Автор: Бирюкова Елена Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Академия семьи" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: конспект открытого интерактивного занятия Тема: "Путешествие в страну вежливости и добра" Раздел: дополнительное образование
Цель: Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества,
взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям
Задачи:
• учить проявлять терпение к недостаткам других;
• умению считаться с интересами других;
• развивать готовность идти навстречу друг другу;
• формировать навык речевого этикета;
• способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых и
гуманных поступков. Ход занятия
Звучит песня «Маленькая страна»
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Любое общение начинается с приветствия.
Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое “добрый день” и “здравствуй”.
Например, Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.
Русские
и
англичане
в
качестве
приветственного
жеста
пожимают
друг
другу
руки.
Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы
обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь.
- А как приветствуете друг друга вы, ребята?
(Высказывания детей)
Воспитатель:
И сегодня в этот час я поведу с собою вас.
За полями, за горами есть Волшебная страна.
В ней много разных испытаний и чудес она полна.
Что же это за страна? Нам предстоит узнать.
(Открывается доска, на ней – карта Волшебной страны)
Воспитатель: Итак, мы будем путешествовать по Волшебной стране – стране Добра
и Вежливости. Вот перед нами карта этой страны. Нас ждут приключения, а кое-где и
испытания. Как лучше путешествовать: вместе или поодиночке?
Воспитатель:
Такие
человеческие
качества,
как
доброта
и
вежливость
–
неразделимы. А как вы понимаете, что такое доброта?
(Высказывания детей)
Воспитатель: Правильно!
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Воспитатель: А вот какое определение дает Л.Н. Толстой:
Дети читают на доске:
Доброта
– отзывчивость,
сочувствие,
дружеское
расположение
к
людям;
все
положительное, хорошее, полезное . (Л. Толстой)
Воспитатель: В
народе
всегда
относились
к
доброте
по-особому.
Есть
такая
пословица – доброе слово и кошке приятно. Поэтому, мы начинаем путешествие с первой
точки карты – города Народной мудрости, в котором нам станет известно: Знаете ли вы
пословицы и поговорки о добре, доброте? Для этого я приглашаю трех самых смелых и
эрудированных участников.
перед вами карточки, на которых написаны слова. карточки необходимо разложить в
такой последовательности, что бы можно было прочитать известную пословицу. Итак,
начинаем!
(звучит песня «Мы маленькие дети»)
Молодцы, а теперь давайте с помощью доски всем продемонстрируем, что у нас
получилось:
(дети по очереди читают на доске)
При солнышке тепло, при матушке добро
Доброе слово и кошке приятно
Добрые дела красят человека
Воспитатель: Отлично, мы только что с вами реально раскладывали карточки, а теперь я
вам предлагаю сделать то же самое виртуально:
забудется век не Добро
ищут От добра добра не
лучше сердце богатства Доброе
Воспитатель: Молодцы! вы отлично справились с заданием, и мы перемещаясь по карте,
попадаем улицу Волшебных слов. Ребята, какие волшебные слова Вы знаете?
(дети перечисляю слова)
Воспитатель: Хорошо, а известны ли вам стихотворения, в которых упоминались бы эти
слова?
Эдгар: Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.
Света: Нам желают: “Доброго пути!”
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Света Бердникова: Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Лена: За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Маша: Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Воспитатель:
Для
того,
чтобы
быть
вежливыми,
мы
должны
пользоваться
“волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее.
Ребята, а на этой улице живет наш знакомый - Волшебник вежливых слов, предлагаю
заглянуть
в
его
виртуальную
Академию
речевого
этикета
и
вспомнить
его
уроки
вежливости:
Цифровой образовательный ресурс: Академия речевого этикета занятие №3
«Благодарность»
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в Парк сказок.
А какие вы знаете сказки, где говорилось бы о том, что добро побеждает зло и
добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым
способом?
(Высказывания детей)
Воспитатель: Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше.
(Входит Незнайка)
Незнайка. Здравствуйте! Я вижу, что у вас весело, можно я с вами буду веселиться?
Воспитатель: Конечно, можно, Незнайка! Но мы не только веселимся, мы учимся
словам вежливости и добра.
Незнайка. Я понял это и хочу вам помочь. Пусть ребята отгадают мои веселые
загадки. Они особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо
всем вместе сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”.
Воспитатель: Я поняла, это мы прибыли в город, который называется «Не попади
впросак», верно?
Незнайка. Верно, и вот в чем трудность: эти слова надо говорить не на каждую загадку.
Если загадка с подвохом, надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро, “С добры утром” скажет твердо?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
У кого из вас в порядке портфель, книжки и тетрадки?
Кто из вас в автобусе тесном уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго “спасибо”?
Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
(Высказывания детей)
Воспитатель: Вот, Незнайка, ты убедился, что наши ребята хорошо понимают: стать
вежливым нелегко и в дальнейшем пригодится.
Незнайка: не совсем, давайте поиграем на Аллее Игр.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Игра “Вежливо – невежливо”
Незнайка называет ситуацию и кидает мячик любому из участников. Если ситуация
“вежливо”, то участник должен поймать мяч, если “невежливо”, то ловить мяч не надо.
Ситуации:
уступить в транспорте место;
поздороваться при встрече;
толкнуть и не извиниться;
помочь поднять упавшую вещь;
не заплатить за проезд;
не вставать, обращаясь к старшему;
обозвать обидным словом.
Незнайка. Ой, а я кажется, уже все понял, сейчас дам ребятам полезный совет:
Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов “пожалуйста”, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Воспитатель: Незнайка, ну как же так, ты опять все перепутал. Ребята, какие
ошибки допустил Незнайка.
Вы правильно нашли ошибки, а тебе, Незнайка, еще немного следует поучиться, а
мы вышли на улицу Стихотворную.
Воспитатель:
Вежливый
человек
всегда
внимателен
к
людям.
Он
старается
не
причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда
ребята
ведут
себя
грубо,
им
кажется,
что
в
этих
случаях
они
поступают
как
самостоятельные,
независимые,
почти
взрослые
люди,
послушайте
пожалуйста
стихотворение А.Барто «Вовка – добрая душа»
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то Вовка – добрая душа.
(Так прозвали малыша).
Дергал кошек за хвосты, а дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья за плохое обращенье.
А теперь он взрослый малый, лет 12-ти на вид,
И читателей, пожалуй, взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка, он решил – ему неловко
В зрелом возрасте таком быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове, стал стесняться доброты.
Он, чтоб выглядеть суровей, дергал кошек за хвосты.
Знайте все, что он не добрый. Злее волка! Злее кобры!
«Берегись, а то убью!»,- пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой, но расстроился потом,
Закопал ее украдкой в огороде, под кустом.
Он теперь сидит на крыше, затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать: «Вовка- добрая душа!»
Если добрым вырос ты, злыднем быть не пробуй,
Не стесняйся доброты, а стесняйся злобы.
Воспитатель: Почему Вовка решил стать злым? Почему вы считаете, что Вовка не
прав? Злой ли Вовка на самом деле? Почему некоторые ребята стараются казаться хуже,
чем они есть?
Незнайка : а я хочу добавить, что невоспитанными, злыми, грубыми бывают не
только мальчики, но и девочки. Ребята, а Вы знаете в каком стихотворении об этом нам
рассказала Агния Барто? Может кто-нибудь из вас сможет прочитать нам отрывок из этого
стихотворения наизусть?
Синенькая юбочка. Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придете в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога, объявляя на ходу:
«У меня уроков много, я за хлебом не пойду!»
Едет Любочка в трамвае – она билете не берет,
Всех, локтями раздвигая, продвигается вперед.
Говорит она, толкаясь: «Фу, какая теснота!».
Говорит она старушке: «Это детские места!».
«Ну, садись»,- вздыхает та.
.
Синенькая юбочка. Ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе!
Случается, что девочки порой бывают грубыми,
Хотя не обязательно они зовутся Любами.
(Высказывания детей)
Воспитатель: Итак, прогуливаясь по улице Стихотворной, мы с вами можем понять,
что во все времена эта тема была актуальна и описывалась знаменитыми поэтами и
писателями.
Воспитатель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит
природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце. Мы находимся в
оранжерее Добрых дел.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Воспитатель: Вспомните пожалуйста примеры из своей жизни, когда вы сделали
что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое,
но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе светлее. Не может быть,
чтобы вы никогда не сделали ничего доброго – ни человеку, ни животному.
Перед каждым из вас волшебный лепесток. Напишите на нем кратко, какое доброе
дело вы совершили, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно.
А
пока
ребята
выполняют
задание,
я
хочу
нашим
гостям
предложить
рецепт
«ХОРОЩЕГО НАСТРОЕНИЯ» от кота Леопольда
(на доске появляется изображение кота Леопольда и текст рецепта)
Зачитывать мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, как гласит
английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.
(Под фонограмму песни “Если добрый ты” дети пишут на лепестках о своих добрых
делах, Незнайка составляет на доске цветок)
Воспитатель:
Посмотрите,
доброта
–
это
сказочный
цветок,
который
может
расцвести в душе каждого из нас.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Воспитатель. Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем
запомнить
очень
важные
правила
культуры
поведения
и
руководствоваться
ими
в
повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо вести себя, уважать, щадить
и беречь друг друга. Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте –
нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения. Поэтому человек
должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого
человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Незнайка:
Тогда и я хочу сказать вам на прощанье.
Перед тем, как нам расстаться и уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.
Воспитатель: Прекрасно. Остается надеяться, что ребята и ты, Незнайка, вместе с
ними будете вести себя так, как мы сегодня учились.
Воспитатель: ребята, наше путешествие подошло к концу, надеюсь, что вам было
интересно и вы еще раз убедились, что быть вежливым и добрым – это здорово! До
свидания до новых встреч!
звучит песня «Дорога добра» незнайка уводит детей
Используемые ресурсы: