"Деятельность общеобразовательных учреждений по внедрению здоровьесберегающих технологий, созданию системы целенаправленной индивидуальной работы, формированию здорового образа жизни"
Автор: Решетникова Светлана Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12" Населённый пункт: г.Астрахань Наименование материала: статья Тема: "Деятельность общеобразовательных учреждений по внедрению здоровьесберегающих технологий, созданию системы целенаправленной индивидуальной работы, формированию здорового образа жизни" Раздел: начальное образование
Деятельность общеобразовательных учреждений по внедрению
здоровьесберегающих технологий, созданию системы
целенаправленной индивидуальной работы, формированию
здорового образа жизни
.
Решетникова С.Н., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №12»
г. Астрахань
В условиях демократизации образовательного процесса в
современной
школе,
развития
личностно-ориентирванных
педагогических
технологий
на
первый
план
все
чаще
выходят
педагогические
проблемы
обеспечения здоровья учащихся.
Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки –
таково и здоровье. О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в
прошлые века и били набат медики и педагоги. В 1805 году великий педагог
просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных
книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство
их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые,
и
у
них
рождались
здоровые
дети.
Когда
дети
до
3-х
лет
еще
питались
материнским
молоком.
Когда
они
ели
здоровую
пищу,
пили
чистую
воду,
дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были менее
информационно нагружены.
О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время
много. И к этому имеются все основания. Лишь около 10% учащихся могут
считаться
здоровыми,
более
половины
школьников
страдают
различными
хроническими заболеваниями.
Содержание
школьных
программ
в
настоящее
время
меняется
главным
образом
в
сторону
повышения
требований,
интенсификации
обучения
и
увеличения объема учебных нагрузок. Постоянно возрастающая по объему и
усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие
с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к
хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их
здоровья.
Сегодня
перед
школой
стоит
важная
задача
–
создание
условий
для
сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьюсбережению,
внедрению здоровьесберегающих технологий в УВП.
В 2002 – 2003 уч.г. педагогическим коллективом МОУ «СОШ № 12» была
разработана комплексно-целевая программа «Школа здоровья», главной целью
которой
является
построение
«Маленького
дома
большого
здоровья»,
основными составляющими которой являются:
Вся
деятельность педагогического коллектива направлена на сохранение здоровья
обучающихся
и
восстановление
адаптационных
возможностей
организма
ребенка, на
полноценное
физическое,
психическое,
нравственное,
социальное
здоровье школьников, на
«Крыша – эффективное содействие
укреплению здоровья школьников
«Строительство стен» - разработка методических рекомендаций
«Строительство стен» - разработка методических рекомендаций
«Фундамент дома» – разработка и реализация психолого-педагогических программ,
внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий
«Окна» – повышение уровня
профессиональной компетентности
педагогического коллектива
«Окна» – повышение уровня
профессиональной компетентности
педагогического коллектива
«Перекрытия» – организация валеологической оценки УВП
«Скрепляющий материал» – совместная работа
педагогического коллектива с учащимися, родителями
о бу ч е н и е
о с н о в а м
з д о р о в о г о
о б р а з а
ж и з н и ,
ф о р м и р о в а н и е
здоровьесберегающей среды.
Педагогический
коллектив
школы
работает
в
инновационном
режиме,
занимается
разработкой
модели
здоровьесберегающей
среды,
наиболее
значимыми компонентами которой являются:
создание комфортных условий обучения (моделирование в ОУ зоны
экологической комфортности);
использование
оздоровительных
методик,
регулирующих
двигательную
активность,
и
приемов
реабилитации
умственной
и
физической работоспособности.
В непрерывный валеологический процесс вовлечены педагоги, учащиеся и
их родители. При МС создана ТГ учителей по проблеме «Здоровый ребенок –
зд о р о в ы й
у ч е н и к » ,
ко т о р а я
р а з р а б о т а л а
К Ц П
« П р и м е н е н и е
здоровьесберегающих
технологий
в
обеспечении
качества
образования».
Реализация КЦП ведется по следующим направлениям:
совещание при директоре;
совет школы, родительский комитет;
МС, МО;
работа с учащимися;
работа с педагогическими кадрами;
информационно-методическое обеспечение и контроль.
Деятельность
администрации
школы
направлена
на
регулирование
и
коррекцию основных мероприятий по здоровью и ЗОЖ. Родительский комитет
и
совет
школы
помогают
обеспечить
выполнение
социального
заказа
по
основным
направлениям
сохранения
здоровья
и
организации
ЗОЖ.
На
педагогических
советах
разрабатывается
стратегия
и
тактика
в
решении
проблем здоровья и ЗОЖ участников образовательного процесса. МС и МО
обеспечивают
технологическую
реализацию
в
развитии
профессиональных
компетенций и компетентности участников образовательного процесса. Работа
с
учащимися
построена
на
обеспечении
взаимодействия,
сотрудничества
учащихся и учителей в решении проблем здоровья, здоровьесбережения. Много
внимания
уделяется
распространению
ППО
в
коллективе,
своевременному
сбору,
анализу
и
принятию
управленческих
решений
по
оперативному
регулированию
коррекции
проблем
здоровья
и
ЗОЖ
участников
образовательного процесса.
КЦП «Школа здоровья» рассматривает здоровье человека как взаимосвязь
компонентов
физического,
психического,
нравственного
(духовного)
и
социального
здоровья.
Созданы
«Паспорта
здоровья
классов»
и
«Паспорт
здоровья школы», которые помогли нам определить структуру паталогии и
учащихся. Все учащиеся в соответствии с этим были распределены по группам
здоровья.
Основная I – 135 чел. (39,7%)
Основная II – 188 чел (55,2%)
Подготовительная III – 15 чел (4,4%)
Освобожденные – 2 чел (0,58%)
«Фундамент дома» – разработка и реализация психолого-педагогических программ,
внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий
«Площадка под строительство дома» – формирование базы данных о состоянии
здоровья учащихся
Медицинское обследование показало, что в школе в 2009 – 2010 уч.г. только
44,5% учащихся практически здоровы, 55,5% учащихся имеют отклонения в
здоровье.
Исследование психического здоровья учащихся велось по определенным
параметрам:
диагностика тревожности и агрессивности;
диагностика высших психических функций;
диагностика мышления;
диагностика индекса групповой сплоченности
А также отслеживалось нравственное здоровье школьников (сознательность
дисциплины,
сохранность
школьного
имущества,
формирование
гуманистических
взаимоотношений,
нравственная
оценка
и
самооценка,
внутренний контроль (совесть, осознание
моральной стороны поступков),
отношение к природе, общественно полезному труду, вредные привычки).
Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива – это
развитие здоровьесберегающей среды в школе через применение технологии
личностно-ориентированного
обучения,
здоровье сберегающих
и
здоровьеформирующих технологий. С этой целью в педагогическом коллективе
школы прошли теоретические семинары:
1.
«Здоровьесберегающие
технологии
как
главные
составляющие
образовательного процесса в школе».
2.
Принципы, средства, методы здоровьсберегающих технологий.
3.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Были
проведены
деловые
игры:
«Технология
организации
валеологически
обоснованного
урока
в
условиях
здоровьесберегающей
педагогики»,
«Основные
формы
организации
обучения
в
условиях
здоровьесберегающей
педагогики».
В школе работает психологическая служба, создан кабинет психологической
разгрузки, с учащимися 1 – 4 классов, имеющими фонетико-фонематические
нарушения речи и заикания, занимается логопед.
Созданная
здоровьесберегающая
среда
в
школе
позволила
предоставить
каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование,
адекватное
его
способностям,
склонностям,
возможностям,
потребностям
и
интересам.
Образовательный процесс в школе регламентируется Типовым базисным
учебным планом ОУ, утвержденными программами Министерства образования
РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития
ребенка
и
согласованными
с
методическими
санитарно-гигиеническими
службами.
В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии
(
классно-урочная
форма,
лекционно-семинарско-
зачетная),
так
и
педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического
процесса
(педагогика
сотрудничества,
личностно-ориентированный
подход,
КСО, игровые технологии и др.).
Важнейшим
условием
деятельности
педагогического
коллектива
стало
валеологическое обеспечение УВП, то есть обязательное применения на уроках
здоровьесберегающих технологий обучений.
Это предполагает:
учет
периодов
работоспособности
детей
на
уроках
(период
врабатываемости,
период
высокой
продуктивности,
период
снижения
продуктивности с признаками утомления);
учет
возрастных
и
физиологических
особенностей
ребенка
на
занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
чередование видов позы с учетов видов деятельности;
использование физкультурных пауз на уроках.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя
и психологически грамотной педагогической направленности его деятельности.
Наши педагоги придерживаются правил:
Не сковывать, а освобождать.
Не сдерживать, а поддерживать.
Не сгибать, а распрямлять.
Использование
сказкотерапии,
улыбкотерапии,
музыкотерапии,
терапии
творчества
на
уроках
в
начальной
школе;
вокалотерапии,
логоритмики,
ритмотерапии,
фольклорной
арттерапии
на
уроках
музыки;
ролевых
игр,
драматизации, игрушек, театральных постановок, разучивание стихов и песен
на уроках иностранного языка; групповой и парной работы, индивидуального и
дифференцированного
подходов,
адаптивной
системы
обучения
на
уроках
математики;
проектной
деятельности
на
уроках
информатики;
блочно-
модульной системы и разноуровневых заданий, тестовых и творческих заданий
на уроках литературы, истории, географии, биологии и т.д. способствуют не
только сохранению здоровья учащихся, но и повышают эффективность урока.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе
длятся 40 мин. И на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к
предмету, так и смертная скука. Поэтому на занятиях проводятся динамические
паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с
целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
В режиме работы школы – введены физкультминутки на уроках. Увеличен
объем двигательной активности. Во 2 – 4 классах введен 3-ий час физкультуры.
Во всех классах проводится «Оздоровительный час». Учащиеся школы имеют
возможность посещать кабинет психологической разгрузки. Занятия проводит
психолог по программе «Коммуникативно-двигательная активность учащихся».
Сформирован вариант расписания, который состоит из блоков:
расписание
занятий
по
школьному
компоненту
(с
учетом
работы
психологической службы);
расписание занятий дополнительного образования;
расписание индивидуальных консультаций учителей – предметников.
В рамках базового компонента на уроках ОБЖ в 10 – 11 классах введена тема
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» в объеме 6 часов.
Педагоги школы большое внимание уделяют
на уроке выбору методов,
способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих
учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в
субъект действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод
свободного
выбора
(свободная
беседа,
выбор
действия,
выбор
способа
действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные
методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждением в группах,
ролевая
игра,
дискуссия,
семинар,
ученик
как
исследователь);
методы,
направленные
на
самопознание
и
развитие
(интеллекта,
эмоций,
общения,
воображения, самооценки и взаимооценки).
В содержательной части урока педагоги используют вопросы, связанные со
здоровьем и ЗОЖ, формирующие отношение к человеку и его здоровью как к
ценности.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование
юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших
стихотворений,
музыкальных
минуток
создают
бл а го п р и я т н ы й
психологический климат на уроке.
Много
внимания
администрация
школы
уделяет
укреплению
материально-
технической базы школы. В школе отремонтирован и открыт бассейн, работает
тренажёрный зал.
В период летних каникул в школьном оздоровительном лагере «Солнышко»
отдохнуло 75 учащихся.
В сохранении и укреплении здоровья детей, пропаганде ЗОЖ большая роль
отводится
семейному
воспитанию.
Для
родителей
организован
лекторий
«Пропаганда здорового образа жизни», организуются встречи с медицинскими
работниками,
выпускаются
санбюллетени,
налажена
связь
с
детской
поликлиникой, наркодиспансером.
Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее.
Здоровьесберегающие
технологии
в
УВП
–
задача
особой
важности
для
педагогического
коллектива
школы.
Задача
нашего
образовательного
учреждения
состоит
в
том,
чтобы
помочь
каждому
ученику
развить
свои
способности,
помочь
сохранению
и
укреплению
здоровья
ребенка,
т.е.
осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не в кратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу.
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Дайте детству наиграться,
Насмеятся, наскакаться,
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться.
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!
(Баева З.И. «Дайте детству состоятся!»)
Список литературы
1. Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование.- 1995.-№5.-
С.107-108.-(Технология педагогического труда)
2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.: Просвещение, 1990.
Брязгунов
И.П.
Беседы
о
здоровье
школьников:
Кн.
для
учителей
и
родителей.-
М.:Просвещение,1992.
3.
Дмитриев
А.А.
Оздоровительная
направленность
обучения
как
один
из
важнейших
принципов педагогической валеологии / Проблемы педагогической валеологии. Сборник
научных трудов под ред. проф. Колбанова В.В.- Санкт-Петербург, 1997.
4. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. М.: МарТ, 2005.
5.
Казина
Э.М.,
Заруба
Н.А.
Здоровьесберегающее
сопровождение
воспитательно-
образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово ,
2003.
6. Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий.
Журнал «Начальная школа», №11, 2005, с.75
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:
«ВАКО», 2004. – 296 с.
8. Корягин А.В. Модель «Школа здоровья» в условиях инновационного учебного заведения //
Педагогическое обозрение.- 2000.- №3.-С.89-92.
9. Кулева С.В. Проблемы создания "школы здоровья" в условиях инновационного учебного
заведения // "Завуч".- №3.-1998.- С. 49-60.
10. Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь
с проблемами образования// Перемены.-2000.-№2.-С.148-156.
11.
Низяева
Е.В.
и
др.
Укрепление
физического
и
нравственного
здоровья
учеников
начальных классов // Педагогическое обозрение.-2000.-№3.-С.100-101.
12. Попов С.В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998.
13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.
- М.: Академия, 2002.
14.
Тихомирова
Л.Ф.
Деятельность
учреждений
образования
по
охране
и
укреплению
здоровья детей.- Учебно-методическое пособие.- Ярославль: ИПКРО, 2000.-112с.
15. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный
процесс:
методическое
пособие
для
руководителей
образовательных
учреждений.
–
М.:
Новая школа, 1994. – 64 с.