Напоминание

"Путешествие в страну вежливости и добра"


Автор: Бирюкова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Академия семьи"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект открытого интерактивного занятия
Тема: "Путешествие в страну вежливости и добра"
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Путешествие в страну вежливости и добра»

Цель:
Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям
Задачи:
• учить проявлять терпение к недостаткам других; • умению считаться с интересами других; • развивать готовность идти навстречу друг другу; • формировать навык речевого этикета; • способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Ход занятия
Звучит песня «Маленькая страна»
Воспитатель:
Здравствуйте дорогие ребята! Любое общение начинается с приветствия. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое “добрый день” и “здравствуй”. Например, Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские и англичане в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь. - А как приветствуете друг друга вы, ребята? (Высказывания детей)
Воспитатель:
И сегодня в этот час я поведу с собою вас. За полями, за горами есть Волшебная страна. В ней много разных испытаний и чудес она полна. Что же это за страна? Нам предстоит узнать. (Открывается доска, на ней – карта Волшебной страны)
Воспитатель:
Итак, мы будем путешествовать по Волшебной стране – стране Добра и Вежливости. Вот перед нами карта этой страны. Нас ждут приключения, а кое-где и испытания. Как лучше путешествовать: вместе или поодиночке?
Воспитатель:
Такие человеческие качества, как доброта и вежливость – неразделимы. А как вы понимаете, что такое доброта? (Высказывания детей)
Воспитатель:
Правильно! Слово это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
Воспитатель:
А вот какое определение дает Л.Н. Толстой: Дети читают на доске:
Доброта


отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное
.
(Л. Толстой)

Воспитатель:
В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица – доброе слово и кошке приятно. Поэтому, мы начинаем путешествие с первой точки карты – города Народной мудрости, в котором нам станет известно: Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте? Для этого я приглашаю трех самых смелых и эрудированных участников. перед вами карточки, на которых написаны слова. карточки необходимо разложить в такой последовательности, что бы можно было прочитать известную пословицу. Итак, начинаем! (звучит песня «Мы маленькие дети») Молодцы, а теперь давайте с помощью доски всем продемонстрируем, что у нас получилось: (дети по очереди читают на доске)  При солнышке тепло, при матушке добро  Доброе слово и кошке приятно  Добрые дела красят человека
Воспитатель:
Отлично, мы только что с вами реально раскладывали карточки, а теперь я вам предлагаю сделать то же самое виртуально:  забудется век не Добро  ищут От добра добра не  лучше сердце богатства Доброе
Воспитатель:
Молодцы! вы отлично справились с заданием, и мы перемещаясь по карте, попадаем улицу Волшебных слов. Ребята, какие волшебные слова Вы знаете? (дети перечисляю слова)
Воспитатель:
Хорошо, а известны ли вам стихотворения, в которых упоминались бы эти слова?
Эдгар:
Добрый день! – тебе сказали. Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали теплоты и доброты.
Света:
Нам желают: “Доброго пути!” Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь.
Света Бердникова:
Здравствуйте! – ты скажешь человеку. Здравствуй! – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет.
Лена:
За что мы говорим “спасибо”? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз.
Маша:
Отменить, что ли, слово “пожалуйста”? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без “пожалуйста” Нам становится неуютно.
Воспитатель:
Для того, чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее. Ребята, а на этой улице живет наш знакомый - Волшебник вежливых слов, предлагаю заглянуть в его виртуальную Академию речевого этикета и вспомнить его уроки вежливости: Цифровой образовательный ресурс: Академия речевого этикета занятие №3 «Благодарность»
Воспитатель:
Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в Парк сказок.
А какие вы знаете сказки, где говорилось бы о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым способом? (Высказывания детей)
Воспитатель:
Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше. (Входит Незнайка)
Незнайка.
Здравствуйте! Я вижу, что у вас весело, можно я с вами буду веселиться?
Воспитатель:
Конечно, можно, Незнайка! Но мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.
Незнайка.
Я понял это и хочу вам помочь. Пусть ребята отгадают мои веселые загадки. Они особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”.
Воспитатель:
Я поняла, это мы прибыли в город, который называется «Не попади впросак», верно?
Незнайка.
Верно, и вот в чем трудность: эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом, надо промолчать.  Кто из вас, проснувшись бодро, “С добры утром” скажет твердо?  Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?  У кого из вас в порядке портфель, книжки и тетрадки?  Кто из вас в автобусе тесном уступает старшим место?  Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго “спасибо”?  Кто быть вежливым желает, малышей не обижает? (Высказывания детей)
Воспитатель:
Вот, Незнайка, ты убедился, что наши ребята хорошо понимают: стать вежливым нелегко и в дальнейшем пригодится.
Незнайка:
не совсем, давайте поиграем на Аллее Игр. (Воздушный шарик на карте передвигаю)
Игра “Вежливо – невежливо”
Незнайка называет ситуацию и кидает мячик любому из участников. Если ситуация “вежливо”, то участник должен поймать мяч, если “невежливо”, то ловить мяч не надо. Ситуации:  уступить в транспорте место;  поздороваться при встрече;  толкнуть и не извиниться;  помочь поднять упавшую вещь;  не заплатить за проезд;  не вставать, обращаясь к старшему;  обозвать обидным словом.
Незнайка.
Ой, а я кажется, уже все понял, сейчас дам ребятам полезный совет: Если ты пришёл к знакомым, Не здоровайся ни с кем, Слов “пожалуйста”, “спасибо” Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.
Воспитатель:
Незнайка, ну как же так, ты опять все перепутал. Ребята, какие ошибки допустил Незнайка. Вы правильно нашли ошибки, а тебе, Незнайка, еще немного следует поучиться, а мы вышли на улицу Стихотворную.

Воспитатель:
Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, почти взрослые люди, послушайте пожалуйста стихотворение А.Барто «Вовка – добрая душа» На глазах растут ребята! Жил в стихах моих когда-то Вовка – добрая душа. (Так прозвали малыша). Дергал кошек за хвосты, а дождавшись темноты, Он просил у них прощенья за плохое обращенье. А теперь он взрослый малый, лет 12-ти на вид, И читателей, пожалуй, взрослый Вовка удивит. С добротой покончил Вовка, он решил – ему неловко В зрелом возрасте таком быть каким-то добряком! Он краснел при этом слове, стал стесняться доброты. Он, чтоб выглядеть суровей, дергал кошек за хвосты. Знайте все, что он не добрый. Злее волка! Злее кобры! «Берегись, а то убью!»,- пригрозил он воробью. Целый час ходил с рогаткой, но расстроился потом, Закопал ее украдкой в огороде, под кустом. Он теперь сидит на крыше, затаившись, не дыша, Лишь бы только не услышать: «Вовка- добрая душа!» Если добрым вырос ты, злыднем быть не пробуй, Не стесняйся доброты, а стесняйся злобы.
Воспитатель:
Почему Вовка решил стать злым? Почему вы считаете, что Вовка не прав? Злой ли Вовка на самом деле? Почему некоторые ребята стараются казаться хуже, чем они есть?
Незнайка
: а я хочу добавить, что невоспитанными, злыми, грубыми бывают не только мальчики, но и девочки. Ребята, а Вы знаете в каком стихотворении об этом нам рассказала Агния Барто? Может кто-нибудь из вас сможет прочитать нам отрывок из этого стихотворения наизусть? Синенькая юбочка. Ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все. Девочки на празднике соберутся в круг. Как танцует Любочка! Лучше всех подруг. Кружится и юбочка, и ленточка в косе. Все глядят на Любочку, радуются все. Но если к этой Любочке вы придете в дом, Там вы эту девочку узнаете с трудом. Она кричит еще с порога, объявляя на ходу: «У меня уроков много, я за хлебом не пойду!» Едет Любочка в трамвае – она билете не берет, Всех, локтями раздвигая, продвигается вперед. Говорит она, толкаясь: «Фу, какая теснота!». Говорит она старушке: «Это детские места!». «Ну, садись»,- вздыхает та. . Синенькая юбочка. Ленточка в косе. Вот какая Любочка во всей своей красе! Случается, что девочки порой бывают грубыми, Хотя не обязательно они зовутся Любами. (Высказывания детей)

Воспитатель:
Итак, прогуливаясь по улице Стихотворной, мы с вами можем понять, что во все времена эта тема была актуальна и описывалась знаменитыми поэтами и писателями.
Воспитатель:
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце. Мы находимся в оранжерее Добрых дел. (Воздушный шарик на карте передвигаю)
Воспитатель:
Вспомните пожалуйста примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе светлее. Не может быть, чтобы вы никогда не сделали ничего доброго – ни человеку, ни животному. Перед каждым из вас волшебный лепесток. Напишите на нем кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно. А пока ребята выполняют задание, я хочу нашим гостям предложить рецепт «ХОРОЩЕГО НАСТРОЕНИЯ» от кота Леопольда (на доске появляется изображение кота Леопольда и текст рецепта) Зачитывать мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, как гласит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”. (Под фонограмму песни “Если добрый ты” дети пишут на лепестках о своих добрых делах, Незнайка составляет на доске цветок)
Воспитатель:
Посмотрите, доброта – это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас. Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы убеждались с вами. А может, не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами.
Воспитатель.
Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Незнайка:
Тогда и я хочу сказать вам на прощанье. Перед тем, как нам расстаться и уйти всем по домам, Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам, Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.
Воспитатель:
Прекрасно. Остается надеяться, что ребята и ты, Незнайка, вместе с ними будете вести себя так, как мы сегодня учились.
Воспитатель:
ребята, наше путешествие подошло к концу, надеюсь, что вам было интересно и вы еще раз убедились, что быть вежливым и добрым – это здорово! До свидания до новых встреч! звучит песня «Дорога добра» незнайка уводит детей
Используемые ресурсы:

1. Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2003 2. Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно- музыкальная композиция) 3-8 классы. / Сост.Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники