Автор: Ларионова Лилия Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская Сош №10
Населённый пункт: г.Домодедово Московская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Индивидуально-психологические особенности школьников (характер, акцентуация темперамент)
Раздел: начальное образование
Индивидуально
-
психологические
особенности
школьников
(
характер
,
акцентуация
темперамент
)
Индивидуальными
чертами
личности
являются
темперамент,
акцентуация личности, характер
Темпера́
мент
(лат. temperamentum —
« у с т о й ч и в а я
с м е с ь
компонентов») —
у с т о й ч и в а я
с о в о к у п н о с т ь
и н д и в и д у а л ь н ы х
психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими,
а
не
содержательными
аспектами
деятельности.
Темперамент
составляет
основу формирования и развития характера. С физиологической точки зрения
он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в
характере поведения человека, в степени его жизненной активности.
Одна
из
наиболее
распространенных
в
отечественной
литературе
классификаций типов темперамента:
Холерик —
б ы с т р ы й ,
п о р ы в и с т ы й ,
од н а ко
с о в е р ш е н н о
неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными
вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов,
это
его
резко
отличает
от
сангвиника.
Холерик
обладает
огромной
работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы
и быстро истощается.
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления
и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет
упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой
впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него,
довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями.
Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен
в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней
безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных
событий,
он
остро
реагирует
на
внешние
факторы.
Свои астенические
переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено
впечатлителен, эмоционально раним.
От темперамента человека зависят формально-динамические аспекты
поведения, не связанные с содержанием деятельности. Эти аспекты делят на
2 общности:
Группа Эмоциональности, к ней относятся черты:
o
Нейротицизм (избегание новых или неопределенных ситуаций,
высокая потребность в социальной поддержке)
o
Импульсивность
(инициация
действий,
ведомая
эмоциями,
не
подкрепленная предыдущими планами или рациональным решением)
o
Самоуверенность
(оптимизм
в
неопределенных
условиях,
уверенность в своих силах)
Группа Активности, к ней относятся черты:
o
Выносливость, энергичность, способность выдерживать долгую
и/или
интенсивную
деятельность.
В
моделях активностно-специфического
подхода
три
типа
выносливости —
моторно-физическая,
вербально-
социальная
и
умственная
(длительность
сосредоточения внимания) —
рассматриваются как отдельные свойства (шкалы);
o
Скорость
интеграции
поведенческого
акта,
такие
как
пластичность (легкость переключения с одной деятельности на другую и
адаптивность
к
изменениям
в
инструкциях
или
ситуациях),
вербально-
общественный темп.
o
Поведенческая
ориентация
на
определенный
тип
регуляторов
поведения. К этой подгруппе относятся ориентация на впечатления, рисковые
ситуации (черта Поиск Впечатлений), ориентация на других людей (черта
Эмпатия, как чувствительность с чувствам и мотивации других людей) и
чувствительность
к
причинно-следственным
связям,
вероятностным
аспектам событий (Мышление (психология))
Среди
индивидуальных
темпераментов
нередко
встречаются
так
называемые ярко выраженные темпераменты; это темпераменты, в которых
преобладают черты какого-либо одного типического темперамента. Обычно о
человеке
такого
темперамента
говорят,
что
он
ярко
выраженный,
или
типичный, холерик, сангвиник и т. п.
Изучение
вопроса
о
влиянии
темперамента
на
успешность
деятельности
привело
исследователей
к
разработке
понятия
"ИСД"
-
индивидуальный стиль деятельности - "неповторимый вариант типичных для
данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Одна из
важнейших задач обучения состоит в том, чтобы найти стиль деятельности,
наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям."
1
Хара́
ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) —
структура
стойких,
сравнительно
постоянных психических
свойств,
определяющих особенности взаимоотношений и поведения личности. Когда
говорят
о
характере,
то
обычно
подразумевают
под
этим
именно
такую
совокупность
свойств
и
свойств
личности,
которые
накладывают
определённую
печать
на
все
её
проявления
и
деяния.
Черты
характера
составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или
иной образ поведения, образ жизни.
1
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб., 1999г.стр.145.
Вместе с тем сам по себе характер не является столь ценным сколько
акцентуация характера - термин, введенный К. Леонгардом и означающий
экспрессию отдельных черт характера и их сочетаемость.
Акцентуация
характера
—
преувеличенное
развитие
отдельных
свойств
характера
в
ущерб
другим,
в
результате
чего
ухудшается
взаимодействие с окружающими людьми. Как считает известный немецкий
психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь
заострены
(акцентуированы),
что
это
при
определенных
обстоятельствах
приводит
к
однотипным
конфликтам
и
нервным
срывам.
Выраженность
акцентуации
может
быть
различной
—
от
легкой,
заметной
лишь
ближайшему
окружению,
до
крайних
вариантов,
когда
приходится
задумываться, нет ли болезни — психопатии.
Более
детально
здесь
следует
заняться
интровертированными
и
экстравертированными личностями. Эти понятия тесно связаны с периодом
переходного возраста, т. е. с периодом формирования у ребенка психики
взрослого человека.
В
детском
возрасте
экстравертированность
у
обоих
полов
имеет
одинаковую
форму
выражения.
В
отроческом
возрасте
поворот
к
интровертированности
у
мальчиков
носит
значительно
более
резкий
характер, чем у девочек.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им,
отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения
взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие свойства личности,
как
доброта
и
внимательность,
самостоятельность,
уверенность
в
себе,
честность.
« П о с т е п е н н о ,
п о
м е р е
о с в о е н и я
р е б е н ко м
ш ко л ь н о й
действительности, у ребенка складывается система личных взаимоотношений
в
классе.
Ее
основу
составляют
непосредственные
эмоциональные
отношения, "которые превалируют над всеми другими.»
2
2
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991г.стр155
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе
личных взаимоотношений в классе, также обладает некоторыми сходными
характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками,
неуживчивы,
что
может
проявляться
как
в
драчливости,
вспыльчивости,
капризности,
грубости,
так
и
в
замкнутости;
нередко
их
отличает
ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и
неряшливы.
Перечисленные
общие
свойства
имеют
определенную
специфику
проявления на разных этапах младшего школьного возраста.
Для
первоклассников,
обладающих
высоким
социометрическим
статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная
внешность,
принадлежность
к
классному
активу,
готовность
поделиться
вещами,
сладостями.
Второе
место
в
этом
возрасте
занимают
хорошая
успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков
большое значение имеет также физическая сила.
«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются
следующими
особенностями:
непричастность
к
классному
активу;
неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с
нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Рассмотрим определенные сочетания черт темперамента с чертами
характера, чтобы восполнить картину акцентуации личности, представить её
исчерпывающим образом.
«Можно было бы предположить, что демонстративная склонность к
притворству окажется особенно выраженной в сочетании гипертимической
активностью. Но это допущение справедливо лишь в отношении детского
возраста,
когда,
действительно,
нередко
при
такой
комбинации
жажда
активности влечет за собой целый ряд нечестных поступков».
3
3
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991г.стр142.
Гипертимическая
жажда
деятельности
у
взрослых
не
всегда
выражается в совершении непорядочных поступков, наоборот, это свойство
темперамента нередко ослабляет аморальные проявления. Открытые натуры,
которыми
большей
частью
являются
представители
гипертимического
темперамента,
избирают
прямые
пути.
Хитростью,
неискренностью,
притворство
не
вяжутся
с
их
жизненной
установкой.
«Ребенку
менее
свойственно торможение побуждений, в том числе и нечестных, особенно
если речь идет об исполнении его желаний. Кроме того, у детей иногда
наблюдается безудержное стремление хотя бы в чем-то себя проявить –
своеобразное
детское
тщеславие».
4
Иногда
у
ребенка
неискренность
сочетается
с
открытым,
жизнерадостным
поведением.
У
взрослых
параллелизм таких разноплановых свойств личности почти не встречается.
Сочетание
педантичности
и
тревожности
часто
уже
в
детстве
вредно
отражается на нервной системе. Заики обычно либо являются ананкастами,
либо обладают тревожным темпераментом, но чаще всего у них сочетается и
то
и
другое.
У
ребенка
тревожность
часто
связана
с
напряжением,
при
котором возникают нарушения со стороны артикуляции, но если ребенок к
тому же и педантичен, он начинает усиленно следить за речью, что еще
больше усугубляет нарушения.
Среди
сочетаний
застревающих
черт
характера
со
свойствами
темперамента
особенно
важна
застревающе-гипертимическая
комбинация,
так как она таит в себе опасность кверуляторного развития. Начало состояния
обуславливается
застревающими
чертами,
а
гипертимическая
жажда
деятельности
усугубляет
его
развитие.
Если
бы
это
была
только
застревающая акцентуация, то причины постоянных жалоб, в конечном счете,
исчерпали бы себя, но гипертимический темперамент заставляет изобретать
все
новые
поводы
жаловаться.
В
противоположность
паранойяльному
4
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.
- М., 1999г.
развитию,
кверуляторное
отличается
хлопотливостью,
суетливой
деловитостью.
Такие
люди
никогда
не
находят
покоя,
у
них
все
время
повышенное настроение.
Особым свойством обладает комбинация застревания и тревожности.
Тревожность связана с принижением человеческого достоинства. Такие лица
слабы, беспомощны. Застревающие личности не могут этого вынести, они
всячески
стараются
выделиться,
задеть
их
самолюбие
очень
легко.
Так
возникает сверх компенсация. Эта компенсаторная реакция наблюдается и
при
эмотивном
темпераменте,
но
все
же
чаще
всего
она
сопровождает
именно тревожность. Поскольку всякий старается скрыть свои слабости,
поведение
таких
людей
характеризуется
утрированностью
и
некоторой
настойчивостью.
Так
можно
отличить
сверхкомпенсацию
от
обычного
желания
произвести
впечатление.
Дети
также
могут
развивать
сверхкомпенсацию, напуская на себя важность, чтобы скрыть трусость.
Переходя к возбудимым акцентуированным личностям, надо заметить,
прежде всего, что здесь новое свойство акцентуации в сочетании чертами
того или иного темперамента не возникает, однако возможны любопытные
акцентуационные
разновидности.
Труднее
всего
дифференциация
в
тех
случаях, когда возбудимый характер сочетается с аффективно-лабильным
темпераментом, так как эпилептоидные личности сами по себе склонны к
колебаниям в настроении.
Сочетания различных характеров и темпераментов дают гораздо более
заметные результаты. Сочетания тех или иных свойств темперамента ничего
существенного
нового
не
дает,
получается
скорее
смешанный
тип
акцентуации, при котором трудно отделить один темперамент от другого.
Например,
реакции,
с
которыми
мы
сталкиваемся
при
тревожности
и
эмотивности (сильное восприятие тяжелых переживаний, слезливость и так
далее), могут также наблюдаться при дистимическом и циклотимическом
темпераментах.
Если
акцентуация
сводится
к
одной
яркой
особенности
темперамента, то все реакции представляют собой единую, весьма четкую
картину.
При
сочетаниях
же
соотношения
реакций
становятся
зыбкими.
Однако новые реакции при этом не возникают. Вот почему не обязательно в
этих
случаях
определять
поведение
человека
исходя
из
сочетаний
черт
разных
темпераментов.
Следует
напомнить
также,
что
гипертимия
и
дистимия, например, обладают свойствами взаимно уничтожаться.
Таким
образом,
младшие
школьники
оценивают
своих
сверстников прежде всего по тем свойствам, которые легко проявляются
внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание
учитель. Преподаватель не должен делать поспешных решений на счет
тех или иных черт характера, свойств темперамента, так их комбинация
зачастую имеет сложную структуру. Однако выделив черты, которые
подлежат учету необходимо определиться с методами воздействия на
личность.
Список
использованной
литературы
1.
Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для
студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко; Под
ред. В.А. Сластенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. – стр.205
2.
Абрамцева Э.Л. Общая возрастная психология. Волгоград, 2012.
стр.162.
3.
Бурлачук
Л.Ф.,
Морозов
С.М.
Словарь
-
справочник
по
психодиагностике. - СПб., 1999г.стр.145.
4.
Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д.
Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — стр.255
5.
ЕжкинИ.И. Детская
практическая
психология:
Учебник
/
Под
ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — стр.255
6.
Ежкин
И.И.,
Абрамцева
Э.Л.
Общая
возрастная
психология.
Волгоград, 2012.стр.162.
7.
Коломинский
Я.
Л.
Психология
личных
взаимоотношений
в
детском коллективе. Минск, «Народная асвета», 1969, стр. 74-75
8.
Кравченко А.И. Социология - М., Академический проект, 2003 г.стр
68
9.
Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений /
Т.Д.
Марютина,
Т.Г.
Стефаненко,
К.Н.
Поливанова,
-
М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - стр. 261
10.Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С.
Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга — М.:
Прогресс, 1987. — стр.325.
11.Рубинштейн
С.Л.
Основы
общей
психологии.
–
СПб.:
Изд-во
«Питер», 1999. стр.79.
12.Сухомлинский В.А. О воспитании М.: КВАНТА + 2001. -436с.
13.Ушинский К.Д.Собрание сочинений. Т.2. – М., 1986. стр 470.
14.Эльконин Д.Б. Детская психология М..1960. стр 112.