Напоминание

Основные педагогические технологии инклюзивного образования в формировании проектно-исследовательской культуры обучающихся с ОВЗ.


Автор: Чернигова Нина Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ Лицей № 11
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Основные педагогические технологии инклюзивного образования в формировании проектно-исследовательской культуры обучающихся с ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад




Применение психолого-педагогических и инклюзивных технологий

формирования проектно-исследовательской культуры обучающихся с

ОВЗ.

Основные педагогические технологии инклюзивного

образования в

формировании проектно-исследовательской культуры

обучающихся с ОВЗ.

Чернигова Н.В. учитель-логопед

МОУ Лицей № 11

г. Волгограда Ворошиловского района

Инклюзивное образование становится все более привлекательным для

родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще

приводят детей в общеобразовательные школы для совместного обучения с

другими детьми. Учителя первых классов уже после начала учебного года

замечают, что не всем детям легко удается адаптироваться в школе, у многих

возникают сложности. При этом и после адаптационного периода ребенок

продолжает испытывать трудности, и у учителя возникают проблемы в

обучении, взаимодействии с таким ребенком. Цель деятельности учителя,

реализующего инклюзивную практику, – создать оптимальные условия для

развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности

ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие

на привычные, а в чем-то – совершенно новые:

Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать

специальные образовательные условия.

Организация в классе доступной среды в зависимости от

потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть

дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы,

поведения.

Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта,

формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия

особенностей каждого из детей.

Освоение современных технологий, методов, приемов, форм

организации учебной работы, а также их адекватное применение

согласно возможностям и потребностям обучающихся.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель

учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности,

интересы. В работе можно использовать различные технологии:

-Технология взаимного обучения основана на предположении, что дети могут

многому научиться друг у друга. Взаимное обучение полезно, когда

необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления

полученных навыков и знаний.

-Технологии организации инклюзивного образовательного процесса работы в

группе, помогает учителю адаптировать содержание учебного материала по

теме, организовывает опережающее изучение учебного материала.

Одним из основных результатов инклюзивного образования является

формирование жизненных навыков или социальных компетенций (навыков

взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т.д). Среди

технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно

выделить три типа:

- прямое обучение социальным навыкам;

- организация групповых видов активности;

- формирование социальных навыков через подражание.

При прямом обучении социальным навыкам учитель обучает детей

правильному поведению через правила и примеры. При организации

групповых видов активности, таких как дежурство, подготовка к празднику,

работа в учебных группах, помощь в выполнении заданий, передвижение по

школе и за школой. Формирование социальных навыков через подражание

предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области

ребенок становится примером для подражания другим детям.

- Технологии оценки результатов учебной деятельности.

В случае включения в образовательный процесс ребенка с

нарушениями развития бывает необходимо разделить общие критерии оценки

работы на более мелкие, локальные. Например, при выполнении письменного

задания по русскому языку могут оцениваться и правильность написания

слов с теми или иными орфограммами, и правильность написания словарных

слов, и эстетическое оформление работы. В каждом конкретном случае

учитель сообщает ребенку, по какому критерию будет оцениваться работа, а

также сообщает эти критерии родителям. Как показывает опыт, не всегда

учителя инклюзивных классов учитывают затраченные ребенком усилия. Не

зная, как оценить его работу, перехваливают или недооценивают ее

результаты. Поэтому очень важно взаимодействие учителя с родителями,

специалистами психолого-педагогического сопровождения для оказания

помощи ребенку с нарушениями развития в данном направлении. Логопед,

дефектолог, психолог, родители могут помочь ребенку быть более

компетентным на уроке. Например:

- заранее познакомить «особого» ребенка с материалом, который все дети

только будут изучать,

- вместе подготовить наглядный материал, которым могут пользоваться все

учащиеся, В случае обучения и оценивания результатов деятельности

ученика с особенностями развития учителю необходимо использовать формы

и приемы, соответствующие возможностям ребенка.

-Технологии оценки результатов учебной деятельности, познакомить

ребенка с критериями оценки результатов учебной деятельности,

потренироваться, с их помощью оценивать свою работу на уроке вместе со

всеми детьми. Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую

стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не

только результат, качество продукта учения, а также процесс – степень

прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе, рост

«над самим собой». В настоящее время по-прежнему не решен вопрос, каким

образом нужно оценивать результаты, достигнутые ребенком с ОВЗ, если они

не совпадают с планируемыми результатами начального общего образования,

предусмотренными Государственным образовательным стандартом. Этот

вопрос требует создания нормативных документов.

Среди технологий инклюзивного образования можно выделить

технологии, которые облегчают социализацию и адаптацию ребенка в

процессе обучения. Часто эти технологии реализуются с помощью

взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического

сопровождения. Это обусловлено тем, что учитель не всегда компетентен в

области специальной педагогики и психологии. Первым этапом такого

взаимодействия является формирование запроса учителя к специалисту и

совместная работа с ним. Педагог обращается к каждому специалисту с

вопросами в рамках его компетентности. При этом учитель должен

осознавать, что возникшее затруднение или проблему в инклюзивном классе

он действительно не может решить самостоятельно. Учитель является

полноправным и, как правило, основным участником междисциплинарной

команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое

сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников

образовательного процесса.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание

необходимых и полноценных условий, безбарьерной среды для личностного

развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности

учащихся в учебном процессе. Конечно, у учащихся с ОВЗ закладывается

естественное ограничение на организацию проектной деятельности, однако

начинать вовлекать школьников с ограниченными возможностями здоровья в

проектную деятельность нужно обязательно с начальных классов. Именно,

младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для

выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом

возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории,

психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс

ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе

ее творческого отношения к действительности. Дети младшего школьного

возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.

Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание

экспериментировать, самостоятельно искать истину. Поэтому развивать

заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него

необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия,

которые будут способствовать этому процессу. Проектная деятельность

способствует формированию ключевых компетентностей учащихся,

подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс

обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Очевидным

является тот факт, что русский язык - очень сложный по своим

парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя

исторические, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать

антонимы или несколько синонимов. Ребенку – младшему школьнику трудно

сразу овладеть всеми отношениями слов, построить свою фразу так, чтобы

все слова правильно согласовывались друг с другом. Особенно трудно

обучающимся с ОВЗ. Тем более трудная стоит задача для педагога -

организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот

процесс увлекательным и интересным. Сделать процесс освоения

лексической структурой речи интересным и максимально продуктивным для

ребенка с речевыми нарушениями поможет метод проектной деятельности.

Еще большие перспективы технология проектной деятельности

открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам

образования ребенка, непосредственном вовлечении их в образовательную

деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с

семьей. Работа логопеда с родителями ребенка всегда была тесной, но

недостаточно вариативной.

Основные формы взаимодействия логопеда с

родителями это индивидуальные консультации, родительские собрания,

информационные стенды. Не всегда, даже при индивидуальной консультации

удается должным образом мотивировать родителей на активную работу по

речевому развитию их ребенка. Но данные и отзывы учителей начальной

школы об организации детско-родительских проектов показывает

положительные результаты в плане мотивации родителей, повышение их

заинтересованности на активное участие в образовательном процессе. Думаю

такой же эффект может дать организация проектной деятельности для детей и

родителей логопедом.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых,

более эффективных технологий, призванных содействовать эффективному

развитию детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность, исходя из

реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности

знаний. Преобразования системы образования на государственном уровне

касается и логопедической помощи. Это так же подтверждает актуальность

вопроса. Для реализации проекта необходимо решить следующие задачи:

проанализировать литературу по теме; разработать план проектной

деятельности по теме; привлечь родителей к активному участию в работе;

реализовать проект; разработать и реализовать мониторинг, анализ

проведенной работы.

Список используемой литературы:

1.

Безруких М.М. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальной школы.

2.

Городилова В.И. Кудрявцева М.З. « Чтение и письмо» Обучение,

развитие и исправление недостатков. С-Петербург,1996.

3.

Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. М.: ВЛАДОС, 1995.

4.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методика

коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.

5.

Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющих трудности

при обучении письму. М., 1994;

7.

Кобзарева Л.Г., КузьминаТ.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и

его коррекция.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники