Урок литературного чтения в 3 классе по программе ПНШ - И.А. Крылов "Квартет"
Автор: Чегодаева Ирина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Северная СОШ №2 Белгородского района, Белгородской области" Населённый пункт: П. Северный, Белгородской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок литературного чтения в 3 классе по программе ПНШ - И.А. Крылов "Квартет" Раздел: начальное образование
Открытый урок
по литературному чтению
И.Крылов «Квартет»
по УМК «Перспективная начальная школа»
3 класс
учитель начальных классов
Чегодаева И.В.
Тема: И.А. Крылов «Квартет»
Цель: познакомить с басней И.Крылова «Квартет»
Задачи:
Предметные:
- учить понимать смысл басен и специфику басни вообще;
- показать, что занимательный басенный сюжет, героями которого часто
являются животные, служит основанием для поучения, обращенного к людям;
-продолжить учить применять пословицы в качестве вывода к басне; обратить
внимание на существование разной эмоциональной окраски смеха;
-способствовать обогащению словаря обучающихся.
Метапредметные:
регулятивные – формировать умения принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
познавательные - учить строить сообщение в устной форме, воспринимать
смысл предъявляемых текстов, проводить сравнение и обобщать;
коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе парами
и группами, договариваться и приходить к общему решению.
Личностные:
-продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе,
выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к литературному чтению, интереса к предметно-исследовательской
деятельности, предложенной учителем.
Оборудование: учебник Н.А.Ч ураковой «Литературное чтение», ч.2,
условные обозначения, Толковый словарь, пословицы и поговорки, рисунок
художника В Серова.
Ход урока:
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний
Работа в группах. Разгадывание кроссворда.
-Какое ключевое понятие обозначено в кроссворде? (басня)
-Что такое басня?
-Перечислите, из чего состоит басня?
-Кто чаще всего бывает героями басни?
-Как
называется
приём,
когда
животные
или
предметы
наделяются
характером людей?
3.
Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.
-Вспомните,
какую
тему
мы
изучаем.(
«Набираемся
житейской
мудрости»)
-Какие басни читали?
Работа в парах. Задание. Соотнесите строчки из басен с названием.
«Вперёд чужой беде не смейся, голубок» Лебедь, щука и рак
«Не любит узнавать никто себя в сатире» Ворона и лисица
«Да только воз и ныне там» Чиж и голубь
«Сильнее кошки зверя нет» Мартышка и очки
«А проку на волос нет в них» Зеркало и обезьяна
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок» Мышь и крыса
-Какая житейская мудрость в них содержится?
-Кто догадался, о чём будем говорить на уроке?
-Откройте учебник на с.26. Узнаёте членов клуба?
(Учитель читает текст на с.26 до вопроса)
-А вы тоже не видите, над чем можно посмеяться, читая басню?
-Сегодня на уроке мы выясним, кто же прав: Миша или Андрей.
4. Работа по теме урока
-Прочитайте, что ответил Михаил Потапович ребятам. Что нового мы
мы узнали о басне?
-Как вы понимаете слова Михаила Потаповича?
(Продолжение чтения текста на с.27)
-Прочитаем дальше и узнаем, как Миша понял слова Михаила Потапо-
вича?
-А вы можете привести подобный пример из своей жизни?
-Прочитайте высказывания Тани Петровой, Кости Погодина и Маши
Ивановой. Теперь вы поняли, что смех бывает разный?
-Какой смех рассчитывают вызвать у вас авторы басен?
-Предлагаю прочитать еще одну басню И.Крылова, исследовать ее и
найти в ней новые признаки басни.
-Прочитайте на с.28 название басни.
-Предположите, что обозначает слово «квартет»?
- Найдите его значение в толковом словаре.
(Учитель читает басню)
-Рассмотрите изображение инструментов, входящих в квартет. Прочтите
объяснение значений этих слов.
-Сколько в басне героев? Какие животные являются ее героями?
-Где происходят события?
-Какая история описана в басне?
-Перечитайте басню самостоятельно.
- Интересно было читать? Какие признаки басни вы увидели?
-Кто из героев произносит мораль?
-Случайно ли И.Крылов выбрал именно этого героя?
-А случаен ли выбор остальных героев?
-Перечитайте басню и подчеркните действия, которые совершают герои.
-Какими
глаголами
автор
подчеркивает
стремление
исполнителей
и
несуразность происходящего?
-Можно ли сказать, что члены квартета попали в смешное положение?
-Какая
причина
делает
это
положение
смешным?
Прочитайте
и
выберите
нужное высказывание.
-Какая же причина вызывает веселый смех, а какая-горький, грустный?
-Чего добивается Мартышка от членов квартета? Найдите
и прочитайте
нужные строчки. Как надо читать эти слова?
-Какая мысль осенила Осла? Найдите эти строки и прочитайте их так, как
будто он делится открытием с остальными.
-Почему же все обрадовались Соловью?
-С какой интонацией надо прочитать слова каждого?
-Какие же человеческие пороки высмеивает баснописец?
(Чтение басни выразительно по ролям)
4.
Физкультминутка (музыкальная)
5.
Продолжение работы по теме урока
-Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в
качестве морали к этой басне? Объясните свою точку зрения.
-Рассмотрите иллюстрацию на с.31. Подходит ли она к четвертой пословице?
Миша говорит, что последняя пословица не может служить моралью к этой
басне. Почему? Вы догадываетесь, что Миша имел в виду?
-Рассмотрите рисунок В.Серова на с.29. Какой момент изобразил художник?
-Обратите внимание на то, как сидят герои. Прилетел ли уже Соловей?
-Маша заметила, что на рисунке музыканты играют очень увлеченно и с
большим усердием, особенно Медведь. Вы тоже это видите?
-А теперь представьте, как пронзительно и ужасно звучат инструменты в руках
неумелых музыкантов.
-Догадываетесь, какую музыку слышит Мартышка?
Понимаете, почему она сама не играет, а испуганно присела?
- Какие строчки из этой басни стали крылатыми выражениями?
- Когда, в каком случае используют данное крылатое выражение?
- Если выражения из басен И.А. Крылова стали общеупотребительными, то
является ли автор данных выражений истинно народным писателем?
Работа в парах. Найдите в басне выражения соответствующие следующим
высказываниям:
Покорять игрой весь мир «Пленять своим искусством свет»
Нет гармонии «На лад нейдёт»
Усесться важно «Уселись чинно вряд»
Спорить сильнее прежнего «Вот пуще прежнего пошли у них разборы и
споры»
Пришлось прилететь на шум «Случилось Соловью на шум их прилететь»
Уделить некоторое время «Возьми на час терпенье»
Иметь музыкальный слух «Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье и уши ваших понежней»
6.
Рефлексия
Коврик
настроений:
каждый
ученик
выбирает
один
из
трех
предложенных ему цветных квадратов :зеленый- я все понял, мне все
удалось, все понравилось; желтый- есть вопросы, на которые я бы хотел
найти ответ; красный- мне было трудно. Квадраты прикрепляются на
доску в виде коврика.
7.
Подведение итогов урока
-Что нового вы узнали на уроке?
-Как
вы
думаете,
почему
И.Крылов
выбрал
жанр
басни
для
своего
творчества?
-А знаете ли вы, что высмеивание людских пороков называется сатирой?
Сатирические
произведения
высмеивают
человеческие
пороки
и
глупость.
- За что И.А. Крылова называют народным писателем?
8. Домашнее задание на выбор:
1. Чтение басни И.А. Крылова «Квартет» по ролям.
2. Выучить басню (по желанию).
3. Нарисовать рисунки к басне.