Напоминание

Первоначальный этап обучения начинающего гитариста.


Автор: Ботнарь Людмила Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДШИ №2 им.
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Описание урока по специальности «Гитара».
Тема: Первоначальный этап обучения начинающего гитариста.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Брянская городская администрация

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №2 им. П.И. Чайковского»

Описание урока по специальности «Гитара» преподавателя народных инструментов

Ботнарь Людмилы Сергеевны.

Индивидуальное занятие в исполнительском классе (ученица Локтева Дарья, первый

год обучения).

План проведения урока.

1.Организационный момент.

2.Применение знаний и умений на пройденном материале.

3.Изучение нового материала.

4.Обобщение занятий, подведение итогов.

Тема урока: Первоначальный этап обучения начинающего гитариста.

Цель урока: Обучение первоначальным техническим навыкам игры на инструменте.

Задачи урока:

1.

Образовательные.

Освоение постановки левой и правой рук на простых упражнениях.

Освоение звукоизвлечения правой рукой приёмами апояндо и тирандо.

Изучение муз. грамоты, расположения нот на грифе в первой позиции.

2.Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания,

мышления.

3.Воспитывающие.

Воспитание культуры звукоизвлечения, терпения, настойчивости в преодолении

трудностей.

4.Здоровьесберегающие.

Соблюдение правильной посадки.

Форма урока:

Индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические.

Учебно-материальное оснащение: две гитары, 2-е подставки под ногу, пульт, стулья,

рабочая тетрадь ученика, дневник.

Ход урока.

Организационный момент (знакомлю с ученицей присутствующих).

Рассказываю о задачах первого года обучения ( правильная постановка обеих рук,

изучение муз. грамоты, изучение расположения нот на грифе).

Урок начинается с упражнения для правильной постановки левой руки)

(продолжение работы над закреплением устойчивости постановки левой руки):

1.Упражнение - «Ходьба» пальцев левой руки в пятой позиции: «Вперёд идём, назад

идём» (пятая позиция удобна для правильной постановки левой руки, в этой позиции без

усилий большой палец находится в правильном положении за грифом). Пальцы левой

руки: 1,2,3,4. «идут» с пятого лада по порядку: 5,6,7,8 лады, и назад в обратном порядке.

Так на 1-ой струне, на второй, на третьей, на четвёртой, на третьей, на второй, на первой.

Правая рука исполняет упражнение приёмом апояндо аппликатурой im, в левой-- пальцы

ставить молоточками, ближе к порожку окончания лада (cлуховой анализ чистоты звука).

При исполнении упражнения говорим : вперёд идём, назад идём. При исполнении

упражнения обращаю внимание на то, как ученица ставит пальцы левой руки на лады.

(«молоточками», ближе к порожку окончания лада).

2.Изучение 1-ой позиции.

Упражнение на первой струне: ми, фа,ми, фа диез, ми, соль, ми, соль диез. В левой

руке обратить внимание: на фа диез ставить два пальца (1,2) одновременно ( первый стоит

на 1-ом ладу, второй-на фа диез), на соль, соответственно, три пальца одновременно, на

соль диез- четыре пальца. В правой руке используем аппликатуру --im. При исполнении

упражнения не смотреть на лады.

Упражнение – мелодия «Как пошли наши подружки». Ученица читает ноты, затем

исполняет на гитаре. Использование открытой 1-ой струны и 1-го и 3-го ладов. При

исполнении не смотреть на лады.

3.Звукоряд в первой позиции от ЛЯ малой октавы (открытой 5-ой струны) до СОЛЬ

второй октавы ( в левой руке не выходим из первой позиции), звуки, расположенные на 5-

ой и 4-ой струнах исполняем пальцем P, НА 3-ЕЙ, 2-ОЙ, 1-ОЙ---im . При исполнении

ученица говорит или поёт ноты ( не смотреть на лады). Исполнить вверх и вниз.

Упражнение исполняется с аккомпанементом преподавателя.

4. Приём тирандо на открытых струнах (6,3,2,1). Пальцы правой руки стоят: Р- на 6-

ой струне, i- на 3-ей , m- на 2-ой, a- на 1-ой (продолжение работы над закреплением

правильного звукоизвлечения правой рукой открытых струн приёмом тирандо).

Упражнения: pima; pimami; pimiaimi; pia/mi. Каждое упражнение исполнять по три-

четыре раза. При повторении упражнения пальцы правой руки возвращать одновременно

на свои струны соответственно, следить за правильной постановкой правой руки, за

правильным звукоизвлечением.

Калинин В. Этюд a-moll (В.Калинин «Юный гитарист» Изд.Москва-Музыка, 2008г.).

Размер 3/8. Обратить внимание на счёт.

Этюд исполняется аппликатурой в правой руке ima приёмом тирандо. Палец Р стоит

на 6-ой струне (для устойчивости правой руки) , ima ставить одновременно на три струны

(3-ю,2-ю,1-ю), по очереди извлекая звуки. Следить за правильным звукоизвлечением.

Акцентируем работу на выделение сильной доли. Преподаватель исполняет, затем

ученица.

5.Упражнение на исполнение голоса с басом.

1-я струна извлекается с 6-ой струной одновременно аппликатурой а) Рi, б)Рm,

образуя крест.

То же - 1-ая струна с 5-ой. Преподаватель исполняет затем ученица.

Использование этого упражнения в пьеске «Во саду ли в огороде». На уроке

соединяем мелодию с басом. Следить за правильным звукоизвлечением с басом. Палец Р

падает не сгибаясь, ровно к пальцу m, образуя крест.

В пьесе прочитать ноты с дирижированием для закрепления знания муз.грамоты.

Пьесу ученица исполняет со счётом вслух и второй раз без счёта.

6. Испанский народный танец «Малагуэнья» (имеет восточные –арабские и

африканские корни, стал популярен в 18 веке в Испании).

Пьеса написана в двухчастной форме, размер 3/4. Домашнее задание было - уверенно

выучить 1-ю часть.

Первая часть написана восьмыми. В правой руке ставить одновременно pi.

Разбираем вторую часть. Вторая часть идёт триолями. Объяснить длительность триоль. В

правой руке одновременно ставить pm.

Работаем с ученицей над каждой частью, затем ученица проигрывает полностью

пьесу, преподаватель исполняет пьесу.

Обобщение занятия и подведение итогов:

--Подвести итоги (что достигнуто);

--Оценить работу учащейся;

--Домашнее задание: в упражнениях - следить за постановкой пальцев в левой руке

(ставить молоточками) и за правильным звукоизвлечением в правой руке (без дёрганий,

руку не напрягать).

В этюде – при исполнении не смотреть на лады.

Во саду ли в огороде—соединить с басом.

Малагуэнья—учить со счётом, правильной аппликатурой.



В раздел образования