Автор: Широкова Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №47 города Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: Предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения
Раздел: полное образование
Конспект открытого урока в 5 классе по теме
«Предложения с обобщающим словом при однородных членах»
Цели:
1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об обобщающих словах при однородных
членах предложения.
2. Обобщить и углубить знания о постановке знаков препинания между обобщающим словом и
однородными членами предложения.
3. Развивать умение находить обобщающие слова при однородных членах и ставить знаки
препинания между ними.
Задачи:
1. Образовательные:
совершенствование навыков пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при
однородных членах с обобщающими словами;
2. Развивающие:
развитие аналитического мышления;
формирование и совершенствование речи учащихся;
развитие пунктуационной и орфографической зоркости.
3. Воспитательные:
способствовать развитию культуры речи учащихся;
учить внимательному прочтению языкового материала.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию.
2. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы говорили об однородных членах предложения и учились расставлять
знаки препинания в предложениях, осложнённых данными синтаксическими конструкциями.
Один человек у доски готовится рассказать о знаках препинания при однородных членах
предложения, чертит схемы. А мы пока проверим, как развито ваше лингвистическое чутьё.
Выполним несколько заданий. Лист № 1.
3. Языковая разминка. Задание на развитие лингвистического чутья
1. Найдите ошибки в употреблении однородных членов.
Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.
Духота целый день – это предвестник грозы, грома и сильного дождя.
- В чем заключается ошибка в употреблении однородных членов?
(среди однородных членов встречаются слова с широким и узким значением (родовые и
видовые понятия), которые логически неоднородны)
2. Из ряда слов выберите слова, обозначающие более широкие родовые понятия.
Щука, карась, ёрш, рыба, окунь.
Запятая, двоеточие, точка, тире, знаки препинания, скобки, кавычки.
3. К видовым понятиям подберите родовые.
Стул, стол, скамья…-
Карандаш, ручка, линейка…-
- Лингвистическое чутьё у вас развито неплохо. Надеюсь, и … порадует нас сейчас своим
связным ответом.
4. Введение в тему, оформление работы в тетрадях, постановка целей и задач урока.
- Как называются слова с более широким, общим значением, стоящие при видовых понятиях?
(Обобщающие слова)
- Именно о таких понятиях мы и будем вести речь на сегодняшнем уроке.
- Сформулируйте тему урока и оформите работу в тетрадях.
- Какие цели мы можем поставить на урок?
- Что нужно сделать для их достижения?
5. Изучение нового материала.
- Я уверена, что вы способны самостоятельно сформулировать основную часть теоретического
материала, выполнив задания и проанализировав примеры.
- Обратимся к Листу №2. Задание 1.
Задание 1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее
наименование всем однородным членам.
Все в тающей дымке: холмы, перелески.
В саду, в доме – всюду стояла тишина.
Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.
Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.
Задание 2. Найдите обобщающие слова и подчеркните их как члены
предложения. Внимание! Обобщающее слово и однородные члены являются одним членом
предложения.
На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити
осенних паутин.
От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.
Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.
Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами предложения.
Задание 3. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово.
Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо
понимал, и те, где было много неясного.
Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.
- Проверьте, всю ли информацию об обобщающих словах вы узнали, выполнив задания. Для
этого сверьте свои выводы с материалом учебника на стр. 216 (до информации о знаках
препинания)
- Что добавили авторы учебника к вашим знаниям об обобщающих словах? Какая информация
оказалась новой?
Ответы детей
- Начертите в тетради (1 человек у доски) схемы, иллюстрирующие расстановку знаков
препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.
- Познакомьтесь с важными дополнениями, данными в Листе №3. Начертите необходимые
схемы.
6. Закрепление.
Упр. 304 (2, 4, 5)
7. Контроль.
Проверочная работа на листе № 4 (тест)
8. Взаимопроверка по эталону на доске.
1 – 3
2 – 4
3 – 1
4 – 3
5 – 1
6 – 3
7 – 2
8 – 1
9 – 1
10 - 2
9. Подведение итогов урока.
- Поднимите руку те, кто считает, что усвоил материал в полном объёме.
- А кому ещё требуется коррекция?
- Что необходимо отработать дома или на следующем уроке?
10. Домашнее задание. Выучить правило на стр. 216 – 217, упр. 306 (письм.), 308 (устно)
11. Благодарность за урок.
Приложения
Лист № 1
1.
Найдите ошибки в употреблении однородных членов.
Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.
Духота целый день – это предвестник грозы, грома и сильного дождя.
2.
Из ряда слов выберите слова, обозначающие более широкие родовые понятия.
Щука, карась, ёрш, рыба, окунь.
Запятая, двоеточие, точка, тире, знаки препинания, скобки, кавычки.
3.
К видовым понятиям подберите родовые.
Стул, стол, скамья…-
Карандаш, ручка, линейка…-
Лист № 2
Задание 1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование
всем однородным членам. Сделайте вывод о том, какие слова называются обобщающими.
Все в тающей дымке: холмы, перелески.
В саду, в доме – всюду стояла тишина.
Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.
З а д а н и е
2 .
Н а й д и т е
о б о б щ а ю щ и е
с л о в а
и
п о д ч е р к н и т е
и х
к а к
ч л е н ы
предложения. Внимание! Обобщающее
слово
и
однородные
члены
являются
одним
членом
предложения. Сделайте вывод о том, каким членом предложения может быть обобщающее слово.
На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних
паутин.
От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.
Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасилось розовым цветом.
Задание 3. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово. Сделайте вывод
о том, чем может быть выражено обобщающее слово.
Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и
те, где было много неясного.
Лист № 3
После обобщающих слов перед однородными членами предложения иногда употребляются вводные
слова как то, а именно, например, указывающие на то, что дальше идёт конкретное перечисление.
К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери, как то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и
зайцы.
Перед обобщающим словом после ряда однородных членов предложения могут быть употреблены
вводные слова, имеющие значение итога – словом, короче говоря и др.
Среди птиц, насекомых, в сухой траве, в воздухе - словом, всюду чувствовалось приближение осени.
Лист № 4
1. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами. (Паустовский К.)
2) В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с тёмной водой, обширные болота, покрытые
ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск,
косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. (Паустовский К.)
3) Мне казалось, что всё это: и певучие крики разносчиков, и заводские гудки, и торопливые свистки
паровозов на ветке - имеет какое-то отношение к моему приезду. (Короленко В.)
4) Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны. (Паустовский К.)
2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. (Паустовский К.)
2) Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе. (Паустовский К.)
3) Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие. (Паустовский К.)
4) Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели.
(Пришвин М.)
3. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью
звёздного света. (Паустовский К.)
2) Самая простая примета - это дым костра. (Паустовский К.)
3) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и
пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. (Паустовский К.)
4) Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так
хлопотала по хозяйству до ночи. (Пришвин М.)
4. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) Рязанская земля - земля полей. (Паустовский К.)
2) У этих озер одно очень странное свойство: чем меньше озеро, тем оно глубже. (Паустовский К.)
3) Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все
её достоинства точно родились с ней. (Тургенев И.)
4) Я протёр их сырым луком, и итальянское утро, полное солнца и отблесков воды, наполнило тихую
избу. (Паустовский К.)
5. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) На красноватой траве, на былинках, на соломинках - всюду блестели и волновались бесчисленные
нити осенних паутин. (Тургенев И.)
2) Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, чёрных коряг. (Паустовский К.)
3) Ландыши уже созрели - меж широких листьев висели твердые оранжевые ягоды. (Паустовский К.)
4) Мещёра - остаток лесного океана. (Паустовский К.)
6. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) Пожары в высохших болотах - самое страшное, что можно испытать в этих краях. (Паустовский
К.)
2) У костра сидела девочка лет двенадцати, светлоглазая, тихая, испуганная. (Паустовский К.)
3) Ароматные набухшие почки берёзы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от
пробивающихся ростков трав - все это было поразительно ново и восхитительно. (Троепольский Г.)
4) Ещё сын охотника заткнул за пояс топор, сумку с компасом повесил на правое плечо,
двуствольную "тулку" - на левое и так сделался ужасно страшным для всех птиц и зверей. (Пришвин М.)
7. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. (Паустовский К.)
2) Стволы деревьев, дома — все окрашивается розовым цветом. (Рерих Н.)
3) Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый, нетронутый чугунок
варёной картошки. (Пришвин М.)
4) Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу (Пушкин
А.)
8. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) Снег, седой косматой бородою на сучках повисший, хвоя густая, пни — всё, что летом остается
таким незаметным среди общего тёмного колорита, зимою бросается в глаза своим оригинальным,
порой даже и уродливым рисунком. (Рерих Н.)
2) Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат... (Пушкин
А.)
3) Ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы
младенческой весёлостью. (Пушкин А.)
4) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну. (Пушкин А.)
9. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины. (Паустовский К.)
2) На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром. (Тютчев Ф.)
3) Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум и
свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, и
отдалённые седой зимы угрозы (Пушкин А.)
4) Возы были нагружены сеном, соломой, мешками с мукой, горшками, кирпичом, дровами.
(Пушкин А.)
10. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
1) Солотча - извилистая, неглубокая река. (Паустовский К.)
2) Сад, степь, двор - всё было в холодной тени. (Катаев В.)
3) Чертопханов слыл во всём околотке человеком опасным и сумасбродным, гордецом и забиякой
первой руки. (Тургенев И.)
4) Шум и крик раздавались везде. (Пушкин А.)