Автор: Ботнарь Людмила Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДШИ №2 им.
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Описание урока по специальности «Гитара».
Тема: Первоначальный этап обучения начинающего гитариста.
Раздел: дополнительное образование
Брянская городская администрация
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2 им. П.И. Чайковского»
Описание урока по специальности «Гитара» преподавателя народных инструментов
Ботнарь Людмилы Сергеевны.
Индивидуальное занятие в исполнительском классе (ученица Локтева Дарья, первый
год обучения).
План проведения урока.
1.Организационный момент.
2.Применение знаний и умений на пройденном материале.
3.Изучение нового материала.
4.Обобщение занятий, подведение итогов.
Тема урока: Первоначальный этап обучения начинающего гитариста.
Цель урока: Обучение первоначальным техническим навыкам игры на инструменте.
Задачи урока:
1.
Образовательные.
Освоение постановки левой и правой рук на простых упражнениях.
Освоение звукоизвлечения правой рукой приёмами апояндо и тирандо.
Изучение муз. грамоты, расположения нот на грифе в первой позиции.
2.Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания,
мышления.
3.Воспитывающие.
Воспитание культуры звукоизвлечения, терпения, настойчивости в преодолении
трудностей.
4.Здоровьесберегающие.
Соблюдение правильной посадки.
Форма урока:
Индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические.
Учебно-материальное оснащение: две гитары, 2-е подставки под ногу, пульт, стулья,
рабочая тетрадь ученика, дневник.
Ход урока.
Организационный момент (знакомлю с ученицей присутствующих).
Рассказываю о задачах первого года обучения ( правильная постановка обеих рук,
изучение муз. грамоты, изучение расположения нот на грифе).
Урок начинается с упражнения для правильной постановки левой руки)
(продолжение работы над закреплением устойчивости постановки левой руки):
1.Упражнение - «Ходьба» пальцев левой руки в пятой позиции: «Вперёд идём, назад
идём» (пятая позиция удобна для правильной постановки левой руки, в этой позиции без
усилий большой палец находится в правильном положении за грифом). Пальцы левой
руки: 1,2,3,4. «идут» с пятого лада по порядку: 5,6,7,8 лады, и назад в обратном порядке.
Так на 1-ой струне, на второй, на третьей, на четвёртой, на третьей, на второй, на первой.
Правая рука исполняет упражнение приёмом апояндо аппликатурой im, в левой-- пальцы
ставить молоточками, ближе к порожку окончания лада (cлуховой анализ чистоты звука).
При исполнении упражнения говорим : вперёд идём, назад идём. При исполнении
упражнения обращаю внимание на то, как ученица ставит пальцы левой руки на лады.
(«молоточками», ближе к порожку окончания лада).
2.Изучение 1-ой позиции.
Упражнение на первой струне: ми, фа,ми, фа диез, ми, соль, ми, соль диез. В левой
руке обратить внимание: на фа диез ставить два пальца (1,2) одновременно ( первый стоит
на 1-ом ладу, второй-на фа диез), на соль, соответственно, три пальца одновременно, на
соль диез- четыре пальца. В правой руке используем аппликатуру --im. При исполнении
упражнения не смотреть на лады.
Упражнение – мелодия «Как пошли наши подружки». Ученица читает ноты, затем
исполняет на гитаре. Использование открытой 1-ой струны и 1-го и 3-го ладов. При
исполнении не смотреть на лады.
3.Звукоряд в первой позиции от ЛЯ малой октавы (открытой 5-ой струны) до СОЛЬ
второй октавы ( в левой руке не выходим из первой позиции), звуки, расположенные на 5-
ой и 4-ой струнах исполняем пальцем P, НА 3-ЕЙ, 2-ОЙ, 1-ОЙ---im . При исполнении
ученица говорит или поёт ноты ( не смотреть на лады). Исполнить вверх и вниз.
Упражнение исполняется с аккомпанементом преподавателя.
4. Приём тирандо на открытых струнах (6,3,2,1). Пальцы правой руки стоят: Р- на 6-
ой струне, i- на 3-ей , m- на 2-ой, a- на 1-ой (продолжение работы над закреплением
правильного звукоизвлечения правой рукой открытых струн приёмом тирандо).
Упражнения: pima; pimami; pimiaimi; pia/mi. Каждое упражнение исполнять по три-
четыре раза. При повторении упражнения пальцы правой руки возвращать одновременно
на свои струны соответственно, следить за правильной постановкой правой руки, за
правильным звукоизвлечением.
Калинин В. Этюд a-moll (В.Калинин «Юный гитарист» Изд.Москва-Музыка, 2008г.).
Размер 3/8. Обратить внимание на счёт.
Этюд исполняется аппликатурой в правой руке ima приёмом тирандо. Палец Р стоит
на 6-ой струне (для устойчивости правой руки) , ima ставить одновременно на три струны
(3-ю,2-ю,1-ю), по очереди извлекая звуки. Следить за правильным звукоизвлечением.
Акцентируем работу на выделение сильной доли. Преподаватель исполняет, затем
ученица.
5.Упражнение на исполнение голоса с басом.
1-я струна извлекается с 6-ой струной одновременно аппликатурой а) Рi, б)Рm,
образуя крест.
То же - 1-ая струна с 5-ой. Преподаватель исполняет затем ученица.
Использование этого упражнения в пьеске «Во саду ли в огороде». На уроке
соединяем мелодию с басом. Следить за правильным звукоизвлечением с басом. Палец Р
падает не сгибаясь, ровно к пальцу m, образуя крест.
В пьесе прочитать ноты с дирижированием для закрепления знания муз.грамоты.
Пьесу ученица исполняет со счётом вслух и второй раз без счёта.
6. Испанский народный танец «Малагуэнья» (имеет восточные –арабские и
африканские корни, стал популярен в 18 веке в Испании).
Пьеса написана в двухчастной форме, размер 3/4. Домашнее задание было - уверенно
выучить 1-ю часть.
Первая часть написана восьмыми. В правой руке ставить одновременно pi.
Разбираем вторую часть. Вторая часть идёт триолями. Объяснить длительность триоль. В
правой руке одновременно ставить pm.
Работаем с ученицей над каждой частью, затем ученица проигрывает полностью
пьесу, преподаватель исполняет пьесу.
Обобщение занятия и подведение итогов:
--Подвести итоги (что достигнуто);
--Оценить работу учащейся;
--Домашнее задание: в упражнениях - следить за постановкой пальцев в левой руке
(ставить молоточками) и за правильным звукоизвлечением в правой руке (без дёрганий,
руку не напрягать).
В этюде – при исполнении не смотреть на лады.
Во саду ли в огороде—соединить с басом.
Малагуэнья—учить со счётом, правильной аппликатурой.