Напоминание

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе


Автор: Кобозева Татьяна Сергеевна
Должность: студентка Социально-педагогического института
Учебное заведение: ФГБОУ ВО
Населённый пункт: Мичуринск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование благоприятного

социально-психологического климата в

классном коллективе

…Из всех показателей оценки школы главным следует считать

самочувствие в ней учащихся. Школа хороша, если в ней хорошо

каждому ребенку.

В. А. Караковский

Классный коллектив – это мощный инструмент воспитания. Создание

благоприятного

социально-психологического

климата

в

классе

является

важным

компонентом

педагогической

работы,

поскольку

психологически

здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую

ценность для современного общества.

В

понятии

социально-психологического

климата

выделяются

три

«климатические зоны»:

Социальный климат, определяется тем, насколько в данном коллективе

осознанны

цели

и

задачи

деятельности,

насколько

здесь

гарантированно

соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Моральный климат, определяется тем, какие моральные ценности в

данном коллективе являются принятыми.

Психологический климат, это те неофициальные отношения, которые

складываются

между

учащимися,

находящимися

в

непосредственном

контакте друг с другом.

Благоприятный

психологический

климат

в

коллективе

прежде

всего

проявляется

в

общих

эмоционально

насыщенных

отношениях

детей

к

происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к

образовательному

процессу,

в

доброжелательных

отношениях

со

сверстниками и взрослыми. Нездоровый психологический климат тормозит

развитие

детского

коллектива

и

личности

в

нем,

так

как

связан

с

преобладанием отрицательных эмоций.

Для того чтобы изучить социально- педагогический климат в классе, педагоги

должны знать характеристики благоприятного социально-психологического

климата.

В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений

между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах

сотрудничества,

взаимной

помощи,

доброжелательности;

детям

нравится

участвовать

в

совместных

делах,

вместе

проводить

свободное

время;

в

отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с

добрыми пожеланиями.

В

классе

существуют

нормы

справедливого

и

уважительного

отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся,

выступают в их защиту, помогают новичкам.

В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность,

честность, трудолюбие и бескорыстие.

Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если

нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в

учебе и досуговой деятельности.

Успехи

или

неудачи

отдельных

учащихся

класса

вызывают

сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

В

отношениях

между

группировками

внутри

класса

существует

взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе

используются различные психолого-педагогические приемы:

определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его

роли в группе;

коррекция формальной и неформальной структуры класса (например,

посредством перевыборов формального лидера);

определение

уровня

сплоченности

класса

и

его

психологической

атмосферы;

применение игр, направленных на сплочение коллектива;

определение причин конфликтов в классе и применение социально-

психологических способов их конструктивного разрешения;

изучение индивидуальных особенностей школьников;

развитие коммуникативных навыков;

определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их

педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:

социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе

(проведение

социально-психологических

тренингов

и

психологических

консультаций).

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в

классе, можно использовать такие методы.

Наблюдение за детьми. При наблюдении за ребенком нетрудно уловить

признаки

смущения,

неловкости

он

говорит

тихим

голосом,

избегает

глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, держит руки

в о

р т у

и

д р .

Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он

избегает

находиться

в

классе.

Немало

полезной

информации

об

эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он

принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время

общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время

слушания

свидетельствует

о

том,

что

человек

не

доверяет

говорящему.

Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности.

Беседы с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок

ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на

недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает

это самостоятельно или с помощью родителей.

Анкетирование

учащихся.

Можно

попросить

детей

ответить

на

вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут

известны одноклассникам.

Можно пофантазировать с ребятами на тему «Погода в классе»:

Мороз и холод;

пасмурно, прохладно, влажно;

буря, гром и молния;

туман;

град;

высокое давление;

снегопад;

ясное, спокойное утро;

дождь;

солнечно.

С помощью игры-теста «Альпинист» можно наглядно определить

степень сплоченности-разобщенности класса.

«Теперь

представьте,

что

пик

-

это

вершина

горы

-

это

по-настоящему

дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают

и не обзываются... Какой высоты достигли вы?»

Социометрическое

исследование

помогает

изучить

взаимоотношения

в

коллективе и определить лидеров в классе и ребят с низким социальным

статусом

(отверженных,

изолированных),

а

также

проследить

динамику

развития.

Наиболее

эффективными

способами

формирования

и

поддержания

социально-психологического климата в классе являются:

умение находить общие интересы, которые объединили бы детей класса

и на их основе организовывать общие дела;

формировать

традиции

класса,

участвовать

в

общешкольных

традиционных делах;

если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе;

создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий,

стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;

создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в

школе

и

сохранения

стабильно

-

положительных

отношений

между

учителями и учащимися;

развивать

коммуникативную

культуру,

навыки

общения

и

сотрудничества;

развивать

эмпатийные

способности

членов

группы,

умение

и

потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Создание

благоприятного

социально-психологического

климата

в

классе

зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции

педагога по отношению к детям и классу.

Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него,

по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и

растет

актив,

складываются

положительные

традиции,

растут

и

крепнут

товарищеские

связи,

устанавливаются

правильные

взаимоотношения

с

общешкольным коллективом.

Используемая литература:

1.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М.:

Просвещение,2005

2.Микляева

А.В.,

Румянцева

П.В.

«Трудный

класс»:

диагностическая

и

коррекционная работа. — СПб.: Речь, 2006.

3.Бойко

В.В.,

Ковалев

А.Г.,

Панферов

В.Н.

Социально-психологический

климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 2001.

4.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.

– М.: Академия, 2000.

5.Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового

взаимодействия. — СПб.: Питер, 2008.

6.Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии

занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия,

тренинги. — М.: «5 за знания», 2006

7.Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Панфилова М. А.

Москва, «Издательство» — ГНОМ, 2001г.



В раздел образования