Основные формы работы по организации досуга подростков
Автор: Афанасьева Екатерина Юрьевна Должность: руководитель Детско-юношеского обьединения Учебное заведение: МАУК ГДК Населённый пункт: Красноармейск, Московская обл. Наименование материала: статья Тема: Основные формы работы по организации досуга подростков Раздел: дополнительное образование
Основные формы работы по организации досуга подростков и молодежи.
Проблемы свободного времени следует рассматривать в тесной связи с
конкретной фазой жизни, в которой формируется личность, детство, юность,
зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза
свободного времени, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль
периода
юности
в
сфере
свободного
времени
является
темой
множества
исследований
и
размышлений.
В
современном
обществе
социализация
молодежи протекает большей степени вне первичного института опеки - семьи.
В
настоящее
время
более
значительную
роль
играют
в
этом
процессе
социальные
институты:
школа,
вузы,
СМИ,
учреждения
социокультурной
сферы, группы сверстников и многое другое.
В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность
свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется
заметный
контроль
со
стороны
старшего
поколения,
ценности
времени,
проводимого вне контроля, главным образом, в группах сверстников. Свободное
время молодежи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биоло-
гическими,
психологическими,
социальными
характеристиками.
Молодежь
-
эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна,
склонна
к
игровой
деятельности.
Для
нее
характерен
альтруизм,
что
способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду;
легкостью
сближения
со
сверстниками,
что
становится
важнейшим
«группобразующим фактором».
Реформирование
прежних
структур
управления
досугом
актуализирует
необходимость разработки новой системы регулирования молодежного досуга,
адекватной
современной
социокультурной
ситуации.
В
настоящее
время
регулирование досуга молодежи следует направить на формирование такого
типа
досугового
поведения,
который,
с
одной
стороны,
отвечал
бы
потребностям
общества
в
организации
культурного
досуга,
содействующего
развитию
личности
молодого
человека,
а
с
другой
-
социокультурным
потребностям
самой
молодежи.
Тем
самым
задачи
любого
культурно-
досугового учреждения состоят в следующем:
• развитие познавательной мотивации и творческих способностей молодежи
• осуществление воспитательно-профилактической работы по предупреждению
правонарушений
•
ф о р м и р о в а н и е
о б щ е й
к ул ьт у р ы
и
з до р о в о го
о б р а з а
ж и з н и
•
о р г а н и з а ц и я
с о ц и а л ь н о - з н а ч и м о г о
д о с у г а
м о л о д е ж и
• создание условий для самореализации
Социально-культурные
центры
–
это
одно
или
многопрофильные
организации
свободного,
предпринимательского
инициативного
характера.
«Основные
сущностные
черты
такого
центра,
заключаются
в
его
широком
социальном
назначении,
которое
(прежде
всего)
состоит
в
удовлетворении
культурных
интересов
различных
категорий
населения
в
сфере
свободного
времени и формировании культурной среды».
Цель их создания – интеграция родственных по своим задачам социально-
культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации
творческого
досугового
потенциала
входящих
в
него
структурных
единиц
и
формирований,
организация
совместных
крупномасштабных
региональных
мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.
Структура
культурного
центра
основана
на
взаимодействии
профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице
штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с
другой – развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной
деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.
В
работе
с
молодежью
досуговые
центры
открытого
типа
следуют
принципам
соревновательности,
взаимного
уважения,
доверия
и
внимания
участников
друг
к
другу,
индивидуального
подхода
и
единства
интересов
личности и коллектива.
Наблюдения за работой клубных объединений убеждают: чтобы досуг
стал
действительно
привлекательным
для
молодежи,
необходимо
строить
работу обеспечивающих его учреждений и организаций на интересах каждого
молодого
человека.
Надо
не
только
хорошо
знать
сегодняшние
культурные
запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на
них регулированием соответствующих форм и видов досуговых занятий.
Сейчас
в
практику
работы
многих
учреждений
культуры
и
спорта
все
больше
входят
социологические
исследования,
с
помощью
которых
они
пытаются изучать досуговые запросы молодежи.
Жизнь
подсказывает,
что
досуг
молодых
всегда
был
интересным
и
привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного
воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек
соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и
художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и
поступают,
прежде
всего
добиваются
преодоления
потребительского
отношения
к
досугу,
присущего
части
молодежи,
считающей,
что
содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то
со стороны, только не она сама.
Следующее
требование,
предъявляемое
к
организации
и
проведению
молодежного
досуга,
полная
его
деалкоголизация.
Ни
один
вид
досуга
не
должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно
пропагандировали бы потребление спиртных напитков.
Дифференциация досуга по интересам должна дополняться разделением
его
проведения
с
учетом
различных
групп
молодежи.
В
возрастном,
профессиональном,
территориальном
отношении
молодежь,
как
особая
социальная
группа,
неоднородна:
сельская,
городская,
учащаяся,
занятая
в
различных
сферах
народного
хозяйства,
семейная
и
несемейная
и
т.
д.
Естественно,
что
все
эти
подгруппы
молодежи
отличаются
друг
от
друга
потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности,
бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должны
учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом
конкретном случае занятия, развлечения, игры.
Как
известно,
среди
наиболее
популярных
у
молодежи
видов
досуга
доминируют
физкультура
и
спорт,
обеспечивающие
не
только
здоровье,
нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом.
Кстати,
отношение
индивида
к
своей
физической
конституции
является
показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру.
Удобные
формы
приобщения
к
физкультуре
и
спорту
–
спортивные
клубы,
секции,
группы
здоровья.
Владение
специальными
психическими,
упражнениями
создает
основы
психического
саморегулирования,
сокращает
время восстановления нервных сил.
Игры занимают «важное» место в жизни молодежи, однако далеко не
всем юношам и девушкам присуща высокая игровая культура. Некоторые из них
совсем
не
ориентируются
в
современных
массовых
играх,
не
осознают
их
ценности
для
себя,
другие
же
относятся
к
играм
преимущественно
созерцательно (сидение у телеэкрана, на трибуне стадиона). Игра, как форма
досуга,— дело серьезное.
Можно
выделить
наиболее
привлекательные
для
молодежи
формы
развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры -
зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых,
роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью
молодежного
досуга
является
возрастание
в
нем
доли
духовных
форм
и
способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность,
насыщенность
информацией,
возможность
творчества
и
познания
нового.
Такими
«синтетическими»
формами
организации
досуга
стали
клубы
по
интересам,
любительские
объединения,
семейные
клубы,
кружки
художественного
и
технического
творчества,
дискотеки,
молодежные
кафе-
клубы.
Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени,
рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных
ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы
молодежного
досуга,
причем
возможности
творить
открываются
всем
без
исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их
суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-
то нового.
Итак,
досуг
дает
возможность
современному
молодому
человеку
развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого
необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи,
своего
призвания
–
всесторонне
развивать
собственные
способности,
сознательно формировать себя.