Автор: Гаврильева Ирина Егоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 ГО "Жатай" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), п.Жатай Наименование материала: Технологическая карта урока по русскому языку Тема: "Что такое имя числительное?" Раздел: начальное образование
Тема: «Что такое имя числительное?»
Цели: познакомить с новой частью речи – именем числительным; формировать умения распознавать имена числительные,
употреблять их в речи.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Проверка домашнего задания.
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
- Назовите главные члены предложений.
- Какими частями речи они выражены?
3. Актуализация знаний.
( Работа в группах)
- Замени фразеологические обороты глаголами, запишите.
Намылить шею, гонять лодыря, чесать языком, бить баклуши, надуть губы, ломать голову, зарубить на носу, водить за нос.
4.Самоопределение деятельности.
- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
На семь дворов – один топор и тот без топорища.
- Определите части речи.
- У какого слова вы не смогли определить часть речи? (семь).
- Что называет это слово? ( число)
- Поставь вопрос к этому слову. (Сколько?)
- Как вы думаете, как может называться эта часть речи? (Ответы детей).
- Такие слова называются именами числительными. Приведите примеры имен числительных.
- Сформулируйте тему урока.
5. Работа по теме урока.
1.
Грамматическая сказка.
Главный счётчик.
Представьте, были времена, когда в королевстве Грамматика никто ничего не читал и не собирался этого делать. Но
однажды ,вы помните, решили там провести перепись населения – а здесь уж без цифр не обойтись! Сначала попросили
Существительное назвать точную цифру подсчета.
- Если в единственном числе, то цифра так и будет - цифра, - ответило Сущетвительное. – А во множественном - уже
цифры!
- А точнее? - последовал вопрос.
- Точнее – много! - откликнулось Наречие.
- А еще точнее кто - ни будь может сказать.
- Да что тут говорить – считать надо! – проворчала Числительное. И принялось за дело. – Один, два, три…..
Вот так и обнаружилось в Грамматике главный счетчик.
2. Работа по учебнику.
Упр. 103 (.59)
- Прочитайте считалку.
- Пользуясь памяткой 6 на с. 146, подготовьтесь к письму по памяти.
Упр. 104 (с. 59) (Самостоятельное выполнение).
- Прочитайте ответы на вопросы.
- Назовите имена существительные.
3. Работа со словами из словаря.
- Найдите слова четыре и восемь в орфографическом словаре.
- Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
- К какой части речи относятся эти слова? Поставьте к ним вопросы. (имена числительные,сколько)
- Составьте предложения со словами четыре и восемь, запишите.
- Запомните написание этих слов.
6. Физкультминутка.(Мы устали…)
7. Продолжение работы по теме урока.
1.
Работа по учебнику.
- Прочитайте сведения о языке на с. 60
- Что такое имя числительное?
- Что обозначают имена числительные?
- Какие вопросы можно к ним поставить?
Упр. 106 (с.60)
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Прочитайте сочетания слов, которые вы выписали. Назовите в них имена числительные.
2. Работа со словами из словаря.
- Найдите слова вторник и среда в орфографическом словаре.
- Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
- Составьте предложения со словами вторник и среда, запишите.
- Запомните написание этих слов.
8.
Рефлексия.
- Выпишите имена числительные.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Начинается рассказ:
В сто тринадцатой квартире
Великан живет у нас.
С. Маршак.
- Что обозначают имена числительные?
- На какие вопросы отвечают имена числительные? Приведите примеры.
- Оцените свою работу на уроке.
9. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: Упр. 105