Напоминание

«Особенности ФГОС-4: структура, содержание, требования»


Автор: Гавриленко Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности ФГОС-4: структура, содержание, требования»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Особенности ФГОС-4: структура, содержание, требования»

Ключевая идея, определяющая назначение новых ФГОС СПО и отличающая их от

предшествующих

образовательных

стандартов,

заключается

в

разделении

понятий

«результаты образования (обучения)» (в ряде источников – квалификация по образованию,

или академическая квалификация) и профессиональная квалификация.

В

отличие

от

ФГОС-3,

разрабатывавшихся

отдельно

для

каждой

профессии

и

специальности СПО, ФГОС СПО – 4 будут разрабатываться по направлениям подготовки,

объединяющим профессии и специальности по принципу общности общепрофессиональных

компетенций.

В каждой укрупненной группе профессий и специальностей будет выделено от

одного до пяти направлений подготовки.

Структура ФГОС ПО – 4

Стандарт состоит из трех разделов: «Требования к результатам освоения основной

(профессиональной)

образовательной

программы»,

«Требования

к

структуре

основной

(профессиональной) образовательной программы» и «Требования к условиям реализации

основной профессиональной образовательной программы».

Раздел

1.

Требования

к

результатам

освоения

основной

профессиональной

образовательной программы

1.1.

Характеристика

квалификации

по

образованию

перечень

общих

и

общепрофессиональных

компетенций,

умений

и

знаний

в

соответствии

с

программой

подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) базовой, углубленной подготовки

в

рамках направления подготовки.

1.2. Требования к разработке описания профессиональной квалификации в основной

профессиональной

образовательной

программе

в

соответствии

с

профессиональными

стандартами,

как

результата

профессионального

образования

(перечня

видов

профессиональной деятельности и составляющих их профессиональных компетенций).

Раздел 2. Требования к структуре основной профессиональной образовательной

программы

2.1.

Структура

основной

профессиональной

образовательной

программы

СПО

представлена тремя циклами в разном сочетании в зависимости от базы приема:

1) общеобразовательным учебным циклом (для программ обучения на базе основного

общего образования) (цикл О.00);

Содержание и объем цикла О.00 определяется в соответствии со стандартом общего

образования.

2) общепрофессиональным учебным циклом (цикл ОП.00);

Для

ППССЗ

в

общепрофессиональный

цикл

могут

быть

включены

дисциплины,

соответствующие

по

ныне

действующим

образовательным

стандартам

(ФГОС

СПО-3)

циклам ОГСЭ (

общий гуманитарный и социально-экономический цикл

), ЕН (

математический и

общий естественнонаучный цикл

) и ОП (

общий профессиональный цикл

).

В

ФГОС

СПО

4

не

представлен

перечень

дисциплин

цикла

ОП.

Названия

и

содержание этих дисциплин отражаются в примерных программах, а окончательное решение

по

наименованию

дисциплин,

их

структуре

и

содержанию

остается

в

компетенции

образовательных организаций.

3) профессиональным учебным циклом (цикл П.00).

Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные

модули,

которые

формируются

в

соответствии

с

основными

видами

деятельности,

предусмотренными

ФГОС.

Также

в

профессиональный

цикл

входят

учебная

и

производственная практики. Объем практик – не менее 25 процентов от профессионального

цикла образовательной программы.

В ФГОС СПО 4 не предъявляют требований к наименованиям дисциплин и модулей.

1

В стандарте указываются обязательные объемы учебной нагрузки по циклам и общее

количество зачетных единиц суммарно на все циклы.

2.2. Методические требования к разработке элементов основной профессиональной

образовательной программы на основе положений профессиональных стандартов.

2.3.

Методические

требования

к

разработке

фонда

оценочных

средств

основной

профессиональной образовательной программы.

Раздел

3.

Требования

к

условиям

реализации

основной

профессиональной

образовательной программы

3.1. Кадровые условия

Доля штатных преподавателей должна составлять не менее 50 процентов от общего

количества преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс.

Доля

преподавателей

имеющих

высшее

образование,

соответствующее

профилю

преподаваемой

дисциплины

(модуля),

в

общем

числе

преподавателей,

обеспечивающих

образовательный процесс должна составлять не менее 80%.

К ведению образовательной деятельности допускаются лица прошедшие специальную

педагогическую

подготовку

и

имеющие

среднее

профессиональное

образование

(по

программам

подготовки

специалистов

среднего

звена),

соответствующее

профилю

программы практического обучения.

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,

должны

получать

дополнительное

профессиональное

образование

по

программам

повышения квалификации, в том числе в форме стажировки, не реже 1 раза в 3 года.

3.2. Финансовые условия

Финансовое

обеспечение

реализации

образовательной

программы

должно

осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной

услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

СПО по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

3.3. Материально-технические условия

Образовательная организация, реализующая и ППССЗ, должна обеспечить проведение

всех видов дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, лабораторной и

практической работы обучающихся, учебной и производственной практик, предусмотренных

учебным

планом

образовательной

организации

с

учетом

действующих

санитарных,

противопожарных правил и норм.

Минимально

необходимый

для

реализации

ППССЗ

перечень

материально-

технического

обеспечения

включает:

специально

оборудованные

кабинеты

и

аудитории:

компьютерные

классы,

лабораторные

кабинеты,

аудитории,

оборудованные

мультимедийными средствами обучения; мастерские, полигоны и т.д.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными

учебными

изданиями

(включая

учебники

и

учебные

пособия),

методическими

и

периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные

программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

При

реализации

профессиональных

образовательных

программ

используются

учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей

образовательную деятельность.

Допускается использование литературы со сроком первого издания не более 5 лет до

момента начала обучения по дисциплине (модулю), за исключением дисциплин (модулей),

направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Материально-техническая база образовательной организации должна быть доступна

для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3.4. Требования к оценке качества освоения ОПОП СПО.

2

3.4.1.

Ответственность

за

обеспечение

качества

подготовки

обучающихся

при

реализации

ППССЗ,

получения

студентами

требуемых

результатов

освоения

программы

несет образовательная организация.

Оценка

качества

освоения

образовательной

программы

обучающимися

включает

текущий

контроль

успеваемости,

промежуточную

аттестацию

обучающихся

и

итоговую

(государственную итоговую) аттестацию.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной

аттестации

обучающихся

по

каждой

дисциплине

(модулю)

и

практике

устанавливаются

образовательной организацией самостоятельно (в том числе особенности процедур текущего

контроля

успеваемости

и

промежуточной

аттестации

при

обучении

инвалидов

и

лиц

с

ограниченными возможностями здоровья) и доводятся до сведения обучающихся в сроки,

определенные в локальных нормативных актах образовательной организации.

Для

осуществления

процедур

текущего

контроля

успеваемости

и

промежуточной

аттестации обучающихся образовательная организация создает фонды оценочных средств,

позволяющие

оценить

достижение

запланированных

в

образовательной

программе

результатов обучения и уровень сформированности всех умений, знаний и компетенций,

заявленных в образовательной программе.

ГИА

в

качестве

обязательного

государственного

аттестационного

испытания

проводится в форме ВКР. По усмотрению образовательной организации демонстрационный

экзамен включается в ВКР или проводится в виде государственного экзамена.

Образовательная

организация

определяет

требования

к

содержанию,

объему

и

структуре

выпускной

квалификационной

работы,

с

привлечением

внешних

экспертов

работодателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.

Образовательная

организация

определяет

требования

к

процедуре

проведения

государственных аттестационных испытаний на основе Порядка проведения ГИА, в том

числе

с

учетом

особенностей

этих

процедур

для

инвалидов

и

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья.

3.4.2.

Показатели

качества

освоения

ОПОП

СПО

для

прохождения

процедуры

государственной аккредитации:

- группа показателей качества результатов обучения;

- группа показателей соответствия содержания и документации образовательной

программы ФГОС СПО;

- группа показателей соответствия условий реализации образовательной деятельности

требованиям ФГОС СПО.

ФГОС СПО 4 поколения задает систему соотношений значимых элементов ОПОП:

1. Объем теоретической и практической подготовки – 40/60. Программы учебной,

производственной практик реализуются только в рамках профессионального учебного цикла.

Практические и лабораторные занятия не относятся к программам практики.

2.

Соотношение

объемов

обязательной

(инвариантной)

и

части,

формируемой

участниками образовательных отношений (вариативной части) – 50% /50%.

3. Объем аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студентов – 75%/25%.

Для

СПО

целесообразно

установить

объем

максимальной

недельной

нагрузки

студента 1,5 зачетных единиц (или 45-47 часов в неделю, из расчета 36 часов аудиторной

нагрузки и 10-11 часов самостоятельной работы студентов).

В качестве требования к разработке и реализации образовательных программ СПО

ввести учет объемов только аудиторной нагрузки, при соблюдении 36 часового максимума

аудиторной нагрузки студентов.

4.

Объем

профессионального

учебного

цикла

70%;

общепрофессионального

учебного цикла – 30%.

Основные отличия ФГОС СПО-4 от ФГОС СПО-3

3

1. ФГОС СПО-4 разрабатываются по направлениям подготовки в рамках укрупненных

групп специальностей и профессий, включают требования к ППССЗ (программы подготовки

специалистов среднего звена) в одном стандарте.

2. Не предъявляют требований к наименованиям дисциплин и модулей.

3. Задают иные соотношения в части практикоориентированности программ: 40% -

теоретическая подготовка, 60% - практическая подготовка.

4. Задают иное соотношение аудиторной (при непосредственном участии педагога) и

самостоятельной нагрузок студента – 75% / 25%.

5. Увеличивают объем вариативной части учебного плана до 50%.

6. Устанавливают реалистичный объем недельной нагрузки студентов – 45-47 часов

при аудиторной нагрузке не более 36 часов.

7. Вводят в СПО систему зачетных единиц с «плавающей» размерностью 30-34 часа,

исключая «нестыковки» и нарушения при формировании рабочих учебных планов.

8. Выводят из структуры учебных планов и программ данные о самостоятельной

работе студентов.

Вывод:

ФГОС

СПО-4

полностью

раскрывает

требования

к

результатам

профессионального образования в части общих и общепрофессиональных компетенций,

определяет

требования

к

умениям

и

знаниям,

объемы

учебной

нагрузки

по

циклам

в

зачетных единицах.

4



В раздел образования