом словаре. (Учитель читает басню) -Рассмотрите изображение инструментов, входящих в квартет. Прочтите объяснение значений этих слов. -Сколько в басне героев? Какие животные являются ее героями? -Где происходят события? -Какая история описана в басне? -Перечитайте басню самостоятельно. - Интересно было читать? Какие признаки басни вы увидели? -Кто из героев произносит мораль? -Случайно ли И.Крылов выбрал именно этого героя? -А случаен ли выбор остальных героев? -Перечитайте басню и подчеркните действия, которые совершают герои. -Какими глаголами автор подчеркивает стремление исполнителей и несуразность происходящего? -Можно ли сказать, что члены квартета попали в смешное положение? -Какая причина делает это положение смешным? Прочитайте и выберите нужное высказывание. -Какая же причина вызывает веселый смех, а какая-горький, грустный? -Чего добивается Мартышка от членов квартета? Найдите и прочитайте нужные строчки. Как надо читать эти слова? -Какая мысль осенила Осла? Найдите эти строки и прочитайте их так, как будто он делится открытием с остальными. -Почему же все обрадовались Соловью? -С какой интонацией надо прочитать слова каждого? -Какие же человеческие пороки высмеивает баснописец? (Чтение басни выразительно по ролям)
4.

Физкультминутка (музыкальная)

5.

Продолжение работы по теме урока
-Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясните свою точку зрения. -Рассмотрите иллюстрацию на с.31. Подходит ли она к четвертой пословице? Миша говорит, что последняя пословица не может служить моралью к этой басне. Почему? Вы догадываетесь, что Миша имел в виду? -Рассмотрите рисунок В.Серова на с.29. Какой момент изобразил художник? -Обратите внимание на то, как сидят герои. Прилетел ли уже Соловей? -Маша заметила, что на рисунке музыканты играют очень увлеченно и с большим усердием, особенно Медведь. Вы тоже это видите? -А теперь представьте, как пронзительно и ужасно звучат инструменты в руках неумелых музыкантов. -Догадываетесь, какую музыку слышит Мартышка? Понимаете, почему она сама не играет, а испуганно присела?
- Какие строчки из этой басни стали крылатыми выражениями? - Когда, в каком случае используют данное крылатое выражение? - Если выражения из басен И.А. Крылова стали общеупотребительными, то является ли автор данных выражений истинно народным писателем? Работа в парах. Найдите в басне выражения соответствующие следующим высказываниям: Покорять игрой весь мир «Пленять своим искусством свет» Нет гармонии «На лад нейдёт» Усесться важно «Уселись чинно вряд» Спорить сильнее прежнего «Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры» Пришлось прилететь на шум «Случилось Соловью на шум их прилететь» Уделить некоторое время «Возьми на час терпенье» Иметь музыкальный слух «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней»
6.

Рефлексия
Коврик настроений: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов :зеленый- я все понял, мне все удалось, все понравилось; желтый- есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ; красный- мне было трудно. Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.
7.

Подведение итогов урока
-Что нового вы узнали на уроке? -Как вы думаете, почему И.Крылов выбрал жанр басни для своего творчества? -А знаете ли вы, что высмеивание людских пороков называется сатирой? Сатирические произведения высмеивают человеческие пороки и глупость. - За что И.А. Крылова называют народным писателем? 8.
Домашнее задание на выбор:
1. Чтение басни И.А. Крылова «Квартет» по ролям. 2. Выучить басню (по желанию). 3. Нарисовать рисунки к басне.


В раздел образования