Напоминание

"Деятельность общеобразовательных учреждений по внедрению здоровьесберегающих технологий, созданию системы целенаправленной индивидуальной работы, формированию здорового образа жизни"


Автор: Решетникова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельность общеобразовательных учреждений по внедрению здоровьесберегающих технологий, созданию системы целенаправленной индивидуальной работы, формированию здорового образа жизни"
Раздел: начальное образование





Назад





Деятельность общеобразовательных учреждений по внедрению

здоровьесберегающих технологий, созданию системы

целенаправленной индивидуальной работы, формированию

здорового образа жизни

.
Решетникова С.Н., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №12» г. Астрахань В условиях демократизации образовательного процесса в современной школе, развития личностно-ориентирванных педагогических технологий на первый план все чаще выходят педагогические проблемы обеспечения здоровья учащихся. Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье. О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. В 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были менее информационно нагружены. О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время много. И к этому имеются все основания. Лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями. Содержание школьных программ в настоящее время меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья. Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьюсбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в УВП. В 2002 – 2003 уч.г. педагогическим коллективом МОУ «СОШ № 12» была разработана комплексно-целевая программа «Школа здоровья», главной целью которой является построение «Маленького дома большого здоровья», основными составляющими которой являются:
Вся деятельность педагогического коллектива направлена на сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, на полноценное физическое, психическое, нравственное, социальное здоровье школьников, на «Крыша – эффективное содействие укреплению здоровья школьников «Строительство стен» - разработка методических рекомендаций «Строительство стен» - разработка методических рекомендаций «Фундамент дома» – разработка и реализация психолого-педагогических программ, внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий «Окна» – повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива «Окна» – повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива «Перекрытия» – организация валеологической оценки УВП «Скрепляющий материал» – совместная работа педагогического коллектива с учащимися, родителями
о бу ч е н и е о с н о в а м з д о р о в о г о о б р а з а ж и з н и , ф о р м и р о в а н и е здоровьесберегающей среды. Педагогический коллектив школы работает в инновационном режиме, занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:  создание комфортных условий обучения (моделирование в ОУ зоны экологической комфортности);  использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности. В непрерывный валеологический процесс вовлечены педагоги, учащиеся и их родители. При МС создана ТГ учителей по проблеме «Здоровый ребенок – зд о р о в ы й у ч е н и к » , ко т о р а я р а з р а б о т а л а К Ц П « П р и м е н е н и е здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества образования». Реализация КЦП ведется по следующим направлениям:  совещание при директоре;  совет школы, родительский комитет;  МС, МО;  работа с учащимися;  работа с педагогическими кадрами;  информационно-методическое обеспечение и контроль. Деятельность администрации школы направлена на регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью и ЗОЖ. Родительский комитет и совет школы помогают обеспечить выполнение социального заказа по основным направлениям сохранения здоровья и организации ЗОЖ. На педагогических советах разрабатывается стратегия и тактика в решении проблем здоровья и ЗОЖ участников образовательного процесса. МС и МО обеспечивают технологическую реализацию в развитии профессиональных компетенций и компетентности участников образовательного процесса. Работа с учащимися построена на обеспечении взаимодействия, сотрудничества учащихся и учителей в решении проблем здоровья, здоровьесбережения. Много внимания уделяется распространению ППО в коллективе, своевременному сбору, анализу и принятию управленческих решений по оперативному регулированию коррекции проблем здоровья и ЗОЖ участников образовательного процесса. КЦП «Школа здоровья» рассматривает здоровье человека как взаимосвязь компонентов физического, психического, нравственного (духовного) и социального здоровья. Созданы «Паспорта здоровья классов» и «Паспорт здоровья школы», которые помогли нам определить структуру паталогии и учащихся. Все учащиеся в соответствии с этим были распределены по группам здоровья. Основная I – 135 чел. (39,7%) Основная II – 188 чел (55,2%) Подготовительная III – 15 чел (4,4%) Освобожденные – 2 чел (0,58%) «Фундамент дома» – разработка и реализация психолого-педагогических программ, внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий «Площадка под строительство дома» – формирование базы данных о состоянии здоровья учащихся
Медицинское обследование показало, что в школе в 2009 – 2010 уч.г. только 44,5% учащихся практически здоровы, 55,5% учащихся имеют отклонения в здоровье. Исследование психического здоровья учащихся велось по определенным параметрам:  диагностика тревожности и агрессивности;  диагностика высших психических функций;  диагностика мышления;  диагностика индекса групповой сплоченности А также отслеживалось нравственное здоровье школьников (сознательность дисциплины, сохранность школьного имущества, формирование гуманистических взаимоотношений, нравственная оценка и самооценка, внутренний контроль (совесть, осознание моральной стороны поступков), отношение к природе, общественно полезному труду, вредные привычки). Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива – это развитие здоровьесберегающей среды в школе через применение технологии личностно-ориентированного обучения, здоровье сберегающих и здоровьеформирующих технологий. С этой целью в педагогическом коллективе школы прошли теоретические семинары: 1. «Здоровьесберегающие технологии как главные составляющие образовательного процесса в школе». 2. Принципы, средства, методы здоровьсберегающих технологий. 3. Технология личностно-ориентированного обучения. Были проведены деловые игры: «Технология организации валеологически обоснованного урока в условиях здоровьесберегающей педагогики», «Основные формы организации обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики». В школе работает психологическая служба, создан кабинет психологической разгрузки, с учащимися 1 – 4 классов, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи и заикания, занимается логопед. Созданная здоровьесберегающая среда в школе позволила предоставить каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. Образовательный процесс в школе регламентируется Типовым базисным учебным планом ОУ, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами. В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии ( классно-урочная форма, лекционно-семинарско- зачетная), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, КСО, игровые технологии и др.). Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива стало валеологическое обеспечение УВП, то есть обязательное применения на уроках здоровьесберегающих технологий обучений.
Это предполагает:  учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);  учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);  наличие эмоциональных разрядок на уроках;  чередование видов позы с учетов видов деятельности;  использование физкультурных пауз на уроках. Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его деятельности. Наши педагоги придерживаются правил:  Не сковывать, а освобождать.  Не сдерживать, а поддерживать.  Не сгибать, а распрямлять. Использование сказкотерапии, улыбкотерапии, музыкотерапии, терапии творчества на уроках в начальной школе; вокалотерапии, логоритмики, ритмотерапии, фольклорной арттерапии на уроках музыки; ролевых игр, драматизации, игрушек, театральных постановок, разучивание стихов и песен на уроках иностранного языка; групповой и парной работы, индивидуального и дифференцированного подходов, адаптивной системы обучения на уроках математики; проектной деятельности на уроках информатики; блочно- модульной системы и разноуровневых заданий, тестовых и творческих заданий на уроках литературы, истории, географии, биологии и т.д. способствуют не только сохранению здоровья учащихся, но и повышают эффективность урока. Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе длятся 40 мин. И на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Поэтому на занятиях проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности. В режиме работы школы – введены физкультминутки на уроках. Увеличен объем двигательной активности. Во 2 – 4 классах введен 3-ий час физкультуры. Во всех классах проводится «Оздоровительный час». Учащиеся школы имеют возможность посещать кабинет психологической разгрузки. Занятия проводит психолог по программе «Коммуникативно-двигательная активность учащихся». Сформирован вариант расписания, который состоит из блоков:  расписание занятий по школьному компоненту (с учетом работы психологической службы);  расписание занятий дополнительного образования;  расписание индивидуальных консультаций учителей – предметников. В рамках базового компонента на уроках ОБЖ в 10 – 11 классах введена тема «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» в объеме 6 часов. Педагоги школы большое внимание уделяют на уроке выбору методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъект действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод
свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждением в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки). В содержательной части урока педагоги используют вопросы, связанные со здоровьем и ЗОЖ, формирующие отношение к человеку и его здоровью как к ценности. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток создают бл а го п р и я т н ы й психологический климат на уроке. Много внимания администрация школы уделяет укреплению материально- технической базы школы. В школе отремонтирован и открыт бассейн, работает тренажёрный зал. В период летних каникул в школьном оздоровительном лагере «Солнышко» отдохнуло 75 учащихся. В сохранении и укреплении здоровья детей, пропаганде ЗОЖ большая роль отводится семейному воспитанию. Для родителей организован лекторий «Пропаганда здорового образа жизни», организуются встречи с медицинскими работниками, выпускаются санбюллетени, налажена связь с детской поликлиникой, наркодиспансером. Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в УВП – задача особой важности для педагогического коллектива школы. Задача нашего образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании. Дайте детству наиграться Вдоволь, досыта, не в кратце, Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку раскрыться. Не травите детство спором, Не нудите разговором, Не давите злом и страхом, Не бросайте слов с размаху. Душу детскую щадите, Пуще глаза берегите, Зря за шалость не корите Ни родитель, ни учитель. Развивая детский разум, Не влезайте в дебри сразу. Детства дни не торопите, Детству солнце подарите.
Дайте детству наиграться, Насмеятся, наскакаться, Дайте радостно проснуться, Дайте в ласку окунуться. Дайте детству удержаться, Дайте верой надышаться, Дайте в рост ему подняться, Дайте детству состояться! (Баева З.И. «Дайте детству состоятся!») Список литературы 1. Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование.- 1995.-№5.- С.107-108.-(Технология педагогического труда) 2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.: Просвещение, 1990. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей.- М.:Просвещение,1992. 3. Дмитриев А.А. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов педагогической валеологии / Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов под ред. проф. Колбанова В.В.- Санкт-Петербург, 1997. 4. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. М.: МарТ, 2005. 5. Казина Э.М., Заруба Н.А. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно- образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово , 2003. 6. Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. Журнал «Начальная школа», №11, 2005, с.75 7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 296 с. 8. Корягин А.В. Модель «Школа здоровья» в условиях инновационного учебного заведения // Педагогическое обозрение.- 2000.- №3.-С.89-92. 9. Кулева С.В. Проблемы создания "школы здоровья" в условиях инновационного учебного заведения // "Завуч".- №3.-1998.- С. 49-60. 10. Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования// Перемены.-2000.-№2.-С.148-156. 11. Низяева Е.В. и др. Укрепление физического и нравственного здоровья учеников начальных классов // Педагогическое обозрение.-2000.-№3.-С.100-101. 12. Попов С.В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998. 13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002. 14. Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей.- Учебно-методическое пособие.- Ярославль: ИПКРО, 2000.-112с. 15. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.


В раздел образования