Автор: Кобозева Татьяна Сергеевна
Должность: студентка Социально-педагогического института
Учебное заведение: ФГБОУ ВО
Населённый пункт: Мичуринск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе
Раздел: дополнительное образование
Формирование благоприятного
социально-психологического климата в
классном коллективе
…Из всех показателей оценки школы главным следует считать
самочувствие в ней учащихся. Школа хороша, если в ней хорошо
каждому ребенку.
В. А. Караковский
Классный коллектив – это мощный инструмент воспитания. Создание
благоприятного
социально-психологического
климата
в
классе
является
важным
компонентом
педагогической
работы,
поскольку
психологически
здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую
ценность для современного общества.
В
понятии
социально-психологического
климата
выделяются
три
«климатические зоны»:
Социальный климат, определяется тем, насколько в данном коллективе
осознанны
цели
и
задачи
деятельности,
насколько
здесь
гарантированно
соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Моральный климат, определяется тем, какие моральные ценности в
данном коллективе являются принятыми.
Психологический климат, это те неофициальные отношения, которые
складываются
между
учащимися,
находящимися
в
непосредственном
контакте друг с другом.
Благоприятный
психологический
климат
в
коллективе
прежде
всего
проявляется
в
общих
эмоционально
насыщенных
отношениях
детей
к
происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к
образовательному
процессу,
в
доброжелательных
отношениях
со
сверстниками и взрослыми. Нездоровый психологический климат тормозит
развитие
детского
коллектива
и
личности
в
нем,
так
как
связан
с
преобладанием отрицательных эмоций.
Для того чтобы изучить социально- педагогический климат в классе, педагоги
должны знать характеристики благоприятного социально-психологического
климата.
В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений
между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах
сотрудничества,
взаимной
помощи,
доброжелательности;
детям
нравится
участвовать
в
совместных
делах,
вместе
проводить
свободное
время;
в
отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с
добрыми пожеланиями.
В
классе
существуют
нормы
справедливого
и
уважительного
отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся,
выступают в их защиту, помогают новичкам.
В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность,
честность, трудолюбие и бескорыстие.
Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если
нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в
учебе и досуговой деятельности.
Успехи
или
неудачи
отдельных
учащихся
класса
вызывают
сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
В
отношениях
между
группировками
внутри
класса
существует
взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе
используются различные психолого-педагогические приемы:
определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его
роли в группе;
коррекция формальной и неформальной структуры класса (например,
посредством перевыборов формального лидера);
определение
уровня
сплоченности
класса
и
его
психологической
атмосферы;
применение игр, направленных на сплочение коллектива;
определение причин конфликтов в классе и применение социально-
психологических способов их конструктивного разрешения;
изучение индивидуальных особенностей школьников;
развитие коммуникативных навыков;
определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их
педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе
(проведение
социально-психологических
тренингов
и
психологических
консультаций).
Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в
классе, можно использовать такие методы.
Наблюдение за детьми. При наблюдении за ребенком нетрудно уловить
признаки
смущения,
неловкости
—
он
говорит
тихим
голосом,
избегает
глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, держит руки
в о
р т у
и
д р .
Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он
избегает
находиться
в
классе.
Немало
полезной
информации
об
эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он
принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время
общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время
слушания
свидетельствует
о
том,
что
человек
не
доверяет
говорящему.
Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности.
Беседы с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок
ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на
недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает
это самостоятельно или с помощью родителей.
Анкетирование
учащихся.
Можно
попросить
детей
ответить
на
вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут
известны одноклассникам.
Можно пофантазировать с ребятами на тему «Погода в классе»:
Мороз и холод;
пасмурно, прохладно, влажно;
буря, гром и молния;
туман;
град;
высокое давление;
снегопад;
ясное, спокойное утро;
дождь;
солнечно.
С помощью игры-теста «Альпинист» можно наглядно определить
степень сплоченности-разобщенности класса.
«Теперь
представьте,
что
пик
-
это
вершина
горы
-
это
по-настоящему
дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают
и не обзываются... Какой высоты достигли вы?»
Социометрическое
исследование
помогает
изучить
взаимоотношения
в
коллективе и определить лидеров в классе и ребят с низким социальным
статусом
(отверженных,
изолированных),
а
также
проследить
динамику
развития.
Наиболее
эффективными
способами
формирования
и
поддержания
социально-психологического климата в классе являются:
умение находить общие интересы, которые объединили бы детей класса
и на их основе организовывать общие дела;
формировать
традиции
класса,
участвовать
в
общешкольных
традиционных делах;
если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе;
создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий,
стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в
школе
и
сохранения
стабильно
-
положительных
отношений
между
учителями и учащимися;
развивать
коммуникативную
культуру,
навыки
общения
и
сотрудничества;
развивать
эмпатийные
способности
членов
группы,
умение
и
потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Создание
благоприятного
социально-психологического
климата
в
классе
зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции
педагога по отношению к детям и классу.
Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него,
по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и
растет
актив,
складываются
положительные
традиции,
растут
и
крепнут
товарищеские
связи,
устанавливаются
правильные
взаимоотношения
с
общешкольным коллективом.
Используемая литература:
1.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М.:
Просвещение,2005
2.Микляева
А.В.,
Румянцева
П.В.
«Трудный
класс»:
диагностическая
и
коррекционная работа. — СПб.: Речь, 2006.
3.Бойко
В.В.,
Ковалев
А.Г.,
Панферов
В.Н.
Социально-психологический
климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 2001.
4.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.
– М.: Академия, 2000.
5.Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового
взаимодействия. — СПб.: Питер, 2008.
6.Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии
занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия,
тренинги. — М.: «5 за знания», 2006
7.Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Панфилова М. А.
Москва, «Издательство» — ГНОМ, 2001г.